Женская нога никогда не ступала на территорию Сечи. Таким был закон. Если бы кто-то нарушил закон и привел сюда женщину, его бы нещадно покарали. То, что позволительно было казаку за границами Сечи, тут не разрешалось. Раз и навсегда установленные товариществом правила оставались неизменными на протяжении всего существования Сечи. Точно так же строго наказывался проворовавшийся казак: «его, как бесчестного, привязывали к позорному столбу и клали возле него дубину, которой всякий проходящий обязан был нанести ему удар, пока таким образом не забивали его насмерть». Но суровее всего запорожцы наказывали убийц: вырывали яму, опускали туда живого убийцу, а сверху ставили гроб с телом убитого. Потом обоих засыпали землей.
Никогда никто не спрашивал у того, кто впервые пришел на Сечь, откуда он, как его зовут, что привело его. Церемония приветствия была легка и проста: «Пришедший являлся только к кошевому, который обыкновенно говорил: «Здравствуй! Что, во Христа веруешь?» — «Верую!» — «И в церковь ходишь?» — «Хожу». — «А ну, перекрестись!» Пришедший крестился. «Ну, хорошо», — отвечал кошевой». Церемония заканчивалась, а новичок отправлялся в курень, который выбирал по своему усмотрению. Слово «курень» употребляется в повести в двух значениях. Первое — помещение, в котором жили запорожцы, второе — военная единица. На момент, когда приехал Бульба с сыновьями, Сечь состояла из шестидесяти куреней, «которые походили на отдельные, независимые республики». Нередко курени дрались между собой: «Курени покрывали площадь и кулаками ломали друг другу бока, пока одни не пересиливали наконец и не брали верх, и тогда начиналась гульня». В руках у куренного атамана, которого называли батьком, были на сохранении деньги, одежда, топливо.
Но власть в Сечи невозможно было удержать в руках надолго. Если, например, кошевой начинал вызывать недоверие большинства, он переизбирался. Процедура переизбрания была довольно проста. Под гром литавр казаки собирались на площади в кружок. Обязательным было присутствие старшины: кошевого с палицей в руке, судьи с восковой печатью, писаря с чернильницей и есаула с жезлом. Казаки приказывали тут же отдать им палицу — знак достоинства кошевого.
Затем предлагались новые кандидатуры. Все кандидаты, услышав свое имя, тотчас же выходили из толпы, чтобы никто не подумал, будто бы они помогали личным участием в избрании. Новоизбранному кошевому вручалась палица. По обычаю, необходимо было трижды отказаться от этой чести, и только потом взять палицу. Четверо «самых старых, седоусых и седочупрынных козаков» должны были положить на голову новоизбранному землю, на что тот должен был благодарить товарищей за оказанную честь. Шумное избрание обычно заканчивалось всеобщим ликованием, весельем и гуляньем.
Запорожская Сечь в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
... Запорожская Сечь». Головна / Сочинения по литературе / Гоголь Н.В. / Нравы и обычаи Запорожской Сечи (Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба») Впервые мы видим Запорожскую Сечь глазами Остапа и Андрия, сыновей Тараса Бульбы. ... Запорожской Сечи была своя территория, которая называлась Кош. По полю разбросаны курени, напоминающие отдельные государства. Руководили ими выборные кошевые ... своими сильными руками воловьи ...
Обычаи запорожцев удивительны, поступки обдуманны и хитры, а язык и выдумки остры и большей частью похожи на насмешку, издевательство. Этой чертой запорожцев можно объяснить и удивительные прозвища, которые они давали своим товарищам: Козолуп, Долото, Кирдюг, Густый, Ремень, Бородавка, Пидсыток и т. д. Запорожец мог посмеяться над смертью, врагами, над самим собой. И это был смех свободного человека, ибо рабы, как известно, не очень любят смеяться.
Между тем существовали понятия, над которыми запорожцы никогда не насмехались. Это христианская вера (вспомним, как Сечь принимала новичков), это уважение к своим боевым товарищам, достигшим зрелого возраста. Старых седых казаков в Запорожье всегда было мало, большинство витязей гибли в молодом возрасте в пылу битв: «Слишком старых не было на Сечи, ибо никто из запорожцев не умирал своею смертью». Интересуясь судьбой товарищей, Бульба слышал в ответ, «что Бородавка повешен в Толопане, что в Колопера содрали кожу под Кизикерменом, что Пидсыткова голова посолена в бочке и отправлена в самый Царьград». Без старых опытных казаков не обходилось ни одно казацкое собрание, их слово становилось решающим во многих спорных вопросах.
Таковы были обычаи и нравы запорожских казаков — этих сильных, мужественных, бесшабашных, бесстрашных людей, прекрасно изображенные в повести Н. Гоголя «Тарас Бульба».
На этой странице искали :
- сочинение на тему тарас бульба предводитель и товарищ запорожцев
- сочинение тарас бульба предводитель и товарищ запорожцев
- нравы и обычаи запорожской сечи в повести тарас бульба
- нравы и обычаи запорожской сечи тарас бульба
- тарас бульба предводитель и товарищ запорожцев