Базаров: характеристика. Образ Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Сочинение

Общая характеристика (внешность, род занятий)

Как писатель-психолог, Тургенев продумал все до мелочей. Одним из способов характеристики персонажа является внешность героя. У Базарова высокий лоб, что является признаком ума, узкие губы, говорящие о высокомерии и надменности. Однако большую роль играет одежда героя. Во-первых, она показывает, что Базаров является представителем демократов-разночинцев (молодое поколение, противопоставленное старшему поколению 40-х годов либералов-аристократов).

Он одет в длинный черный балахон с кистями. На нем свободные штаны из грубой ткани и простая рубаха — вот как одет Базаров. Образ получился более чем говорящий. Он не гонится за тенденциями моды, более того, презирает элегантность Павла Петровича Кирсанова, внешний вид которого полностью противоположен. Простота в одежде — один из принципов нигилистов, чью позицию занял герой, так он чувствует себя ближе к простому народу. Как показывает роман, герою и вправду удается сблизиться с простыми русскими людьми. Базарова любят крестьяне, за ним по пятам следуют дворовые ребятишки. По роду деятельности Базаров (характеристика героя в плане профессии) — врач. И кем бы еще он мог быть? Ведь все его суждения основываются на немецком материализме, где человек рассматривается лишь как система, в которой действуют свои физические и физиологические законы.

Мнение об аристократии

Одной из главных тем спора в 10 главе «Отцы и дети» является роль аристократии. Павел Петрович считает, что представители аристократического общества являются двигателями прогресса в современной России. Он уверен, что интеллигенция сможет построить в стране конституционную монархию и провести либеральные реформы.

Базаров считает, что аристократия является одной из причин стагнации российского общества. Герой утверждает, что это прослойка населения не способна провести демократические реформы в государстве, дав свободу основной части населения.

Литературоведы считают, что разница во мнениях героев обусловлена их социальным положением. Кирсанов является одним из представителей аристократии. Базаров родился в семье разночинцев, поэтому он знаком с особенностями жизни большей части населения Российской империи.

Внешний конфликт в романе

Как отмечалось выше, роман Тургенева многоплановый, в нем можно выделить два уровня конфликта: внешний и внутренний. На внешнем уровне конфликт представлен спорами Павла Петровича Кирсанова с Евгением Базаровым.

18 стр., 8562 слов

Евгений базаров: характеристика и образ героя в романе и.с. тургенева ...

... Когда Базаров умирает, Тургенев пытается показать о том, что наконец-то герой получил умиротворение и покой. Сочинение Характеристика и образ Базарова Иван ... одре он меняет все свои убеждения. В этом эпизоде показана эволюция героя. Он понимает, что никакой пользы ... Также интересно отношение Базарова к народу, он считает себя его представителем и пользуется уважением у истинных представителей народа ( ...

Споры с Павлом Петровичем Кирсановым касаются разных сторон человеческой жизни. Наиболее непримиримым Базаров является по отношению к искусству, в первую очередь поэзии. Он видит в ней лишь пустой и никому не нужный романтизм. Второе, о чем ведут диалог герои — это природа. Для таких, как Николай Петрович и Павел Петрович, природа — это божий храм, в котором человек отдыхает, они восхищаются ее красотой. Базаров (цитаты персонажа это подтверждают) категорически против такого воспевания, он считает, что природа — «это мастерская, и человек в ней работник». В конфликте с Павлом Петровичем герой часто проявляет себя довольно грубо. Нелестно он отзывается о нем в присутствии племянника — Аркадия Кирсанова. Все это показывает Базарова не с самой лучшей стороны. Именно за такое изображение героя впоследствии пострадает Тургенев. Базаров, характеристика которого во многих критических статьях сказывается не в пользу Тургенева, оказался незаслуженно поруган автором, некоторые считают даже, что Тургенев клевещет на все молодое поколение, незаслуженно обвиняя его во всех грехах. Однако не стоит забывать о том, что старшее поколение также отнюдь не восхваляется в тексте.

Роль Базарова в развитии основного конфликта романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»

В своем творчестве Иван Сергеевич Тургенев старался всегда идти в ногу со временем. Он горячо интересовался событиями в стране, наблюдал за развитием общественных движений. К анализу явлений русской жизни писатель подходил со всей ответственностью и пытался досконально разобраться во всем.

Свой роман «Отцы и дети» писатель точно датирует 1859 годом, когда в русском обществе видную роль стали играть образованные разночинцы, пришедшие на смену угасающему дворянству. Эпилог романа повествует уже о жизни после крестьянской реформы. Обстановка в стране перед реформой 1861 года была накаленной: революционеры-демократы выдвигали свои требования, либералы – свои.

