Дата проведения, Специальность/профессия
Тема урока
Общая тема
Используемая технология, Цель проведения урока:, Обучающая
познакомиться с историей жизни Сони; раскрыть мотивы ее нравственного падения; выяснить, что помогло Соне выжить в «желтом» Петербурге, спасти себя, свою семью и Раскольникова.
Воспитательная
воспитывать духовно — нравственные качества: доброту, милосердие, гуманизм, сострадание, любовь; воспитывать бережное отношение к истокам православной культуры; воспитывать стремление к идеалам красоты.
Развивающая
вовлечь в творческую работу; активизировать учебно-познавательную деятельность студентов; развивать умения самостоятельной исследовательской работы; совершенствовать устную монологическую и диалогическую речь; уметь работать с текстом: устанавливать причинно-следственные связи, находить необходимые для доказательства мыслей цитаты, анализировать и интерпретировать эпизоды, делать выводы; уметь сравнивать героев романа и относиться к ним критически; развивать самостоятельность, умение работать в паре и индивидуально; развивать навыки сценического искусства; способствовать формированию и развитию творческих способностей, креативности; формировать коммуникативные компетенции обучающихся.
Методы обучения, Материально техническое обеспечение урока:
технические средства
компьютер, мультимедийный проектор, экран.
наглядные пособия
учебник, презентация по теме, текст романа
Межпредметные связи:
Ход урока:
Организационный момент
взаимное приветствие, определение отсутствующих, настрой учащихся на работу, организация внимания, проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид).
Сообщение темы и целей занятия., Содержание
Проверка домашнего задания.
Мотивация к учебной деятельности.
- Послушайте притчу С.Копыловой «Морские звезды» и подумайте, о чем она.
Действительно, о смысле жизни (зачем жить?), ее моральных принципах, о сострадании.
Об этом рассказывает и Ф.М.Достоевский в «Преступлении и наказании».
Сегодня мы продолжаем работу над этим романом.
Ребята, назовите 10 Заповедей Христа и скажите, чему они учат? (
нравственным ценностям.
Научно-исследовательская работа Дроби в жизни человека
... 2.3 Дроби в повседневной жизни В настоящее время в науке и во всех отраслях народного хозяйства десятичные дроби и ... помощи выбранной единицы измерения. В связи с этой необходимой работой люди стали употреблять выражения: ... на равные части. Русский термин «дробь», как и его аналоги в других языках, происходит от латинского «fractura», который, в свою очередь, является переводом арабского термина с тем ...
Ф.М. Достоевский затрагивает в романе «Преступление и наказание» многие проблемы, но самая главная из них — проблема нравственности.
Обратимся к толковому словарю и узнаем, что такое нравственность?
Нравственность – это внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести, которые проявляются в отношении к людям и природе.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности., Узнайте по описанию героиню романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
«Девушка лет 18, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами… выражение лица такое доброе и простодушное, что невольно привлекло к ней».
(Соня Мармеладова)
А теперь сформулируйте тему нашего урока. Запишите ее в тетради:
Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора.
Итак, объектом нашего разговора является Сонечка.
Какие цели и задачи надо выполнить на уроке?
Раскрыть образ Сони в романе, Показать духовную эволюцию Сони, Сравнить идею Сони с идеей Раскольникова).
«кто не без греха?»
Построение проекта выхода из затруднения., Работа в группах или парах
1 группа. Подготовить сообщение о
Автор знакомит нас с Сонечкой не сразу. Она появляется на страницах романа, когда страшное преступление уже совершено, погибли два человека, а Раскольников погубил свою душу. В первый раз мы слышим о Соне из рассказа ее отца, пьяного Мармеладова.
(Пересказ.
Действительно, Соня решилась на отчаянный шаг, чтобы помочь семье.
Составьте синквейн к образу Сони после первого (заочного) знакомства с нею.
Действительно, в начале романа мы узнаем историю Сони как «блудницы» (по определению самого писателя) или «великой грешницы» (так Соня сама оценивает свое занятие).
Проблемный вопрос.
- А «как вы назовете ее за этот поступок: грязной потаскушкой или великодушною героинею, принявшею с спокойным достоинством свой мученический венец?»
