возражать / возразить возраст воспитанный вред гибель мечта мучить неуклюжий образованный (человек) огорчение опасность отчаяние пережить (что?) перемешиваться/перемешаться польза |
разгар сбываться/сбыться смущение событие создавать/создать сочинение спорить справедливость тревога ужасный уступать (кому?) утешать (кого?) храбрость чудак шёпот |
Б. Запомните синонимы и :, Запирать = закрывать
Раз (разг.) = если
Чересчур (разг.) = слишком
Ужасно (разг.) = очень
Вред =/= польза, В. Запомните!
Стать +
Перестать +
Примеры:
Г. Придумайте свои примеры с выражениями, данными в пункте В.
Запомните! Глаголы с приставкой ПЕРЕ– обозначают повторное действие. Например: пере спросить, пере читать, пере писать, пере делать. |
Задание 2. А. Приведите свои примеры таких глаголов.
Б. Придумайте ситуации, когда вам нужно переспросить, перечитать, переписать, переделать и т. п.
Задание 3. А. Прочитайте предложения. Объясните разницу в значении выделенных глаголов.
посмотреть
Б. Придумайте свои предложения с этими глаголами.
Задание 4. А. Прочитайте предложения. Найдите слова, с помощью которых сообщается о чувствах (ощущениях) человека.
1) Я была очень рада видеть своих старых школьных друзей. 2).
Вы довольны своей отметкой на экзамене? 3) Мальчик говорил с отчаянием в голосе. 4) Володя мучился, потому что не знал, любит ли его Валя. 5) Мать была счастлива, когда её сын поступил в университет. 6) Глаза у неё были добрые, удивлённые. 7) Дима смущённо сказал: «Простите, пожалуйста…». 8) «Что с тобой?» ― спросила она с тревогой. 9) «Она ещё красивая…» ― с огорчением подумал Дима.
Б. Запомните слова, с помощью которых сообщают о чувствах (ощущениях) человека:
Глаголы со значением «испытывать чувство, ощущение» |
Существительные со значением «чувство, ощущение» |
волноваться беспокоиться тревожиться радоваться огорчаться удивляться смущаться надеяться отчаиваться мучиться скучать грустить и др. |
волнение беспокойство тревога радость огорчение удивление смущение надежда отчаяние мучение скука грусть счастье и др. |
Модели:
1. кто? волнуется / беспокоится …
2. кто? испытывает что?
Образцы:
волнуясь.
смущённо
удивлённо
Запомните! Он рад. Она счастлива. |
В. Сообщите о чувствах (ощущениях) человека. Придумайте причину, по которой человек испытывает такое чувство.
лицо |
чувство |
1) он |
тревога |
2) моя подруга |
волнение |
3) молодой человек |
радость |
4) преподаватель |
удивление |
5) она |
смущение |
Запомните!
А.
Я считаю (думаю), что…
По-моему, …
По моему мнению, …
Б.
Я согласен / согласна с кем? , Я не согласен / не согласна с кем?
Задание 5. А. Прочитайте 1 часть рассказа. Найдите предложения, выражающие мнения героев.
I
Когда Дима, ученик шестого класса школы, прочитал всё, что создано в мировой литературе для его возраста, он начал читать книги для других возрастов.
- Почему ты не запираешь свой книжный шкаф? — спросила мама у папы.
- Запирать книги нельзя! — ответил папа. — Они еще никому не приносили вреда.
- А может, вообще отменить это понятие — «ребёнок»? — спросила мама. Раз в тринадцать лет можно все то же самое, что и в тридцать пять!
За справедливостью Дима всегда обращался к бабушке.
В самый разгар родительских споров, касавшихся его судьбы, он с отчаянием в голосе произносил: «Ну, скажи ты!..»
И спор немедленно заканчивался: бабушка говорила так неторопливо и тихо, что к её голосу надо было прислушиваться.
Вступая в дискуссию, она чаще всего задавала вопрос, ответ на который уже содержал в себе решение спора.
- А в каком классе ты сама прочитала «Анну Каренину»? — спросила она у мамы.
- Не помню.
- А я помню. В шестом…
- Вот видите! Видите!..
— воскликнул Дима. — А я ещё не читал…
- Дети не должны повторять ошибки родителей, — возразила мама. — Книга, прочитанная не вовремя, может не понравиться, потому что будет непонятна. И тогда ты уже больше никогда не захочешь её читать.
- Это бывает, — согласилась бабушка.
— Но ты не волнуйся… Я присмотрю.
Б. Ответьте на вопросы:
1. Кто является главным героем рассказа?
2. Что вы о нём узнали?
3. Что вы узнали о его семье?
4. О чём спорили родители Димы?
6. Сформулируйте точку зрения мамы, папы.
7. Какое чувство испытывал Дима во время спора родителей?
8. К кому Дима обращался за справедливостью?
9. Каким образом бабушка разрешала споры?
☺☻ а что думаете вы ?
- Выскажите свою точку зрения о споре родителей Димы.
- Согласитесь или не согласитесь с мнением героев рассказа, своих товарищей.
Задание 6.
Образец А:
Сестра сказала брату: « Мне понравился этот фильм».