Название романа вызывает ассоциации с житейской проблемой «отцов и детей», но писатель мыслит шире. Он почувствовал и отразил в своем романе предстоящую смену общественно-политических формаций. Дворянство уходило с политической сцены. Что и кто придет ему на смену? В стране заговорили о появлении каких-то нигилистов. Писатель берется исследовать новое явление, философию жизни новых властителей умов.

Тургенев поставил перед собой задачу создать портрет современного нигилиста, совсем не похожего на прежних бунтующих Печориных-дворян, выяснить, чем грозит обществу их появление, дать «прогноз» на будущее. Писатель считал нигилизм, с его агрессивностью, неприятием чужого мнения, отрицанием культуры, опасным поветрием, способным убить в человеке живую душу. Нигилизм был распространен среди молодежи, то есть «детей», а возник он как протест против устаревшей идеологии дворян – «отцов».

Герой-нигилист, молодой естественник Базаров, был совершенно не похож на прежних героев произведений русской литературы. В начале работы над романом Тургенев относился к этому образу резко отрицательно. Целью писателя было развенчать нигилизм.

Свои взгляды Базаров высказывает в спорах с Павлом Петровичем Кирсановым, дядей своего друга Аркадия. Оба спорщика яростно отстаивают собственные суждения об устройстве жизни. Базаров ничему не верит, отрицает любые принципы людей прошлого поколения. Он материалист и рационалист, уверен, что будущее за наукой, которая опытным путем раскроет все тайны жизни.

2 стр., 632 слов

Жизнь и смерть Евгения Базарова

... косность, всеобщее выравнивание. Не была ли бесплодность жизни Базарова попыткой Тургенева подавить в себе пророческие тревоги за будущее ... куда герои приезжают из столицы. И еще: и Онегин, и Базаров всегда одиноки. Если предположить, что Тургенев сознательно ... быть, самым абсурдным в жизни Базарова было стремление утвердить свою личность, противопоставить себя другим путем проповеди полной безликости: ...

Тургенев в своих произведениях всегда избегал порицания, поучения и назидания. Он не делает выводов, избегает комментариев, умышленно скрывает внутренний мир героя, чтобы читатель сам понял, кто перед ним. О Базарове автор повествует спокойным тоном, проявляя уважение к идейному противнику. Писатель последовательно раскрывает слабые стороны теории нигилизма.

В первых главах романа Базаров предстает как максималист, твердо стоящий на своих позициях. Писатель подчеркивает уверенность героя его отточенными, продуманными репликами, которые, очевидно, у него в ходу. Базаров, к ужасу Павла Петровича, заявляет, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» или «Рафаэль гроша медного не стоит». Павла Петровича шокирует уже внешний вид гостя: красная, обветренная рука, не знавшая перчаток, балахон с кистями, бакенбарды. Но куда больше расхождения внутренние. Базаров утверждает, что не видит разницы между человеком и животным. Он говорит: «Человек – это та же лягушка», а поступки людей объясняет с точки зрения физиологии, отрицая в них душу и чувства. Вообще всякое проявление чувств трактуется Базаровым как слабость. Герой отрицает любовь, музыку, искусство, наслаждение природой, заявляя, что «природа не храм, а мастерская, а человек в ней работник».

Тургенев проводит свой писательский «опыт», он проверяет Базарова любовью. Жизнь, которая есть любовь, разрушает «стройные» теории героя. В Одинцовой он вдруг увидел неординарную женщину, которая вызывала уважение. Свои смущение и растерянность Базаров сначала пытается прикрыть грубостью и развязностью тона в разговоре с новой знакомой, но любовь все сильнее овладевает им. Способность к большой любви говорит о силе души. Любовь очищает. Она смахнула все фальшивое с Базарова. Герою хочется встречаться и говорить с этой умной, независимой женщиной. Он меняется настолько, что перестает узнавать самого себя. Непримиримый нигилист Базаров превращался в романтика: шелест листьев, ночные звуки кажутся ему таинственными. В своей любви он проявляет талантливость и силу. Разрыв с Одинцовой приводит героя к тяжелому состоянию духа, но он продолжает работать, спасать больных.

«Базаровщина» потерпела поражение. Базаров же, сумевший понять свои заблуждения, отказаться от крайностей в жизни, победил. Тургенев создал трагический образ героя-одиночки. Перед смертью это уже другой человек. Он понял цену жизни, ее красоту и мудрость, понял, сколько не успел и уже никогда не успеет. Базаров вызывает уважение силой духа и стойкостью.

Писатель считал, что время таких людей, как Базаров, еще не пришло. Роман «Отцы и дети» стал событием в русской литературе. Тургенев показал несостоятельность дворянского класса и неготовность к свершениям молодых «детей» нового времени.

