Тема Родины в русской поэзии
Каждая личность, каждый поэт определяет свое отношение к основным категориям бьипия, вечным проблемам, глобальным событиям. И каждый находит в них что-то свое, никому более не понятное и не доступное. Так, например, у каждого в душе существует свой Бог, каждый, кто соприкасается с творчеством Пушкина, подобно М.И.Цветаевой, находит своего, ни для кого более не досягаемого Пушкина.
Родина для каждого русского человека, а для поэта в особенности, является такой же глобальной проблемой, если не категорией бытия, как Жизнь, Смерть, Любовь… Поэтому каждый для себя определяет понятие родины, России, находит в ней свое место. С Родиной у каждого связан свой конкретный образ. Но все это «свое», личное — лишь вариации, тема же для всех одна — Родина. И для русских поэтов она является объединяющим началом, а значит, существуют общие для всех правила, каноны, традиции, которые устанавливают тесную взаимосвязь русской литературы.
Пробуя проникнуть в личное восприятие Родины некоторыми поэтами, я попытаюсь проследить в их творчестве именно эти классические традиции, связывающие всю русскую поэзию, начиная с Древней Руси и заканчивая XX веком, в единое целое.
Как и все темы русской литературы, тема Родины берет свое начало в уникальном произведении древнерусской литературы « Слово о полку Игореве». Все темы, которые продолжает затем русская классическая поэзия, так или иначе здесь переплелись.
Для людей того времени Русь была священной, а значит, защита ее — делом святым. Во имя этой священной цели автор «Слова» призывает к объединению, сплоченности, во имя Русской Земли предлагает забыть все междоусобицы и распри. Россия служит связывающим, примиряющим началом, через которое русский народ приходит к духовному, нравственному объединению, забывает вражду и возвращается к исходному братству:
Отзовитесь!
Остры ваши стрелы, князья, —
Заградите же степи ворота!
Отомстить поспешите
Родимую Русь!..
В «Слове…» мы также встречаем тему Отечества, духовной связи со своим прошлым, почитания предков:
Все забыто:
Где честь — где жизнь,
И Чернигова-города
Отчий престол золотой,
И желанная, краса его Глебовна,
С ее ласкою- обхождением.
«Отчий престол золотой» — один из нравственных устоев, на котором стоит и жизнь, и честь человеческая. Следующие строки подтверждают это:
Родина в жизни и творчестве русских писателей XIX-XX веков
... о полку Игореве» можно считать рождением темы родины в русской литературе. Начиная с XII века, патриотические темы стали все глубже и глубже проникать в русскую литературу и к началу XIX века ... Российского» - эпическое творение, повествующее о жизни страны, прошедшей многотрудный и славный ... Некрасовым и другими поэтами прошлого века. Ныне, «на расстоянии», ... расцветшая в нашем веке, в 20-х – 30- ...
О Великий князь Всеволод!
Мыслишь ли ты
Прилететь издалека,
Защитою встать
Золотому престолу отцову?..
Защита своей родины, своей земли — это и защита чести предков, «отцова престола». В конце произведения есть такие слова:
И изрек Боян, чем кончить речь
Песнотворцу князя Святослава:
«Тяжко, братья, голове без плеч,
Горько телу, коль оно безглаво».
Мрак стоит над Русскою Землей:
Горько ей без Игоря одной…
В этой народной мудрости заключено очень многое: и необходимость всеобщего братства, единства для блага страны и всего народа, и неразрывная связь судьбы личности с судьбою страны, зависимость спасения Русской Земли от одного человека а следовательно, ответственность этого человека за свою родину; тут же идея взаимосвязи и взаимозависимости всего, из которой вытекает трагический мотив темы родины: как только рушится единство, «голова» и «тело» перестают существовать вместе, сразу появляются «горечь», «тяжесть», «мрак».
Все мотивы темы Родины концептуально заложены в этом произведении. Теперь перейдем к этой теме в творчестве А. С. Пушкина.