(Д.И.Писарев) И можно ли «блудницу» считать идеалом нравственности?
Примерный ответ. Соня — своего рода предел кротости и страдания. Она мученица, ибо приносит себя в жертву во имя спасения своей семьи от голодной смерти. Следовательно, героиня заслуживает не презрения, а сочувствия. )
В романе «Преступление и наказание» действительно поднимается проблема жертвенного поведения героини.
группа. Составить сравнительную характеристику Раскольникова и Сони.
Соня | Раскольников |
Кроткая, добрая. | Гордый нрав; оскорблённое, униженное самолюбие. |
Спасая других, берёт на себя грех. | Пытаясь доказать свою теорию, совершает преступление. |
В духовном плане — мученица. | В духовном плане — преступник, хотя берёт на себя грех всего человечества. Спаситель? Наполеон? |
Рассказ о её поступке в кабаке в самой разнузданной обстановке. | Знамение для Раскольникова. Жить, жертвуя собой,— это оправдание его предчувствий. |
Живёт, исходя из требований жизни, вне теорий. | Теория рассчитана безукоризненно, но человек не может переступить через кровь, спасая людей. Итог — тупик. Теория не может учесть все превратности жизни. |
Полуграмотна, плохо излагает мысли, читает только Евангелие. | Образован, хорошо излагает мысли. Свет разума заводит в тупик. |
В ней божественная правда. Она высокодуховна. Не сознание делает человека человеком, а душа. | В нём правда ложна. В рай ценой чужой крови нельзя. |
У неё есть смысл жизни: любовь, вера. | У него нет смысла жизни: убийство — это индивидуалистический бунт. |
Соня | Раскольников |
преступники | |
Преступает нравственный закон. | Преступает уголовный закон. |
Чтобы облегчить жизнь близких приносит в жертву себя. | Чтобы проверить правильность своей теории приносит в жертву двух беззащитных женщин. |
Страдания достигают предела. Идет на позор, унижения. | Бунтарь, не желающий смириться с несправедливыми законами общества. |
Не возмущается и не протестует. Ее удел — незаметное подвижничество. | Мания превосходства и вседозволенности. |
Все ее поступки определяются христианскими заповедями и религиозными законами. | Свои совершает на основании придуманной теории о «сильной личности». Чувствует уязвимость своей теории, несостоятельность и обреченность индивидуализма. |
Героев спасет вера, сострадание, им помогает сила души и характера. Каждый из героев приходит к осознанию ценности любой человеческой жизни. |
Вывод: Итак, в ходе сравнительного анализа героев выявлено много сходств и различий. Героев влечет друг к другу согласно закону «борьбы двух противоположностей». Они нужны друг другу. А их путь к Царствию Небесному Достоевский видит в христианстве.
Визиты Раскольникова.
3.1. Первый визит Раскольникова к Соне. (Часть 4, глава IV), Просмотр фрагмента видеофильма режиссера Л.Кулиджанова “Преступление и наказание”, Фронтальная беседа, С какой целью пришел Раскольников к Соне?
- Как Раскольников ведет себя в диалоге с Соней?
- Прав ли Раскольников в обвинении Сони? Сравните их преступления.
Какой выход для Сони видит Раскольников, Почему Соня не выбирает ни одну из них
- Почему Раскольников встал перед Соней на колени и поцеловал ее ноги?
“ибо кротость, которая выстрадана, как истина, не может быть свойством слабого характера”.
- Как вы думаете, в чем ее сила?
(Примерный ответ. Сила Сони не только в любви к Раскольникову, но и в христианской вере )
Вера в Бога помогает Соне Мармеладовой выстоять самой и протянуть руку помощи другим.
“Что бы я без бога-то была?”
- скажет она сама.
Чем заканчивается 1 визит Раскольникова к Соне? Подтвердите текстом, Беседа, работа с текстом.
Примерный ответ. Раскольников говорит Соне о том, что теперь они должны быть вместе. Почему? Потому что они могут понять друг друга, как никто другой:
“… Разве ты не то же сделала? Ты тоже переступила… смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь… свою (это все равно!)…ты выдержать не можешь и, если останешься одна, сойдешь с ума, как и я”. Обратить внимание на форму обращения Раскольникова к Соне: Вы, ты)
Что дала Раскольникову встреча с Соней? Что он понял?
