В чем был литературный феномен горького

Сочинение

Произведения Максима Горького являются важным пластом русской литературы. В своих произведениях писатель затрагивает актуальные проблемы, которые остаются значимыми и в современном мире. Каждое произведение Горького уникально и особенно, оно заставляет задуматься и вдохновляет на изменения в себе.

Одним из главных заданий творчества Максима Горького является изучение человека и исследование его внутреннего мира в различных жизненных ситуациях. В его произведениях мы находим глубокие анализы человеческих характеров и взаимоотношений. Горький непревзойденно описывает различные социальные слои и показывает их противоречия и конфликты.

Из всех рассказов Максима Горького особое впечатление на меня произвели его произведения «» и . В первом рассказе писатель рисует образы смелых, сильных духом и свободных людей. Главными героями рассказа стали цыгане, которые всегда считались романтичным образом воли и страсти. В этом произведении Горький интересно показывает проблему любви и свободы. Рассказывая о борьбе между этими двумя понятиями, писатель показывает, что любовь может отобрать свободу, и трагическая гибель героев воспринимается как победа воли и жизни.

В рассказе «Челкаш» Максим Горький создает интересный образ главного героя. Несмотря на его хищный характер и воровскую деятельность, Челкаш вызывает уважение. Он не теряет чувства собственного достоинства в любой ситуации, он свободолюбив и умеет жить настоящей жизнью. Несмотря на трудности и жестокость жизни, Челкаш остается человеком, которым можно гордиться.

Из-за таких интересных исследований человеческой души меня больше всего привлекает раннее творчество Максима Горького. В его романтических произведениях главные герои ищут себя, свое место в жизни и в любой ситуации остаются настоящими людьми с чувством собственного достоинства.

Вариант 2

Первые произведения Максима Горького дают читателю возможность познакомиться со взглядами писателя на мир в процессе становления его личности, знакомят нас с его пониманием жизни и чувств в этот непростой период. Раннее творчество М. Горького отличается тем, что в это время писатель создавал преимущественно рассказы романтического характера с целью побудить людей к действиям, изменить преобладавшее тогда пассивное, наблюдательское отношение к жизни.

9 стр., 4153 слов

Жизнь и творчество М. Горького

... Горького горький писатель литература пьеса [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kontrolnaya/maksim-gorkiyjizn-i-tvorchestvo/ Максим Горький - один из самых противоречивых писателей. Эта противоречивость его человеческой личности проявлялась в его творчестве. ... десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира. ...

Для достижения своей цели писатель создал собирательный образ героического человека,

который стал центральным во всех его ранних рассказах. М. Горький подарил своим персонажам неутолимую жажду жизни и полную самоотверженность. Каждый из его героев готов совершить любой подвиг ради своего народа, потому что считает своим долгом служить ему во благо.

Наглядным примером романтического произведения раннего периода в творчестве М. Горького является рассказ “”. Автор наделяет своих литературных героев теми чертами характера, которые уважает и считает главными в человеке. М. Горький раскрывает нам, что ему нравится в человеке, а какие черты, наоборот, отталкивают. Устами старухи

Изергиль писатель рассказывает нам несколько историй.

На первый взгляд, эти истории не имеют ничего общего, но все они воспевают любовь и осуждают негативные человеческие качества. При этом каждый персонаж понимает и интерпретирует любовь по-своему. Так, бесстрашный молодой человек Данко искренне любил свой народ, поэтому не мог видеть его мучения и пожертвовал собой ради счастья других людей. М. Горький одобряет подвиг Данко, призывая всех быть такими же мужественными, восхищаясь способностью героя по-настоящему и бескорыстно любить. В образе Данко мы видим духовно богатую личность.

История о Ларре и Радде и Лойко

В рассказе старухи Изергиль Максим Горький знакомит нас с другой историей, которая описывает поступки негативного персонажа, Ларры. Ларра был сыном орла, гордой и независимой птицы, которая ведет самостоятельный образ жизни в горах, вдали от людей. Орел всю жизнь сопровождается одиночеством, и его смерть настигает в одиночестве. Ларра, будучи настоящим эгоистом, отказывается от других людей – друзей, родных, своего народа. Он настолько задрал голову, что не видит никого, кроме себя, и не замечает своих проступков. Такой образ жизни неизбежно приводит к тоске и страданиям.

С другой стороны, в истории Радды и Лойко — вольных цыган, прослеживается мотив любви к свободе. Они предпочли вечную свободу горячей земной любви. Идея жизни ради подвигов обрамляется историей жизни самой старухи Изергиль. Она рассказывает о себе как о женщине, которая всегда выбирала свободу и никогда не становилась рабыней сложившейся ситуации.