Он пишет об идеале государства: о равенстве, свободе, Законе, справедливом для всех, свержении самовластия, и в то же время мы читаем в стихотворении «Из Пинде- монти»:
Не дорого ценю я громкие права,
От коих не одна кружится голова.
И не ропщу о том, что отказали боги
Мне в сладкой участи оспаривать налоги
Или мешать царям друг с другом воевать;
И мало горя мне, свободно ли печать
Морочит олухов, иль чуткая цензура
В журнальных замыслах стесняет балагура…
Гражданственность Пушкина, его идея правового государства — это не занятие «заботами суетного света», политикой, порядком внешнего мира, а нечто более глубокое. «Политика — занятие для черни», — говорил А. И. Герцен. А Блок писал в своей статье «О назначении поэта»: «Поэт не может мешать внешнему, ибо дело его — внутреннее — культура».
Задача поэта заключается в открытии «бездонных глубин духа, недоступных для государства и общества».
Поэтому гражданственность А. С. Пушкина — внутреннее сознание. Его позиция — не политическая программа, а нравственный кодекс. Пушкин был дворянином. Дворянское сознание включает в себя не только права владения и распоряжения жизнью крестьян, но и ответственность за них, чувство долга и обязанности перед ними.
Ф. Ницше принадлежит высказывание: «Аристократ — человек, свои права воспринимающий как свои обязанности».
Именно такими аристократами были настоящие дворяне. И именно этот аристократизм утратили все последующие, «выродившиеся» поколения дворян.
Пушкин же, подобно своему Дубровскому, был настоящим аристократом в сознании. Этим гражданским сознанием своего долга и обязанностей он обладал в масштабах государства. Как истинный гражданин, он чувствовал себя ответственным за судьбу своего народа, а как поэт — за внутреннюю, «общекультурную» сторону этой судьбы. Но и чувство долга, и гражданственность, несомненно, связаны с чувством любви к Родине:
Два чувства дивно близки нам.
От века в них находим пищу:
Любовь к отеческим гробам,
Любовь к родному пепелищу.
Тема любви в лирике Н.А. Некрасова
... (в творчестве Некрасова Зинаида), последней любви поэта. Н.А. Некрасов скончался в возрасте 56 лет 27 декабря 1877 года. 2. Адресаты любовной лирики Н.А. Некрасова 2.1 Авдотья Яковлевна Панаева поэт некрасов любовный лирика Авдотья Яковлевна Панаева ...
На них основано от века,
По воле Бога самого,
Самостоянье человека,
Залог величия его.
Вот оно — пушкинское ощущение (и как мы увидим дальше — не только пушкинское) Родины: и любовь, и долг, и память, и величие. «Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам…» — это любовь к родной земле, к своим «корням», она берет начало, как мы уже видели, в «Слове о полку Игореве». Сознание своего прошлого, своих истоков, всего того, на чем построена твоя собственная жизнь, и любовь ко всему этому являются «самостояньем человека» — залогом его величия.
Для меня эти пушкинские строки неразрывно связаны со стихотворением Н. С. Гумилева «Основатели». В нём есть, казалось бы, одна странность: две реплики, на первый взгляд противоречащие одна другой, принадлежат одному человеку — Рему:
Что было прежде, надо забыть,
глянем вперед…
и
Но надо поставить ближе к дому
могильные склепы…
На самом деле, всё оказывается логичным. Рем — основатель нового города, новой жизни. Для него всё — в будущем, он должен «глядеть вперед» и отказаться от своей старой, прошлой жизни, от того, «что было прежде». Но дело в том, что новая жизнь не возникает из ничего. Она создаётся на опыте прежних цивилизаций и культур. И только помня и почитая эту прежнюю культуру, своих предков, можно обеспечить «залог своего величия», достойное будущее.
