1. История создания произведения.
Повесть — первое произведение в цикле «Миргород» Николая Васильевича Гоголя. Датирована она 1835 годом, но замысел и основная работа приходятся на 1833 год, или начало 1834. Незадолго до этого писатель прибыл с визитом на родину, в село Васильевку Миргородского уезда Полтавской губернии, где не был целых пять лет. Именно эта поездка и полученные во время нее впечатления стали основой «Старосветских помещиков».
2. Жанр произведения. Признаки жанра.
«Старосветские помещики» — идиллия, жанр, на первом месте в котором стоит описание безмятежной жизни с патриархальными устоями. Еще одним признаком, помогающим определить жанровую принадлежность произведения, становится полная идеализация всего, что окружает помещиков. Будничные вещи наполнены особой прелестью в тексте Николая Васильевича Гоголя.
3. Название произведения и его смысл.
Название повести можно трактовать следующим образом: «старосветские», значит, принадлежащие к старому свету. Лица старичков так дисгармонично смотрятся на фоне модных фраков, потому что абсолютно не уместны в этом новом свете. Для жизни Афанасия Ивановича и его супруги все просто и понятно, дни идут так, как было давным-давно заведено, ничего не меняется. Следует обратить внимание и на слово помещики, анализируя его, мы явственно обнаруживаем связь Товстогубов с землей, с тем, что она дает человеку.
4. От чьего лица ведется повествование? Почему?
Рассказчиком в повести «Старосветские помещики» выступает добрый знакомый четы Товстогуб. Герои доверяют рассказчику, а он может давать им свою оценку. Он, как добрый сосед, постоянно наблюдает за их жизнью и судьбой. После смерти Пульхерии Ивановны рассказчик навещает вдовца, а после рассказывает о том, что с ним произошло. Интересная деталь образа повествователя заключается в том, что он, помимо всего прочего, является и независимым персонажем произведения. Получается, что рассказчик и вовлечен в действие и является его сторонним наблюдателем.
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
Повесть Николая Васильевича Гоголя рассказывает о жизни обычных помещиков, которая наполнена пустотой, бессмысленностью и полным отсутствием социальной деятельности. Но это только одно тематическое звено. Если посмотреть с другой стороны, писатель показывает искренние и уважительные отношения двух людей, проживших вместе целую жизнь, сумевших пронести свои чувства через годы.
Мое любимое произведение Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души
... ответственность. Сочинение на тему любимое произведение гоголя …Великие произведения искусства становятся вечными спутниками человечества. С. Машинский Николай Васильевич Гоголь – один из великих писателей XIX века. Моим любимым произведением является поэма “Мертвые души”. Это произведение – самая значительная работа Николая Васильевича Гоголя, ...
Соответственно, и проблематика произведения напрямую вытекает из заявленных тем. Гоголь заставляет задуматься о смысле жизни, о неминуемой старости и смерти, которая обязательно придет.
6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
Сюжет повести складывается из нескольких основных эпизодов. Сначала Гоголь знакомит нас с героями своего творения, старичками, Афанасием Ивановичем и Пульхерией Ивановной, живущими тихо и уединенно в отдаленной деревне. Герои обитают в своем мире, лишенном волнений и тревог.
Детей у них нет, поэтому всю свою привязанность супруги отдают друг другу. В их доме любят угощать, да и сами они не прочь откушать вкусненьких блюд.
И вот однажды эту идиллию нарушает печальное событие – пропадает любимая кошечка Пульхерии Ивановны. Когда же она вернулась через три дня, в доме все равно не осталась, наелась и снова убежала в лес. Пульхерия Ивановна посчитала это дурным знаком, предчувствуя приход смерти, старушка слегла, перестала кушать и пить и вскоре ушла в иной мир.
Афанасий Иванович продолжает жить без своей спутницы, дом приходит в запустение без ее заботливых рук. Через пять лет он тоже умирает, услышав в саду зовущий его голос Пульхерии Ивановны. Теперь уже уютный домик совсем осиротел, а имущество постепенно растаскано.
Ключевым эпизодом повести является пропажа кошечки. именно с этого неприятного момента начинается череда печальных событий в земном раю, обустроенном милыми старичками.
7. Система образов произведения.
В произведении буквально три основных образа: старичок Афанасий Иванович, его супруга Пульхерия Ивановна и сам рассказчик, который, как мы уже говорили выше, играет двойственную роль, являясь персонажем и сторонним наблюдателем. Есть и второстепенные герои – ключница Евдоха и приказчик Ничипор.
8. Композиция произведения.
Композиция повести строится по традиционной модели: завязка (представление рассказчиком главных героев), кульминационный момент (потеря кошечки и смерть Пульхерии Ивановны), развязка (опустение барского домика после смерти Афанасия Ивановича).
9. Художественные средства, приемы, раскрывающие идею произведения.
Н.В. Гоголь использует экспрессивные средства для выражения своей картины мира. Быт и обстановка дома рисуются с помощью таких средств, как гомеология, или корневые повторы, асиндетон и полисиндетон, хиазм, а также паронимические фигуры.
10. Отзыв о произведении.
Повесть Н.В. Гоголя «Старосветские помещики» не оставила меня равнодушной, она заставляет задуматься о смысле жизни, о том, какое существование мы ведем, правильно ли поступаем. А еще, конечно, восхищает искренняя привязанность старичков, проведших вместе целую жизнь и не утративших своих чувств.