Максим Горький в своих рассказах передает энергию стойких, сильных морально людей, которые больше жизни ценят свободу. Он восхищается созданными характерами и побуждает людей творить, создавать и приносить радость окружающим, используя все возможности.

Человек в творчестве Максима Горького

Максим Горький считал, что быть человеком – это превосходная должность, почетная миссия, которую нужно заслужить. Писатель всегда относился к людям, как к великой загадке. В центре практически каждого его произведения стоит человек со своими мыслями, проблемами, хорошими и плохими качествами.

Максим Горький часто задавал себе вопрос, что именно отличает настоящего человека с большой буквы. Ответ на этот вопрос можно найти в его произведениях: гордость, чувство свободы, умение жить, ставить перед собой цели и достигать их, жертвенность во благо других.

Писатель Максим Горький жил и творил в период значительных социальных и политических изменений, что позволило ему в своих произведениях точно и талантливо показать человека, существующего во время переломных моментов, краха старых порядков и начала нового строя. Горький всегда интересовался будущим человека и восхищался гордыми и свободными людьми, которые способны проявлять мужество и жертвовать ради себя. В рассказе «Старуха Изергиль» писатель показывает эти и противоположные качества через своих героев. Он подчеркивает, что жизнь, где нет заботы о других, ведет к полному одиночеству и разочарованию.

11 стр., 5142 слов

Образ Данко в рассказе Горького «Старуха Изергиль»

... Гордый смельчак, как о персонаже отзывался сам автор, задавал главный вопрос: «Что я сделаю для людей?». ... Максимович сам признавался, что Данко очень похож на знаменитого шведа. Персонажа и литератора объединила важная миссия – они «осветили людям, заплутавшимся во тьме противоречий жизни, путь к свету и свободе». Горький ... тема смысла жизни раскрывается в произведении М. Горького «Старуха Изергиль». ...

Особенно интересно Горький показывает внутренний мир человека в рассказе «Челкаш». Несмотря на жестокость жизни и нечестную деятельность, которой приходится заниматься главному герою, он сумел сохранить в себе лучшие качества, не утратив чувства собственного достоинства, сострадания и любви к близким людям. В этом рассказе Челкаш противопоставляется Гавриле, который, несмотря на свою внешнюю привлекательность, не способен стать «настоящим человеком».

Я полностью согласна с Максимом Горьким в его высказывании о том, что быть человеком — это гордо. Однако только настоящий человек, свободолюбивый, с чувством собственного достоинства, способный ставить перед собой высокие цели и достигать их талантливо.

Сочинения по творчеству Максима Горького

«Герои и проблематика ранней романтической прозы Максима Андреевича Горького» — сочинение

Максим Горький внес значительный вклад в мировую литературу. Отношение читающей публики к писателю часто служит показателем его таланта. Молодого писателя, выходца из низов общества, одни рьяно отвергали, другие торжественно возводили на литературный Олимп. Это связано с тем, что уже в своих первых произведениях Горький проявил себя как новатор. Специалисты по творчеству Горького уже в 20-30-е годы XX века говорили о горьковском этапе в русской литературе. Их мнение оказалось правильным.

Горький поставил перед собой задачу изменить мир, полный отвратительности и насилия. Он писал: «Я шел босым сердцем по мелкой злобе и гадостям жизни, как по острым гвоздям, по толченому стеклу». Он не мог пройти мимо «гадостей жизни» и посвятил свое творчество их искоренению.

Первый период творчества Горького

Первый период творчества Максима Горького связан с написанием романтических произведений, таких как «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике». В этих произведениях Горький, стремясь пробудить серые и унылые лица своих современников, предлагает необычных героев, которые отличаются от обычных людей. Автор использует нетрадиционные рассказы, основанные на легендах («Макар Чудра», «Старуха Изергиль»), сказках («О маленькой фее и молодом чабане») и песнях («Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике»).

Основной мотив в этих произведениях — это жажда подвига и стремление посвятить свою жизнь, свои свободолюбивые порывы людям.

В романе «Макар Чудра» главным героем является Макар, который считает вольную цыганскую жизнь самым высшим идеалом. Влюбленная пара — цыгане Радда и Лойко Зобар также являются примером прекрасных и гордых людей. Лойко, чтобы отвечать вызову, бросенному Раддой, пронзает ножом ее сердце, а затем опускается на колени перед ней, убитый ножом отца Радды.