После первого визита к Соне Раскольников понял, что есть люди, живущие по законам нравственным, в основе которых – любовь, сострадание. По этому закону живет и Соня. В этом и есть идея Сони – идея Бога.
3.2. Второй визит Раскольникова к Соне (Часть 5, глава IV), Вторая встреча – путь к взаимопониманию.
- Какова цель визита Раскольникова к Соне во второй раз?
Как ведет себя с Соней
Как он сам объясняет причину убийства? Докажите текстом.
Примерный ответ. Убил для себя.
“Я просто убил; для себя убил, для себя одного… мне надо было узнать тогда … вошь ли я, как все, или человек?”. “Тварь ли я дрожащая, или право имею…”, “я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил”.
Как ведет себя Соня, угадав страшную правду? Зачитайте отрывок из текста.
Примерный ответ. Она не оттолкнула Раскольникова. Напротив, встала перед ним на колени.
“Что вы, что вы это над собой сделали!.. Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!.. От бога выотошли, и вас бог поразил, дьяволу предал!”.
Обратим внимание на местоимения: ты, Вы. Сравним с письмом Татьяны к Онегину
Соняполна любви, жалости и сострадания, думает только о том, как ему тяжело нести этот крест.
Какой выход из тупика предлагает Соня? Подкрепите свои слова текстом
Примерный ответ. Покаяться перед народом.
“Поди сейчас, сию минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: “Я убил!” Тогда бог опять тебе жизнь пошлет”.)
Соня искренне советует Раскольникову покаяться и принять на себя наказание. (Обратим внимание на психологический параллелизм и местоимение ты как средство сближения героев)
Принимает ли такой совет Раскольников?
Примерный ответ. Раскольников еще не готов сдаваться — он знает, что против него нет улик. И доносить на себя он тоже не готов
Во время диалога с Соней Раскольников ведет себя по-разному: то шепчет, то страдальчески просит, то грустно улыбается, а то вдруг
“две слезы выкатились из его глаз и повисли на ресницах”.
Что значат слезы Раскольникова?
Примерный ответ О смятении Раскольникова и о наметившемся его пути к воскресению. Соня растопила его гордое сердце
“В ней искал он человека, когда ему понадобился человек…”.
Образ Сони – это лик настоящей праведницы. Вы, безусловно, обратили внимание на то, что эти два эпизода представляют собой кольцевую композицию. А сравнение двух “правд” героев показывает их контраст. Однако уже намечается путь Раскольникова к покаянию.
3.3. Третий визит Раскольникова к Соне (Часть 6, глава VIII)
Описание трактира в преступлении и наказании
помогите пожалуйста! описание Раскольникова, где живет, с какой целью автор описывает его жилище?
Везде «темно, душно, грязно» , «грязь, вонь и всякая гадость» . Петербург каморок, лестниц, публичных домов, кабаков, рыночных площадей, страшный Петербург давит на человека, глубоко враждебен и неприятен всему здоровому.
Петербург Достоевского — своеобразный герой романа, жестокий и антигуманный. В романе «Преступление и наказание» мы с первой страницы оказываемся на грязных петербургских улицах, вместе с Раскольниковым заходим в темные «колодцы» и глухие дворы, поднимаемся по узеньким лестницам, попадаем в распивочные, трактиры, доходные дома, столь густо заселенные, что они порой напоминают Ноев ковчег.
