Печорин после дуэли с грушницким. Лермонтов М.Ю

Сочинение

Краткая характеристика героев

  1. Итак, Печорин Григорий Александрович – центральная ось романа, которая держит на себе весь сюжет. Он — личность неординарная, горделивая, самолюбивая, и в то же время мы видим его как потерявшегося человека, человека без цели и места в мире. Задача жизни героя – понять, кто он есть и зачем существует.
  2. Грушницкий – это человек с пылкой душой, но со слабым и трусливым характером. Он способен на красивую речь, чтобы покорить дам, готов размахивать шашкой в сражении. Но не это делает его слабым. Наш герой слаб из-за того, что не умеет признавать свою неправоту. Он — некая ущемлённая личность, которая старается прикрыть свою слабину фарсом и обольщением.

История их дружбы

Казалось бы, такие две натуры просто не могут находиться рядом друг с другом. Но сначала героев сводит служба, а потом уже лечебные воды Пятигорска. Их нельзя назвать друзьями, скорее они — знакомые по вине обстоятельств. Печорину дружба не нужна, он считает, что к ней не имеет способности. Своего якобы «товарища» он видит насквозь, все его недостатки и слабость. Грушницкий же видит в нём того, кому может рассказать о своих любовных интригах или же поговорить о службе. Но он также в тайне ненавидит своего «друга» за то, что тот полностью раскусил его жалкую душонку.

Между Печориным и Грушницким возникают натянутые отношения, которые выливаются в инцидент с печальным финалом.

Личность Печорина

Всем, что тщится продемонстрировать Грушницкий, обладает Печорин. И разочарованностью в жизни, и богатым прошлым, и властью над женским сердцем. В принципе, анализ дуэли Печорина и Грушницкогои впрямь следует начинать с характеристики противников.

Положительного героя в этом произведении нет, хотя персонаж, от имени которого ведется повествование, все-таки выглядит предпочтительнее. Печорин, по крайней мере, бесспорно, умен и способен не лгать хотя бы самому себе. А это качество вообще довольно редко в людях.

Привычка главного героя постоянно препарировать собственные чувства, возможно, где-то сыграла с ним злую шутку. Он и сам признается, что личность его раздваивается: один Печорин живет, другой – пристально за ним наблюдает. Надо сказать, что с этой задачей он справляется на «отлично», не щадя свое «альтер-эго» ни капельки. Ничего удивительного, что и окружающие становятся объектом столь же недоброжелательного внимания.

5 стр., 2267 слов

Онегин и Печорин как герои своего времени

... собой задачу, желая отобразить романа, героя своего времени. И вот перед нами Печорин – трагичная личность, молодой человек, страдающий от своей неприкаянности, в ... Устав от городской жизни Онегин поселяется в деревне. Там и начинается дружба Онегина и Ленского, которые как говорит Пушкин, сошлись ... цели и смысле жизни. В ночь дуэли с Грушницким он размышляет: «Пробегают в памяти все моё прошедшее, и ...

В каждом человеке Печорин видит слабости и пороки – и не может найти в себе ни силы, ни желания их простить.

Смотреть галерею

Причина дуэли

Дуэль между нашими героями является самой напряжённой сценой всего романа. Из-за чего она, собственно, происходит? Ответом на это вопрос является безнравственный поступок Грушницкого по отношению к княжне и самому Печорину. Дело в том, что между героями возник любовный треугольник. Грушницкий влюблен в Мери, та любит Печорина, но он к ней совершенно холоден, любовь девушки для него лишь игра. Задето самолюбие юнкера.

За то, что Лиговская ему отказала, герой сеет сплетни о княжне и Печорине. Это могло полностью испортить репутацию барышни, а вместе с тем и её дальнейшую жизнь. Узнав об этом, Григорий вызывает клеветника на дуэль.

Печорин после дуэли с грушницким. Сочинение Лермонтов М.Ю

  • Печорин ночью лазил к своей возлюбленной Вере. Она жила в одном доме с княжной Мери. Грушницкий со своими друзьями подумал, что это лезли к княжне Мери. И он начал всем рассказывать, что Мери по ночам кого-то принимает. Печорин заступился за честь девушки. Хотя сам и послужил причиной такой ее славы. Правильно говорил про себя Печорин, что со всеми, кто с ним соприкасается, происходит несчастье. А все потому, что он эгоист, а усмирять свои желания он не хотел.

