Образ Петербурга в цикле Петербургские повести Гоголя

Сочинение

Гоголь: Образ Петербурга в цикле «Петербургские повести»

В «Петербургских повестях» Николай Гоголь попытался раскрыть и показать глубокую и интересную тему, связанную с образом Петербурга. Этот образ отражает непростое существование «маленьких людей» в большом и шумном городе. Автор указывает на то, что проживание в Петербурге в тридцатые и сороковые годы прошлого столетия означало жить в атмосфере лжи и обмана.

Власть и деньги в Петербурге были показателем статуса и уважения. Если человек обладал ими, его ценили и уважали. Однако, если он был бедным, к нему относились соответствующим образом. Гоголь осуждает такую систему ценностей и показывает, что она приводит к подавлению собственного мнения и принципу «решений толпы».

Описывая Петербург, Гоголь показывает его унылость и серость. Невский проспект, по которому ежедневно проходит огромная толпа людей, становится символом отсутствия индивидуальности. Лица всех людей смазаны и серы, невозможно разглядеть их особенности и индивидуальность.

Город и его лицемерие в «Невском проспекте»

Главным героем повести «Невский проспект» является сам город, который предстает перед читателем как лживый и лицемерный персонаж. Гоголь в своем произведении описывает улицу, в которой невозможно запомнить личностные черты людей, зато бросаются в глаза их одежда, тенденции моды и стиля. Автор относится к городской суете презренно, выразив это с помощью образов героев, которые абсорбированы проспектом, что приводит их к трагической концовке.

Определенные эпизоды повести, такие как убийство Пискарева и побои Пирогова, служат иллюстрацией тому, как городское окружение влияет на людей, а именно, как «Невский проспект» может умелецно маскировать свою скрытую жестокость и безжалостность. Автор высказывает свои сомнения в отношении того, кому можно доверять в этом городе и как невинный человек может стать жертвой проспекта, будучи плененным духом этой непростой улицы.

Тем не менее, несмотря на свое презрение к городскому окружению в целом, Гоголь изображает как положительных, так и отрицательных героев в его произведении. Полные стремления и сильные личности, такие как Пирогов, Пискарёв и другие, являются однозначными положительными персонажами, в то время как те, кто находится под влиянием городской обстановки, показывают себя не с лучшей стороны. Именно благодаря этому автор доносит свое послание, доказывая того, что не следует определять человеческую ценность по тому, что находится на первый взгляд, а настоящая ценность находится внутри человека и опирается на такие качества, как честность, трудолюбие и ответственность.

8 стр., 3517 слов

Основная мысль произведения заколдованное место гоголь. Реальное ...

... сочинение; Анализ произведения Н. В. Гоголя «Заколдованное место» уже в твоих закладках. Дополнительные сочинения по данной теме "Заколдованное место" входит в сборник рассказов и повестей Н. В. Гоголя ... было всего 11 лет. Н.В. Гоголь является автором повестей – он реальный человек, живущий в реальном мире. Он ... найденный котел. Он думает, что в посудине находится клад, и зовет внуков посмотреть на ...

Введение

В произведениях Николая Гоголя «Шинель» и «Нос» автор обращает внимание на проблему маленького человека в русском обществе XIX века. Он исследует тему унижения, обиды и отсутствия самореализации у главных героев — Акакия Акакиевича и Асессора Ковалёва. Оба персонажа пожертвовали собой, но не получили ничего взамен. В данном исследовании мы рассмотрим образы Акакия Акакиевича и Башмачкина в «Шинели», а также образ Асессора Ковалёва в «Носе», чтобы проанализировать, как Гоголь передал их сложные судьбы и проблемы.

Образ Акакия Акакиевича в «Шинели»

Акакий Акакиевич — типичный представитель маленького человека, униженного и обиженного жизнью. Он живет скромной и незаметной жизнью, полностью посвященной своей службе. Все его мысли и усилия направлены на переписывание бумаг и выполнение своих обязанностей. Акакий пожертвовал собой, не реализуя свои желания и не занимаясь саморазвитием. Он не получил ничего взамен за свою преданность службе, что делает его еще более уязвимым и обиженным.

