Урок-мастерская «Заканчиваем роман А.С. Пушкина «Дубровский»

Сочинение

Разделы:

Проведение уроков-мастерских кажется нам очень интересным, и мы попробовали работать по данной методике на уроках языка и литературы, считая , что основное назначение мастерских – это развитие творческих способностей учащихся.

Последовательность проведения мастерских такова:

1 этап – индуктор (толчок, удар, трамплин) – создаёт для учащихся ситуацию комфорта, успешности, помогает ввести в тему урока.

2 этап – обмен мыслями, словами ; это своеобразный лексический минимум будущей работы.

3 этап – творчество, создание текста на заданную тему.

4 этап – критическое осмысление текста (чтение работы, выполненной каждым учеником или группой в целом).

5 этап – новый поиск, новая информация.

6 этап – социализация содержательного аспекта.

7 этап – рефлексия.

В процессе работы над романом А. С. Пушкина “Дубровский” мы почувствовали интерес детей к тексту, к героям, к поднятым в романе проблемам, почувствовали, что школьникам интересно было бы узнать о дальнейшей судьбе героев романа. Зная, что А. С. Пушкин хотел написать продолжение романа, даже составил его план, мы решили провести урок-мастерскую по завершению романа.

Эпиграфом к уроку взяты слова Белинского: “Язык Пушкина сладостен и певуч”, — которые должны были настроить учащихся не просто на составление канвы сюжета, но и на то, чтобы тексты, созданные школьниками, были стилистически выдержаны хотя бы в манере того времени, о котором говорится в романе.

Класс был поделен на 4 группы, о характере предстоящей работы учащимся заранее не сообщалось.

В начале урока ребятам было предложено составить ассоциативные ряды к именам главных героев – Мария Троекурова и Владимир Дубровский.

Индуктор показал ещё раз, что детей интересует дальнейшая судьба героев романа, что незавершённость произведения их разочаровала. Это обусловило задачу урока – закончить роман, постараться сделать это в стиле Пушкина (цели ставили сами учащиеся).

Каждой группе были предложены карточки – информаторы с вопросами, которые могли помочь учащимся составить свой фрагмент романа.

Первая группа сочиняла продолжение романа о судьбе К. П. Троекурова, вторая предугадывала судьбу В. Дубровского, третья пыталась воссоздать дальнейшую судьбу Марии Троекуровой, четвёртой группе был предложен один из вариантов плана романа, оставленный Пушкиным.

13 стр., 6221 слов

Организация самостоятельной работы учеников на уроке русского языка

... самостоятельной работы школьников на уроках. Для достижения этой цели выдвинуты следующие задачи: 1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме; 2.Определить понятие «самостоятельная работа», ее функции и виды; .Выявить особенности организации и проведения самостоятельной работы на уроках русского языка ...

Карточка для первой группы.

  1. Как сложилась жизнь Троекурова после замужества дочери?
  2. Скучал ли он о Маше? Как часто они встречались?
  3. Прежний ли образ жизни вёл Троекуров, “забавлялся” ли он со своими гостями?
  4. Мог ли Троекуров сыграть какую-либо шутку с князем Верейским? Почему?
  5. Бывали ли такие моменты в жизни Троекурова, когда он тосковал о своём гордом друге? Может быть, он испытывал чувство удовлетворения, что дело его выиграно? Что старый Дубровский мёртв, а молодой исчез неизвестно куда?
  6. Как закончилась жизнь Троекурова?

Карточка для второй группы.

  1. Почему Владимир Дубровский порывает с разбойниками?
  2. Куда мог скрыться Дубровский?
  3. Поддерживал ли он отношения со своими бывшими крестьянами?
  4. Оставил ли Дубровский планы мести окончательно или просто воздержался на время?
  5. Как Владимир переносил разлуку с Машей?
  6. Надеялся ли он на встречу с ней? Предпринимал ли что-нибудь для этого?
  7. Как протекала его жизнь? С кем? (ведь у него нет дома, родных).