Отношения с родителями

Нигилизм Базарова ярко проявляет себя во все моменты его жизни. Родители, которые долго не видели сына, с упоением ждут его. Но они слегка стесняются своего серьезного и образованного ребенка. Мать изливает свои чувства, а отец смущенно извиняется за такую несдержанность. Сам Базаров стремится поскорее покинуть родительский дом, видимо, потому что боится сам вдруг проявить теплые чувства. Согласно немецкому материализму, никаких душевных привязанностей у человека быть не может. В свой второй приезд Евгений также просит родителей не мешать ему, не докучать своей заботой.

5 стр., 2202 слов

Напишите краткое плиз!!Сумел ли базаров раскрыть недоступную тайну любви?

... любви, то для нее дороже любви покой и комфорт. В любви Базарова к Одинцовой проявляется его мужественность, решительность. Напишите краткое сочинение плиз!!Сумел ли базаров раскрыть недоступную тайну любви? Базаров ... на практике. Один из главных героев, Евгений Базаров, сразу обращает на себя внимание ... в его жизни. С первого взгляда её внешность привлекла внимание Базарова. Познакомившись с ней ...

  • Автор: И. С. Тургенев
  • Произведение: Отцы и дети
  • Это сочинение списано 15 228 раз

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» содержит в себе большое количество конфликтов в целом. К ним относятся любовный конфликт, столкновение мировоззрений двух поколений, социальный конфликт и внутренний конфликт главного героя.

Базаров – главный герой романа «Отцы и дети» – удивительно яркая фигура, персонаж, в котором автор задумывал показать все молодое поколение того времени. Не следует забывать, что это произведение не просто описание событий того времени, но и глубоко прочувствованные вполне реальные проблемы. Дело в там, что дочь писателя Полина порой вызывала у того отчаяние – до такой степени отец и дочь перестали понимать друг друга. Тургенев осознавал, что современная молодежь пытается построить новую жизнь, «жить своим умом». Извечный конфликт поколений автор испытал на себе. Очень часто молодые люди относятся к ценностям, авторитетам и традициям не очень бережно, не так, как хотелось бы их родителям. Они зачастую не желают слушать осторожных и мудрых «стариков», не считаясь с их мнением. Таков был и Базаров.

Теория жизни Базарова, этого крайне практичного человека, медика и нигилиста, была очень проста. В жизни нет любви – это физиологическое влечение, нет красоты – это всего лишь сочетание свойств организма, нет поэзии – она не нужна. Для Базарова не существовало авторитетов, он аргументированно и веско доказывал свою точку зрения до тех пор, пока жизнь не расставила все по своим местам.

Внутренний конфликт Базарова начинается с того момента, когда он встречает Анну Сергеевну Одинцову. С этого момента его жизнь кардинально меняется. Обычный «орган зрения» теперь вызывает в его душе волнение и трепет. То, к чему раньше он относился с презрением, теперь настигло его самого. Любовь, в существование которой он не верил, пришла и к нему. Но это было лишь началом крушения стройной базаровской концепции мира. Если он презирал простого русского мужика, то в конце он осознает свою неправоту. Если Базаров был упорным в доказывании своей точки зрения, то сама жизнь с неменьшим упорством разбивает его иллюзии и учит героя прислушиваться к своему сердцу. Если в начале романа Базаров – человек значительный, уважаемый, торжествующий и уверенный в своих силах и правоте, то к концу произведения он утрачивает свою уверенность, хоть и остается сильным, но это уже сила иного рода. Эта сила человека, познавшего горечь утраты, крушения иллюзий, другими словами, познавшего чувства, «жизнь сердца».

Одинцова не в состоянии ответить на чувство Базарова, он пугает ее, его любовь скорее похожа на злобу на нее, на себя самого за слабость. Да и сам Базаров не может дать того, что ей нужно – спокойствия, комфорта и гармонии, хотя следует признать, что он привлекает ее. Если первый раз герой может объяснить для себя отказ Анны Сергеевны барской изнеженностью, то отказ Фенечки, простой женщины, уже говорит о том, что уже в самой женской природе изначально заложены презираемые Базаровым высокая духовность и красота. Женщины подсознательно чувствуют агрессию и неприязнь, и редко что может заставить их ответить влюбленностью на презрение. Но испытание любовью – не последний этап мучений Базарова. Попадая в мировоззренческий кризис, герой начинает понимать загадку собственной души и окружающего мира. Он начинает понимать, что не на все вопросы наука может дать ответы. Такое положение вещей злит молодого нигилиста, и, хотя он отрицает «романтика» в себе, и любовь, и поэзия заняли прочное место в его душе.

10 стр., 4701 слов

Базаров и родители в романе Тургенева Отцы и дети

... второстепенное. Другие сочинения: ← Образ и характеристика Базарова в Отцы и дети↑ ТургеневИспытание любовью Базарова и Одинцовой в романе Отцы и дети → Родители Базарова Василий Иванович Базаров – отец главного персонажа романа. Это человек ... Базаров понимает это, потому и просит Одинцову не забывать его стариков: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать». Эти слова из ...