Образ Башмачкина в «Шинели»

Башмачкин — еще один образ маленького человека, который не умеет защищать себя и свои интересы. Он позволяет другим обижать и унижать себя, не предпринимая никаких попыток защититься. Башмачкин не берет на себя ответственность за свое собственное благополучие и позволяет другим людям контролировать его жизнь. Таким образом, он становится жертвой обстоятельств и немилосердной судьбы.

Образ Асессора Ковалёва в «Носе»

Асессор Ковалёв — герой, который просыпается однажды и обнаруживает, что его нос исчез. Он стал жертвой странной и нелепой ситуации, которая оставила его в замешательстве и без защиты. Ковалёв пытается найти свой нос и вернуть его на свое место, но все его попытки оказываются безуспешными. Он сталкивается с непониманием и равнодушием окружающих, что только усиливает его отчаяние. Однако, в конце концов, нос возвращается на место, но Ковалёв не получает объяснений или осмысления произошедшего.

Заключение

Образы Акакия Акакиевича, Башмачкина и Асессора Ковалёва в произведениях Николая Гоголя являются яркими примерами маленького человека, униженного и обиженного немилосердной судьбой. Герои пожертвовали собой и не получили ничего взамен. Их сложные судьбы и проблемы переданы автором с помощью характерных ситуаций и деталей, что делает произведения Гоголя актуальными и значимыми для современного читателя.

Сочинение на тему гоголя петербургские повести

Все, что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам. Найдешь себе бедное богатство, думаешь достать его рукою, — срывает у тебя камер-юнкер или генерал. Н. В. Гоголь Осенью 1833 года был написан пушкинский “Медный всадник”. Поэма имела подзаголовок: “петербургская повесть”. И в это же время начинал создавать свои петербургские повести Гоголь. Пушкин и Гоголь одновременно в поэзии и в прозе начинали освещать большую петербургскую тему в нашей литературе, продолженную за ними Некрасовым, Достоевским, Блоком. Эта тема открыла у наших писателей особый жанр “петербургских” произведений. В русской литературе северная столица показана фантастическим городом: в нем совмещались и переходили друг в друга до крайности противоположные облики — величие и ничтожество, бюрократическая махина императорской власти и темная, мелкая жизнь “петербургских углов”. “Город пышный, город бедный…” — так Пушкин в одной стихотворной строке и в простых словах объединил контрастные петербургские “лица”. Мы видим, читая повести Гоголя, как это противоречие разрастается у него в непомерных гиперболах, в колоссальном размахе гоголевского смеха и в лирическом напряжении скорби.

7 стр., 3207 слов

Над чем заставляет задуматься повесть гоголя шинель. Cочинение «О повести Н

... Исследование повести "Шинель" Н. В. Гоголя В повести «Шинель», написанной Н. В. Гоголем, предстан Rossiyaется Петербург, как город чиновников, где природа враждебна человеку. Главный герой, чиновник Акакий Акакиевич ... трагедией. Окружающие Акакия Акакиевича никоим образом не пытаются его понять или помочь. Его смерть замечают только на четвертый день. Повесть "Шинель" заставляет задуматься ...

В каждой из петербургских повестей есть кто-то один — “существо вне гражданства столицы”, кто ощущает себя исключительным, кто пропадает и гибнет. Эту судьбу одинаково разделяют и петербургский художник, и самый мелкий чиновник. Художник был любимой фигурой у писателей-романтиков как человек не от мира сего, во всем отличный от обычных людей. Но петербургские художники в “Невском проспекте” — добрый, кроткий, очень робкий народ, звезда и толстый эполет приводят их в замешательство, они отвечают несвязно и невпопад. Словом, у мечтателя Пискарева и убогого Акакия Акакиевича Башмачкина оказывается много общего. Это сходство проливает свет на них обоих: в Пискареве становится лучше заметна его человеческая простота и демократизм, а Башмачкин оказывается своего рода мечтателем и “романтиком”. Обычное и необыкновенное очень тесно соединяются в их судьбе. Повесть “Портрет” рассказывает о художнике, уступившем соблазнам богатства и славы, сменявшем свой дар на деньги, продавшем дьяволу душу. Искусство — это не легкая способность, а подвиг трудного постижения жизни. Поэтому для искусства мало только умения: если бы — читаем мы о Чарткове — он был знаток человеческой природы, он много прочел бы в лице молоденькой девушки, которую он рисовал на заказ; но художник видел только нежность и почти фарфоровую прозрачность лица, которую силилось передать его искусство.