Анализ эпизода встречи Раскольникова и Мармеладова в трактире
Чиновник Семен Захарович Мармеладов и его семья играют важную роль в развитии сюжета и проблематике романа «Преступление и наказание». Впервые с этим героем мы встречаемся в эпизоде его беседы с Раскольниковым в трактире. Именно из этого отрывка мы узнаем историю жизни Мармеладова, знакомимся с его женой и дочерью, узнаем об их жизненной трагедии. Итак, Раскольников после очередного визита к старухе-процентщице идет в трактир. Его привело в это место то же желание залить свое горе, то же ощущение пустоты и душевной тошноты, что и остальных посетителей. Достоевский показывает, что кабак – это обитель несчастных, обиженных жизнью людей. Они дошли «до грани» своего нравственного падения, совершенно опустились и превратились в скотов. Люди приходят сюда, опускаются еще ниже, пропивают последнее, обижают самых близких людей и, мучаясь от осознания своей ничтожности, снова приходят в трактир. Получается замкнутый круг, разорвать который этим несчастным не под силу. Все это Раскольников, да и мы, понимаем из рассказа Мармеладова. Этот человек сразу привлек внимание Родиона. В его глазах «светилась как будто даже восторженность, – пожалуй, был и смысл и ум, – но в то же время мелькало как будто и безумие». Мармеладов тоже выделил Раскольникова из круга постоянных посетителей трактира. Он искал человека, которому можно было рассказать о своей жизни, как бы исповедаться, облегчить душу. Такого человека, образованного, способного понять и не осудить сразу, Семен Захарович увидел в Раскольникове. Внешность Мармеладова выдавала в нем опустившегося, пьющего человека, живущего в нищете. Но, как выясняется дальше, когда-то это был титулярный советник. Он овдовел и женился второй раз на Катерине Ивановне. Автор подчеркивает, что Мармеладов сделал это исключительно из жалости и сочувствия к женщине, которая осталась вдовой с тремя детьми и жила в полнейшей, беспросветной нищете. Выйти замуж за героя Катерине Ивановне было не так-то легко: помимо ее гордого и самолюбивого характера, в ней говорило и благородное происхождение, и возвышенное воспитание. Но нищета ломает людей, делает из них рабов, принуждает к несчастью. Так произошло и с этой женщиной. Выйдя за Мармеладова, она попала в еще большую нищету и унижение. Герой начал пить и пропивать все, отнимая последнее не только у своей дочери Сонечки, но и у трех маленьких детей своей жены. От постоянного недоедания и волнений Катерина Ивановна заболела чахоткой, и состояние ее постоянно ухудшалось – она «начала харкать кровью». Мы видим, что Мармеладов признает свою вину, а вина его велика. Пока он заливал свое горе и беспомощность вином, с его родными происходили страшные вещи. Лебезятников избил Катерину Ивановну за то, что она вступилась за бедную Сонечку. От такого унижения женщина слегла, оставив детей практически без присмотра. Ведь Соня теперь приходила домой только в сумерки, что бы никто не увидел ее. Ей нельзя было зайти в родной дом, потому что жила она по желтому билету, так как стала уличной женщиной. Трагедия Сонечки обыденна и от того еще более страшна. Девушка зарабатывала на жизнь шитьем, но однажды ей не заплатили денег за работу, а «затопав ногами и обозвав неприлично, под видом будто бы рубашечный ворот сшит не по мерке и косяком», выгнали. А дома мачеха, измотанная страшной жизнью, вгорячах послала девушку на панель. И Сонечка решилась, переступила через свою душу ради спасения жизней близких. Страшно описание ее первого возвращения с «работы». Девушка молча положила на стол заработанные деньги, накрылась большим зленным платком с головой и легла на кровать. И только плечики ее и все тело подрагивали под этим «укрытием». Тогда Катерина Ивановна осознала, на что она толкнула падчерицу: «подошла к Сонечкиной постельке и весь вечер в ногах у ней на коленках простояла, ноги ей целовала, встать не хотела, а потом так обе и заснули вместе, обнявшись». И, рассказывая обо всех несчастьях своей семьи, Мармеладов добавлял: «а я. . . лежал пьяненькой-с». Мы видим, что этот герой ругает себя за свое скотское состояние, но от слабости характера, ничего поделать с этим не может. Раскольников встречает его в тот момент, когда Семен Захарович пьет уже пятый день. И это при том, что в их семье только недавно блеснула надежда на улучшение, – Мармеладов нашел себе место и даже ходил на службу два дня. И эти два дня были самыми счастливыми за многие годы жизни его семьи. Но счастье продолжалось недолго – герой пропил все, что было у него. Он просит Раскольникова довести его до дома. Этот момент является финалом данного эпизода, вводящего в роман Мармеладова и его семью.