Ещё один поэт, неразрывно связанный в нашем сознании с темой Отечества и Гражданства, — Н. А. Некрасов. Он сам определяет свой долг перед родиной:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Несколько избитые, но, на мой взгляд, правильные и высоконравственные строки. Поэт, кроме того, что он обладает богатым внутренним миром, нравственными устоями, ещё и «певец», то есть тот, кто доносит эти нравственные ценности до сознания других. Это важная и необходимая человечеству миссия, но выполнять её обязан далеко не каждый, а лишь тот, кому дано.
Обладать же хотя бы самыми зачатками нравственности должен каждый. И именно это нравственное начало — понятия о долге, чести, ответственности и любви к родине —вкладывали в слово «гражданин» как Пушкин, так и Некрасов.
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой,
Ему нет горше укоризны…
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденья, за любовь…
Иди и гибни безупречно.
Такое же понятие вкладывает в слово «гражданин» М.А.Волошин. Именно поэтому в 20-е годы XX века в своей поэме «Россия» он с сожалением и горечью скажет:
В нас нет достоинства простого
Гражданина…
Некрасов же не только определяет для себя это понятие, но и принимает его, сам живет по таким правилам и действует по таким канонам. Некрасов — «отечества достойный сын». А отечество и родина для него — это, прежде всего, русский народ. Россия, действительно, крестьянская страна. Всё в ней создано руками народа, всё опирается на русский народ, живет и кормится благодаря русскому крестьянству. Народ — главное и основное составляющее этой страны. Поэтому для Некрасова понятие «Россия» отождествляется с понятием «народ», это явления одного порядка: любовь к Родине для него — любовь к русскому народу; болея душой за Россию, Некрасов болеет за народ, ответственность за страну выражается у него в стремлении помочь народу, облегчить его страдания. Некрасов выбирает для себя судьбу «народного заступника». Как настоящий гражданин, он согласует свои мысли и слова с делом, а дело его — поэзия. Таким образом, Некрасов поставил поэзию на служение родине и «лиру посвятил народу своему»:
Рассуждение А.А. БЛОК Образ Прекрасной Дамы (на примере стихотворения ...
... этого цикла, так и всего начального поэтического пути Блока можно назвать произведение «Вхожу я в тёмные храмы…». С первой же строки Блок как бы берёт читателя за руку ... Поэт «совершает свой бедный обряд». Он пытается собрать разрозненные слова и образы в своей голове в нечто целое. Но ключевым здесь является эпитет «бедный». Обряд, о котором ...
Толпе напоминать, что бедствует народ
В то время, как она ликует и поёт,
К народу возбуждать вниманье сильных мира —
Чему достойнее служить могла бы лира?
Вот еще одно подтверждение позиции Некрасова:
Кто служа великим целям века,
Жизнь свою всецело отдает
На борьбу за брата человека,
Только тот себя переживет…
И, как достойный гражданин, благородный человек, Некрасов разделяет участь своей родины, а значит, участь русского народа:
И песнь моя бесследно пролетела,
И до народа не дошла она,
Одна любовь сказаться в ней успела
К тебе, моя родная сторона!
За то, что я, черствея с каждым годом,
Её умел в душе своей спасти,
За каплю крови, общую с народом,
Мои вины, о родина, прости!.
Ему тяжелый жребий пал,
Но доли лучшей он не просит:
Он, как свои, на теле носит
Все язвы родины своей.
Некрасов носил «на своем теле», а точнее, на своей душе поэта «все язвы родины своей», тем самым проливая «каплю крови, общую с народом».
Продолжим теперь тему родины в творчестве А. А. Блока. Пожалуй, образ Родины у Блока, с одной стороны, самый поэтичный и романтичный, а с другой — самый трагичный в русской поэзии.
Этот образ зарождается еще в самом начале творческого пути А. Блока под влиянием философии Вл. Соловье
ва. Это Вечная Женственность, воплощение мудрости, красоты, чистоты. У Блока этот образ становится Прекрасной Дамой. Навеян он, безусловно, не только философией Вл. Соловьева, но и образом конкретной женщины, жены поэта — Л. Д. Менделеевой. Но понятие Прекрасной Дамы у Блока гораздо шире и глубже, чем просто воплощение конкретной женщины, земной любви.
