Роль пейзажа в рассказах А. П. Чехова

Сочинение

Описание пейзажа в рассказах А.П. Чехова

Одной из особенностей творчества Антона Павловича Чехова является его способность оживлять все, чего касается его взгляд: как людей, так и пейзажи. В конце XIX века, когда русская литература переживала смену поколений и форм, рассказы и небольшие повести стали популярными и заменили романы Тургенева, Достоевского и Толстого. Один из активных приверженцев этой формы литературы был сам Чехов, который применял новый подход к слову, необходимый для ограниченного объема повествования.

В новелле не было места для длинных описаний или распространенных рассуждений, которые раскрывали бы авторскую позицию. В связи с этим, выбор деталей, включая пейзажи, стал особенно важным для создания картины мира в произведении Чехова. Он не исчезал со страниц даже самых маленьких зарисовок зрелого Чехова.

Описание природы в произведениях Чехова необходимо не только для создания полной картины жизни, но и для подчеркивания психологического состояния героев и придания историям смысла. Чехов использовал простые и привычные приметы для описания природы, часто ограничиваясь всего одной-двумя фразами. Но несмотря на это, каждое событие в произведениях Чехова ассоциируется с определенным временем года, сутками и погодой, так как природа всегда взаимосвязана с настроением его героев.

Например, в рассказе «О любви» пейзаж вводится только в начале новеллы: «Теперь в окна было видно серое небо и деревья, мокрые от дождя…», и в самом конце: «…дождь перестал, и выглянуло солнце». Несмотря на скупость изобразительных средств, каждое событие ассоциируется с конкретными временами года, сутками и погодой, потому что природа всегда так или иначе соотносится с настроением героев Чехова.

Счастье учителя словесности из рассказа «Счастье» соединено в нашем восприятии с «дивно хорошим» летом, а внутренние переживания героя рассказа «Ионыч», доктора Старцева, ждущего свидания с Котиком, неотделимы от ночного кладбищенского пейзажа.

Описания природы в литературных произведениях играют важную роль в формировании впечатлений от произведения и раскрытии характеров героев. Антон Чехов также использует этот прием, добавляя дополнительное значение отдельным фактам и создавая новые акценты в своих произведениях.

3 стр., 1311 слов

Главные герои произведения Станционный смотритель Пушкина (характеристика)

... он сопереживает героям, о которых ведет свой рассказ. Также читают: Картинка к сочинению Главные герои произведения Станционный смотритель Популярные ... был написан замечательным писателем Александром Пушкиным, входил в его сборник повестей о Белкине. Главными персонажами ... Чехов один из лучших писателей, особенно когда дело касается символизма и различных аллегорий и сравнений. В своих произведения ...

Например, в рассказе «О любви» появление солнца в конце произведения придает надежду на преодоление несвободы героями. Без этой детали произведение могло бы оставить ощущение безысходности, подобной той, что заключена в словах «Дождь стучал в окна всю ночь» в рассказе «Крыжовник».

Также описание «грустной августовской ночи» в рассказе «Дом с мезонином» создает предчувствие чего-то недоброго, хотя в тот момент мы еще не знаем о предстоящем расставании влюбленных. Описание однообразно шумящего моря в рассказе «Дама с собачкой» напоминает о высших целях бытия и человеческом достоинстве.

Параллельное описание природы и душевного состояния персонажей также является характерным приемом для Чехова. Например, неприятный «осадок» на душе у героя соответствует холодному и темному дождливому лесу в рассказе «Учитель словесности». Родная деревня, освещенная зарей, возникает в момент «сладкого ожидания счастья» героя. Лунный свет отвечает трепетному состоянию Старцева, а его исчезновение за облаками соответствует потере надежды.

Кроме того, пейзаж используется для более образной характеристики обстановки, в которой разворачиваются события. В рассказе «Палата № 6» описание леса с репейником и крапивой, а также острия гвоздей на заборе, напоминают о колючей проволоке и подчеркивают сходство больницы с тюрьмой, что предваряет рассказ о несвободе человека.

