Мини- «Мцыри — любимый идеал М.Ю. Лермонтова»

Сочинение

Мцыри – любимый идеал Лермонтова

Создавая произведение, автор обязательно отражает в нем самого себя. Он может воплотить свои идеалы и мысли, либо же выписать героя, в чем-то на себя похожего, но, так или иначе, авторское начало обязательно будет присутствовать в тексте. Неудивительно в таком случае, что у автора будут появляться любимые герои. М. Лермонтов — писатель, чье творчество нельзя рассматривать отдельно от художественного стиля романтизма, господствующего в первой половине 19 века. Романтизм приходит на смену классицизму и сменяет поэтическое представление об идеальном обществе на представление об идеальном герое. Романтический герой обладает всеми наилучшими качествами. Он красив, горд, духовно богат, не может смириться с окружающей его несправедливостью и оттого часто оказывается непонят окружающими. М. Лермонтов создает целый ряд романтических героев: Печорин, Демон, Арбенин, Мцыри. И именно последний из них, борец Мцыри — любимый идеал Лермонтова.

Еще критик Белинский писал о Мцыри так: «… отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью. Это произведение субъективное».

Здесь необходимо уточнение: под «субъективными» произведениями Белинский понимает такие произведения, в которых можно было отчетливо увидеть личность создававшего их автора.

Поэма «Мцыри» была любимой у самого Лермонтова, его современники отмечали, что ее поэт знал ее наизусть, часто и с удовольствием читал вслух. Вот как пишет об этом Н. Муравьев: «В летний вечер я к нему зашел и застал его [Лермонтова] за письменным столом, с пылающим лицом и с огненными глазами, которые были у него особенно выразительны. „Что с тобою?“ спросил я. „Сядьте и слушайте“, — сказал он, и в ту же минуту, в порыве восторга, прочел мне, от начала до конца, всю великолепную поэму Мцыри… ».

Отчего же Мцыри любимый герой Лермонтова? Изучая произведения Лермонтова, Белинский видел его черты и в других героях, но только в Мцыри они проявляются со всей полнотой. Печорин, главное действующее лицо «Героя нашего времени», крайне самолюбив. Он не только страдает сам — он причиняет страдание окружающим, что для Лермонтова было неприемлемо. Арбенин («Маскарад»), и вовсе опускается от трагедии непонятого героя до банального преступления — убивает любящую его женщину. Демон же, которого часто называли вторым «я» Лермонтова, до крайности холоден и горд. Любовь лишь на время пробуждает в нем что-то человеческое, но этому человеческому суждено быстро угаснуть. Все они, хоть и заслуживают симпатии и сочувствия, трагически раздвоены, не удовлетворены духовно. Из-за этой неудовлетворенности каждый из них причиняет боль и другим людям, и отражая эту их черту, Лермонтов одновременно ее осуждает. Один Мцыри, переживая страдания, до последнего остается человечным. Он сохраняет живую душу, и оттого наиболее близок Лермонтову, также сумевшему до последних дней жизни сберечь веру в людей. Семена «глубокой веры, веры гордой в людей и жизнь иную», вот что находил Белинский в самом Лермонтове, вот как он отзывался о поэте под впечатлением общения с ним. Неудивительно, что после таких слов он считает возможным сравнивать Лермонтова и Мцыри.

3 стр., 1122 слов

Анализ поэмы Мцыри Лермонтова

... Белинский: «В поэме «Мцыри» до конца раскрылся поэтический талант М. Ю. Лермонтова. Не случайно Мцыри — герой, близкий по духу самому поэту, «любимый идеал Лермонтова». 8 класскратко о главном Анализ поэмы Мцыри Лермонтова ... Именно взаимодействуя с природой, раскрывается характер и внутренние переживания главного героя. Пейзаж в поэме помогает точнее раскрыть характер романтического образа. Так ...

