Экологическая тема в произведениях писателей 20 века

Сочинение

Среди глобальных проблем современности экология за­нимает особое место. Ведь Земля — единственный боль­шой дом человечества. Из всех живых существ только человек заселил всю планету, возвысился над другими формами жизни. Приспосабливая природу к своим требо­ваниям, человек больше брал, чем давал, изменяя равно­весие жизни на Земле. Уступая человеку, природа изменя­ла свое лицо, убирая в небытие многие виды растений и животных. Не исчезнет ли со временем вслед за ними и человек, как спасти и сохранить природу — вот вопросы, которые ставит экология как наука. А искусство слова рассматривает эти же проблемы под другим углом, как нравственные.

Повесть Чингиза Айтматова «Белый пароход» потряса­ет неожиданным, но неизбежным финалом. События, разворачивающиеся на лесном кордоне, поначалу развива­ются неторопливо. Главный герой — мальчик, у которого в произведении нет даже имени, потому что он — это мы, чистота нашего детства, помыслов, часть природы — жи­вет в двух измерениях. Одно из них — мир людей, где тесно переплелись добро и зло, любовь и ненависть. Дру­гое — мир природы, где все ему близко и знакомо. Рас­тения у него «смелые» и «боязливые», а камни-валуны имеют свои имена. Одинокий, выросший без родителей, мальчик мечтает стать рыбой и уплыть в далекое озеро Иссык-Куль за белым пароходом в поисках отцовского тепла. Мальчик олицетворяет природу вслед за своим де­дом, Момуном Расторопным, который верит в единство природы и человека, в то, что его род ведет начало от Рогатой матери-оленихи. Он и внуку внушил, что если бы люди не предали мать-природу, жестоко губя маралов ради их ветвистых рогов, род бугинцев жил бы счастливо. Но веря в это, Момун не умеет сопротивляться злу и безза­конию, отвести руку, сжимающую ружье. Он не сопротив­ляется зятю Орозкулу, властелину на кордоне, когда тот губит реликтовые сосны, когда приказывает убить жизнь-сказку — маралов, вновь появившихся в заповеднике. Подчиняясь Орозкулу, Момун сам убивает олениху, уби­вает мечту, тончайшую связь чуткой детской души с при­родой. И мальчик не может дальше жить в этом несовер­шенном мире, он уходит из него. Его гибель трагична, но трагедия очищает, ведь детская совесть в человеке — как зародыш в зерне, без зародыша зерно не прорастет.

Таким же совестливым по отношению к природе и людям был Егор Полушкин, главный герой романа Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Он жил, слов­но извиняясь, ценил и понимал красоту, любил и по-на­стоящему берег природу. Хотел он, чтобы всем было хо­рошо на свете, чтоб теплого солнышка, травки-муравки всем вдосталь было, потому что сиротство человеческое от разлада с землей-матушкой, с лесом-батюшкой, с речкой-сестричкой начинается. Без любви, без ума подходит человек к природе: некогда богатые леса вырублены, озе­ро Лебяжье превращено в Черное. Егор, чувствующий каждую рану природы как свою, мечтает залечить хоть часть. Поэтому и покупает на последние деньги лебедей, чтобы озеро вновь стало лебяжьим, ради этого и жизни не жалко. А потребительское отношение к природе, такое, как у Бурьянова и ему подобных, растлевает душу, дово­дит человека до черной злобы, до убийства. Такие ради полтинников губят не только липы, но и человека. Егор Полушкин на их фоне воспринимается не белой вороной, не бедоносцем, а победителем. Любовь к живому поднима­ет его до всепрощения, до отпущения грехов, как святого. Такое же чистое, непосредственное отношение к природе и людям воспитал Полушкин и в своем сыне, которого ждет не дождется Черное озеро, чтобы все-таки стать Лебяжьим.

14 стр., 6508 слов

«Природа. «Человек и природа в произведениях литературы». ...

... говорить не просто о природе, ее красоте, о полезности, а о взаимоотношении человека и природы. Многие писатели и поэты воспевают красоту природы. “Тайны в природе” Это сибирский писатель, который 70 лет не ... наш писатель-современник. Он недавно умер, но оставил после себя замечательные произведения. Астафьеву очень близка природа, так как он вырос на берегу Ангары, в деревне на лоне природы. Его ...

Как призыв к борьбе со злом, жестокостью по отношению к природе, животному миру воспринимается повесть Троепольского «Белый Бим Черное ухо». Главный герой повести — собака, сеттер по кличке Бим, но одушевленный автором, наделенный способностью переживать.

Лес, в который попадает Бим после городских злоключе­ний, и его обитатели самой природой поставлены в определен­ные, застывшие навеки отношения. Никто не обвинит Бима за то, что он в своих скитаниях по лесу загрызает вальдшнепа, а голодную волчицу за то, что она преследует Бима. В лесу Биму лучше, хоть опасностей здесь немало, но они естественны. В городе же собака целиком во власти человека. Злобного, как Серый, коллекционера собачьих жетонов, или равнодушного, как отец Толика. Что взрослые могут быть такими — это не открытие. Но их действия ранят души детей, Алеши, Толика: они становятся жертвами того же равнодушия, злобы, непони­мания, от которых пострадал и Бим. А он просил так мало! Свободы и доверия — больше ничего.

Восхищаясь природой, ее красотой, человек никогда не должен терять чувства своего родства с ней, чтобы не превра­тить Землю в одну большую «Красную книгу». Как писал поэт Евгений Евтушенко:

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Источник: 100 сочинений для школьников и абитуриентов. М.: КЕЛВОРИ ЛТД, 1996