Роль природы в произведениях А. П. Чехова

В творчестве А. П. Чехова природа играет значительную роль. Она не просто является декорацией для действия, но и выполняет своеобразную функцию. В различных произведениях Чехова природа часто выступает как своеобразный контраст героям — она порой является духовной опорой, противостоящей плену в суете городского быта.

Свобода и порабощение: сравнение пейзажей

Чехов нередко использует контраст пейзажа для подчеркивания внутреннего состояния персонажей. В «Крыжовнике» бескрайний пейзаж вызывает чувство величия и красоты родной земли, что контрастирует с ограниченным миром Николая Ивановича Чимши-Гималайского. В «Человеке в футляре» тесный и жаркий городский пейзаж, в котором происходят все действия, противостоит прекрасной картине сельской местности, подсвеченной мартовским солнцем. Пейзаж полон жизни, когда открывается прозрение и свобода возможны.

Ссылки на жизнь и смерть в произведениях

Пейзаж имеет особое значение в «Черном монахе» — гибель сада служит символом полнокровной жизни и контрастом к мании главного героя в движении. Также Смерть торжествует над Жизнью и в этом произведении, что символизируется гибелью сада Песоцкого.

Использование природы для подчеркивания эмоциональной окраски

Чехов использовал различные элементы природы в своих произведениях, чтобы дополнительно подчеркнуть эмоциональную окраску. Например, в «Даме с собачкой» пейзаж виден как забор, который символизирует беспросветность положения главного героя Гурова.

29 стр., 14282 слов

Роль пейзажа в произведениях И.А. Бунина

... у дороги…» Я выбрала тему «Роль пейзажа в произведениях Бунина», потому что мне понравились произведения Ивана Алексеевича (его стихи и рассказы) своею искренностью и тем, как писатель раскрывает ... одинаково ужасна в своей неотвратимостью. Между прочим, когда это наиболее известный из бунинских рассказов толкуют только в смысле обличении капитализма и символического предвестия его гибели, то, ...

Заключение

Таким образом, можно видеть, что Чехов использовал природу и пейзаж в своих произведениях не просто для красоты, но и чтобы дополнительно подчеркнуть эмоциональное окружение героев и показать контраст с внутренним подвигом.

Использование пейзажа в произведениях Антона Чехова

В использовании пейзажа проявляется отношение Чехова к своим героям. В рассказах писателя слова «сад», «дождь», «луна», «утро», «осень», «весна» и другие не только обозначают место и время действия или погоду, но также являются символами, позволяющими наполнить произведения глубоким философским смыслом.

Например, герои рассказа «Дом с мезонином», сестры Волчаниновы, органично вписаны в пейзаж старинной усадьбы. Они привлекают внимание автора так же, как и художник-пейзажист, рассказчик, увидевший их. Это свидетельствует о симпатии автора к этим персонажам.

В рассказе «Крыжовник» пейзаж также играет важную роль. Купающийся под дождем Иван Иваныч становится неотделимым от природы. Его слитность с окружающим миром подчеркнута движением качающихся на волнах белых лилий. Этому герою доверено высказывать самые близкие автору мысли.

Иван Иваныч и Буркин, герои рассказа «Человек в футляре», также отражают свое отношение к пейзажу. Их глазами мы видим спокойные реалистические пейзажи, которые напоминают о прекрасном. Душа героев в лунную ночь кажется «кроткой, печальной, прекрасной», а в тихую погоду они испытывают любовь к окружающей стране.

Однако, не всем героям Чехова удается находить гармонию с природой. Например, больной и охваченный страхом Коврин видит беспокойный импрессионистский пейзаж, где бухта глядит на него множеством глаз и манит к себе. Потерявшему трезвое мировосприятие Никитину грезится нечто сюрреалистическое — дубы, похожие на шапки, и вороньи гнезда.

Таким образом, использование пейзажа в произведениях Чехова позволяет показать отношение героев к окружающему миру и передать глубокий философский смысл произведений.

Образ дождя в творчестве Чехова

Одним из сквозных образов творчества Чехова является дождь. В его рассказах дождь выступает символом беспросветности будничной жизни и неосуществимости истинного счастья. Непрерывный дождь, о котором начинается рассказ «Душечка», так же однообразен и скучен, как и антрепренер Кукин, который всегда выглядит отчаянным, даже в день своей счастливой свадьбы.