Сестра сказала брату, что ей понравился этот фильм.
1. «Запирать книги нельзя!» — ответил папа. 2. «Не помню» — сказала мама. 3. «А я помню» — сказала бабушка. 4. «Ты прочитала этот роман шестом классе» — напомнила бабушка маме. 5. «А я ещё не читал эту книгу!» — воскликнул Дима. 6. Бабушка сказала Диме: «Валя живёт над нами, на шестом этаже. Ты тоже её знаешь». 7. «Очень вежливый и воспитанный человек» ― возразила бабушка. 8. Бабушка ответила: «Он очень талантливый мальчик».
Образец Б:
Андрей спросил друга: «Куда ты пойдёшь вечером?».
Андрей спросил друга, куда он пойдёт вечером.
1. «Почему ты не запираешь свой книжный шкаф»? — спросила мама у папы. 2. «В каком классе ты сама прочитала «Анну Каренину»? — спросила бабушка у мамы. 3. «А где сейчас эта Валя?» ― спросил он. 4. «Откуда ты знаешь, что он талантливый? ― спросил Дима бабушку. 5. «За что вы ему благодарны?» ― спросил Дима Валю.
Образец В:
Мать спросила дочь: « Ты купила хлеб?»
Мать спросила дочь, купила ли она хлеб.
1. «Она вышла замуж за Лёшку?» ― спросил Дима. 2. «Она стала ?» ― спросил Дима. 3. «Ты помнишь, как она делала тебе укол?» ― спросила бабушка Диму.
4. «Это тот мужчина, который всем уступает дорогу в лифт?» спросил Дима. 5. «Вы любили его?» ― спросил Дима у Вали.
II
Прежде всего, Дима стал читать «Большую Энциклопедию». Ему в голову пришла мысль , что, если прочитать эти большие тома, написанные обо всём на свете, можно сразу стать очень образованным человеком.
Прочитав за десять дней том на букву А, Дима перестал спать спокойно. Различные события, открытия и войны, происходившие в разные годы и эпохи, перемешались у него в голове.
И всё же Дима, вздохнув, начал читать второй том. Сначала он решил просмотреть его, посмотреть картинки … И неожиданно остановился. Между 76-й и 77-й страницей лежал листок из обычной тетрадки: «Письмо 1972 году. Домашнее сочинение ученика 9-го класса «Б» Владимира Платова».
Дима решил сначала прочитать письмо сам.
Ученик 9-го класса «Б» должен был написать письмо не человеку, а году. Однако по первым же словам было понятно, что ученик не выполнил задание учительницы…
«Дорогая Валя! Наша учительница хочет, чтобы мы обращались к году, а я обращаюсь к тебе. К тебе, живущей в том самом 1972 году! Прошло тридцать лет, как я написал это письмо. И вот ты его читаешь…
За это время произошло главное: я получил ответ на вопрос, который мучил меня в школьные годы. Дома, на уроках и переменах я думал: «Кого же она всё-таки любит ― Лёшку Филиппова или меня?» Теперь я уже давно знаю, что ты любишь меня. А с Лёшкой ты разговаривала на переменах просто для того, чтобы я немного поволновался. И еще потому, что вы оба серьезно интересовались литературой.
Все эти тридцать лет я был ужасно счастлив из-за того, что ты любила меня, а не Лёшку Филиппова! Я никогда не мог подумать, что мечты могут сбываться с такой математической точностью!
Мы работаем с тобой в одной больнице ― ты на одиннадцатом этаже, а я на десятом … Сегодня мы с тобой вместе оперировали больного. Я попросил тебя помочь, и ты пришла ко мне в отделение. А потом мы оба спустились вниз, где ждала нас его мать, и я сказал ей: «Всё в порядке! Всё хорошо!» Она не поверила, заплакала … А мы стали утешать ее: «Опасности нет. Опасности больше нет!..» Чтобы иметь возможность хоть раз сказать это, стоит жить на земле! Ты согласна?
Потом мы вернулись домой… Валя-маленькая, наша дочь, готовится к последним экзаменам в институте. Не знаю, в каком … Но это не имеет значения! А сын Серёжа ушёл на футбольный матч. Он вообще увлекается спортом… Тебе даже кажется, что чересчур. Похож на отца!.. Пусть хоть это служит тебе утешением. Ведь ты любишь меня…»
Домашнее сочинение не было закончено.
Задание 7. А. Выполните тест.
Б. Ответьте на вопросы:
1. Какую книгу Дима решил прочитать сначала? Почему?
2. Что нашёл мальчик во 2-ом томе энциклопедии?
3. В чём заключалось задание учительницы?
4. Выполнил ли Владимир это задание?
5. Какой вопрос мучил Володю? Получил ли он на него ответ?
6. Кем были Володя, Валя и Лёшка?
7. Почему Валя часто разговаривала с Лёшкой на переменах?
8. Расскажите, о чём мечтал Владимир.
9. Каких писателей вы изучали на уроках литературы в школе?
10. Какие темы для сочинений давали вам учителя литературы?
11. Объясните, как вы понимаете выражения «Ему в голову пришла мысль», «Ужасно счастлив».