6 стр., 2508 слов

Любовь в жизни героев (Отцы и Дети)

... жизнь. Базарова тоже «мучила и бесила» любовь, от которой его спасла только смерть. И этом можно найти сходство историй двух героев. Любовь и в том и в другом случае оказывается связанной со смертью. Павел Петрович ... побороть отчаяние и боль. Популярные сочинения Сочинение Дуняшя в пьесе Вишневый сад (Образ и характеристика) Служанка Дуня является второстепенным персонажем в произведении. Она простая ...

Радда и Лойко стремятся быть свободными, как ветер. Их независимость и гордость привлекают, но также обрекают их на одиночество и невозможность быть счастливыми. Они становятся рабами своих чувств, готовы пожертвовать своей жизнью за свободу, но теряют способность пожертвовать чем-то ради любимого человека.

Социально-политические аспекты в творчестве Максима Горького

Максим Горький, один из выдающихся русских писателей, в своем творчестве активно затрагивал социально-политические темы. В его произведениях прослеживается критика высокомерия, гордыни и индивидуализма, а также восхваление борцов за свободу и народное счастье.

Отверженный Ларр

Одним из ярких примеров критики эгоистических качеств человека является образ Ларра из произведения Максима Горького. Ларра считает себя первым на земле и не видит ничего, кроме себя. Он обрекает себя на одиночество и лишает себя племени, матери, скота и жены. Ларра поплатился за свою высокомерие, убив девушку, только потому что она не захотела идти с ним. Теперь он обречен на вечное одиночество и скитания по свету, лишен радости, любви и друзей. В этом образе Максим Горький показывает, какая ужасная судьба ожидает тех, кто живет только для себя.

Свободолюбивый Сокол и мещански самоуспокоенный Уж

В других произведениях Максима Горького, таких как «Песня о Соколе» и «Песня о Буревестнике», прослеживаются социально-политические аспекты. Горький создает два образа-символа: свободолюбивого Сокола и мещански самоуспокоенного Ужа.

Сокол олицетворяет борца за народное счастье. Он презирает смерть, храбро сражается с врагами и готов пролить свою кровь ради свободы. Горький восхваляет «безумство храбрых» и верит, что капли крови Сокола пробудят в людях жажду свободы и света.

Буревестник, другой образ-символ в творчестве Горького, выражает предчувствие революции. Он гордо восстает над морем и кричит о победе. Буревестник символизирует героизм и противопоставляется глупым пингвинам и чайкам, которые стонут и мечутся перед бурей. Горький с нетерпением ожидает нарастающей революции и верит, что она принесет свободу и перемену.

Таким образом, в творчестве Максима Горького сильно прослеживается критика эгоизма и высокомерия, а также восхваление борцов за свободу и народное счастье. Эти социально-политические аспекты делают его произведения актуальными и значимыми даже в наше время.

Анализ авторской позиции Горького в романтических произведениях

Максим Горький – выдающийся русский писатель, в его произведениях отражены особенности эпохи, в которую он жил. Романтизм – это одно из направлений, выбранных Горьким. В его романтических произведениях (“Макар Чудра”, “Песня о Соколе ”, “Песня о Буревестнике”) писатель отразил идеи силы духа, свободолюбия, смелости и благородства.

Характеристика автобиографического героя

Ценность автобиографического героя, используемого Горьким, заключается в его значимости в понимании авторской позиции, замысла и творческого направления.

2 стр., 760 слов

Жизнь и судьба героев рассказа и а бунина темные аллеи сочинение

... Бунина важнее передать чувство, захватившее героев. Рассказы, как правило, невелики по объёму, но писателю удаётся зримо и выразительно поведать о любви, которую переживают персонажи его произведений. ... же, как и книга, — «Тёмные аллеи». Он проникнут лиризмом, грустью, вызванной воспоминаниями об ушедшей любви и молодости. Последний рассказ цикла — «Ночлег», — напротив, рисует не любовь, а животную ...

Автобиографический герой – это низовик, который стремится к новым открытиям и познаниям. Он романтик, мечтатель, чувствующий красоту окружающего мира. Его восприятие природы полно красок и чувственности и вносит в рассказы романтическое начало:

“С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов; …окружающая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева — безграничную степь, справа — бесконечное море…”

Автор использует образ автобиографического героя не в качестве главного повествователя, а как излюбленное средство передачи своих жизненных наблюдений и опыта. Таким образом, Горький по сути включает читателя в свой личный мир и на свои авантюристические путешествия.

Главная заслуга автора

Главная заслуга Горького – в том, что он противопоставил героев смелых и благородных характерам, которые выступают героями его романтических произведений. Герои написаны ярко, колоритно. Они не типовые, они просты, без развернутой предыстории и психологических характеристик. Они смелые, свободолюбивые, готовые к подвигу во имя высокой идеи.

