Произведения по темам итогового сочинения

Сочинение

Итоговое сочинение в 2017-2018 учебном году

Зимой каждого года одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение. Его называют «декабрьским», «выпускным» и просто «сочинением по литературе». Но речь об одном задании. Сочинение обязательно для всех. Его оценивают учителя школы, где учится автор, и независимые эксперты по принципу «зачет/незачет».

Положительная оценка дает возможность сдать, Ориентировочно сочинение 2017-2018 уч. года ожидает вас в начале декабря

Время и правила проведения

6 декабря 2017 года, пересдачи – в начале февраля и мая. В это время пишут сочинение те, кто получил «незачет», пропустил или не закончил экзамен из-за болезни или по другой причине. На работу отводится 3 часа 55 минут. Желательное количество слов в тексте – 350. Учащийся может использовать орфографический словарь. Результаты оглашаются в школах.

Зачем писать сочинение?

Задача экзамена – оценить навыки школьника по таким направлениям:

  1. Умение придерживаться одной темы при размышлениях.
  2. Применение правил культуры речи.
  3. Способность обосновать свое мнение.
  4. Знание произведений русской и мировой литературы.

В первую очередь, сочинение показывает уровень культуры речи автора, умение ясно излагать мысли, начитанность и способность анализировать произведения.

Темы итогового сочинения

Темы работ меняются ежегодно и публикуются незадолго до экзамена. Как правило, ученики рассуждают о «вечном»: семье, любви, честности, патриотизме, творчестве… В 2016-2017 учебном году каждое направление представляло собой два противоположных понятия: «Разум и чувство», «Честь и бесчестие».

Внутри каждого из них формулировались конкретные темы, которые получали школьники во время экзамена. Например, направлению «Честь и бесчестие» соответствовала тема «Какой поступок можно назвать бесчестным?». Эти темы отличались по часовым поясам. Кроме того, для каждого направления ФИПИ составлял список рекомендованных книг.

При подготовке нужно изучить произведения, рекомендованные ФИПИ

Критерии оценивания

  1. «Соответствие теме». Относится к содержанию работы. Автор должен найти способ раскрытия темы: ответить на вопрос, сформулированный в заголовке, или выразить собственное мнение по теме. «Незачет» ставится, если работа не отвечает теме или экзаменатору непонятна идея сочинения.
  2. «Аргументация». Проверяется способность школьника обосновать свою позицию, используя примеры из литературы: художественных произведений, биографий, публицистики. Для получения «зачета» ученик должен рассмотреть минимум одну книгу зарубежного или русского автора с привязкой к теме сочинения. Автор может рассуждать об отдельном аспекте произведения (мотиве, событии или персонаже) или о книге в целом. «Незачет» ставится, если школьник не использует примеры из литературы, упоминает название книги, но не анализирует содержание, перекручивает идею или сюжет произведения.
  3. «Композиция и логика рассуждения». Оценивается умение школьника излагать мысли четко и последовательно. Важно, чтобы каждое утверждение подтверждал аргумент. «Незачет» получают работы с ошибками в логике изложения или вообще без аргументации.
  4. «Качество речи». Относится к речевому оформлению работы: богатству словарного запаса и разнообразию синтаксических конструкций в сочинении, правильному использованию терминов, отсутствию клише.

    46 стр., 22674 слов

    Сочинения по произведениям русских классиков

    ... того времени. Свой роман Лермонтов публиковал по частям в журнале “Отечественные записки”, а потом издал целиком. Белинскому очень понравилось это произведение, и он был первый, кто ... ” и т. д. Несмотря на это. Блок чувствует кровное родство со всем русским. “В лоскутах ее (Руси) дохмотий души скрываю наготу”, -говорит герой поэта. Блок ...

    «Незачет» ставится, если речевые ошибки не дают понять содержание текста.

  5. «Грамотность». Оценивается владение нормами орфографии, грамматики и пунктуации. Если автор допускает больше 5 ошибок любого вида на 100 слов (около 15 на всю работу), он получает «незачет».

Критерии 1 и 2, «Соответствие теме» и «Аргументация», – главные. Если по одному из них выпускник получил «незачет», работу дальше не проверяют, а школьник получает «незачет» за все сочинение. То же происходит, когда количество слов в тексте меньше 250, включая служебные, или его признают списанным. Чтобы получить «зачет» по сочинению, нужно набрать «зачеты» по первым двум и еще одному критерию.

Как подготовиться к выпускному сочинению?

Возьмитесь за это до того, как появятся тематические направления экзамена. Ознакомьтесь с требованиями, темами и работами прошлых лет. Вы поймете их структуру и особенности. Засеките 3 часа 55 минут и напишите пробную работу по одной из тем. Оцените, хватило ли вам времени или нужно действовать быстрее.