Сходство Лермонтова и Мцыри заметно с первого взгляда: их обоих отличает страстная, непримиримая натура и неукротимое стремление к свободе. Лермонтов, как и его герой, рос оторванным от родных. Мцыри еще ребенком увезли с родины, от его семьи. Все, что осталось у него от отца — смутные воспоминания о сильном человеке с «гордым непреклонным взглядом»: «и помнил я / Кольчуги звон, и блеск ружья». А Лермонтову с его родным отцом не давала видеться воспитывавшая его бабушка. Мальчик сильно страдал от вынужденной разлуки и, по его воспоминаниям, писал отцу длинные проникновенные письма: «Ужасная судьба отца и сына / жить розно и в разлуке умереть…». Известно множество стихотворений Лермонтова, посвященных его отцу: “Ужасная судьба отца и сына”, “Эпитафия” (“Прости! Увидимся ль мы снова?”), “Я видел тень блаженства; но вполне …”, ” Пусть я кого-нибудь люблю…”. Так что боль от разлуки с родными людьми Лермонтов понимал в полной мере. Сходна и среда, в которой воспитываются Лермонтов и его герой. «Монастырем» Лермонтова, подавляющем любые порывы свободомыслия, становится эпоха реакции в России, на время которой приходится его молодость. Смиренно и в чем-то даже равнодушно выслушивает страстную исповедь Мцыри монах. Точно так же смиренно и равнодушно относятся к происходящему в стране современники Лермонтова. У него, как и у Мцыри, нет единомышленника.

Кавказ! — вот то вольное место, куда стремятся оба, надеясь обрести там долгожданную свободу. То, как Лермонтов относится к Мцыри, можно понять уже по среде, в которую он помещает своего героя. Известно, что именно Кавказ поэт считал своей второй, духовной родиной. Там протекала его молодость, там он узнал свою первую любовь. Во время ссылки перед Лермонтовым открывается дух свободного Кавказа, который невозможно ни победить, ни укротить. Кавказ — это, по словам самого поэта, «стена», за которую не проникает даже взгляд соглядатая, от которого в России невозможно было укрыться. На Кавказе Лермонтов долгое время живет, там же он, повторяя судьбу своего героя, и погибает…

Узнать, прекрасна ли земля, Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы.

Вот чего желает, по его же словам, Мцыри. Этим поисками посвящена и вся жизнь Лермонтова. Стремление к свободе — и скованность обстоятельствами, сильная страстная натура — и полнейшее непонимание окружающего мира, любовь к жизни, жажда узнать эту жизнь в полной мере — и ранняя смерть, беспощадно эту жизнь обрывающая, — вот черты, сближающие Лермонтова с его героем Мцыри. Есть и еще одна деталь: Мцыри также воспринимает мир поэтично, речь его исповеди богата образами и сравнениями, ему, как и поэту, внятны речи потока и гор. Мцыри любимый идеал поэта, и не случайно он сближается с ним и как творческая личность. Этим Лермонтов еще раз выделяет Мцыри как своего любимого героя, более того, как равного себе. Не сумев встретить такого друга в настоящей жизни, Лермонтов создает прекрасный образ, навсегда сохранившийся в литературе и сердцах читателей.

7 стр., 3356 слов

Образ и характеристика Мцыри в поэме “Мцыри” Лермонтова: описание ...

... что вместо родины Бог дал ему тюрьму. Сочинение Главный герой поэмы «Мцыри» Лермонтова Мцыри – главный герой известной поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова, отображающий мужество и стремление быть свободным. Герой ... наибольшей степени мужество главного героя проявилось в его схватке с барсом. Но гибель его не пугала, ведь он знал – возвращение к прежнему образу жизни являлось бы продолжением прежних ...

Тест по произведению

Сочинение на тему “Мцыри – “любимый идеал” Лермонтова”

Родной дом, жизнь, отчизна, борьба, свобода – все соединилось в едином созвездии, наполняя душу читателя тоской по мечте. Гимн «пламенной страсти», жгучего желания – вот что такое поэма «Мцыри»:

Я мало жил и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

Я знал одной лишь думы власть,

Одну – но пламенную страсть…

О чем мечтал одинокий мальчик, который за всю свою жизнь видел только мрачные стены монастыря? Вдохнуть воздух свободы, найти дом и прикоснуться к родной земле…

Молодой послушник лелеял мимолетные воспоминания о родных горах, Кавказе, об отце – отважном воине с гордым взором, о песнях юных сестер и о своих играх близ шумного водного потока. Ему представлялся звон отцовской кольчуги, блеск его ружья, тень дома и рассказы стариков…

Мцыри настолько сильно скучает по родному краю, что ночью в грозу убегает из монастыря, решив во что бы то ни стало найти путь домой. «Бурное» сердце бесстрашного юноши бьется в унисон с грозой, в то время как монахи, трепеща от страха, молят Бога отвести от них опасность. Но для Мцыри буря ближе и понятнее, чем монастырские тишина и покой.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Красота окружающего беглеца нового мира оставила в его душе неизгладимое впечатление. Гармония природы восхитила его, дала почувствовать, что и он является частью этого удивительного мира. И бушующий, усиленный грозою горный поток, стремящийся вырваться из тесного ущелья, тоже с Мцыри, как и ночная гроза. И навсегда остаются у него в душе пышные поля, зеленые холмы, темные скалы и виденные вдали, сквозь туман, покрытые снегом горы своей далекой отчизны.