Примером таких героев может служить Данко, герой произведения “Детство”. Он отдает свою жизнь ради спасения других людей. Он является символом смелости и благородства, что явно передается в тексте:

«Один целый день Данко и ещё один коротенький переносил больного старика на самый верх горы, где дул свежий, спасающий от холода ветер.»

Таким образом, авторская позиция в романтических произведениях Горького заключается в передаче идей смелости, свободолюбия и благородства через изображение ярких и комбоузных героев, а использование автобиографического героя в качестве стороннего наблюдателя дополняет и обогащает изображение окружающего мира.

Раскрытие отношения к жизни автобиографического героя

Отношение к жизни автобиографического героя раскрывается в беседах с Макаром Чудрой, в том, как он реагирует на услышанные легенды и песни. Рассказчик хочет понять истинный смысл жизни, беседуя с этим мудрым человеком, потому что главное для него “ходить…”, “учиться и учить”.

Манера повествования и выбор пейзажей

Манера повествования, выбор пейзажей, их описание дают нам представление о рассказчике — человеке, который восхищен, взволнован богатством и красотой природы, мятежностью и свободолюбием встреченных им людей, щедростью народной фантазии.

Автобиографический герой как романтик

Автобиографический герой — романтик, идущий собственной дорогой жизни. В пути он встречает интересных людей, учится у них жизни, проверяет свои идеалы, иногда разочаровывается. Его заинтересованный взгляд выдвигает в центр рассказа “фигуру” из народа — то Макара Чудру, то старуху Изергиль, то Надыр-Рагимоглы.

Интерес к внутреннему миру простого человека

Для рассказчика и автора интересен внутренний мир простого человека и его духовные ценности. В каждом из рассказов Горького присутствует тема свободы и силы человеческого духа. Каждый персонаж в рассказах постоянно сохраняет собственный жизненный принцип, жизненную позицию. Эти простые люди рассматривают мир как соотношение двух категорий: возвышенного и низменного. Они защищают то, что представляется им прекрасным, а всё остальное отрицают и игнорируют.

5 стр., 2319 слов

Победы и поражения в жизни лопахина. по произведению : Своеобразие ...

... наконец вишнёвый сад, радуется недолго: позабыв о своей победе, и он пускается в горькие речи о «нескладной, нелепой жизни», которую всем им приходится влачить. Герои Чехова погружены ... пьесе «Вишневый сад» и его своеобразие Что бы понять основной конфликт в пьесе «Вишневый сад» необходимо учитывать время написания этого произведения и обстоятельства его создания. Чехов писал «Вишневый сад» в начале ...

Поддержка бунтарства героев

Горький не просто поддерживает бунтарство своих героев, но и находит опору ему в народной среде.

Внутренняя близость автобиографического героя и рассказчиков

О внутренней близости автобиографического героя и рассказчиков свидетельствует совпадение их взглядов, родственная манера повествования.

Показ слабостей героев-рассказчиков

Сочувствуя героям-рассказчикам, автор показывает не только их сильные, но и слабые стороны. Так, например, Макар Чудра, который жаждет свободы, прославляет независимость, и в то же время проповедует спокойствие и сбалансированность жизни.

Выводы

Таким образом, ранние романтические рассказы Горького открыли мне не только автора-лирика, но и необычно возвышенных героев, стремящихся к высокой цели. Я впервые увидел произведения, где рассказчик является непосредственным участником событий, а от его позиции зависит дальнейший сюжет рассказа.

«Высокий и сложный тип личности Горького»

Автобиографические повести Горького и некоторые его рассказы 20-х годов отражают духовный опыт автора, его сомнения, искушения, надежды и разочарования. Один из лучших примеров таких произведений — «Отшельник» (1923), где главный герой является типичным утешителем, который долгие годы волновал писателя. Этот тип персонажа встречается и в других произведениях Горького, таких как Лука из пьесы «», Серафим из «Дела Артамоновых» и размышления о типах утешителя в статье «О пьесах» (1933) и других произведениях. Этот тип человеческой натуры связан с загадкой любви, сострадания и правды, и как они соотносятся и конфликтуют друг с другом.

В пьесе «На дне» идея утешительства и жалости развенчивается, хотя не полностью последовательно. Однако в рассказе «Отшельник» (1923) автор, через образ бывшего пильщика и странника, теперь отшельника — дедушки Савела, рисует утешителя с нескрываемым чувством восхищения.