Теория терпит поражение в схватке с реальной жизнью. Конечно, жить согласно теории намного легче и удобней, чем испытывать любовное томление, сомнения, робость, злость, обиду. Но, оберегая себя от переживаний, человек лишает себя права на настоящую, полноценную жизнь. Разумеется, можно навсегда запереться в тесной и душной комнате, чтобы уберечься от несчастного случая, но стоит ли вообще тогда жить на белом свете, если не узнать, что такое дышать свежим воздухом, не видеть рассвет и закат, не наблюдать смену времен года, не встречаться с друзьями?

Посмотрите эти сочинения

  • Базаров и Павел Петрович (сочинение) Споры Базарова и Павла Петровича представляют социальную сторону конфликта в романе Тургенева «Отцы и дети». Здесь сталкиваются не просто разные взгляды представителей двух поколений, но и две принципиально разные политические точки зрения. Базаров и Павел Петрович оказываются по разные стороны баррикад в соответствии со всеми параметрами. Базаров – разночинец, выходец из бедной семьи, вынужденный самостоятельно пробивать себе дорогу в жизни. Павел Петрович – потомственный дворянин, хранитель семейных уз и […]
  • Образ Наташи Ростовой (сочинение) Толстой в своем романе «Война и мир» представляет нам много разных героев. Он рассказывает нам об их жизни, об отношениях между ними. Уже почти с первых страниц романа можно понять, что из всех героев и героинь Наташа Ростова является любимой героиней писателя. Кто такая Наташа Ростова, когда Марья Болконская попросила Пьера Безухова рассказать о Наташе, он ответил: «Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос. Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, […]
  • Трагедия Базарова (сочинение) Образ Базарова противоречив и сложен, его раздирают сомнения, он переживает душевные травмы, в первую очередь из‑за того, что отвергает естественное начало.

    Теория жизни Базарова, этого крайне практичного человека, медика и нигилиста, была очень проста. В жизни нет любви – это физиологическая потребность, нет красоты – это всего лишь сочетание свойств организма, нет поэзии – она не нужна. Для Базарова не существовало авторитетов, он и веско доказывал свою точку зрения до тех пор, пока жизнь не переубедила его. […]