Очень важно, что “соблазнило” Чарткова тоже произведение живописи — необычайный портрет с живыми глазами. “Это было уже не искусство: это разрушало даже гармонию самого портрета”. Загадка портрета приводит в повести к размышлению о природе искусства, о различии в нем создания, где природа является “в каком-то свету”, и копии, где “однако же натура, эта живая натура”, но она вызывает в зрителе какое-то болезненнее, томительнее чувство — как эти глаза на портрете, как будто вырезанные из живого человека. “Живость” изображения у художника-копииста для Гоголя — это не просто поверхностное искусство: это орудие мирового зла и его конкретного социального воплощения — денежной власти: с портрета глядят живые глаза ростовщика. Это отвращает искусство от глубины, которую оно призвано раскрывать в явлениях жизни. Гоголь называл Петербург городом “кипящей меркантильности”, потому наряду с конкретными социальными мотивировками, которые у писателя очень ясны, в повести основную роль получает мотив дьявольского соблазна. В чем значение этого мотива? Автор рассказывает, что у благочестивого живописца, создавшего странный портрет с живыми глазами, вдруг без всякой причины переменился характер: он стал тщеславен и завистлив.

Но такие же необъяснимые факты случаются в жизни повсеместно: “Там честный, трезвый человек сделался пьяницей… там извозчик, возивший несколько лет честно, за грош зарезал седока”. Вскоре после Гоголя, и Достоевский будет изображать подобные прозаические, распространенные факты как чрезвычайные, фантастические. Там, где нет видимых причин для происходящих на глазах превращений, — там бессильно простое наблюдение и описание, “копия”, там нужна проникающая сила воображения художника, которому в этих случаях может помочь фантастический образ. После серьезной фантастики “Портрета”, события в повести “Нос” кажутся чепухой совершенной. Заметим, что так удивляется происходящему и сам автор повести, который вместе со своими персонажами тоже не знает, что и подумать обо всем этом. Каждому, кто упрекнет его в полном неправдоподобии, рассказчик заранее говорит: “Да, чепуха совершенная, никакого правдоподобия”. Автор заранее отказывается объяснять, как это может быть, что нос майора Ковалева оказался запечен в тесте, был брошен в Неву, но в то же время разъезжал по Петербургу в ранге статского советника, а потом возвратился на законное место — “между двух щек майора Ковалева”. В тех местах, где обрывки даже такого невозможного сюжета могли бы все-таки как-то связаться, Гоголь вдруг заявляет: “Но здесь прошествие совершенно закрывается туманом, и что далее произошло, решительно ничего не известно”.

2 стр., 899 слов

Смысл и главная мысль повести Шинель Гоголя

... шинели с прохожих. Таков сюжет. Гоголь подробно описывает внешность Акакия Акакиевича, дает его психологический портрет, ... и не будет. Смысл произведения Шинель Несколько интересных сочинений Образ Любви Любимовной в произведении ... Акакию Акакиевичу за время чтения повести, не начать ему сопереживать. Что ... всего этого, по мнению Гоголя, один – это должностные сословия. А главный герой, Башмачкин, – это ...