В этом рассказе любовь и правда не всегда согласуются, что звучит как укор к последней. Савелий говорит каждому правду, «кому какую надо», и порой «немножко» обманывает. Однако автор-рассказчик, а вместе с ним и читатель, несомненно, поддается обаянию этой души, ее соловьиной песни, обращенной ко всему живому в мире, способности Савелия безошибочно отгадывать боль в сердце каждого и смягчать ее состраданием и надеждой.

Повесть «Мои университеты» перекликается с очерками-портретами, которые составляют богатый слой в творчестве Горького 20-х годов. Среди них мемуарные очерки «Время Короленко» (1922), «О Михайловском» (1922), вошедшие в цикл «Заметки из дневника. Воспоминания» (1923) — «А. А. Блок», «Н. А. Бугров», «Савва Морозов» и другие, также «Л. Н. Толстой» (1924), «Сергей Есенин» (1927), «Иван Вольнов» (1931) и другие.

Исследование о Льве Толстом

Высокий и сложный тип личности-привлекал Горького в Толстом (Лев Толстой», 1919).

Очерк возник на основе заметок Горького о давних его встречах с Толстым в Крыму в 1901–1902 годах и впечатлений, связанных с «уходом» Толстого из Ясной Поляны и его смертью и вылившихся тогда, в 1910 г., в неотправленное письмо к Короленко. Сохраненный в композиции очерка принцип «отрывочных заметок», сменяющегося фрагмента-кадра нужен автору для того, чтобы воспроизвести впечатление живого Толстого, сказать о нем то, что думает, «пусть это будет дерзко и далеко разойдется с общим отношением к нему».

11 стр., 5392 слов

Роль декоративно-прикладного искусства в жизни народа

... предметы быта, являющиеся произведениями искусства. 1. Роль декоративно-прикладного искусства в жизни народа 1 Особое место декоративно-прикладного искусства Более столетия в гуманитарные дисциплины в разных формах буквально вторгается ... изготовления предметов ДПИ. По словам Д.Лукача, «украшая орудия труда, человек уже в незапамятные времена овладевал отдельными предметами, которые и практически, и ...

Вглядываясь в общую художественную логику очерка, можно уловить в нем принцип развертывающегося «веера», который позволяет открывать в бесконечно многостороннем духе Толстого все новые и новые грани. «…Безгранично разнообразен этот сказочный человек» — ведущий мотив очерка. Мы узнаем в Толстом черты «мудреца и артиста». заступника русского мужика, мученика совести и великого жизнелюба. неутомимого испытателя человеческих душ и богоискателя, азартного охотника, язычника и сурового «христианина», любуемся озорством богатыря и изяществом аристократа.

Герой очерка предстает перед нами почти вне домашнего быта, семейных отношений и связей. Толстой и собеседники, мысли и речи его; Толстой и природа («Он ходит по дорогам и тропинкам скорой, спешной походкой испытателя земли»), наконец, пластический облик художника, портретные детали (руки «нервные», «точно он живых птиц держит в пальцах», «движение пальцев, всегда лепивших что-то из воздуха») — основные поля проявления характера и его образных зарисовок в очерке.

В высказываниях Толстого, что весьма примечательно, мало мест; занимают суждения о литературе. Горький замечает по этому поводу:

В беседах с Л. Н. Горький обнаружил, что писатель не проявлял большого интереса к обсуждению литературы, но с большим любопытством интересовался личностью литератора. Он часто задавал вопросы о знакомстве с ним, о его характере и месте рождения. Такие вопросы позволяли Л. Н. приоткрыться и раскрыть свою особенную сторону.

Одним из интересующих Л. Н. писателей был В. Г. Короленко. Задумчиво он сказал о нем: «Не великоросс, поэтому должен видеть нашу жизнь вернее и лучше, чем видим мы сами». Это свидетельствует о том, что Л. Н. признавал особенности взгляда Короленко на реальность и его способность видеть ее более объективно.

О Чехове Л. Н. высказал свою нежную любовь к нему, сказав: «Ему мешает медицина, не будь он врачом, — писал бы еще лучше». Это свидетельствует о высокой оценке творчества Чехова и уверенности Л. Н. в его потенциале как писателя.

Горькому Л. Н. сказал: «Вы — сочинитель. Все эти ваши Кувалды — выдуманы». Таким образом, Л. Н. выразил свое мнение о литературе Горького, считая его произведения не реалистическими и вымышленными.

Согласно наблюдениям Горького, постоянными темами обсуждений и размышлений Л. Н. были вопросы о боге, мужчине и женщине. Особенно важным для него был вопрос о боге, который стал основным мотивом его произведений. Начало одного из очерков Л. Н. подтверждает это: «Мысль, которая, заметно, чаще других точит его сердце, — мысль о боге…». Беседа с Горьким о вере привела Л. Н. к восклицанию: «Этот человек-богоподобен!», что свидетельствует о его тревоге и поиске ответов на вопросы о боге и духовности.