  • Характеристика героев «Отцы и дети» (таблица) Евгений Базаров Анна Одинцова Павел Кирсанов Николай Кирсанов Внешность Продолговатое лицо, широкий лоб, огромные зеленоватые глаза, нос, плоский сверху и заостренный снизу. Русые длинные волосы, бакенбарды песочного цвета, самоуверенная улыбка на тонких губах. Обнаженные красные руки Благородная осанка, стройный стан, высокий рост, красивые покатые плечи. Светлые глаза, блестящие волосы, чуть заметная улыбка. 28 лет Среднего роста, породистый, лет 45. Модный, по-юношески стройный и изящный. […]
  • Дружба Базарова и Аркадия (сочинение) Аркадий и Базаров очень непохожие люди, и дружба, возникшая между ними, тем удивительней. Несмотря на принадлежность молодых людей к одной эпохе, они очень разные. Необходимо учесть, что они изначально принадлежат к разным кругам общества. Аркадий – сын дворянина, он с раннего детства впитал то, что Базаров презирает и отрицает в своем нигилизме. Отец и дядя Кирсановы интеллигентные люди, ценящие эстетику, красоту и поэзию. С точки зрения Базарова, Аркадий – мягкосердечный «барич», размазня. Базаров не хочет […]
  • История создания романа «Отцы и дети» Тургенева Замысел романа возникает у И. С. Тургенева в I860 году в небольшом приморском городке Вентноре, в Англии. «…Дело было в августе месяце 1860 года, когда мне пришла в голову первая мысль «Отцов и детей»…» Это было трудное для писателя время. Только что произошел его разрыв с журналом «Современник». Поводом послужила статья Н. А. Добролюбова о романе «Накануне». И. С. Тургенев не принял содержащихся в ней революционных выводов. Причина же разрыва была глубже: неприятие революционных идей, «мужицкого демократизма […]
  • Сравнительная характеристика Базарова и Кирсанова в таблице Базаров Е. В. Кирсанов П. П. Внешний вид Высокий молодой человек с длинными волосами. Одежда бедная, неопрятная. Не уделяет внимания собственной внешности. Красивый мужчина средних лет. Аристократическая, «породистая» внешность. Тщательно следит за собой, одевается модно и дорого. Происхождение Отец – военный лекарь, небогатая простая семья. Дворянин, сын генерала. В молодости вел шумную столичную жизнь, строил военную карьеру. Образование Очень образованный человек. […]
  • Сравнительная характеристика Николая и Павла Кирсановых (таблица) Кирсанов Н. П. Кирсанов П. П. Внешний вид Невысокий мужчина чуть за сорок. После давнего перелома ноги прихрамывает. Черты лица приятные, выражение грустное. Красивый ухоженный мужчина средних лет. Одевается щеголевато, на английский манер. Легкость в движениях выдает человека спортивного. Семейное положение Вдовец более 10 лет, был очень счастлив в браке. Есть молодая любовница Фенечка. Двое сыновей: Аркадий и шестимесячный Митя. Холостяк. В прошлом пользовался успехом у женщин. После […]
  • Идеологическая дуэль Базарова и Кирсанова Испытание дуэлью. Базаров и его друг снова проезжает по тому же кругу: Марьино – Никольское – родительский дом. Ситуация внешне почти буквально воспроизводит ту, что в первый приезд. Аркадий наслаждается летним отдыхом и, едва найдя предлог, возвращается в Никольское, к Кате. Базаров продолжает естественнонаучные опыты. Правда, на этот раз автор выражается по-другому: «на него нашла лихорадка работы». Новый Базаров отказался от напряженных идеологических споров с Павлом Петровичем. Лишь изредка бросает достаточно […]
  • Женские образы в романе «Отцы и дети» (сочинение) Самыми выдающимися женскими фигурами в романе Тургенева «Отцы и дети» являются Одинцова Анна Сергеевна, Фенечка и Кукшина. Эти три образа до крайности непохожи друг на друга, но тем не менее мы попытаемся их сравнить. Тургенев очень уважительно относился к женщинам, возможно, поэтому их образы подробно и ярко описаны в романе. Этих дам объединяет знакомство с Базаровым. Каждая из их внесла свою лепту в изменение его мировоззрения. Самую значительную роль сыграла Анна Сергеевна Одинцова. Именно ей было суждено […]
  • Дуэль Базарова и Павла Петровича Кирсанова в романе Тургенева «Отцы и дети» Испытание дуэлью. Пожалуй, нет более спорной и интересной сцены в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети», чем дуэль между нигилистом Базаровым и англоманом (фактически английским денди) Павлом Кирсановым. Сам факт дуэли между этими двумя мужчинами — явление одиозно, которого быть не может, потому что не может быть никогда! Ведь дуэль, это борьба двух равных по происхождению. Базаров и Кирсанов люди разных сословий. Они никак не относятся к одному, общему слою. И если Базарову откровенно наплевать на все эти […]
  • Поколение «отцов» в романе Тургенева «Отцы и дети» По поводу идейного содержания романа «Отцы и дети» Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Сладость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучшие из дворян – и именно потому выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность». Павел Петрович Кирсанов […]
  • Болезнь и смерть Базарова Роман «Отцы и дети» был создан в крайне сложный и конфликтный период. На шестидесятые годы девятнадцатого века пришлось сразу несколько революций: распространение материалистических взглядов, демократизация общества. Невозможность вернуться к прошлому и неопределённость будущего стали причиной и идейного, ценностного кризиса. Позиционирование этого романа как на «остросоциального», свойственное советскому литературоведению, влияет и на сегодняшних читателей. Разумеется, этот аспект необходимо […]
  • Сравнительная характеристика Базарова и Кирсанова Павла Петровича Чем является на самом деле конфликт Базарова и Павла Петровича Кирсанова? Вечным спором поколений? Противостоянием сторонников разных политических взглядов? Катастрофическим разногласием между прогрессом и стабильностью, граничащей с застоем? Отнесем споры, переросшие впоследствии в дуэль, к одной из категорий, и сюжет станет плоским, потеряет остроту. В то же время произведение Тургенева, в котором проблема была поднята впервые в истории отечественной литературы, актуально до сих пор. И сегодня требуют перемен и […]
  • Письмо Базарова к Одинцовой Уважаемая Анна Сергеевна! Позвольте обратиться к вам лично и высказать свои мысли на бумаге, так как произнести некоторые слова вслух для меня является непреодолимой проблемой. Понять меня очень трудно, но надеюсь, что это письмо немного прояснит мое отношение к вам. До знакомства с вами, я был противником культуры, морально-нравственных ценностей, человеческих чувств. Но многочисленные жизненные испытания заставили меня по-другому взглянуть на окружающий мир и переоценить свои жизненные принципы. Впервые я […]
  • Базаров и Одинцова в романе «Отцы и дети» Взаимоотношения Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой, героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», не сложились по множеству причин. Материалист и нигилист базаров отрицает не только искусство, красоту природы, но и любовь как человеческое чувство.Признавая физиологические отношения мужчины и женщины, он считает, что любовь «это все романтизм, чепуха, гниль, художество». Поэтому и Одинцову он вначале оценивает только с точки зрения ее внешних данных. «Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр», […]
  • Базаров и родители (сочинение) Возможны два взаимоисключающих утверждения: “Несмотря на внешнюю чёрствость и даже грубость Базарова в обращении с родителями, он нежно любит их” (Г.Бялый) и “Разве не проявляется в отношении Базарова к родителям та душевная чёрствость, которая не может быть оправдана”. Однако в диалоге Базарова и Аркадия точки над i расставлены: “— Так видишь, какие у меня родители. Народ не строгий. — Ты их любишь, Евгений? — Люблю, Аркадий!” Здесь стоит вспомнить и сцену смерти Базарова, и его последний разговор с […]
  • Испытание любовью Базарова (сочинение) В «Отцах и детях» Тургенев применил уже отработанный в предыдущих повестях («Фауст» 1856, «Ася» 1857) и романах способ раскрытия характера главного героя. Сначала автор изображает идейные убеждения и сложную духовную и умственную жизнь героя, для чего включает в произведение беседы или споры идейных противников, потом создаёт любовную ситуацию, и герой проходит «испытание любовью», которое Н.Г.Чернышевский назвал «русский человек на rendez-vous». То есть героя, уже продемонстрировавшего значительность своего […]
  • Образ Базарова (сочинение) Внутренний мир Базарова и его внешние проявления. Тургенев рисует развернутый портрет героя при первом появлении. Но странное дело! Читатель почти сразу забывает отдельные черты лица и вряд ли готов их описать через две страницы. В памяти остается общий абрис – автор представляет лицо героя отталкивающе-некрасивым, бесцветным по краскам и вызывающе-неправильным по скульптурной лепке. Но тут же отделяет черты лица от их подкупающего выражения («Оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и […]
  • Смерть Базарова — итог его жизненного пути Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» заканчивается смертью главного героя. Почему? Тургенев чувствовал что-то новое, видел новых людей, но не мог себе представить, как они будут действовать. Базаров умирает совсем молодым, не успев приступить ни к какой деятельности. Своей смертью он как бы искупает односторонность своих взглядов, которую не принимает автор. Умирая, главный герой не изменил ни своему сарказму, ни своей прямоте, но стал более мягким, более добрым, и говорит по-другому, даже романтично, что […]

