НРАВЫ И ОБЫЧАИ БОЕВОГО ТОВАРИЩЕСТВА (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)

Сочинение

Женская нога никогда не ступала на террито­рию Сечи. Таким был закон. Если бы кто-то нару­шил закон и привел сюда женщину, его бы нещад­но покарали. То, что позволительно было казаку за границами Сечи, тут не разрешалось. Раз и на­всегда установленные товариществом правила ос­тавались неизменными на протяжении всего су­ществования Сечи. Точно так же строго наказы­вался проворовавшийся казак: «его, как бесчест­ного, привязывали к позорному столбу и клали возле него дубину, которой всякий проходящий обязан был нанести ему удар, пока таким образом не забивали его насмерть». Но суровее всего запо­рожцы наказывали убийц: вырывали яму, опус­кали туда живого убийцу, а сверху ставили гроб с телом убитого. Потом обоих засыпали землей.

Никогда никто не спрашивал у того, кто впер­вые пришел на Сечь, откуда он, как его зовут, что привело его. Церемония приветствия была легка и проста: «Пришедший являлся только к коше­вому, который обыкновенно говорил: «Здрав­ствуй! Что, во Христа веруешь?» — «Верую!» — «И в церковь ходишь?» — «Хожу». — «А ну, пе­рекрестись!» Пришедший крестился. «Ну, хоро­шо», — отвечал кошевой». Церемония заканчи­валась, а новичок отправлялся в курень, который выбирал по своему усмотрению. Слово «курень» употребляется в повести в двух значениях. Пер­вое — помещение, в котором жили запорожцы, второе — военная единица. На момент, когда при­ехал Бульба с сыновьями, Сечь состояла из шес­тидесяти куреней, «которые походили на отдель­ные, независимые республики». Нередко курени дрались между собой: «Курени покрывали пло­щадь и кулаками ломали друг другу бока, пока одни не пересиливали наконец и не брали верх, и тогда начиналась гульня». В руках у куренного атамана, которого называли батьком, были на сохранении деньги, одежда, топливо.

Но власть в Сечи невозможно было удержать в руках надолго. Если, например, кошевой начи­нал вызывать недоверие большинства, он пере­избирался. Процедура переизбрания была до­вольно проста. Под гром литавр казаки собира­лись на площади в кружок. Обязательным было присутствие старшины: кошевого с палицей в руке, судьи с восковой печатью, писаря с чер­нильницей и есаула с жезлом. Казаки приказы­вали тут же отдать им палицу — знак достоин­ства кошевого.

Затем предлагались новые кандидатуры. Все кандидаты, услышав свое имя, тотчас же выхо­дили из толпы, чтобы никто не подумал, будто бы они помогали личным участием в избрании. Новоизбранному кошевому вручалась палица. По обычаю, необходимо было трижды отказаться от этой чести, и только потом взять палицу. Четве­ро «самых старых, седоусых и седочупрынных козаков» должны были положить на голову новоизбранному землю, на что тот должен был бла­годарить товарищей за оказанную честь. Шумное избрание обычно заканчивалось всеобщим лико­ванием, весельем и гуляньем.

5 стр., 2363 слов

Запорожская Сечь в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

... Запорожская Сечь». Головна / Сочинения по литературе / Гоголь Н.В. / Нравы и обычаи Запорожской Сечи (Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба») Впервые мы видим Запорожскую Сечь глазами Остапа и Андрия, сыновей Тараса Бульбы. ... Запорожской Сечи была своя территория, которая называлась Кош. По полю разбросаны курени, напоминающие отдельные государства. Руководили ими выборные кошевые ... своими сильными руками воловьи ...

Обычаи запорожцев удивительны, поступки обдуманны и хитры, а язык и выдумки остры и большей частью похожи на насмешку, издева­тельство. Этой чертой запорожцев можно объяс­нить и удивительные прозвища, которые они да­вали своим товарищам: Козолуп, Долото, Кирдюг, Густый, Ремень, Бородавка, Пидсыток и т. д. Запорожец мог посмеяться над смертью, вра­гами, над самим собой. И это был смех свободно­го человека, ибо рабы, как известно, не очень любят смеяться.

Между тем существовали понятия, над кото­рыми запорожцы никогда не насмехались. Это христианская вера (вспомним, как Сечь прини­мала новичков), это уважение к своим боевым товарищам, достигшим зрелого возраста. Старых седых казаков в Запорожье всегда было мало, большинство витязей гибли в молодом возрасте в пылу битв: «Слишком старых не было на Сечи, ибо никто из запорожцев не умирал своею смер­тью». Интересуясь судьбой товарищей, Бульба слышал в ответ, «что Бородавка повешен в Толопане, что в Колопера содрали кожу под Кизикерменом, что Пидсыткова голова посолена в бочке и отправлена в самый Царьград». Без старых опытных казаков не обходилось ни одно казац­кое собрание, их слово становилось решающим во многих спорных вопросах.

Таковы были обычаи и нравы запорожских казаков — этих сильных, мужественных, бесша­башных, бесстрашных людей, прекрасно изобра­женные в повести Н. Гоголя «Тарас Бульба».


На этой странице искали :

Сохрани к себе на стену!