Тематика произведений Горького

Горький в своих произведениях часто обращается к вечным темам человеческой жизни, таким как любовь, справедливость, смирение, доброта, самопожертвование и они сопровождаются достаточно выразительной моральной проблематикой. Он рассматривает взаимодействие первичного, человеческой природой заложенного, и вторичного, социально навязанного. Для Горького первичное часто связывается с чистотой, простотой и невинностью, тогда как вторичное, напротив, определяется жестокостью, ложью и пороком.

35 стр., 17356 слов

Мысли о России в публицистике И. Бунина и М. Горького

... писателя: Воспоминания и рассказы о прошлом.-М.:Моск.рабочий. 1966.-180с. Устами Буниных. ... Горький М. Полное собрание сочинений ... Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество. ... народов.-1996.-№2.-С.169-204. И.А.Бунин и М.Горький - писатели, ... Горькому. На этом этапе истории фигура Горького изображалась в качестве ведущей фигуры литературного процесса. Дарование других значительных писателей недооценивалось или ...

Одной из основных тем в работах Горького является идея о духовном преобразовании человека. Он глубоко интересуется темой человеческой свободы, власти и авторитета, при этом он раскрывает темы не только наличия границ свободы, но также и поиски внутреннего освобождения, приводящего к жизни в соответствии с лучшими качествами личности.

Комментарий к теме философии и религии

Горький в своих произведениях активно обсуждает тему философии и религии и часто анализирует веру вместе с образом Бога. Он осматривает религиозность и смысл жизни в контексте своего времени, а также обращает внимание на тему смерти и возможной жизни за пределами земли. Во многих случаях он интерпретирует религиозные учения как формы контроля и подавления людей, и тем не менее ему удается сохранить идею, что религия может быть прекрасным способом нахождения надежды и общения с Богом.

Очень важна тема свободы и необходимость преодоления видимых и необходимых границ, которые имеют власть над другими людьми. Горький размышляет о явлениях, которые порождают духовное ограничение и преодоление безысходности людской жизни. Для своих героев он выделяет такие качества, как честность и праведность, рассматривает их как необходимые условия для будущего преодоления той жизненной тяжести, с которой они сталкиваются.

Среди других тем, затронутых Горьким в своих произведениях, можно выделить тему отваги и смелости, которые отражаются в непрерывности жизни и в возможности обнаружения новых сил в непростых условиях. Социальная тема также оказывает на Горького значительное влияние, он осмеливается рассуждать о том, какое место занимает человек в мире и влияет на его развитие.

В данной статье будет рассмотрено произведение Максима Горького «Сказки об Италии». Определенно, эти сказки можно назвать сказками о жизни, так как они отражают текущие события и обычаи в Италии, а также национальный характер ее народа. Автор нашел в этой стране ясную перспективу для реализации своих идеалов.

Однако, Горький признал, что он немного приукрасил итальянцев, но это не помешало ему выразить важные для него представления о настоящем и будущем. Большинство героев «Сказок» уважают светлый опыт прошлого и верят, что будущее будет лучше. Они понимают, что помнить прошлое — значит понимать настоящее.

В произведении присутствуют различные персонажи, такие как безвестный старик рыбак, передовой рабочий и отец двух смельчаков. Все они восхищаются историческими достижениями своей страны и верят, что их дети будут жить лучше. Народные традиции помогают им осознать свои мечты и правильно оценить прошлое, а также справиться с текущими событиями. Сплоченность и активность позволяют молодой демократии Италии уверенно работать и бороться за счастье.

Оптимистический вывод произведения связан с общественными деяниями трудящихся, такими как стачки и строительство туннелей. Однако, Горький не ограничивает свое понимание прогрессивной культуры только этими аспектами. Он также отмечает новые запросы жизни и отношение к женщине.

18 стр., 8849 слов

Родина в жизни и творчестве русских писателей XIX-XX веков

... о судьбе Родины, желание улучшить жизнь народа. Для многих писателей любовь к Родине ... века – «Слово о полку Игореве». Столетие, которому принадлежит это произведение, резко выделяется в русской истории некоторыми своими особенностями. В двенадцатом веке становится особенно интенсивным процесс политического дробления феодализирующейся Руси, ... и другими поэтами прошлого века. Ныне, « ... в нашем веке, в 20-х ...