Любовная линия в романе

Испытание героя любовью является классическим для жанра романа, не стал исключение и роман «Отцы и дети». Базаров, закоренелый нигилист, отрицающий любые романтические чувства, влюбляется в молодую вдову Одинцову. Она покоряет его с первого же взгляда, когда он видит ее на балу. Она отличается от остальных женщин красотою, величавостью, ее походка грациозна, каждое движение по-королевски изящно. Но самая главная ее черта — ум и рассудительность. Как раз рассудительность помешает ей остаться с Базаровым. Поначалу их отношения кажутся дружескими, но читатель сразу же понимает, что между ними промелькнула искра любви. Однако ни один из них не в состоянии перешагнуть через свои принципы. Признание Евгения Базарова выглядит нелепо, ведь в момент откровения его глаза больше полны злости, чем любви. Базаров — образ сложный и противоречивый. Что заставляет его злиться? Конечно же, то, что его теория рухнула. Человек есть и всегда был существом с живым сердцем, в котором теплятся самые сильные чувства. Он, отрицающий любовь и романтику, покоряется женщиной. Идеи Базарова рухнули, они опровержены самой жизнью.

Внутренний конфликт Базарова. Испытание любовью

В творчестве Тургенева мы сталкиваемся с особенным пониманием любви как высшего взлёта и труднейшего испытания для человека. Испытание любовью предстоит пройти и Базарову, герою романа «Отцы и дети». Этот сюжетный приём позволяет автору максимально выявить свойства души героя, в особенности такие, которые в обычной жизни глубоко скрыты.

В предыдущих романах автор ставил на пути героя молодую девушку, неопытность которой контрастировала с силой души и цельностью натуры. В «Отцах и детях» такая героиня есть, это Катя. Но в отличие от Натальи Ласунской, Лизы Калитиной, Елены Стаховой, она не только не увлекается передовым человеком своей эпохи, но, может быть, менее всех остальных героев романа попадает под его влияние. Катя с первого взгляда, с первого слова Базарова узнаёт в нём «чужого», случайного в их среде человека. На пути Базарова встаёт другая женщина, такая, из которой уже не вылепить всё что захочешь, — сильная, уверенная в себе Анна Сергеевна Одинцова.

В отличие от Кирсанова, Анна Сергеевна действительно интересуется взглядами своего гостя и старается их понять, она опирается не на «принсипы», а на свой жизненный опыт. Без всякого раздражения и возмущения Одинцова в сократической беседе при помощи точных и конкретных вопросов ведёт оппонента ко всё более полному изложению его позиции и тем самым обнаруживает слабость этой позиции. Последнее утверждение Базарова, что у всех будет одна и та же селезёнка, выглядит абсурдным, особенно в устах медика и естествоиспытателя.

