Сюжет «Петербурга» Белого

Сочинение

Катарсис и его отсутствие в романе «Петербург» А.Белого

Роман «Петербург» Андрея Белого связан с историческими событиями, однако автор не верил в решающую очистительную силу исторического процесса. Поэтому катарсис, рождающийся из реального исторического движения, отсутствует в романе. Наличие в «Петербурге» утопических или апокалиптических предсказаний лишь поддерживает иллюзию катарсиса, но не решает фабульно-сюжетную коллизию.

Чаще всего катарсис связан со своими предпосылками — трагедией и смехом. Финальная катастрофа в романе — взрыв бомбы, хотя и связана с драматической сюжетной линией, не имеет характера трагедии и не сопровождается очищающим смехом. Автор соединил с драматической сущностью взрыва фарсовый ход, который не имеет общего с катарсисом.

Тем не менее, автор даёт представление о моральном значении катастрофы в доме сенатора и символическом смысле взрыва. Потрясение, пережитое отцом и сыном Аблеуховыми, прибавило им что-то важное к душевному опыту и способствовало продвижению их к духовно-просветленному покою.

Белый показывает это скупо и осторожно, но тем не менее, роман «Петербург» даёт представление о важности прохождения через трудности, что может помочь достичь духовного покоя и принести что-то важное в душевный опыт героев.

Развитие темы в романе «Петербург» Достоевского

Роман «Петербург» Ф. М. Достоевского является произведением, где эпилог играет важную роль в развитии темы и передаче основного содержания. В отличие от основного текста, эпилог представляет собой светлую часть произведения, где отсутствует Петербург, символизирующий бездушную бюрократию и зловещую стихию.

В эпилоге главные герои романа, Аблеуховы, находят умиротворение и «простую жизнь» в природе, свободной от городских миражей. Здесь автор использует уплотненную, почти резюмирующую манеру изложения, отличающуюся от сложных экспрессивных пассажей основного текста.

Этот стилистический сдвиг в эпилоге гармонирует с переломом в содержании романа. Здесь автор сконцентрировался на передаче умиротворения и соприкосновения героев с живой природой, отделяя их от безжизненного города.

Однако, необходимо отметить, что эстетическая многослойность характеризует всё произведение, включая и сам эпилог. Принцип построения романа предполагает использование различных стилей и тонов, что делает его более глубоким и сложным.

19 стр., 9005 слов

Образ петербурга в романе «евгений онегин»

... характер, тем самым занимая важное место в повествовании романа. Сочинение Петербург в Евгении Онегина В своем романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин в красках изобразил русскую географию рубежа двадцатых ... примере жизни Евгения Онегина, автор показывает читателю распорядок дня типичного представителя дворян того времени. Александр Сергеевич подробно показывает посещение Евгением Онегиным театра, ...

Таким образом, эпилог «Петербурга» является важной частью романа, где автор передает умиротворение и простоту жизни главных героев, а также подчеркивает контраст между городом и природой. Стилистический сдвиг в эпилоге гармонирует с содержанием романа, добавляя ему новые смысловые оттенки.

Развитие эпилога «Петербурга»

Эпилог «Петербурга» является кодом романа-поэмы, его музыкально-ритмическим дополнением и разрешением. В нем происходит пересечение тем двух главных героев. Эпилог предрасполагает катарсическому осмыслению романа через свою лирическую и ритмическую звучность. Автор задумал эпилог с возможностью катарсического характера, основываясь на его музыкальной и тематической стороне.

Однако эпилог «Петербурга» не является авторским вмешательством в полном смысле этого выражения. Хотя мы можем предположить, что автор задумал такое понимание эпилога у читателя. В романе нет последовательного перехода от текста к эпилогу, поэтому читателю приходится самостоятельно строить мосты между ними. Однако эти мосты существуют в авторском чертеже произведения.

Эпилог приводит обоих главных героев, особенно Николая Аполлоновича, к относительному успокоению и примирению с пережитыми страданиями и освобождению от власти тех сил, которые на них действовали. Для отца это была метафизика бюрократического мышления и страх возмездия, а для сына — иллюзорное соприкосновение с поддельной революцией. Разрешение конфликтов и освобождение от ужасов реальности «страшного города» произошло благодаря уединению.

Мотив «тихой старости» Аполлона Аполлоновича, который принял вид разрешения конфликтов и снятия противоречий, также сыграл свою роль в эпилоге. Кроме того, читатель восстанавливает связь между эпилогом и основным текстом романа не только из содержания, направленного на эпилог, но и из идей и тенденций, привнесенных автором или их отголосков. Одной из таких идей является «толстовская» вера Белого в превосходство личных путей духовного и морального развития над общими, историческими путями. Автор также мечтает о будущей просветленной России.