В «Сказках» каждый сильный человек побеждает темные начала — в любви и служении красоте. Горький показывает, что трудности преодоления и радость свершения являются источником сопричастности с вечно прекрасной природой и шагом к гармонии. Он описывает яркую итальянскую землю, где море блестит словно шелк, а солнце творит сказки. Человек единится с природой и избавляется от страха, слабости и темной скорби.

Исследование произведения «По Руси» Максима Горького

Произведение «По Руси» Максима Горького отличается сдержанным тоном и трезвым анализом действительности, вместо мажорных картин и победных настроений. В ходе «По Руси» происходит погружение читателя в глубину души каждого персонажа, где раскрываются незнакомые мысли и неслыханные слова. Напряженный процесс познания, позволяет читателю узнать множество неповторимых историй и узнать, как люди пытаются осмыслить суть своих переживаний.

Произведение равномерно расширено как во времени, так и в пространстве каждой рассказа, достигнуто большим количеством исповедей, проникновенных тестов и анализ.»По Руси» сопровождается множеством объективных зарисовок, но имеет субъективный акцент, который ознаменовывает прощаться с достоинствами мира.

Отражение таких реалий, не является данный взгляд просто критичным, он обязывает задуматься о погашенном кем-то свете, о некогда звучавшей мелодии. Именно поэтому, во многих рассказах «По Руси» благодаря острому вниманию, на какой-то момент «восстанавливается» природная сущность человека, он как бы заново оживает, хотя и ненадолго.

Выразительность слов и эмоциональный подъем

Один из главных элементов произведения – это выразительность слов рассказчика, она сразу создает мучительное ощущение повсеместного унижения подлинных достоинств мира. Человеческая жизнь напоминает «хорошую песню, обидно испорченную безголосым, глухим певцом». «Бестолковая тоска» оседает не только в маленьких городках, а на берегах вольных речек. Многих своих собеседников осмысленно называет проходящий вновь «неудавшимися людьми», они закрыты в себе, и одновременно имеют «емкую душу», которую не могут проявить в полной мере. Всюду наша планета где-то «расточается и оскверняется изначально прекрасное».

Именно поэтому, в «По Руси» особенно выделяются лица, наделенные мыслью, с красивой душой, и силой характера. Касаясь процесса знакомства с русской жизнью, Горький стремился понять возможности и противоречия ее существования и сделать свой вклад в создание общего представления о нашего народа.

Сочинение «Творчество Горького в 1907 по 1917 годы»

Первая русская революция, несмотря на ее поражение, нанесла непоправимый удар по самодержавию, посеяла страх и растерянность во всем буржуазно-помещичьем лагере не только в России, но и в странах Запада. В то же время революция 1905 года вселила в сознание широчайших масс, трудящихся веру в неизбежность победы над царизмом, над всем буржуазно-помещичьим строем. Когда в период наступления реакции значительная часть буржуазно-дворянской интеллигенции, в том числе писателей, резко повернула вправо, Горький снова возвысил свой голос в защиту революции, в защиту прогрессивной, подлинно народной литературы.

Правда, в этот период Горький и сам допустил серьезные ошибки, увлекшись теорией «богостроительства», проповедуемой русскими махистами. Это отразилось в ряде статей писателя, а также в повести «Исповедь» (1908).

Необходимо отметить, что горьковская идея богостроительства не имела ничего общего с церковным богом. «Бог,— писал Горький,— есть комплекс… идей, которые будят и организуют социальные чувства…»1 Социалистическое учение — по силе эмоционального захвата, им людей — Горький готов был сделать верой, религией. У писателя, по определению Ленина, данному в письме к Горькому в ноябре 1913 года, были «наилучшие намерения», и тем не менее идеалистическая теория богостроительства, как попытка соединить религию и социализм, была социально, политически вредной. Это глубоко вскрыл Ленин в одном из писем к Горькому. Заблуждения писателя он объяснял попыткой «согнуться до точки зрения общедемократической вместо точки зрения пролетарской»2.

Письма Ленина к Горькому являются свидетельством того, с каким вниманием относился Владимир Ильич к великому пролетарскому писателю. Он и в последующие годы проявлял огромную заботу о Горьком, стремясь уберечь его от чуждых влияний и привлечь к активному сотрудничеству в большевистской прессе. В ряде писем Ленин благодарит Горького за участие в «Звезде» и в других большевистских газетах, просит помогать «Правде».

Критика декадентской литературы Горьким

В начале XX века Максим Горький выступал с революционных позиций и учитывал уроки 1905 года. Он особенно остро критиковал декадентскую литературу и ее проповедь индивидуализма и антиобщественности. В 1909 году он написал: «Современного литератора трудно заподозрить в том, что его интересуют судьбы страны». Он имел в виду тот тип русского писателя-декадента, который вышел на литературную арену в годы реакции.

