Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» был написан в 1839 году, в эпоху позднего романтизма. Эта эпоха характеризовалась отсутствием свободы слова, общим равнодушием политической власти, что, несомненно, приводило к резким протестам и бунтарству молодого дворянства. Лермонтовский Печорин принадлежит к разочарованным людям той эпохи.
Григорий Александрович Печорин — молодой, изначально полный жизненных сил дворянин, гвардейский офицер.
На протяжении всего романа он постепенно раскрывается перед нами. Изначально это происходит со стороны, а далее это идет изнутри, из самого дневника героя.
В повести «Бэла» мы видим его довольно противоречивым и уставшим от светской жизни человеком. Похищение Бэлы свидетельствует о Печорине как об эгоистичной натуре.
В повести «Максим Максимыч» тайна души главного героя остается еще не до конца изведанной. Однако уже можно сказать, что Печорин — представитель новой эпохи. Он довольно сухо встречает своего старого приятеля, чем обижает его. По идеям этих двух глав можно сделать заключение о том, что Максим Максимыч — противоположность Печорина, гордого и бесстрашного.
Повесть «Тамань» раскрыла героя жаждущим новых впечатлений, едва сочувствующим контрабандистам, но все равно холодным и отчужденным. Здесь мы впервые наблюдаем картину его души.
«Княжна Мери» — такая же противоречивая повесть, как и сам Печорин. Именно в ней он раскрывается лучше и больше всего. Печорин играет людскими судьбами, стараясь насладиться этим влюбляет в себя княжну Мери, узнав о чувствах Грушницкого к ней, а затем бросает ее. Далее убивает Грушницкого на дуэли, в конце теряет Веру. Покоряя сердце Мери, он компенсирует отсутствие целей в своей жизни.
Кажется, в Печорине нет ничего человеческого, он потерял себя, обманывая других. Но Печорин жалеет Веру и даже готов пасть к ногам Мери, покаявшись перед ней после случившегося. Становится понятно, что герой запутался сам в себе, хотя в нем и преобладает холодный расчет. В поиске чего-то нового и интересного он потерял самое главное — человеческий облик. «Я иногда себя презираю… не оттого ли я презираю и других?.. Я стал не способен к благородным порывам; я боюсь показаться смешным самому себе»,- говорит о себе Печорин.
Проблема внутреннего противоборства в характере героя повести ...
... текстом повести Вячеслава Кондратьева "Сашка". 4 Фаза реализации Развитие умения сотрудничать в группе; развитие речевых навыков при построении устных и письменных высказываний. Анализ характера героя, работа ... человек способен осознавать, воспринимать окружающее; 4.осознанное отношение к чему-нибудь; 5. то же, что любовь. (В повести "Сашка" с понятием "разум" можно связать первое значение: иногда ...
Последняя повесть «Фаталист» показывает отношение Печорина к жизни, ее ценность для него. Рассуждая о существовании судьбы, поручик Вулич решается сыграть в «русскую рулетку». Первый раз он выигрывает, но после его убивает п,ьяный казак. Печорин, захватывая этого казака, также решается испытать судьбу. Заканчивается все благополучно, но главный герой продолжает не верить в предопределение. Здесь Печорин проявляется решительным скептиком, сомневающимся во всем.
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод о том, что Печорин — трагическая фигура новой эпохи с мятущейся, страдающей душой и сложной духовной жизнью. Являясь очень противоречивым героем, он жаждал чего-то нового, свободы, однако был обречен на бездействие. Его духовное и интеллектуальное превосходство над окружающим миром способствовало неприятию и отвержению данного мира. Благодаря такой реалистической картине, Лермонтову удалось показать условия жизни 30-40-х годов, политическое безвременье и общее равнодушие, а также раскрыть перед нами душу человека той эпохи и историю его души.