Работа над образом Одинцовой позволит понять, что эта женщина не уступает Базарову в силе ума и характера, потому их отношения с самого начала носят характер поединка равных. Одинцова молода, но, подобно всем «отцам», она живёт без ясной цели, приспосабливаясь к потоку жизни. В Базарове её привлекает целеустремлённость, воля; он кажется человеком, знающим как и для чего жить, способным творить действительность, а не подчиняться ей.

Анализ эпизодов, раскрывающих историю любви Базарова, даёт богатый материал для усвоения особенностей тургеневского психологизма. Особенно выигрышно сопоставление приёмов, раскрывающих внутренний мир Аркадия и чувства Базарова.

Выделим несколько наиболее значительных эпизодов.

1. Встреча на балу.

Сопоставим рассказ автора о впечатлении, которое произвела Анна Сергеевна на Аркадия, с тем, как раскрыты впечатления Базарова. С одной стороны, подробное авторское описание, с другой — короткие реплики самого героя, данные без всякого комментария. В этих репликах раскрывается не столько впечатление Базарова от нынешней встречи, сколько его взгляд на женщину вообще.

2. Разговор в гостинице.

Здесь в роли наблюдателя выступает Аркадий, словно сливаясь с автором, он подмечает и прелесть Одинцовой, казавшейся ещё моложе в простом белом платье, её внимательный взгляд, обращённый к Базарову, и необычные детали в поведении самого Базарова: внезапное смущение, прикрываемое напускной развязностью, желание занять свою собеседницу, сдержанность в разговоре. В репликах Базарова после этой встречи звучит невольное уважение, хотя и высказанное с обычной для него грубоватой прямотой.

Уже на этом этапе можно задаться вопросами: почему Тургенев так часто поручает Аркадию подметить особенности поведения Базарова? Почему отказывается от подробного освещения его чувств? Такой приём позволяет автору решить сразу несколько задач: показать привязанность Аркадия к старшему другу, его увлечённость не столько идеями, сколько самой личностью Базарова, преданно-внимательное всматривание в облик друга, свойственное искренней юношеской дружбе. Этим подчёркивается высокомерно-пренебрежительное отношение Базарова к его молодому товарищу, самолюбие и эгоцентризм нигилиста, для которого Аркадий не слишком отличается от Ситникова. Этот приём помогает автору как бы отстраниться от Базарова, избежать поверхностной и несправедливой оценки чувств человека, чей внутренний мир для него чужд и непонятен. Оставаясь в пределах внешнего рисунка, автор мастерски создаёт иллюзию объективности, беспристрастности в изображении героя.

Сделаем вывод об особенностях тургеневского психологизма. Тургенев умеет давать полное и детальное изображение душевной жизни героя (размышления Николая Петровича в главе II и др.), но чаще он выступает «тайным психологом». Тогда особое значение приобретает художественная деталь, выразительное умолчание, подтекст, при помощи которых мы, словно бы помимо воли автора, проникаем в чувства героя, осознаём происходящее в его душе.

Спор, возникший между Одинцовой и Базаровым в день приезда приятелей в Никольское, является важным эпизодом романа. Главная его мысль — об одинаковости людей — напрямую связана с базаровским отношением к любви. Если все люди одинаковы, то любовь к одной-единственной женщине — бессмыслица, «гниль», «художество», всегда ведь можно отвернуться: «земля не клином сошлась». Недаром к этому спору возвращаются Базаров и Анна Сергеевна в сцене, предшествующей решительному объяснению. Базаров, вопреки своему самолюбию, сознаётся в своей неправоте, он готов согласиться, что «может быть, точно, всякий человек — загадка». Это равносильно признанию в любви, в невозможности заменить одну женщину на другую.

Автор подтверждает это, впервые подробно раскрывая чувства Базарова в главе 17: «…он скоро понял, что с ней „не добьешься толку“, а отвернуться от неё он, к изумлению своему, не имел сил». Тургенев показывает, на каком шатком основании покоилась вся самоуверенная философия Базарова. Любовь, завладев душой героя, выбивает у него почву из-под ног. Любовь и нигилизм, как оказывается, «две вещи несовместные». Осознав это, вы легко ответите на вопросы: почему Базаров воспринимает своё чувство как несчастье, безумие? Почему стремится побороть его?

Базарову легко было отрицать «романтизм» в других людях. Но теперь он с негодованием сознаёт романтика в самом себе. Теперь герой стоит перед выбором: признать свою неправоту и во всём остальном или сохранить верность своим убеждениям, теперь уже отрицая себя самого? Тургенев показывает, что испытание любовью становится катастрофой для Базарова, и не потому, что его любовь безответна, а потому, что это чувство вообще не укладывается в мировоззрение героя. Ситуация счастливой любви только затушевала бы драматизм происходящего, только отдалила бы на время неизбежный мировоззренческий кризис героя, но не отменила его.