    Клевета Грушницкого стала поводом

    для дуэли,

    причины

    же е надо искать глубже в

    жизненных позициях

    двух этих персонажей.

    Почти с самой первой нашей встречи на страницах романа с Грушницким мы, читатели, знаем о том, что приятельские отношения между ним и Григорием Печориным фикция, что персонажи эти антиподы

    во всм. Сам Печорин (повествователем в части Княжна Мери является именно он) так характеризует Грушницкого:

    Юнкер Грушницкий был влюблн в княжну Мери, Печорин же в какой-то степени ему позавидовал и, хотя любви к хорошенькой этой девушке не испытывал ни на йоту, сделал вс, чтобы влюбить в себя княжну и показать ей настоящего Грушницкого самовлюблнного эгоиста, человека недалкого ума, а вовсе не романтическую личность, которую она в нм видела.

    Сам Печорин, которого многие поколения читателей считали человеком, не могущим глубоко чувствовать, искренне любить, оказался способным на большую любовь. Историю его юношеской любви к Вере

    , вышедшей замуж за богатого, но старого князя Лиговского, Лермонтов поведал читателям в другом романе

    Княгиня Лиговская

    К моменту новой встречи Печорина с Верой, она счастлива уже во втором браке, причм с таким же стариком, как е первый муж, и ничего предосудительного не видит в том, чтобы принимать по ночам любовника в доме родственников, у которых остановилась, вовсе не задумываясь при этом о том, что подобные встречи могут испортить репутацию не только ей самой, но и юной княжне, даже не подозревающей о подобных свиданиях своей родственницы.

    16 стр., 7842 слов

    Характеристика Грушницкого в романе «Герой нашего времени

    ... Грушницкий предстаёт перед нами в главе «Княжна Мери». Это юнкер, который служил вместе с Печориным и так же, как ... вечера, где он мог показать себя и ... Грушницкому в романе «Герой нашего времени» даёт в основном Печорин. Из его журнала мы узнаём, что у этого персонажа под маской. Сочинение ... дуэль. Печорин, который сам не раз играл ту или иную роль, чтобы овладеть сердцем дамы, «понял его», и Грушницкий ...

    Вместе с тем товарищи Грушницкого, прежде всего драгунский капитан явный недоброжелатель Печорина, подговаривают его проучить Григория Александровича: придраться к какой-либо мелочи, найти повод для дуэли

    • А во время дуэли

    не зарядить пистолеты

    • Они абсолютно уверены: Печорин струсит. Грушницкий соглашается на такую подлость. Но на деле вс получилось намного серьзнее.

    Грушницкий вместе вс с тем же драгунским капитаном подкараулил Печорина, когда тот возвращался от Веры, но Григорию Александровичу удалось вывернуться и ускользнуть от них.

    Уже на следующий день недавний воздыхатель княжны стал распространять сплетню о е тайной связи с Печориным

    При этом нам, читателям, совершенно неважно, ошибся он или прав мы наверняка знаем о его ошибке, а он даже мысли о своей неправоте не допускает, ему и в голову не приходит простая догадка: в доме есть молодая замужняя женщина, которая могла бы принимать Печорина по ночам. Важно другое: ничего истинно мужского в распространении подобных сплетен нет

    абсолютно; оскорблнный тем, что ему предпочли другого,

    Грушницкий не щадит ни в чм не повинную девушку, губит е репутацию

    , лишает возможности впоследствии, через какое-то время, свою личную жизнь устроить. И в этой ситуации проявляются

    худшие качества этого персонажа

    : подлость, недостойная мужчин склонность к сплетням, жестокость по отношению к девушке, любви которой не смог добиться.

    Ненависть Грушницкого к Печорину настолько велика, что он решается ещ на одну подлость: соглашается с тем, что заряжен будет только его пистолет

    , то есть

    готов

    не в дуэли принять участие, а

    убить человека безоружного

    Грушницкий

    изначально неискренен, рядится в чужие одежды (солдатская шинель), пытаясь изобразить из себя нечто такое, чем он на самом деле никогда не был и не будет, любит производить эффект, он бесчестен, безволен, легко поддатся влиянию со стороны в истории с дуэлью им ловко манипулирует драгунский капитан.