В своей борьбе против декадентства, Горький не отрицал талантливость некоторых писателей-модернистов. Напротив, именно потому, что реакционные идеи выражались талантливо и в яркой художественной форме, влияние таких произведений было особенно опасным. В качестве примера можно привести эпизод, связанный с сатирической сказкой Горького о певце смерти Смертяшкине. Поэт-символист Ф. Сологуб обиделся на писателя, считая, что в образе Смертяшкина показан он сам. В ответ на резкое письмо Сологуба, Горький выразил свое отношение к идеям, которые проповедовал Сологуб, и признал его как поэта, отметив, что его книга «Пламенный круг» является образцовой по форме и часто рекомендуется начинающим читателям как глубоко поучительная.

Реакционная литература и статьи Горького

В начале XX века реакционная литература стала серьезной проблемой для русской культуры. В этой борьбе важную роль сыграли статьи Максима Горького «О цинизме» (1908) и «Разрушение личности» (1909).

Горький резко критиковал пессимистическую литературу и философию, акцентируя внимание на значимости народа и его творческого гения, а также на роли фольклора в письменной литературе. Он подчеркивал, что великая литература родилась благодаря знанию народной жизни, учительству и защите интересов народа со стороны русских классиков. Буржуазно-дворянские писатели XX века, по мнению Горького, не смогли унаследовать этих великих традиций. Он обвинял их в уходе от реалистической литературы, антипатриотичности и измене народу.

Тем же мыслям Горького можно найти в его статьях «О «карамазовщине» и «Еще о «карамазовщине» (1913), написанных в связи с постановкой романа Достоевского «Бесы» в Московском Художественном театре. Горький назвал эту постановку сомнительной эстетически и безусловно вредной социально. Статья «О «карамазовщине» вызвала бешеную злобу в буржуазной прессе, обвинения Горького в неуважении к Достоевскому и попирании святынь. В ответ на эту «войну» Горький написал вторую статью, в которой остро поставил вопрос о борьбе с реакционными идеями в литературе, о необходимости проповеди бодрости, духовного здоровья и организующих идей и сил. Он подчеркнул, что в 1905 году требовалось меньше мощных идей, чем в настоящее время.

Воспитание литературных кадров из народа

Горький активно работал над воспитанием литературных кадров из народа, особенно из рабочего класса. В 1911 году на основе изучения более четырехсот рукописных произведений писателей-самоучек, вышедших из народных низов, он написал статью «О писателях-самоучках». В этой статье Горький указывал на духовное превосходство писателей из народа над представителями упадочной буржуазно-дворянской литературы, на их бодрое и активное настроение. Он вел обширную переписку с писателями из народа и начинающими литераторами, выражая им большую заботу и поддержку.

Введение

Максим Горький — один из самых известных и влиятельных писателей XX века. Его жизнь и творчество связаны с историей России в значимые периоды ее развития. В данной работе мы рассмотрим роль Максима Горького в литературном и культурном процессе России в конце XIX — начале XX века.

Главная часть

Амнистия и «Первый сборник пролетарских писателей»

В 1913 году Максим Горький вернулся в Россию после амнистии, объявленной правительством в связи с 300-летием дома Романовых. Он принял активное участие в подготовке «Первого сборника пролетарских писателей», изданного в 1914 году. Горький поддерживал и приобщал к сотрудничеству в издательстве «Парус» и журнале «Летопись» лучших писателей, даже в условиях жестоких репрессий в годы империалистической войны. Журнал «Летопись» был едва ли не единственным в то время легальным антимилитаристским печатным органом.

Литературное наследие

В журнале «Парус» был опубликован сборник стихов Маяковского «Простое как мычание», благодаря поддержке Горького. Он также помогал антивоенным настроениям В. Брюсова, напечатав его стихотворение «Тридцатый месяц» в своем журнале. Горький в своих письмах к другим писателям высказывался об уникальности и высоком таланте Маяковского, В. Шишкова, А. Чапыгина, Тренева, Ф. Гладкова и других писателей, которые после победы Октябрьской революции вступили в молодую советскую литературу.

Влияние на культуру и искусство

Максим Горький оказал значительное влияние на культурный и литературный процесс России. Он помогал многим писателям начать свой творческий путь, а также поддерживал антивоенные настроения. Его литературное наследие является значимым для мировой литературы.

Заключение

В данной работе мы рассмотрели роль Максима Горького в литературном и культурном процессе России в конце XIX — начале XX века. Он стал истинным вдохновителем для многих писателей и имел значительное влияние на культурный и искусственный развитие страны.