Цель данного урока — обучить учащихся навыкам работы с выбранной темой, а именно: сбор материала, разработка плана; а также выявить уровень их читательских навыков и творческих способностей. Урок также направлен на воспитание стремления к самопознанию и самосовершенствованию.
Для проведения урока потребуется черновые варианты сочинений и запись на доске.
Ожидаемые результаты урока: учащиеся продемонстрируют свой уровень читательских навыков и творческих способностей, а также умение логично и кратко излагать свою точку зрения, используя прозаическое художественное произведение. Тип урока: урок развития речи, контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Ход урока:
I. Организационный этап.
II. Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности.
Учитель рассказывает о значении понятия «стильный» и призывает учащихся сделать свои сочинения стильными. Он подчеркивает, что стильность сочинения достигается через оригинальное направление известной темы, новое понимание классического произведения, использование нетрадиционного для школьного сочинения жанра и отражение индивидуальности учащихся. Учитель также подчеркивает, что грамотное использование словесного материала требует предварительной подготовки.
Для контрольного сочинения учащимся предлагается роман М.А. Шолохова «Тихий Дон», который возвращает нас к трагическим страницам истории и напоминает о высших ценностях человеческого бытия: созидательном труде, заботе о детях и любви, которая приносит свет милосердия, красоты и человечности в этот мир. Учащимся напоминают, что «где нет источника мыслей, слова иссякают быстро» (Б. Грасиан).
IV. Работа над темой урока.
1. Беседа по предложенным ранее и домашним темам сочинений.
Темы:
Темы, которые обсуждаются в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон», включают «тему войны и революции», «особенности изображения пейзажа», «образы женщин-казачек» и «поиск правды Григорием Мелеховым». Учитель помогает учащимся определить главные слова и объем темы, а также предлагает возможные пути раскрытия каждой из них.
Анализ темы состоит из нескольких этапов. Сначала происходит чтение темы, определение главных слов и характера темы (узкая, широкая, личностная, литературоведческая и т.д.).
Затем определяется тезис или основная мысль сочинения. После этого подбираются аргументы и «иллюстративный» материал. Наконец, разрабатываются заключение и вступление.
Еще раз о сочинениях с учащимися 5 классов
... работы учащихся, а затем знакомимся с текстом автора. На фоне собственных работ очевиднее индивидуальное своеобразие авторского текста. Методически обоснованное использование сочинений малой формы – один из путей усиления речевой направленности уроков ...
Для составления плана можно использовать тезисный подход. Примером тезисного плана сочинения «Григорий Мелехов в поисках правды» является следующий:
I. Введение
— Образ Григория Мелехова как продолжение традиций русской литературы по изображению правдоискателей.
II. Основная часть
— Характеристика образа Григория Мелехова и его истоки в истории семьи и генетических качествах.
— Стремление Григория к нравственной истине и его поиск правды.
— Разочарование Григория в битвах Первой мировой войны и потеря точки опоры.
— Убежденность Григория в истинности «правды» Гаранжи и ее вытравление.
— Стремление Григория обрести правду во время социально-классовых битв и его метания между «красными» и «белыми».
— Положение Григория «между» в семье и обществе.
Таким образом, анализ темы и составление плана помогут студенту более грамотно и структурированно написать учебную работу о романе «Тихий Дон» М.А. Шолохова.
Введение
В произведении м. а. Шолохова «Тихий Дон» автор исследует ряд противоречий и конфликтов, которые становятся ключевыми для главного героя, Григория. Эти конфликты затрагивают различные аспекты его жизни и определяют его путь. В данной статье мы рассмотрим несколько из них и проанализируем, как они формируют образ Григория.
1. Конфликт между старым и новым
Одним из главных конфликтов, с которыми сталкивается Григорий, является противостояние между старыми семейными традициями и новым порядком в его жизни. Его подчинение отцу и последующий уход из хутора с чужой женой становятся вызовом старым, традиционным укладу жизни. Этот конфликт отражает изменения в российском обществе в период гражданской войны и Григориевы попытки адаптироваться к ним.
2. Противоречие между миром и войной
Григорий оказывается в ситуации, где он должен проявить смелость и мужество в сражениях, но в то же время он осознает «страшную нелепость войны» и убежден, что его руки должны трудиться, а не воевать. Этот конфликт между желанием служить отечеству и стремлением избегать участия в кровопролитных событиях становится одной из доминирующих черт характера Григория.
3. Большевизм и народничество Изварина
Еще одним интересным аспектом внутренних конфликтов Григория является его отношение к идеологиям. Он открыт для убедительных доводов как большевиков, так и народников Изварина. Это отражает его поиск истины и правильного пути в жизни, при этом он оказывается обреченным на трагический исход, несмотря на свою искренность и открытость натуры.
4. Любовь и поиски правды
Григорий также оказывается внутренне раздираемым между любовью и страстью к Аксинье и своей ответственностью перед семьей, женой и детьми. Этот конфликт отражает его поиски истины и истинного пути, которые, как он чувствует, приводят к трагическому исходу. Григорий задается вопросом: «За что же ты, жизнь, так меня покалечила? За что так исказнила?»
Позиция автора
Важным аспектом произведения является позиция автора в отношении поисков своего героя. М. А. Шолохов стремится к объективности в изображении противоборствующих сторон, проявляя авторское сочувствие к Григорию. Он также изображает гражданскую войну как трагедию всего народа, что подчеркивает масштабность конфликта и его влияние на общество.
Григорий Мелехов в поисках правды
... простого труженика Григория в трагического героя, несчастного бандита, который ищет правду жизни и всё никак не может её отыскать, обрекая себя на вечные безуспешные потуги. Григорий Мелехов в поисках правды Несколько интересных сочинений Роман ... как сильно может поломать судьбу человека война. Из-за конфликтов он теряет много времени, жену, веру в себя. К тому же ему часто приходилось убивать ради ...
Заключение
Изображение поисков правды «простым» человеком, честным и искренним, становится творческой задачей м. а. Шолохова. Образ Григория выступает как концентрация основного исторического и идейного конфликта в романе, а также как выражение трагических поисков правды всего народа.
Домашнее Задание
Как дополнительное задание, предлагается прочитать повесть-притчу Э. Хемингуэя «Старик и море» и подготовить «литературные визитки» о жизни и творчестве Э. Хемингуэя.
Благодаря анализу конфликтов и поисков Григория, произведение м. а. Шолохова «Тихий Дон» становится глубоким литературным произведением, отражающим сложные аспекты человеческой судьбы и истории нации.