    Печорин

    живт в полную силу, искренен, заступается за честь девушки, в истории с дуэлью тщетно пытается пробудить в Грушницком человека.

    Но и Печорина нельзя полностью оправдать: в этой ситуации он проводит один из своих чудовищных экспериментов, в результате которого гибнет пусть даже не очень хороший, не достойный уважения, но вс же человек, кстати, ещ совсем молодой, поэтому способный меняться, причм не только в худшую сторону, но и в лучшую.

  • Грушницкий публично нанес оскорбление даме Печерина, что задело и его честь. Сплетни, которые Грушницкий распустил о княжне Мэри, могли испортить ее репутацию навсегда. Печерин же, узнав об этом, сначала взывает к совести собеседника:

    Но, так как тот отказывается приносить извинения за свою ложь и наговор, Печорин вызывает его на дуэль, где убивает.

    21 стр., 10490 слов

    «Дуэль в русской литературе»

    ... в случае попадания противник не остался в живых (вспомним дуэль Печорина и Грушницкого в «Княжне Мери»). Парадокс: когда наконец-то количество дуэлей в России пошло на ... определяет на основе классической русской литературы место дуэлей в составе произведений. Узнайте, влияет ли дуэль на ... рефератом, я поставила перед собой ряд задач: Познакомиться со значением слова «дуэль». Он говорит о дуэли ...

Как поведение Печорина во время дуэли с Грушницким и после неё раскрывает его характер?

Показать текст целиком

Внутренний мир Григория Александровича Печорина, главного персонажа романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, раскрывается читателю постепенно на протяжении всего произведения. Уже в предисловии автор предупреждает, что перед нами портрет, составленный из пороков, но отнюдь не одного человека, а целого поколения.

Впервые рассказчик слышит о нём из уст Максима Максимыча, штабс-капитана, с которым Печорину некогда довелось служить в небольшой крепости на Кавказе. Многое в поведении главного героя остаётся непонятным, однако история об офицере и дочери черкесского князя Бэле разжигает в нём любопытство, и потому в дальнейшем он с не меньшим интересом описывает портрет того, о ком ему довелось немало узнать. Рассказчик отмечает, что Печорин был весьма хорош собою, но особое внимание уделяет его глазам, которые «не смеялись, когда он смеялся», — верный признак «или злого нрава, или глубокой постоянной грусти». Затем к повествователю в руки попадает журнал «героя нашего времени», и с этого момента у читателя появляется возможность глубже проникнуть в характер столь неоднозначного персонажа.

В главе «Княжна Мери» Печорин встречает своего давнего приятеля Грушницкого. Молодой юнкер предстаёт самовлюблённым юношей, довольным собою. Сильнее всего он любит производить впечатление на окружающих своими длинными и якобы интересными речами. Пустой внутри, он лишь подражает романтическим героям, которые так нравятся дамам. Однако, в отличие от своего друга, он искренне увлечен Мери. Печорин же хладнокровно выстроил целый план по достижению её любви, которая ему на самом деле вовсе не нужна, и пришёл к своей цели, не на шутку разозлив при этом Грушницкого. Это и стало причиной их конфликта, который в дальнейшем привёл к непоправимым обстоятельствам . Случай также сталкивает Печорина с Верой, единственной девушкой, к которой он испытывает неугасающие чувства.

Во время дуэли Печорина охватывает страх, однако внешне он ведёт себя по-прежнему хладнокровно и равнодушно («Дайте пощупать пульс!.. О-го! лихорадочный!.. но на лице ничего не заметно…»).

