Вот и кончилась зима а весне начало

Сочинение

Вот и кончилась зима, а весне — начало

Цели:

  • Научить составлять текст-описание с использованием различных художественной выразительности живописи">средств художественной выразительности (эпитетов, метафор, олицетворений).

  • Показать роль деталей в художественном описании.

  • Продолжить формирование умения воплощать музыкальное содержание в слове и находить адекватные ему изобразительно-выразительные средства языка.

  • Подготовить учащихся к самостоятельной работе над сочинением-миниатюрой.

Оборудование:, Оснащение:

^

I. Сегодня у нас урок несколько необычный. Что это значит? Вы сейчас сами поймете, если придумаете к слову » необычный » синонимы.

Вопрос к классу : Для этого, конечно, необходимо вспомнить, какие слова называются синонимами?

^ : Итак, урок наш мы попытаемся сделать сказочным, волшебным. Хотели бы вы стать волшебниками? Действительно, здорово быть волшебником! Но для этого нам так необходима (что? ).

Правильно, волшебная палочка. Волшебной палочкой сегодня у нас будет обычная авторучка. Вы до сих пор и не подозревали, что это самая настоящая волшебная палочка, способная творить чудеса. Но этому нужно учиться.

  • Скажите, волшебник ли писал сочинение, которое вы сейчас услышите?

«Наступает весна. На полях местами лежит снег. В лесах он лежит всюду. Лед на реке стал темным.»

  • Заинтересовало ли вас это сочинение? Нет? А почему? Чтобы разобраться в этом, послушаем, как описывают красавицу весну мастера художественной литературы — писатели и поэты.

^

1 стр., 492 слов

СКАЗКА «НЕОБЫЧНЫЙ УРОК ПРО БИБЛИОТЕКУ»

... том, что, когда птица прочитает все сказки, она обязательно вернет книгу в библиотеку и станет ее постоянным читателем! Девочка ... большую книгу, которая называлась «Сказки», и улетела прочь. После того, как все в библиотеке успокоились, закрыли распахнутые окна, задумались, ... не знала, как попросить у библиотекарей. Ей нужно читать сказки своему единственному птенцу, чтобы он поскорее засыпал и ...

Иван Алексеевич Бунин

Шумит и глухо, и протяжно.

Грачей пролётные стада

Кричат и весело, и важно.

Дымятся чёрные бугры,

И утром в воздухе нагретом

Густые белые пары

Напоены теплом и светом.

А в полдень лужи под окном

Так разливаются и блещут,

Что ярким солнечным пятном

По залу «зайчики» трепещут.

Меж круглых рыхлых 2 облаков

Невинно небо голубеет,

И солнце ласковое греет

В затишье гумен и дворов.

Весна, весна! И всё ей радо.

Как в забытьи каком стоишь

И тёплый запах талых крыш .

Кругом вода журчит, сверкает,

Крик петухов звучит порой,

А ветер, мягкий и сырой,

Глаза тихонько закрывает.

1892

^

Мы с вами будем учиться составлять текст-описание с использованием различных средств художественной выразительности: и эпитетов, и метафор, и олицетворений. А помогут нам в этом картины И. Левитана “Март”, “Весна. Большая вода”, музыкальная пьеса П. И. Чайковского “Времена года. Апрель” и произведения мастеров художественной литературы — писателей и поэтов.

II. А сейчас, ребята, постараемся не просто слушать, а вслушаться, чтобы понять музыкальное содержание пьесы композитора и содержание лирического произведения.

^

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят —

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:

“Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!”

Ф.И. Тютчев

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

  • Синея, блещут небеса.

Еще прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют.

А.С. Пушкин

III. Вопросы к классу.

  • Какое настроение вызвали у вас, ребята, музыка и эти лирические строки? Хочется грустить или радоваться?
  • Как вы думаете, почему музыка и эти стихи вызвали у вас такое настроение?
  • При помощи каких слов и выражений поэт воздействует на ваши эмоции. ^

IV. А сейчас посмотрите, как все, о чем мы говорили с вами только что, изображено на картинах И. Левитана.

  • Какое впечатление производят на вас эти картины? Нравятся ли вам эти пейзажи? Почему?
  • Почувствовали ли вы дыхание весны при взгляде на эти полотна?
  • Удалось ли художнику передать красоту прихода весны? Что изображено на этих полотнах, перечислите.

Речка ( синяя, ярко-голубая, черная ).

Небо (сияет своей синевой, чистой как воды Байкала ).

Снег (последний, черный, как ночь в январе ).

Лес (прозрачный, тени прячутся за деревья ).

V. Видеозапись (капель).

Солнце светит ярко, на дворе апрель,

Капает и капает первая капель.

3 стр., 1247 слов

Весна! Пробуждение природы

... Весна! Пробуждение природы Сейчас читают: «Горе от ума» - комедия, написанная А. С. Грибоедовым, в которой описывается противопоставление между староверами и прогрессивными людьми. У ... Весна! Пробуждение природы сочинение 3 класс Наконец весна... ... на окрики взрослых. Светлые говорливые ручьи несут на себе бумажные кораблики, которые смастерили неугомонные ребята. Весна... Природа ... Солнце ... пышностью. Дни ...

Воды зазвенели. Птицы прилетели.

И бежит, как слезы, сладкий сок березы.

Итак, ребята, мы с вами прослушали музыкальное произведение П. И Чайковского, стихотворение Ф. И. Тютчева, знакомились с содержанием картин художника И. Левитана, но все это писали мастера. Однако, ребята, волшебниками не рождаются, ими становятся. Давайте и мы вами попробуем написать красивое сочинение. Для этого нужно лишь только очень постараться.