В этом образе для поэта слилось многое: и мечта, и непосредственно любовь, и какая-то высшая, неземная истина, воплощение чистоты, непорочности, святости, что-то недосягаемое и в то же время постоянно притягивающее.
Вот отрывок из стихотворения «Поэт»:
- Вон идет глупый поэт:
- Он вечно о чем-то плачет.
- О чем?
- О розовом капоре.
- Так у него нет мамы?
- Есть. Только ему нипочем:
- Ему хочется за море,
Где живет Прекрасная Дама.
- А эта Дама — добрая?
- Да.
- Так зачем же она не приходит?
- Она не придет никогда.
- Она не ездит на пароходе…
Прекрасная Дама и есть мечта «о розовом капоре», о котором поэту необходимо плакать. Но мечта эта неземная, недосягаемая, она «не ездит на пароходе» и поэтому «не придет никогда».
Прекрасная Дама существовала в период Блока-символи- ста. Постепенно взгляды Блока меняются: от «символов», иных миров, недосягаемых истин он опускается на землю.
И я опять, больной и хилый,
Ищу счастливую звезду.
Какой-то образ, прежде милый,
Образ тихой родины в лирике рубцова
... незабываемое. Да, всеми силами души любил поэт свою тихую родину, нашу общую родину. Но как человек и поэт он многое не ... мысли,, Весь гонимый народ. Чудо поэзии Н. Рубцова прочно заняло свое место в русской литературе, и ценность его с ... Силой поэтического воображения создается обобщенно-символический образ родной земли как народной вольницы. В едином порыве голос автора, нашего современника, ...
Мне снится в старческом бреду.
Быть может, память изменила,
Но я не верю в эту ложь,
И ничего не пробудила
Сия пленительная дрожь.
Все эти россказни далече —
Они пленяли с юных лет…
- ..Устал я верить жалким книгам
Таких же розовых глупцов!
Проклятье снам! Проклятье мигам
Моих пророческих стихов!..
Блок отказывается от символизма, но образ Прекрасной Дамыне исчезает, алишь воплощается в нечто земное. Вечная Женственность нисходит на землю, и теперь она — в каждой женской душе. Этот образ Блока отражается в стихотворении «Девушка пела в церковном хоре…».
Прекрасная Дама была именем собственным, единственной в своем роде; под «девушкой» здесь подразумевается любое женское создание: символ чистоты, непорочности, любви, надежды… И в этом стихотворении появляется близкая связь Женственности и Христианства: «церковный хор», «царские врата».
Проходят годы, Блок всё больше и больше сживается с этим образом, с этой мечтой, между ними образуется духовное родство. Прекрасная Дама, Царевна становится уже не просто любимой, а женой, причем Женой Вечной. А.Блок — приверженец классики и русских народных традиций, поэтому его внутренние, духовные взаимоотношения с этой Вечной Женой строятся именно по этим традициям, канонам.
И вот постепенно Блок приходит к тому, что Вечная Жена и Родина сливаются в одно, очень глубокое и емкое понятие: «О Русь моя! Жена моя!» С одной стороны, это продолжение классических традиций «Слова о полку Игореве», Пушкина, Некрасова: большая любовь к родине, порождающая глубоко нравственное, внутреннее сознание долга перед своей страной, разделение её судьбы, ответственность за всё, с ней происходящее; но в то же время все эти чувства становятся ещё глубже: любовь — сильнее, узы — крепче, боль за страну — острее, поэтому Родина для Поэта теперь не мать, не сестра, а Жена, они теперь не просто близки, а кровно родны, они — единое целое. Россия и Блок слились воедино. У Вл. Нарбута есть такие строки:
Земля — праматерь!