Автор будто говорит нам, что и не надо искать правдоподобия, суть дела как раз не в нем, в “правдоподобных” границах никак не сойдутся конец и начало рассказа. В итоге, рассматривая с точки зрения правдоподобия сюжет повести, он идет на компромисс, решая трудный вопрос таким образом, что подобные происшествия “редко, но бывают”. Интересно, что в первоначальной редакции повести происшествие в конце концов оказывалось сном Ковалева. Но в опубликованном тексте Гоголь исключил эту мотивировку, и все описанное стало происходить в действительности, хотя и вправду как будто во сне. Надо сказать, что повесть много бы потеряла в своем комическом эффекте и в серьезном значении, если бы оказалось, что это все-таки сон, где всякая фантастическая логика в порядке вещей. Другое дело — действительное событие, происходящее “как во сне”. Здесь герою приходится несколько раз ущипнуть себя и убедиться, что это не сон. Вся странность “Носа” в том, что показана реальная жизнь, в которой невиданное событие происходит в самой обычной, будничной обстановке. В повестях западноевропейских романтиков рассказывалось о том, как человек потерял свою тень или отражение в зеркале; это знаменовало потерю личности.

Гоголевский майор потерял нос со своего лица. Однако для самого майора случившееся имеет тот же смысл утраты всей личности: пропало “все что ни есть”, без чего нельзя ни жениться, ни получить место, и на людях приходиться закрываться платком. Ковалев “потерял лицо” и очутился вне общества, “вне гражданства столицы”, подобно другим отверженным и действительно гибнущим героям петербургских повестей. Гоголь в одном письме шутил насчет человеческого носа, “что он нюхает все без разбору, и затем он выбежал на середину лица”. Именно это особое, выдающееся, центральное положение носа на лице “играет” в гоголевском сюжете. Ковалев так и объясняет в газете, что ему никак нельзя без такой заметной части тела. Нос — это некое средоточие, “пик” внешнего достоинства, в котором и заключается все существование майора. Заметим для сравнения, что в трагическом “Портрете” роковую роль играли живые глаза. Итак, чепуха “Носа” имеет свою логику. Речь идет оказывается, о важных для человека вещах: как “сохранить лицо”, “не потерять себя”; речь идет о человеческой личности и “собственном месте в обществе”. Чепуха происходит от превращения этих понятий в какие-то самодостаточные внешние вещи. Нос как видная часть становится в центре этих превращений: из части тела — в целого господина, из вещи — в лицо.

4 стр., 1872 слов

Проблема “маленького человека” в повестях Гоголя. Принципы изображения ...

... героя. Тема «маленького человека» в творчестве Гоголя наиболее полно раскрыта в его петербургских повестях — прежде всего в «Шинели» и «Невском проспекте», в «Носе» и в «Записках сумасшедшего». ... «Мир книги», 2004 Сочинение на тему пародия в петербургских повестях гоголя «Петербургские повести» Гоголя открывают тему «маленького ... придаёт его чин. Кто имеет деньги, чин, положение в высшем обществе, ...

Вокруг тех же самых вопросов о личности и ее достоинстве кружатся “Записки сумасшедшего”. В творчестве Гоголя это единственное произведение, написанное как исповедь, как рассказ героя о себе. Поприщин ведет свой внутренний монолог, говорит “сам в себе”, во внешней же жизни, перед генералом и его дочкой, он и хотел бы много сказать и спросить, но у него язык не поворачивается. Это противоречие внешнего положения и внутреннего самосознания пронизывает его записки, оно и сводит его с ума. В первой петербургской повести Гоголя на Невском проспекте самостоятельно выступают усы и бакенбарды. Герой “Записок сумасшедшего” открывает, что его директор департамента — “пробка, а не директор… Вот которою закупоривают бутылки”. Мы понимаем, что в его безумном сознании происходит реализация сравнения. В неосуществленном замысле комедии “Владимир III степени” герой себя самого воображал этим орденом. Художнику Пискареву грезится в сновидении какой-то чиновник, который в то же время чиновник и фагот. Художественный мир Гоголя полон подобными превращениями человеческого образа во что-то внешнее, неодушевленное, вещественное. Но если в этих уподоблениях, в сновидениях и сумасшествиях кроется действительная правда, то возникает она как сигнал на какой-то разлад в реальности, на несоответствие ее каким-то внутренним законам. И в этом — сила писательского таланта Гоголя.

Портрет

В данном тексте рассказывается история о художнике по имени Чартков, который, будучи в бедности, купил портрет старика на последние деньги. Хозяин комнаты требует у Чарткова деньги за проживание, но у него нет ни копейки. Чтобы оплатить долг, Чартков решает рассмотреть возможность использования приобретенного портрета в качестве уплаты.