Даже на грани жизни и смерти он не теряет самообладания и высчитывает действия на десять шагов вперёд своего противника. Холодный рассудок помогает ему в принятии сложнейших решений. Так, он до последнего молчал о том, что знает о подлости Грушницкого и только в последний момент просит поменять ему ружье, потому что оно не заряжено. Печорин даёт бывшему приятелю шанс избежать смерти, если тот попросит у него прощения, но Грушницкий отказывается, тем самым обрекая себя на гибель. В сердце главного героя не нашлось места для милосердия. Озлобленность, задетое самолюби

Критерии

  • 3 из 3 К1 Глубина понимания темы и убедительность аргументов
  • 2 из 2 К2 Уровень владения теоретико-литературными знаниями
  • 3 из 3 К3 Обоснованность привлечения текста произведения
  • 3 из 3 К4 Композиционная цельность и логичность изложения
  • 0 из 3 К5 Следование нормам речи
  • ИТОГО: 11 из 14

анализ эпизода. Дуэль Печорина и Грушницкого

12 стр., 5679 слов

» Печорин — герой своего времени» (9 класс)

... светом». Больше всего на свете Печорин ценит свою свободу, возможность делать все, что ему хочется, не принося никому ни пользы, ни вреда. И только в конце жизни он понимает, чем ... Печорин дорожит мнением Вернера. В дуэли Печорина с Грушницким Вернер выступает в роли секунданта, но исход дуэли ... старая книга всегда будет нова». ПЕЧОРИН - ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ Роман «Герой нашего времени» — первый русский ...

  1. Грушницкий умер
  2. печорин признаеться: я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю и разбираю свои собственные страсти и поступки и с строгим любопытством и без участия. (запись сделана 16 июня).

    Прав ли безусловно герой в этом своем утверждении? (Вспомните его состояние перед дуэлью, его поведение при известии об оъезди Веры и вообще его отношение к ней).

    Обогащает или обедняет его натуру это качество, которое он в себе не замечает?

  3. Роман М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени — психологический. Он посвящен незаурядной личности, человеку, который, к сожалению, не может найти применения своим способностям. Чтобы глубже раскрыть характер главного героя, автор изображает его друзей и недругов. Так, страдающему Печорину противопоставлен Грушницкий его кривое зеркало, которое носит маску разочарованности, постоянно играет в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания.

    Этот юнкер считает себя честным и порядочным человеком, но стоит затронуть его самолюбие, и он сразу забудет о своем благородстве. Лучшее тому подтверждение ссора и дуэль героя с Печориным. Эпизод поединка является одним из ключевых в романе: здесь, находясь между жизнью и смертью, каждый из соперников открывает свое истинное лицо.

    Дуэль в Княжне Мери не похожа ни на какую другую в русской литературе, потому что этот трагический способ решения ссоры обычно исключает любое коварство и отличается безупречной честностью участников. Здесь же в основе поединка подлый сговор Грушницкого с неким драгунским капитаном. Последний, конечно, не помышляет о страшном исходе дела, его цель позабавиться, представив Печорина трусом и опозорив, но это не уменьшает вины. Грушницкий глуп: он доверился самоуверенному и безответственному человеку. В начале дуэли капитан убежден, что события будут разворачиваться по его плану: Мы давно уж вас ожидаем, -говорит он с иронической улыбкой Вернеру и Печорину, намекая на их опоздание. А ведь герои прибыли вовремя! Вместо того чтобы примирить участников поединка, капитан пытается усилить конфликт. Секундант Грушницкого нарушает первое правило поведения на дуэли. Но Вернер дипломатично исправляет ситуацию: вы бы могли, господа, объясниться и кончить это дело полюбовно. Печорин выражает свою готовность помириться, но тут опять вступает драгунский капитан, который мигнул Грушницкому. Вот здесь мы понимаем, насколько опасен секундант юнкера. Он олицетворяет мнение общества, которое с огромным удовольствием будет издеваться над Грушницким, если тот откажется от дуэли. Теперь для юнкера нет пути назад. Мы будем стреляться, -говорит Грушницкий, еще не подозревая, что подписывает себе смертный приговор.

    Печорин — хороший психолог. Я думаю, из него получился бы также прекрасный педагог, потому что он искусно пытается перевоспитать соперника, пробудить его совесть. Грушницкий и раскаялся бы, но он так слаб духом, а тут еще рядом драгунский капитан!

    Надо также отметить мужество Печорина. Смертельно рискуя, он держится уверенно. Успевает заметить даже красоту пейзажа. И без того жестокие условия дуэли герой усложняет, продолжая испытывать не только Грушницкого, но и себя, а еще заранее освобождаясь от грядущих мук совести. По жребию юнкеру выпадает стрелять первому.