Аблеуховы в финале романа как обитатели сельской местности

Оба Аблеухова показаны в финале романа деревенскими жителями, успокоившимися на лоне природы, в общении с нею: сперва старики Аблеуховы и после их смерти вернувшийся из Египта в родовое имение Николай Аполлонович. Старший Аблеухов теперь уже не государственный деятель, не «историческая личность». Он доживает свой век вместе с женой, простивший ее и своего сына. Здесь нет речи о трагических «пограничных ситуациях». Глубина жизни просвечивает здесь не в катастрофических событиях, а в бытовом, почти идиллическом пунктире, в ее тихом, умиротворенном движении, которое для данного случая как бы отождествляется с освобождением от «злого мира». Особенно большую роль в этом новом освещении образа сенатора в конце романа играет природа, со всех сторон окружающая Аблеухова.

2 стр., 656 слов

Пейзаж и его функции в романе «Обломов», описание природы –

... отношений с Обломовым. Автор словно пытается показать читателю, что, несмотря на скорость урбанизированного мира, человеку неподвластно естественное изменение циклов природы – текучих и меняющихся на протяжении всей человеческой ... рождение – любовь Обломова к Агафье и Ольги ко Штольцу. В финале романа автор описывает пейзаж скромного кладбища, где похоронен Обломов. Как напоминание о прекрасном ...

Роль природы в образе Аблеухова

Здесь говорится о заснеженных елях и сугробах, обступающих старого сенатора зимой, и о бушевании «зеленеющих листьев» — летом, о «синеве и барашках в небе» и о «трясогузочке» на дорожке — живом и простом великолепии зеленого мира. Потенциально катарсическое осмысление этой темы очевидно.

Но к ней присоединяется и усиливающий ее символический мотив. В эпилоге рассказывается о том, что переносное кресло старого и больного Аполлона Аполлоновича было поставлено в гущу лиловых колокольчиков — последнее в романе упоминание об Аблеухове-отце. Читателям, не посвященным в условности символистской поэтики, не знакомым с ее шифрами, эти колокольчики несомненно покажутся таким же самодовлеющим, эмпирическим образом, как, например, образ «трясогузки».

Между тем у почитаемого младшими символистами, в их числе Белым, Вл. Соловьева колокольчики (правда, не лиловые, а белые) имели сакральное значение. Вл. Соловьев написал о них два стихотворения, из которых последнее было создано за месяц до смерти поэта-философа. Колокольчики для Вл. Соловьева — «белые думы», «нездешние сны», связанные с самыми заветными «теургическими» переживаниями.

Вступление взаимосвязи старика Аблеухова с природой в романе «Петербург»

Символическая взаимосвязь старика Аблеухова с природой, приобщение к ней, можно рассматривать как некое «благословение», которое стало основной темой предыдущего текста. Эта взаимосвязь привносит свежие эмоции и тонкий оттенок в наше восприятие образа сенатора. Несмотря на то, что Белый не приводит явных признаков осознанной реакции Аполлона Аполлоновича на присутствие природы вокруг него, а просто окружает его образами природы, это не уменьшает ее важность. Она вносит характерные черты во взаимодействие Аблеухова с природой, независимо от его сознательного восприятия.

Стоит вспомнить, что старик Аблеухов был представлен в основной части романа не только как несвойственный природе, но и агрессивно противопоставленный ей. Его механистический рационализм и «геометризм» мышления были враждебны органическим основам природы. В главе 1 произведения «Петербург», было отмечено равнодушное и нивелирующее отношение Аблеухова к различным феноменам природы.

Анализ смерти Матвея Кожемякина в романе «Матвей Кожемякин»

Для объяснения контраста и некоторого сходства между этими работами можно сравнить старость и смерть Аблеухова с описанием кончины Матвея Кожемякина в одноименной повести Горького, написанной примерно в то же время, что и «Петербург». Смерть Кожемякина описывается весенней природой, окружающей его светом и праздничностью. Он радостно принимает все явления мира, его цветение, детей и юность, что приводит к катарсису. Аполлон Аполлонович, с изношенным телом и парализованным, автор романа ставит на границу очищения и перезагрузки, но этот процесс не имеет подъема или страстности, и остается лишь потенциальным.

Очевидно, что как Горький, так и Белый, каждый по-своему, отображают своих героев в их последний час, кому-то уход из жизни, похоже на друга, хотя в сущности они отличные (в толстовском смысле — «чуть-чуть»).

2 стр., 947 слов

Образ Петербурга в романе Евгений Онегин Пушкина

... привычки, характер, тем самым занимая важное место в повествовании романа. Сочинение Петербург в Евгении Онегина В своем романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин в красках изобразил русскую географию рубежа ... произведении. Также читают: Картинка к сочинению Образ Петербурга в романе Евгений Онегин Популярные сегодня темы В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с особой теплотой изображен образ Татьяны ...

Они предоставляют нам честные и искренние картинки ухода значимых персонажей, перед их уходом.