МОУ «Гимназия № 1 г. Волоколамска», Конспект урока в 6 классе «Уроки доброты»
(Опыт сопоставительного анализа на материале рассказов В.П. Астафьева
«Конь с розовой гривой» и В.Г. Распутина «Уроки французского»)
учитель русского языка и литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/sravnenie-kon-s-rozovoy-grivoy-i-uroki-frantsuzskogo/
Козлова Светлана Вячеславовна
2013-2014
Цели урока:
1. Раскрыть сущность понятия доброта с помощью осмысления данных текстов и примеров из собственных наблюдений и на этой основе написать сочинение- рассуждение.
2.
Оформление доски:, Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим людям.
«Словарь русского языка»
С.И. Ожегов
«Уроки доброты»
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях., Л.Н. Толстой, В. Астафьев «Конь с розовой гривой», Главный герой — бабушка Катерина Петровна, В. Распутин «Уроки французского», Главный герой – учительница Лидия Михайловна
Доброта
Д/з.
Написать сочинение – рассуждение на тему: «О доброте», Конспект урока.
I.Организационный момент.
II.Слово учителя.
Мы прочитали рассказы В.Астафьева «Конь с розовой гривой» и В.Распутина «Уроки французского»., Как вы думаете,что общего в этих рассказах?
(Рассказы автобиографичны;действие происходит в Сибири;главные герои- деревенские мальчишки.)
Но не только местом действия,главными героями похожи эти произведения,но и уроками, которые дают нам герои этих произведений.
Чему учат эти произведения,какие чувства воспевают,мы и попробуем определить сегодня на уроке.
III.Работа с эпиграфом.
Прочитайте слова Л.Н.Толстого, которые будут эпиграфом к уроку., Как вы их понимаете?, Что значит быть добрым?
Посмотрим, совпадают ли наши представления о доброте с добротой, описываемой Астафьевым и Распутиным,
Уроки доброты и нравственности в рассказе Астафьева «Конь с розовой гривой»
... рассказе «Конь с розовой гривой» тоже говорит нам, что доброта – одно из важнейших человеческих достоинств. Рассказ имеет много автобиографичного. Астафьев, как и его герой, также рано потерял родителей и вырос в деревне на ...
( Запись темы урока и эпиграфа в тетрадь.)
IV.Обобщение прочитанного.
Перед тем, как сопоставить рассказы В.Астафьева и В. Распутина ,вспомним основные эпизоды этих произведений.
1.(Учащиеся воссоздают сюжет рассказа В Астафьева «Конь с розовой гривой».)
- Чтение финала рассказа (от слов:»Я зажмурился…»)
Как вы думаете, почему бабушка,несмотря на обман внука,купила ему пряник конём?, Какие её качества проявились в этом эпизоде?, Почему не забывается бабушкин пряник?
2.А в рассказе В.Распутина «Уроки французского» описана совершенно другая история. Кратко расскажите содержание произведения.
Беседа.
- Почему Лидия Михайловна решилась играть в «замеряшки» с учеником?
- Как директор школы отнесся к этому поступку учительницы? Найдите цитату.
Согласны ли вы с такой оценкой поступка Лидии Михайловны?
3.Чтение вслух послесловия к рассказу «Уроки французского».
-Какую роль играет послесловие(Послесловие открывает новые черты личности учительницы:она обладает выдержкой, чувством ответственности.Она ничем не выдала своего душевного состояния при прощании с мальчиком,поддержала его,ободрила-ведь он со страхом ожидал отчисления из школы.Всю «вину» она взяла на себя.)
V.Сопоставление рассказов.
- Объясните смысл названия рассказов.
- Какие жизненные уроки извлекли герои из своих историй?
- Что привлекает в героях рассказов?
- О чем заставили задуматься эти рассказы?
VI.Самостоятельная работа.
Чтение статьи В. Распутина «Уроки доброты»(учебник литературы, 6 кл.,стр.119)
- О каких законах доброты говорит автор?
VII.Проверка предварительного задания.
- Расскажите о человеке, который бескорыстно и самоотверженно делал добрые дела.
VIII.Подведение итога урока.
Вернемся к эпиграфу сегодняшнего урока.
- Согласны ли вы с мнением автора?
Что,по вашему мнению,называется добротой?, Сравните своё определение с данным в «Словаре» Ожегова.
IX.Домашнее задание.