Критик Белинский однажды сказал о герое поэмы Лермонтова: «Что за огненная душа, что за могучий дух у этого Мцыри». И читатели ближе узнают этот «могучий дух» в битве юноши с барсом. Сердце Мцыри зажигается жаждой борьбы. Бешеный скачок зверя грозит ему смертью, но он предупреждает его верным ударом. Из этой схватки герой выходит победителем.

Никто не может убедить Мцыри прекратить поиски своей родины, своей дороги. Даже встреча с грузинкой, пришедшей к реке набрать воды, не заставила послушника отказаться от своей желанной цели.

5 стр., 2390 слов

ПОЧЕМУ МЦЫРИ БЕЖАЛ ИЗ МОНАСТЫРЯ?

... монастыря, пределов которого он никогда не покидал, а жизнь ограничивалась монастырской работой, служением в церкви и молитвой. Сочинения Мцыри — герой романтической поэмы Лермонтова. Его судьба трагична, ведь еще в детстве ... героя в исключительных обстоятельствах. Главный герой этой поэмы – кавказский юноша Мцыри, попавший в плен к русским, а оттуда – в монастырь. Произведение написано в форме ...

Уже находясь на пороге смерти, когда Мцыри рассказывает о своем трехдневном приключении старику-монаху, он говорит, что жил только на воле. Мцыри не боится смерти, потому что верит, что могила подарит ему покой. Однако ему жаль расставаться с жизнью, ведь жить по-настоящему герою удалось лишь несколько дней.

Между чувствами героя и чувствами автора, несомненно, существует очень тесная связь. Лермонтов страстно протестовал против всех видов рабства, боролся за право людей на земное человеческое счастье. И потому монастырь, который вырывает человека из жизни, Лермонтов изображает как клетку с толстыми прутьями, как мрачную тюрьму.

Вместо призыва к покорности и смирению, молитвам и покаянию, звучал голос Мцыри, звавшего на волю:

От келий душных и молитв…

В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы.

Мцыри отказывается от рая и небесной жизни во имя своей земной родины:

Увы! – за несколько минут

Между крутых и темных скал,

Где я в ребячестве играл,

Я б рай и вечность променял…

Молодой Мцыри стал воплощением безумной жажды свободы, тем, кто наравне с Лермонтовым, своим создателем, защищал человеческую волю и отстаивал земные права у неба. И недаром так богат язык поэмы. Создается впечатление, что «поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров». Сама природа служила ему в этом.

Свобода… Это прекрасное слово… Свобода… Повторяй его на всех языках мира, шепчи его про себя или кричи изо всех сил, чтобы слышал тебя каждый. Ведь никто и никогда не сможет отнять у тебя стремление и жажду стать свободным.

«Мцыри — «любимый идеал» М. Ю. Лермонтова.»