III
― Бабушка! ― крикнул Дима.
― Чего тебе?
Дима молчал. Бабушка вошла в комнату… Говорили, что когда-то она была очень весёлой. И даже любила петь… А потом стала тихой и, казалось, все время думала о чем-то одном. Думала, думала… Она стала такой в феврале 1945 года, когда пришло письмо о гибели на фронте её сына Володи.
Она всегда была уверена, что единственное, чего пережить невозможно, это гибель детей. Она и не пережила… Умерло её веселье, она больше не пела.
И только через много лет, когда родился внук Дима (сын её дочери), жизнь как бы вернулась к ней. Но не та, которая была раньше, а совсем другая… Она стала бабушкой.
― Это … его сочинение, ― сказал Дима. И дал ей тетрадный листок. Бабушка прочитала. Потом перечитала ещё раз. Потом еще. Дима ждал.
― А где сейчас эта Валя? ― спросил он тихо.
― Валя Филиппова? Как и раньше … живёт над нами, на шестом этаже.
― Филиппова?! ― переспросил Дима.
― Ну да.
― Она вышла замуж за Лёшку?
― Её мужа зовут Алексей Петрович, ― ответила бабушка.
― Это тот мужчина, который всем уступает дорогу в лифт, а потом сам не может войти? Такой чудак?
― Очень вежливый и воспитанный человек. ― возразила бабушка. ― И её ты тоже знаешь. Однажды, когда у тебя была высокая температура, мы позвали её. Она сделала тебе укол… Помнишь?
― Конечно! Она стала хирургом?
― Нет, .
― Кем?
― Детским врачом.
― И он тоже врач?
― Он преподаёт литературу. Кажется, в институте.
― Ну да… Он же занимался в литературном кружке! А сын их такой высокий и неуклюжий?
― Очень талантливый мальчик, ― сказала бабушка.
― Откуда ты знаешь?
― Он учится в аспирантуре. Его зовут Володя…
Задание 8. А. Выполните тест.
Б. Ответьте на вопросы:
1. Кто такой Володя? (Кто он для бабушки, Димы?)
2. Что случилось с Володей?
3. Что Дима сделал после того, как прочитал сочинение?
4. О чём расспрашивал Дима бабушку?
5. Что он узнал о Вале?
6. Как вы думаете, почему Валя и Алексей назвали сына Володей?
7. Расскажите историю жизни бабушки Димы.
8. Расскажите историю жизни Вали.
9. Расскажите историю друзей: Володи, Вали и Лёшки.
IV
Когда на улице начало темнеть, Дима спустился вниз и стал ждать во дворе, возле подъезда.
«Володя мечтал, что домой они будут возвращаться вдвоём… вспомнил Дима. – Хорошо бы, сегодня она вернулась одна!»
Она подъехала к дому на белой машине с красным крестом. Дима вошёл в подъезд вслед за ней и тихо, смущённо сказал:
― Простите, пожалуйста…
― Что с тобой? – спросила она с тревогой, будто думала, что он нуждается в медицинской помощи.
― Вам письмо!
― Мне?!
Глаза у неё были добрые, удивлённые.
«Всё еще красивая…» ― почему-то с огорчением подумал Дима. И дал ей Володино домашнее сочинение.
― Прочитайте…
― Хорошо! Только поднимемся к нам, ― предложила она. ― А то здесь темно.
― Нет, лучше тут… ― ответил ей Дима.
Она прочитала письмо, сняла очки и медленно пошла вверх по лестнице, забыв, что в доме есть лифт.
― Скажите, пожалуйста… ― крикнул Дима. ― Вы любили его?
Она обернулась.
― Вы любили его? ― почти шёпотом повторил он и удивился своей храбрости.
― Я любила его, ― ответила она. Сделала несколько шагов, снова обернулась и добавила: ― И я ему навсегда благодарна.
― За что? ― спросил Дима.
― За всё, ― тихо сказала она. ― За всё…
Задание 9. А. Выполните тест.
Б. Ответьте на вопросы:
1. Куда Дима пошёл вечером?
2. Зачем он ждал соседку?
3. Для чего Дима дал ей прочитать сочинение?
4. Какие чувства испытывали герои во время разговора?
5. Какой вопрос задал Вале Дима?
6. Что она ответила на вопрос мальчика?
7. Как вы думаете, за что Валя была благодарна своему однокласснику?
☺☻ а что думаете вы ?
- Как вы думаете, почему Дима задал этот вопрос?
- Почему Дима так поступил?
- Как бы поступили вы на его месте?
Выскажите свое мнение, согласитесь или не согласитесь с мнением своих товарищей.
Задание 10. Передайте кратко содержание рассказа. Вам помогут данные ниже вопросы:
1. Кто является главным героем рассказа?
2. Что вы узнали о нём и его семье?
3. Что нашёл мальчик в энциклопедии?
4. О чём написал Володя в своём сочинении?
5. Что случилось с Владимиром Платовым?
6. Что хотел узнать Дима у бабушки о Володиной однокласснице?
7. Что он хотел узнать у соседки?
8. Какой ответ он получил на свой вопрос?