Дождь также идет, когда учитель словесности Никитин осознает мнимость своего счастья. В рассказе «О любви» Алехин перед тем, как начать повествование о жизни, в которой счастье несовместимо с порядочностью, описывает вид серого неба и мокрых деревьев. Шум дождя сопровождает описание уродливого счастья помещика Чимши-Гималайского, которое достигнуто ценой потери живой души. И дождливая погода омрачает день похорон Беликова, который стал мертвецом еще при жизни.

В то же время интеллигентный и философски мыслящий Иван Иваныч, умеющий противостоять рутине обывательщины, наслаждается подставлять лицо под дождь.

Образ сада в творчестве Чехова

Образ сада также постоянно присутствует в рассказах Чехова. Сад является символом добра, красоты, человечности и осмысленности существования. В саду звучит музыка счастья, он становится приютом влюбленных. Так, Никитин и Манюся, Коврин и Таня, Художник и Мисюсь, Старцев и Екатерина Ивановна встречаются в садах, когда их души наполнены чистыми и искренними чувствами.

8 стр., 3622 слов

О Чехове и его рассказах Горе Дуэль (Чехов А. П.)

... предназначенным для него. Писательская скромность, думаем, имела в сочинениях Чехова также и стилистическое значение — стала элементом манеры ... божьего. Уже целиком принадлежавшие подлинной литературе, зрелые свои рассказы он все еще подписывал этой шутливой подписью, какой ... лежат принципы, которым дано переделать Россию. Буржуазное богатство, по Чехову, не более как новая подробность в составе ...

Сад отзывчив к душевному состоянию героев и влияет на их настроение. Например, утомленный и расшатанный нервами Коврин попадает в холодный сад, затянутый едким дымом. Но когда взойдет солнце и осветит сад, в груди его возникнет радостное чувство, которое он испытывал в детстве, бегая по этому саду.

Сад требует постоянного ухода, поэтому он символизирует работу, движение и неразрывную связь поколений. В саду всегда много движения, люди занимаются уходом за деревьями, кустами, аллеями и клумбами. Сад является идеалом полноценного бытия.

Гибель сада всегда символизирует смерть.

Символ луны в рассказах А.П. Чехова

Символом смерти традиционно считается и луна. Лунный свет заливает множество пейзажей Чехова, наполняя их печальным настроением, покоем, умиротворением и неподвижностью, сходными с тем, что приносит смерть.

Рассказ «Ионыч» яркий пример этой связи, когда Старцев видит кладбищенский «мир, где так хорош и мягок лунный свет, точно здесь его колыбель», где «веет прощением, печалью и покоем».

Однако, луна это не только символ смерти, но и многозначный символ, вызывающий различные эмоции и ассоциации у персонажей.

Луна как вызывающий страсть символ

Отразившись в воде, луна вызывает в душе прилив темной страсти, изменяет мироощущение, омрачает рассудок.

В рассказе «Дама с собачкой» Гуров с Анной Сергеевной поражаются необычному сиреневому морю с идущей по нему от луны золотой полосой. Ольга Ивановна из рассказа «Попрыгунья» зачарована «лунным блеском», бирюзовым цветом воды, решается на измену мужу. Неопытная Аня, героиня рассказа «Анна на шее», делает первый шаг на пути испорченной кокетки, когда «луна отражалась в пруде».

Луна как символ красоты и гармонии

Кроме того, в рассказах Чехова луна играет роль символа красоты и гармонии. Коврин восхищается мирному, покойному и высокому настроению, созданному луной, любуясь наполненной ее светом бухтой.

В рассказе «Ионыч» лунный свет придаёт кладбищу «мягок лунный свет, точно здесь его колыбель», где «веет прощением, печалью и покоем».

Заключение

Таким образом, можно заключить, что луна в рассказах А.П. Чехова является многогранным символом, которому приписываются различные эмоции и ассоциации, такие как смерть, страсть, красота и гармония.