  8. Могла ли произойти случайная встреча Маши и Дубровского? При каких обстоятельствах?
  9. Как вёл бы себя Владимир, случись эта встреча?
  10. Как могла закончиться жизнь Дубровского? Мог ли он дожить до старости?

Карточка для третьей группы.

  1. Какие чувства испытывала Маша в церкви во время венчания?
  2. Почему она отказала Дубровскому во время встречи на дороге?
  3. Где протекала ее семейная жизнь (в Арбатском или в Петербурге)?
  4. Счастлива ли она была в замужестве? Как складывались ее отношения с мужем (характер отношений).

  5. Что было ее любимым занятием?
  6. Как складывались ее отношения с отцом и братом? Часто ли они встречались с отцом и братом?
  7. Хотела ли Маша встретить Дубровского? Жалела ли она о своем отказе поехать с ним?
  8. Кого Маша считала виновником того, что с ней происходит?
  9. Могла ли состояться случайная или преднамеренная встреча Маши и Дубровского?
  10. Как могла закончиться ее жизнь?

Карточка для четвёртой группы., Один из вариантов плана романа, оставленный А. С. Пушкиным.

“Ссора. Суд. Смерть. Пожар. Учитель. Праздник. Объяснение. Кн. Верейский визит. 2 визит. Сватовство. Свидание. Письмо, перехваченное. Свадьба, отъезд. Команда, сражение. Распущенная шайка. Жизнь Марьи Кирилловны. Смерть князя Верейского . Вдова. Англичанин. Свидание. Игроки. Полицмейстер. Развязка”.

На работу по созданию текста отводилось 35 минут (этап творчества).

Далее участники каждой группы зачитывали свои тексты, было проведено обсуждение услышанного, задавались вопросы друг другу, высказывались собственные версии (этап критического осмысления текста).

После прослушивания текстов и обсуждения содержания школьникам было предложено следующее задание: каждая группа получила ещё одну карточку, где были записаны афоризмы, каждый из которых мог быть соотнесён с содержанием и проблематикой всего романа в целом, или с каким-то отдельным героем, или с отдельной нравственной проблемой.

Афоризмы для первой группы.

  1. Невелика беда – услужить неблагодарному, но большое несчастье принять услугу от подлеца. (Ф. де Ларошфуко).

    36 стр., 17528 слов

    Художественные особенности романов Ги де Мопассана «Жизнь» ...

    ... являются художественные особенности в портрета и пейзажа в прозе Ги де Мопассана. Материалом для исследования послужили романы "Жизнь" и "Милый друг" на русском и французском языках. ... работы, которая состоит из: введения, трех разделов, заключения и списка литературы. Раздел 1, который является историко-литературным, посвящен творческому пути писателя. В нем рассмотрено формирование Ги де Мопассана ...

  2. Там, где замешано честолюбие, нет места чистосердечию. (О. Бальзак).

  3. Тот, кто оказывает услугу негодяю, совершает двойную ошибку: во-первых, помогает тому, кто помощи не заслуживает, а во-вторых, подвергает опасности самого себя (Федр).

  4. Несправедливость достигается двумя способами: или насилием, или обманом (Цицерон).

  5. Наиболее виновные – наименее великодушные, это общее правило. (Бомарше).

  6. Угодничество опаснее ненависти. (Грассиан).

  7. Злые люди в этом бренном мире всегда будут с добрыми смешаны, и всегда добрые будут страдать от преступления злых. (Ф. Карпов)
  8. Высокомерие – вот единственная причина того, что мы так дерзко заносимся перед низшими и так постыдно пресмыкаемся перед высшими.(Лабрюйер).

  9. Мужество делает ничтожными удары судьбы. (Демокрит).

  10. Несравненный дар – могучая стойкость души. С нею в жизни ничего не страшно.(Архилес).

Афоризмы для второй группы .