Внезапно из рамы портрета выпадает мешочек с деньгами, что наполняет Чарткова радостью. Он сразу же снимает роскошную квартиру, покупает модные наряды и начинает принимать заказы на написание портретов. Со временем Чартков становится известным и успешным художником. Однако спустя несколько лет он осознает, что потерял свой талант и превратился в простого ремесленника.

От осознания своего падения Чартков заболевает чахоткой и вскоре умирает.

Читателю становится известно, что на портрете изображен старик-ростовщик. Все, кому он занимал деньги, в скором времени подвергались несчастью и смерти, а их долги только увеличивались. Перед своей смертью ростовщик заказал у художника свой портрет, чтобы его темная сила перешла в полотно. С тех пор каждый, кто сталкивался с этой проклятой картиной, обрекал себя на горе и скорую кончину.

3 стр., 1408 слов

По рассказу Шинель Гоголя (7, 8, 9 класс)

... бороться с установленными правилами. Сочинение Мечта и реальность в повести Шинель (7 класс) «Шинель» - повесть Николая Васильевича Гоголя, в которой показано столкновение мечты главного героя с жестокой реальностью мира. ... неспособность вернуть шинель приводят к смерти Башмачкина. В отчаянье герой не может найти в себе новые силы, которые спасли бы его. Таким образом, в повести Н.В.Гоголя поднята ...

Оставшиеся повести из цикла «Петербургские повести»:

  • Шинель
  • Коляска
  • Записки сумасшедшего
  • Рим

«Шинель» – одна из известных повестей, входящих в этот цикл.

Рассказ начинается с описания титулярного советника Акакия Акакиевича Башмачкина, который является незначительным чиновником в одном из департаментов. Он почти незаметен для своих коллег, которые относятся к нему с пренебрежением и насмешками. Акакий Акакиевич никогда не вступает в конфликты и предпочитает терпеть оскорбления.

Однажды он обращается к портному, чтобы поправить свою изношенную шинель. Однако мастер советует ему купить новую одежду, так как старая уже слишком изношена. Акакий Акакиевич решает накопить деньги на новую шинель, хотя его жалование едва хватает на прокорм себя.

Введение

В данной статье рассматривается произведение Николая Гоголя «Шинель», входящее в цикл «Петербургские повести». Повесть рассказывает о жизни главного героя, Акакия Акакиевича Башмачкина, который много лет отказывал себе во всем, чтобы собрать деньги на покупку новой шинели. Однако, когда он наконец-то приобрел желанную вещь, она была украдена у него неизвестными. Этот несчастный случай привел к печальному финалу и смерти главного героя.

Основная часть

Главный герой, Акакий Акакиевич Башмачкин, представлен как простой и скромный чиновник, который всю свою жизнь посвятил работе и сбережению денег на новую шинель. Он отказывал себе во многом, недоедал и ходил в лохмотьях, чтобы собрать нужную сумму. Когда же его труды были вознаграждены и он наконец-то смог приобрести новую шинель, его жизнь казалась обретать смысл.

Однако, счастье Башмачкина было недолгим. Поздно возвращаясь домой, он стал жертвой неизвестных, которые сняли с него новенькую шинель. Этот приступ несправедливости и утрата желанной вещи привели главного героя в отчаяние. Он потерял смысл существования и скончался вскоре после этого горя.

Интересно отметить, что по свидетельствам очевидцев, в месте, где произошел этот несправедливый поступок, появляется призрак человека, который срывает шинели с обидчиков Башмачкина, не давая им возможности оправдаться. Это может быть трактовано как некая месть за несправедливость, которую Башмачкин испытал.

Заключение

Произведение «Шинель» Николая Гоголя является глубоким социальным и психологическим произведением. Автор, через историю главного героя, хотел показать, как несправедливость и утрата желанной вещи могут разрушить жизнь и смысл существования человека. Также автор подчеркивает тему мести и возможности справедливости, которая может быть осуществлена даже после смерти.