    11 стр., 5481 слов

    Печорин-герой своего времени

    ... к "запискам", Лермонтов написал специальное предисловие к "Журналу Печорина". Таким образом, роман разросся до шести глав, включая сюда и "Предисловие" к "Журналу". Появилось и окончательное название - "Герой нашего времени". ... лживые Грушницкие, и великодушные, открытые сердцем Максим Максимычи, мудрые доктора Вернеры, и с виду неприступные Княжны Мэри… Как создавался «Герой нашего времени» В ...

    Он покраснел; ему было стыдно убить человека безоружного но как признаться в таком подлом умысле?. . Жаль беднягу: за самолюбие и эгоизм он заплатил очень дорого. Грушницкий целит Печорину в лоб. Неужели он хочет совершить убийство? Зачем? Ответ один: чтобы избавиться от позора, от обвинений в трусости. В роковой для Печорина момент интересно ведет себя Вернер. Он обязан предотвратить трагедию, как честный секундант, знающий о заговоре, наконец, как врач, дававший клятву Гиппократа, однако не делает этого. Как же так? Я осуждаю Вернера и сочувствую Печорину, который обречен на гордое одиночество среди безвольных людей. Главному герою все подчиняются, но ему от этого только хуже.

    Грушницкий не успел довести до конца свое черное дело: помешала та же слабость. Пуля оцарапала Печорину колено, и он смог удержаться на узкой площадке. Можно сказать, что здесь уже судьба дает Грушницкому еще один шанс. Но вместо раскаяния герой продолжает свою гнусную игру. Он спокоен, даже весел: вот-вот все закончится. Сейчас Грушницкого не интересуют ни Бог, ни душа. А зря. Доктор, эти господа, вероятно второпях, забыли положить пул

  4. Печорин выстрелил, да не попал, а Грушницкий, т. к. стоял на краю скалы вздрогнул и упал и погиб.
  5. Печорин и Грушницкий в сцене дуэли Главным действующим лицом романа М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени является Печорин. События, описанные в произведении, происходят на Кавказе. И это, вероятно, не является случайностью, так как в то время сюда отправлялись люди, преследуемые правительством. К их числу принадлежал и Печорин, сосланный на Кавказ за какую-то нашумевшую в Петербурге историю. Здесь он увиделся с Грушницким, прибывшим на воды залечивать раны. Печорин и Грушницкий вместе служили в действующем отряде и встретились как старые приятели. Грушницкий юнкер, он как-то по-особому носит свою толстую солдатскую шинель, говорит пышными фразами, маска разочарованности не сходит с его лица. Производить эффект основное его наслаждение. Цель его жизни сделаться героем романа. Он самолюбив. Скучающий Печорин от нечего делать решил сыграть на самолюбии приятеля, заранее предчувствуя, что одному из них несдобровать. И случай не замедлил себя ждать. Печорин вынужден был вызвать Грушницкого на дуэль за гнусную клевету, которую распространил тот в отношении своего друга. Подстрекаемый своими друзьями, Грушницкий, чтобы не выглядеть трусом, принял вызов. В ночь перед дуэлью Печорин не мог заснуть и мысленно спрашивал себя: Зачем я жил? Для какой цели я родился? И с тоской заметил, что он не угадал своего назначенья высокого, утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни и играл роль топора в руках судьбы. Печорин ощущает присутствие в нем двух человек: …один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его… Герой наш, глубоко и тонко чувствующий природу, перед поединком всматривается в каждую росинку и говорит: Я не помню утра более голубого и свежего… И вот Печорин стоит под дулом пистолета. Условия дуэли очень жесткие. При малейшем ранении можно очутиться в пропасти. Сколько самообладания, выдержки у него! Он знает, что его пистолет не заряжен, что через минуту может оборваться его жизнь. Ему хочется до конца испытать Грушницкого. Но тот забывает о чести, совести и порядочности, когда затронуто его самолюбие. В мелкой душе Грушницкого не пробудилось великодушия. И он выстрелил в безоружного человека. К счастью, пуля только оцарапала колено соперника. Презрение и злоба охватили Печорина при мысли, что этот человек с такой легкостью мог убить его. Но несмотря ни на что, Печорин готов простить своего противника и говорит: Грушницкий, еще есть время. Откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все, тебе не удалось подурачить, и мое самолюбие удовлетворено. Грушницкий, сверкнув глазами, ответил: Стреляйте. Я себя презираю, а вас ненавижу.. . Нам на земле вдвоем нет места… Печорин не промахнулся. Автор показал, что перед лицом смерти герой романа оказался таким же двойственным, каким мы видели его на протяжении всего произведения. Ему искренне жаль Грушницкого, попавшего с помощью интриганов в глупое положение. Печорин готов был простить его, но в то же время не смог отказаться от дуэли в силу существовавших в обществе предрассудков. Чувствуя свое одиночество среди водяного общества, среди людей, подобных Грушницкому, осуждая это общество, Печорин сам является рабом его Морали. Печорин неоднократно говорит о своей двойственности, и двойственность его, как мы видим, не маска, а действительное состояние души.