  1. Мужество делает ничтожным удары судьбы.(Демокрит).

  2. Истинное мужество обнаруживается во время бедствия.(Вольтер).

  3. Храбрость для защиты Отечества – добродетель, но храбрость в разбойнике – злодейство. (А. Бестужев-Марлинский).

  4. Самая благодарная и сладкая месть – это прощение. (П. Бауст).

  5. Достоинство это то, что больше всего возвышает человека и придаёт всем его устремлениям высшее благородство. (К. Маркс).

  6. Высшая доблесть состоит в том, чтобы совершать в одиночестве то, на что люди обычно отваживаются лишь в присутствии многих свидетелей. (Ф. де Ларошфуко).

  7. Честного человека можно подвергнуть преследованию, но не обесчестить. (Вольтер).

  8. Злые люди в этом бренном мире всегда будут с добрыми смешаны, и всегда добрые будут страдать от преступлений злых. (Ф. Карпов).

  9. Пока люди любят, они прощают. (Ф. де Ларошфуко).

  10. Истинное мужество обнаруживается во время бедствия. (Вольтер).

Афоризмы для третьей группы.

  1. От брака проистекают все привязанности женщины… И погибло счастье женщины, если она вышла за того, кого не любит. (Ж. Сталь).

  2. Пока люди любят, они прощают. (Ф. де Ларошфуко).

  3. Любовь всё побеждает. (Вергилий).

  4. Что началось гневом, кончается стыдом. (Франклин).

  5. Преступление, когда один человек строит козни другому. (Юстиниан).

  6. Наиболее виновные – наименее великодушные, это общее правило. (Бомарше).

  7. Злословие даже без доказательств оставляет почти вечные следы.
  8. Истинное мужество обнаруживается во время бедствия. (Вольтер)
  9. Там, где замешано честолюбие, нет места чистосердечию. (О. Бальзак).

    4 стр., 1982 слов

    Проблема мужества человека на войне. По К. М. Симонову

    ... публикации – ознакомление с тем, что предстоит писать вам. Сочинение по проблеме мужества ЕГЭ по русскому языку Война оставляет след в душе каждого человека. Кто-то читал книги и смотрел фильмы о войне, кому-то ...

  10. Уж лучше терпеть несправедливость, чем её совершать. (Лессинг).

Афоризмы для четвёртой группы.

  1. Несравненный дар – могучая стойкость души. (Архилох).

  2. Тот, кто лишён искренних друзей, поистине одинок. (Ф. Бэкон).

  3. Умение прощать – свойство сильных. Слабые никогда не прощают. (М. Ганди)
  4. Обиженный может простить, но обидчик – никогда. (Ф. Пананти).

  5. Благородная цель облагораживает деятельность во имя этой цели. (Монтень).

  6. Уж лучше терпеть несправедливость, чем её совершать. (Лессинг).

  7. В характере каждого человека есть нечто такое, чего нельзя сломать: это костяк характера. (Лихтенберг).

  8. Ничто не усиливает любви так, как неодолимое препятствие. (Л. де Вега).

  9. Угодничество опаснее ненависти. (Грассиан).

  10. Любовь всё побеждает. (Вергилий).

Учащиеся выбирали наиболее подходящий, по их мнению, афоризм и, доказывая правомерность своего выбора, писали небольшое сочинение – рассуждение. Это позволило учителю проконтролировать усвоение содержания романа, понимание его проблематики и идейной направленности (этап – новый поиск).

Затем школьники зачитывали свои сочинения – миниатюры и вновь обменивались впечатлениями (этап социализации).

В завершение работы — рефлексия. Учащиеся высказывали своё мнение об уроке, отмечали его положительные и отрицательные моменты. Анализ этих анкет показал, что урок в форме мастерской нравится детям, что такие уроки развивают их творческие способности, умение отстаивать свою точку зрения, внимательно прислушиваться к мнению других, учат сотворчеству и сотрудничеству.