В 1837 году М. Ю. Лермонтов был сослан на Кавказ. Проезжая по Военно-Грузинской дороге, он увидел остатки существовавшего когда-то монастыря. Там, среди развалин и могильных плит, он встретил дряхлого старика, который рассказал поэту о своей судьбе. Будучи ребенком, он попал в плен. Мальчик тосковал по родине и страстно мечтал вернуться. Но рутинная жизнь монастыря постепенно приглушила тоску. Пленник втянулся в однообразную жизнь послушника и так и не смог осуществить заветную мечту. М. Ю. Лермонтов в течение десяти лет до этого события вынашивал идею создания поэмы об иноке, рвущемся на свободу. И рассказ старика был настолько созвучен с мыслями поэта, что помог воплотить замысел в замечательную поэму «Мцыри». Белинский назвал Мцыри «огненной душой», «исполинской натурой», «любимым идеалом нашего поэта». «Любимый идеал» поэта близок личности самого Лермонтова, лирическому герою его поэзии. Исключительность личности Мцыри подчеркивают необычные обстоятельства его жизни. Судьба с детства обрекла его на унылое монастырское существование, которое было совершенно чуждо его пылкой, пламенной натуре. Неволя не смогла убить в нем стремления к свободе, наоборот, она еще больше разожгла в нем желание любой ценой «пройти в родимую страну». Вся поэма представляет собой монолог Мцыри, его исповедь чернецу. Не автор описывает чувства и переживания Мцыри, а сам герой рассказывает об этом. События, которые происходят с ним, показываются через субъективное его восприятие. Композиция монолога тоже подчинена задаче постепенного раскрытия его внутреннего мира. Сначала герой говорит о своих затаенных думах и мечтах, скрытых от посторонних. «Душой дитя, судьбой монах», он был одержим «пламенной страстью» к свободе, жаждой жизни. И герой, как исключительная, бунтующая личность, бросает вызов судьбе. Убежав из монастыря, Мцыри впервые видит мир, который был скрыт от него монастырскими стенами. Поэтому он так пристально вглядывается в каждую открывающуюся ему картину, вслушивается в многоголосый мир звуков. Мцыри ослепляет красота, великолепие Кавказа. Он сохраняет в памяти «пышные поля, холмы, покрытые венцом дерев, разросшихся кругом», «горные хребты, причудливые, как мечты». Эти картины вызывают в герое смутные воспоминания о родной стране, которой он был лишен ребенком. Пейзаж в поэме не только составляет романтический фон, который окружает героя, но и помогает раскрыть его характер, то есть становится одним из способов создания романтического образа. Так как природа в поэме дается в восприятии Мцыри, то о его характере можно судить по тому, что именно привлекает в ней героя, как он о ней говорит. Многообразие и богатство пейзажа, описанного Мцыри, подчеркивают монотонность монастырской обстановки. Юношу привлекает могущество, размах кавказской природы, его не пугают опасности, таящиеся в ней. Он наслаждается великолепием беспредельного голубого свода ранним утром, а затем терпит иссушающий зной в горах. Описывая природу, Мцыри прежде всего обращает внимание на ее величие и грандиозность. В его речи часто используются красочные эпитеты: «сердитый вал», «горящая бездна», «сонные цветы». Эмоциональность образов природы усиливают и необычные сравнения, встречающиеся в рассказе Мцыри. Например, деревья напоминают ему «братьев в пляске круговой». Этот образ явно навеян воспоминаниями о детстве в родном ауле. Даже змея скользит, «играя и нежася». Кульминацией трехдневных скитаний Мцыри является его схватка с барсом, в которой с особой силой раскрылись его бесстрашие, жажда борьбы, презрение к смерти, гуманное отношение к поверженному врагу. Победа слабого юноши над могучим зверем символизирует мощь человека, его духа, способность одолеть все препятствия, встречающиеся на его пути. Опасности, с которыми сталкивается Мцыри, являются символами зла, которое сопровождает человека всю жизнь. Но в поэме они предельно сконцентрированы, так как подлинная жизнь Мцыри сжата до трех дней. И в свой предсмертный час, осознавая трагическую безнадежность своего положения, герой не променял ее на «рай и вечность». Побежденный, он духовно не сломлен и остается положительным образом нашей литературы. Через всю свою короткую жизнь Мцыри пронес могучую страсть к свободе, к борьбе. Мцыри не страшится смерти, он опечален лишь тем, что его похоронят не в родной земле. Он не жалеет о кратковременности своего пребывания на земле, он осуществил попытку вырваться из пут, его дух не сломлен, в умирающем теле живет свободная воля. Мне кажется, Лермонтов этой поэмой дал понять нам, что стремления людей выполнимы, надо только страстно желать.

1 стр., 470 слов

Одна, но пламенная страсть в поэме Мцыри, Лермонтов

... Одна, но пламенная страсть Поэма "Мцыри" - одно из лучших романтических произведений 19-го века. Михаил Юрьевич Лермонтов постарался придать своему герою ... жить вдали от дикой природы. Поэтому Мцыри замышляет побег, хотя и кратковременный. На ... страсть так и осталась мечтой. Любовь к родине и желание любыми способами добраться до нее изгрызли всю его душу. Он так и не смирился перед смертью. ...