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — психологический. Он посвящен незаурядной личности, человеку, который, к сожалению, не может найти применения своим способностям. Чтобы глубже раскрыть характер главного героя, автор изображает его друзей и недругов. Так, страдающему Печорину противопоставлен Грушницкий – его «кривое зеркало», которое носит «маску разочарованности», постоянно играет «в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания». Этот юнкер считает себя честным и порядочным человеком, но стоит затронуть его самолюбие, и он сразу забудет о своем благородстве. Лучшее тому подтверждение – ссора и дуэль героя с Печориным. Эпизод поединка является одним из ключевых в романе: здесь, находясь между жизнью и смертью, каждый из соперников открывает свое истинное лицо. Дуэль в «Княжне Мери» не похожа ни на какую другую в русской литературе, потому что этот трагический способ решения ссоры обычно исключает любое коварство и отличается безупречной честностью участников. Здесь же в основе поединка – подлый сговор Грушницкого с неким драгунским капитаном. Последний, конечно, не помышляет о страшном исходе дела, его цель – позабавиться, представив Печорина трусом и опозорив, но это не уменьшает вины. Грушницкий глуп: он доверился самоуверенному и безответственному человеку. В начале дуэли капитан убежден, что события будут разворачиваться по его плану: «Мы давно уж вас ожидаем», — говорит он с иронической улыбкой Вернеру и Печорину, намекая на их опоздание. А ведь герои прибыли вовремя! Вместо того чтобы примирить участников поединка, капитан пытается усилить конфликт. Секундант Грушницкого нарушает первое правило поведения на дуэли. Но Вернер дипломатично исправляет ситуацию: «… вы бы могли, господа, объясниться и кончить это дело полюбовно». Печорин выражает свою готовность помириться, но тут опять вступает драгунский капитан, который «мигнул Грушницкому». Вот здесь мы понимаем, насколько опасен секундант юнкера. Он олицетворяет мнение общества, которое с огромным удовольствием будет издеваться над Грушницким, если тот откажется от дуэли. Теперь для юнкера нет пути назад. «Мы будем стреляться», — говорит Грушницкий, еще не подозревая, что подписывает себе смертный приговор. Печорин — хороший психолог. Я думаю, из него получился бы также прекрасный педагог, потому что он искусно пытается «перевоспитать» соперника, пробудить его совесть. Грушницкий и раскаялся бы, но он так слаб духом, а тут еще рядом драгунский капитан! Надо также отметить мужество Печорина. Смертельно рискуя, он держится уверенно. Успевает заметить даже красоту пейзажа. И без того жестокие условия дуэли герой усложняет, продолжая испытывать не только Грушницкого, но и себя, а еще заранее освобождаясь от грядущих мук совести. По жребию юнкеру выпадает стрелять первому. «Он покраснел; ему было стыдно убить человека безоружного… но как признаться в таком подлом умысле?..» Жаль беднягу: за самолюбие и эгоизм он заплатил очень дорого. Грушницкий целит Печорину в лоб. Неужели он хочет совершить убийство? Зачем? Ответ один: чтобы избавиться от позора, от обвинений в трусости. В роковой для Печорина момент интересно ведет себя Вернер. Он обязан предотвратить трагедию, как честный секундант, знающий о заговоре, наконец, как врач, дававший клятву Гиппократа, однако не делает этого. Как же так? Я осуждаю Вернера и сочувствую Печорину, который обречен на гордое одиночество среди безвольных людей. Главному герою все подчиняются, но ему от этого только хуже. Грушницкий не успел довести до конца свое черное дело: помешала та же слабость. Пуля оцарапала Печорину колено, и он смог удержаться на узкой площадке. Можно сказать, что здесь уже судьба дает Грушницкому еще один шанс. Но вместо раскаяния герой продолжает свою гнусную игру. Он спокоен, даже весел: вот-вот все закончится. Сейчас Грушницкого не интересуют ни Бог, ни душа. А зря. «Доктор, эти господа, вероятно второпях, забыли положить пулю в мой пистолет: прошу вас зарядить его снова, — и хорошенько!» — обращается Печорин к своему секунданту. Тут наконец Грушницкий понимает истинный смысл всех предыдущих фраз соперника. Юнкер опозорен. Вот куда привел его неправедный путь. Смелость драгунского капитана тут же сменяется растерянностью. Он бросает «истинного друга» в самый трудный момент, предает, уходя от ответственности. Печорин до конца пытается избежать кровопролития: «Грушницкий, … еще есть время. Откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все; тебе не удалось меня подурачить, и мое самолюбие удовлетворено, — вспомни, мы были когда-то друзьями». Благородство Печорина, его искренняя доброжелательность выводят Грушницкого из себя: «Стреляйте!… Я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места…» Истоки злобы Грушницкого в том, что рядом с Печориным он всегда чувствует себя ущербным, несостоятельным человеком. И мучительно завидует. Этот юнкер теперь честно признается себе, всем, что он подлец. И еще какой! Он воплощение зла ровно настолько, насколько Печорин – воплощение добра, поэтому их сосуществование невозможно: кто-то один должен погибнуть. Справедливость в этой борьбе побеждает, так проявляется гуманизм автора. В целом эпизод, пожалуй, нагляднее всех прочих свидетельствует о неиссякаемой энергии Печорина, непреклонности его воли, стремлении отстаивать свое достоинство во что бы то ни стало и безумном одиночестве среди людей, «на все случаи жизни» имеющих «готовые пышные фразы», за которыми … пустота.