  • Что же мы будем описывать?

Назовите предметы, явления природы, которые мы будем описывать в рамках темы урока.

Запишем некоторые из названных слов: погода, деревья, небо, река, солнце, ручьи, капель, состояние природы.

  • Наверное, каждый из вас успел заметить, как красив приход весны. Вот об этом нам и предстоит рассказать. Мы уже записали несколько слов, но они пока еще не звучащие, нам нужно попробовать оживить их.
  • Как вы думаете, ребята, в каком стиле нам предстоит написать сочинение? Назовите особенности художественного стиля ( использование лексических средств художественной выразительности: метафор, сравнений и т.

д .)

Используя олицетворение, опишите состояние природы ранней весной. Напомните мне, пожалуйста, значение слова «олицетворение» ( вид метафоры, перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные ).

  • Итак, запишем первое предложение нашего сочинения. Оно может быть, например, таким:

«Природа в ожидании пробуждения от зимней спячки».

— Сейчас мы создаем свой художественный мир. Как мы захотим, так все и будет. Захотим, чтобы день был веселый, яркий, прозрачный, — он будет таким. Захотим, чтобы снег был последним и лежал, съежившись, на солнце, — и произойдет чудо! Нужно только это написать.(Вы не забыли, что в ваших руках волшебная палочка?) Пока чудо не произошло, но все в ваших силах.

1) Попробуем подобрать определение к записанным существительным ( по схеме прилаг. + сущ. Например: «день весенний» )

земля ясный, прозрачный

воздух холодный

солнце тёмный

лучи голый

река ласковый

деревья весёлый

день приветливый

Живописец рисует красками, а мы вместо красок используем слова, Итак, наша с вами задача — описать весенний день.

Перед вами листы — клише.

  • Запишите предложение-клише: используя заготовки-словосочетания и слова в скобках, заполните пропуски.

— Ребята, весна — это прежде всего пробуждение природы. Какая часть речи поможет нам показать начавшееся движение? ( глагол ).

— Вспомните: отчего вы сами просыпаетесь утром? ( будильник зазвенел, мама разбудила, солнце в окно заглянуло.. .) А как вас мама будит? (дотрагивается до плеча, целует.. .) Используем прием олицетворения: что происходит с рекой? Напишите об этом. Если затрудняетесь, используйте клише.

  • Опишите состояние природы, используя выбранные вами слова и при необходимости заготовки предыдущих упражнений. Если трудно, воспользуйтесь клише.

Проверьте:

^

Что чувствует человек, Устраните

VI. Итак, задача нашего сегодняшнего урока — написать сочинение — миниатюру (4-6 предложений).

А как вы понимаете значение этого слова? Если сомневаетесь, загляните в подсказку.

VII. А теперь (по желанию) прочитаем несколько сочинений целиком.

Заслушивание одной — двух работ. Редактирование.

«С земли еще не сошел снег, а в душу уже просится весна. Земля холодна, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом все весело, ласково, приветливо!»

«Воздух ясен и прозрачен. Солнце светит ярко ,и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями.»

«Река надувается и темнеет; она уже проснулась и не сегодня — завтра заревет. Деревья голы, но уже живут, дышат.»

«Все хорошо в это счастливое время года, в особенности если вы любите природу…»

Вот какие замечательные сочинения у нас получились! Нелегкое это дело — быть волшебником, но если постараться, то у нас все получится. Понравилось вам держать в руках волшебную палочку?

Если захотите, можете дополнить или продолжить сочинение-описание. Оно у нас пока незаконченное, окончание напишите дома. А чтобы потренироваться в волшебстве, послушайте, что говорят разбуженные солнцем ручейки, и расскажите об этом в своем сочинении. Не забудьте проверить орфограммы, вспомните, как оформляется диалог и прямая речь на письме.

VIII. Домашнее задание:

Написать сочинение, воспользовавшись клише.

Подсказки

Синонимы — это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.

^ эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения (они рисуют, изображают, чтобы мы увидели, представили, вообразили) выражают отношение, чувства; передают мысли и эмоции автора.

Олицетворение — вид метафоры, перенесения свойств одушевленных предметов на неодушевленные.

^ — художественный, научный, публицистический, официально-деловой, разговорный.

Особенности художественного стиля — использование лексических средств художественной выразительности: метафор, сравнений, олицетворений.

Миниатюра — небольшое по размеру произведение.

Опорный конспект №1

Необычный

2. Небо –

Солнце –

Река –

Деревья –

День –

Снег –

Лес –

Ветер –

Клише

(фраза, выражение, воспроизводимое по образцу)

_,_________,__________

2. Воздух ______ и ______. Солнце (светить, сиять, сверкать) _______, и лучи его, играя и улыбаясь, (купаться, переливаться, играть) в лужах вместе (с кем?) ______.

3. Река _______ и _______; она уже проснулась и не сегодня — завтра (зареветь, зашуметь, забурлить, тронуться).

4. Деревья ______, но уже живут, (дышать, качаться, проснуться).

5. Все ______ в это ______ время года, если вы (ценить, любить, уважать, восхищаться) природу.

Клише

(фраза, выражение, воспроизводимое по образцу)

_,_________,__________

2. Воздух ______ и ______. Солнце (светить, сиять, сверкать) _______, и лучи его, играя и улыбаясь, (купаться, переливаться, играть) в лужах вместе (с кем?) ______.

3. Река _______ и _______; она уже проснулась и не сегодня — завтра (зареветь, зашуметь, забурлить, тронуться).

4. Деревья ______, но уже живут, (дышать, качаться, проснуться).

5. Все ______ в это ______ время года, если вы (ценить, любить, уважать, восхищаться) природу.