Мы слились:
Твоё — моё, я — ты, ты — я…
Теперь эта связь навеки, она неразрывна. С одной стороны, эта связь как раз то, где «сын человеческий» смог «преклонить свою главу», он обрел свою Прекрасную Даму, теперь они вместе:
И вот — Она, и к Ней — моя Осанна —
Венец трудов — превыше всех наград…
Обладание своей родиной для Блока — Осанна (спасение), и это — «превыше всех наград».
«Сомкнулись царственные дуги, душа блаженна, Ты близка…», « Что скажу я тебе — не знаю. Может быть, от счастья умру…» — вот оно: блаженство и счастье. Но, с другой стороны, в такой неразрывной и кровной любви всегда сокрыты страдания и трагичность.
Страдал Некрасов вместе со своим угнетенным народом, и «в крови иссеченной» Музой, страдает и Блок:
Снова нахмурилось небо, и будет ненастье.
Сердцу влюбленному негде укрыться от боли.
Так и счастливому странно, что кончится счастье.
Так и свободный боится неволи…
Это — боязнь потерять обретенное счастье, обретенную любовь. Но, кроме общего счастья, существует еще и общая судьба: «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться…», «Тебя жалеть я не умею и крест свой бережно несу…»
Анализ стихотворения Блока «Русь»
... стихотворения А. Блока «Русь» спокойная. Кажется, автор боится нарушить тайну старины. Печаль лирического героя передается посредством аллитерации «п», «ч»: «тропу печальную, ночную я до погоста протоптал». Понравилось сочинение? ...
В стихотворении Вс. Рождественского «Памяти Ал. Блока» есть такие строки:
Ты глазами, словно осень, ясными
Пьешь Россию в первый раз такой —
С тройкой, с колокольцами напрасными,
С безысходной девичьей тоской.
В пламенное наше воскресенье,
В снежный вихрь — за голенищем нож —
На высокое самосожжение
Ты за ней, красавицей, пойдешь.
Довелось ей быть твоей подругою,
Роковою ночью, без креста
В первый раз хмельной крещенской вьюгой
Навсегда поцеловать уста…
Я уже говорила о взаимосвязи всего в русской литературе, поэзии: одно вытекает из другого. Чувства и судьбы русских поэтов тоже близки. Вот стихотворение А. А. Ахматовой «Молитва»:
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар —
Так молюсь за твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
Это тот же «бережно несомый крест» и «высокое самосожженье» во имя России, во имя своей родины. Потому что она — единственный Отчий Дом, и, какой бы она ни была, её принимают и так же любят, со всеми её бедами, горестями и трудностями.
Ф. Сологуб:
И все твои пути мне милы.
И пусть грозит безумный путь
И тьмой, и холодом могилы,
Я не хочу с него свернуть.
А. А. Блок:
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.
И этот путь, со всеми страданиями, поэт, гражданин, человек проходят со своей родиной до конца: «Если кончена моя Россия — я умираю» (3. Н. Гиппиус).
Всем этим объясняется огромное чувство ностальгии, тоски по родине, присущее всем людям, но русским в особенности: «Но русское сердце тоскует вдали от родимой земли» (Ф. Сологуб).
А. А. Блок:
Да, ночные пути, роковые,
Развели нас и вновь свели,
И опять мы к тебе, Россия,
Добрели из чужой земли.
Это необъяснимое, постоянное притяжение:
Много нас — свободных, юных, статных —
Умирает не любя-
Приюти ты в далях необъятных!
Как и жить и плакать без тебя!
И вот, наконец, всё становится прозрачным, ясным и понятным в стихах М. А. Волошина, совершенно не случайно посвященных памяти А. Блока и Н. Гумилева:
Может быть, такой же жребий выну,
Горькая детоубийца — Русь!
И на дно твоих подвалов сгину
Иль в кровавой луже поскользнусь,
Но твоей Голгофы не покину,
От твоих могил не отрекусь.
Доконает голод или злоба,
Но судьбы не изберу иной:
Умирать, так умирать с тобой
И с тобой, как Лазарь, встать из гроба!