3 стр., 1487 слов

Честь в представлении Печорина и Грушницкого (по роману М.Ю. ...

... эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. Смотрите также по произведению "Герой нашего времени": ... роман» с Мери, только чтобы досадить юнкеру. В итоге соперничества Печорин вызывает Грушницкого на дуэль. Этот эпизод является кульминацией повести. Именно в нем обнажаются характеры героев, в том числе, и их представления о чести. Трусливый Грушницкий ...

11 стр., 5471 слов

Действительно ли Печорин – герой своего времени? 9 класс

... сельской библиотеке», написанная для дипломной работы во время учебы в Московском художественном институте, считается образцом одного Сочинение Действительно ли Печорин – герой своего времени? (9 класс) Лермонтов Михаил Юрьевич, величайший ... многих дворян того времени, служат дуэли и женщины. Однако действие адреналина даже после такой опасной игры, как у Печорина с Грушницким быстро проходит. Романы ...

3 стр., 1397 слов

Анализ главы Княжна Мери (Герой нашего времени)

... описывает светскую жизнь 30-х годов XIX века. Все действия происходят на Кавказе, куда Печорин ... к сочинению Анализ главы Княжна Мери Популярные сегодня ... по-настоящему, но будет уже поздно. Вариант 2 В объемной главе романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» «Княжна Мэри» автор ... к княжне, Грушниций вызывает Печорина на дуэль и ...

Задачи и тесты по теме «Дуэль Печорина с Грушницким. (Анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).»

«Герой нашего времени» лирико-психологического характера. Он повествует о жизни незаурядного человека, который, увы, не может найти применения своим способностям. События, описанные в романе, происходят на родном для писателя Кавказе. Центральной темой стала проблема личности, пребывающей в глубоком конфликте с обществом. Печорин – скучающий интеллектуал, сосланный из Петербурга за какую-то нашумевшую историю.