Исследование души героя в состоянии нравственного кризиса, обнаружение всех глубин и возможностей его личности перед лицом жизненной катастрофы — излюбленный прием Тургенева.

Использованы материалы книги: Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова. Литература. 10 класс. Поурочные разработки. — М.: 2014

Дружба

Аркадий Кирсанов является одним из самых преданных сторонников Базарова. Однако сразу же заметно, насколько они различны. В Аркадии, как и в его родне, слишком много романтизма. Он хочет наслаждаться природой, он хочет обзавестись семьей. Удивительно, но Базаров, цитаты которого в адрес Павла Петровича резки и недружелюбны, не презирает его за это. Он наставляет его на свой путь, понимая при этом, что истинным нигилистом Аркадий никогда не будет. В момент ссоры он оскорбляет Кирсанова, но его слова, скорее, необдуманны, чем злы. Недюжинный ум, сила характера, воля, спокойствие и самообладание — вот качества, которыми обладает Базаров. Характеристика Аркадия на его фоне выглядит слабее, ведь он не такая выдающаяся личность. Но Аркадий в финале романа остается счастливым семьянином, а Евгений умирает. Почему же?

Краткое описание конфликта , В следующей таблице представлены характеристики конфликта Базарова и Кирсанова:

Тематика Павел Кирсанов Евгений Базаров
Отношение к аристократии Считает представителей аристократии опорой государства, определяющей вектор его дальнейшего развития Осуждает аристократов и считает, что они замедляют темпы развития страны
Отношение к нигилизму Считает нигилизм отрицательной чертой характера, противоречащей традиционным нормам. Активно поддерживает нигилистов, считая их прогрессивными представителями современного общества.
Отношение к российскому народу Порицает патриархальность в семьях крестьян. Считает простой народ глубоко верующими людьми. Отмечает невежественность и неграмотность простых людей. Он поддерживает революционные настроения, царящие в народных массах.
Отношение к искусству Считает искусство высшим творением человека. Любит музыку и литературу. Считает искусство бесполезным рудиментом. К природе относится как к большой мастерской, где каждый человек является одним из творцов.

В 10-й главе оппоненты устраивают совместное чаепитие

Евгений одержал победу над Павлом

Смысл финала романа

Многие критики упрекали Тургенева в том, что он «убивает» своего героя. Финал романа очень символичен. Для таких героев, как Базаров, время не пришло, а автор считает, что и вовсе никогда не придет. Ведь человечество и держится только из-за того, что в нем есть любовь, доброта, уважение к традициям предков, культуре. Базаров слишком категоричен в оценках, он не принимает полумер, а его изречения звучат кощунственно. Он покушается на самое ценное — природу, веру и чувства. В итоге его теория разбивается о скалы естественного порядка жизни. Он влюбляется, не может быть счастлив только из-за своих убеждений, а в конце концов и вовсе погибает.

Эпилог романа подчеркивает то, что идеи Базарова были противоестественными. Родители приходят на могилу к сыну. Он нашел покой посреди красивой и вечной природы. В подчеркнуто романтическом ключе изображает Тургенев кладбищенский пейзаж, еще раз проводя мысль о том, что Базаров был не прав. «Мастерская» (как назвал ее Базаров) продолжает цвести, жить и радовать всех своей красотой, а героя больше нет.

Восприятие искусства и природы , Об этом свидетельствуют следующие факторы:

  1. Павел читает огромное количество романов на разных языках.
  2. Он имеет сентиментальный характер.
  3. Персонаж обладает мизантропической душой.
  4. Кирсанов является ранимой личностью.

Базаров считает, что искусство является бесполезной тратой времени. Оно отвлекает от первостепенных дел и не имеет смысла. Природу Евгений называет ресурсом, с помощью которого люди могут созидать, в жизни ценит опыт и личные ощущения.

Статьи по теме:

  • Характеристика Базарова
  • Родители Базарова
  • Сочинение-рассуждение на тему «Нужны ли Базаровы России»
  • Сочинение на тему: «Базаров-нигилист»
  • Женские образы — сравнительная характеристика героинь в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
  • Анна Одинцова — характеристика героини
  • Критика о романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
  • Сочинение на тему: «Что делает Евгения Базарова героем своего времени?»
  • Фенечка — характеристика героини романа
  • Дуэль Базарова и Павла Петровича — описание и анализ эпизода
  • Павел Петрович Кирсанов — характеристика главного героя романа
  • Смерть Евгения Базарова — анализ эпизода в романе
  • «Отцы и дети» — цитаты для сочинения
  • Любовь Евгения Базарова и Анны Одинцовой в романе