На Кавказе он встречает много интересных людей и, конечно же, любовь. Так как роман разделен на повести, не связанные между собой последовательным изложением, мы видим, как на разном этапе своей жизни Печорин ищет определение счастью, любви и дружбе, но так его и не находит. В повести, посвященной княжне Мери , во время поездки в Пятигорск, он встречает своего давнего товарища юнкера Грушницкого , с которым он когда-то вместе служил в отряде. Грушницкий хоть и может называться его другом, но это только «наружное» проявление. На самом деле, Печорин знает, что им когда-нибудь придется столкнуться на узкой дороге и одному из них точно несдобровать.

Чем же вызвана такая неприязнь к Грушницкому? С первых строк описания их встречи становится ясно, что это два абсолютно разных человека. Грушницкий – человек поверхностный, посредственный, любящий напускной лоск и пафос. Этот образ совершенно не вяжется с задумчивым и неудовлетворенным жизнью Печориным. Главный герой итак глубоко разочарован в людях, встреченных на пути, оттого не может не почувствовать фальши юнкера. Еще большую трещину в отношениях образует встреча с молодой княжной Мери, в которую Грушницкий не на шутку влюблен.

Поведение обоих героев по отношению к княжне особых симпатий не вызывает. Один из них пустозвон, имеющий свойство все преувеличивать, а другой – тонкий циник, получающий удовольствие от игры на чужих чувствах. Именно из-за свойственного ему цинизма, Печорин решил бросить вызов «другу» и начать ухаживать за Мери. Ключевым моментом в романе является эпизод поединка между Грушницким и Печориным. Эта дуэль разительно отличается от тех, что встречались ранее в русской литературе, хотя бы тем, что лишена честности и уважения к оппоненту.

Каждый из соперников показывает свое истинное лицо. Грушницкий организует подлый сговор с каким-то драгунским капитаном затем, чтобы пистолет Печорина во время дуэли оказался незаряженным. Печорин, в свою очередь, зная об этом, соглашается на дуэль. Рискуя своей жизнью, он хочет проучить подлого юнкера и в результате добивается своего. Все это приводит к открытому столкновению молодых людей, которое заканчивается трагичным исходом – гибелью Грушницкого.

Автор мастерски показывает, что эта дуэль от начала до конца является грязной игрой. Даже одно лишь условие о том, что убитого можно будет скинуть на счет черкесов, говорит о бесчестности ее участников. В конце дуэли, предлагая правила своей игры, Печорин все-таки оставляет для соперника узкую лазейку, но тот в силу своей глупости и самодовольства не замечает ее, за что расплачивается собственной жизнью.

Смысл эпизода и его роль в романе

Очевидно, автор добавил этот фрагмент не просто так. В нем он наиболее полно отражает характер Печорина. Основной особенностью произведения и его новаторством является психологизм (детальное описание внутреннего мира героев и их чувств через обстановку, жесты и внешность, интерьер дома и т.д.), поэтому Лермонтову было очень важно раскрыть душу Григория Александровича. Данной цели подчиняются все персонажи и события. Поединок — не исключение.

Как же дуэль раскрыла характер героя? Она показала его хладнокровие и равнодушное отношение к окружению. Даже за честь Мери он вступается потому, что охраняет свои скелеты в шкафу, а именно роман с замужней гостьей Лиговских. Григорий оказался на их территории в поздний час на глазах у Грушницкого, но не потому, что шел к Мери. Он покидал покои Веры. Поединок стал отличным средством избавления от ненужных догадок, которые могли бы поставить на кон репутацию самого Печорина. Значит, его можно назвать расчетливым эгоистом и лицемером, ведь он заботится лишь о внешнем соблюдении приличий. Также героя можно охарактеризовать такими качествами, как мстительность и жестокость. Он убил человека за то, что тот попытался его обмануть и не признал этого. Об этом поступке он ни капли не сожалел.

Таким образом, сцена дуэли завершает тот портрет, который автор набросал в других главах. В последующих описаниях он лишь набросает последние штрихи.

Автор: Ксения Митрошина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!