Списанное или слишком короткое сочинение грозит вам «незачетом»!

Не зацикливайтесь на старых темах: Минобразования не станет повторяться. Когда новые тематические блоки появятся, не обязательно готовиться по каждому из них. Достаточно выбрать один-два, познакомиться с предложенной литературой и найти афоризмы известных людей, которые можно включить в сочинение. В любом случае, вы найдете близкую тему в заданиях.

Как написать итоговое сочинение на лучший балл?

Сначала набросайте тезисный план работы на черновике. Хорошо обдумайте идею, то есть главный посыл работы. Она должна быть ясной и конкретной. Затем сформулируйте два-три утверждения-тезиса, которые подтверждают идею. Возьмем тему «Какой поступок можно назвать бесчестным?». Главная идея сочинения может звучать как: «Бесчестный поступок – это тот, который нарушает нравственные нормы». Тезисы можно сформулировать так:

13 стр., 6465 слов

Итоговая контрольная работа по литературе в 10 классе учебно-методический ...

... «Вишневый сад» Контрольная работа по литературе [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kontrolnaya/regionalnaya-po-literature-klass/ 10 класс 1 вариант . ... Д.И.Писарев А3. Кому принадлежат слова: Умом Россию не ... Идея. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия. 1.12 Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении 4. Из русской литературы ...

  1. Человек, совершивший бесчестный поступок, – эгоист.
  2. Он пренебрегает общепринятой моралью.
  3. Человек, который не может пожертвовать жизнью ради доброго имени, труслив и бесчестен.

Задумайтесь, как можно опровергнуть вашу точку зрения, и, по возможности, введите контраргументы. Например, «Общественная мораль бывает жестокой и несправедливой».

Подкрепите тезисы примерами из литературы. Вы должны не только вспомнить название книги, где поднималась нужная тема, но и проанализировать ситуацию. Выбирайте яркие эпизоды известных произведений. Не пересказывайте события, а давайте им оценку. Можете вставить одну-две цитаты. Но не переборщите с чужими мыслями, ваша цель – изложить собственные.

Мало написать свои мысли – нужно подкрепить их примерами из литературы, Составив план, напишите сочинение на черновике. Следуйте простой структуре:

  1. Вступление (60-70 слов).

    Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.

  2. «Мостик» к основной части (20-30 слов).

    Укажите, что тема работы отражена во многих литературных произведениях.

  3. Основная часть (200-250 слов).

    Приведите один-два аргумента из литературы по такой схеме:

  • укажите название произведения и автора («Тема поднимается в романе…»);
  • вспомните конкретные ситуации, связанные с темой сочинения и подкрепляющие вашу идею;
  • дайте оценку приведенным примерам;
  • подведите промежуточные итоги;
  • сделайте «мостик» к следующему аргументу («Тема также отражена в повести…»).
  1. Вывод (60-70 слов).

    Начните с вводной конструкции («Подводя итог…», «Так что же значит..?») и еще раз сформулируйте свою идею.

Не увлекайтесь сложными грамматическими конструкциями и «умными» словами. Вы рискуете перенервничать на экзамене и допустить ошибку. Советуем чередовать простые и сложные предложения, а также использовать сложную лексику, только если вы точно уверены в правописании.

Перечитайте черновик, поищите стилистические и грамматические ошибки. Уделите внимание началу и концовке, в которых заключена главная мысль сочинения. Эти части текста производят наибольшее впечатление на читателя, в нашем случае – проверяющего. Вернитесь к ним, когда закончите черновик, и еще раз обдумайте свою идею. Возможно, вы уточните написанное. Перенесите текст на чистовик, проверьте на ошибки и сдайте.

Используйте черновик, чтобы систематизировать свои мысли

Кто может отказаться от сочинения в пользу изложения?

2 стр., 874 слов

Урок подготовки к сочинению по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

... собираются в корзину идей. сочинения Эпиграфы сочинения преступление сходят по ступеням Мы все глядим в Наполеоны; Двуногих тварей миллионы (А. С. Пушкин) Достоевский, Достоевский преступления (Ж. Ренан) Преступление и наказание Если человек другого равнодушно ...

  1. Школьники с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью.
  2. Учащиеся закрытых учебно-воспитательных учреждений и учреждений, где отбывают наказание в виде лишения свободы.
  3. Учащиеся на дому или в санаторно-курортных и учреждениях, где проходят лечение или реабилитацию.

Учитывают ли сочинение при поступлении?

Абитуриенты гуманитарных ВУЗов предоставляют сочинение с остальными документами. Преподаватели университета оценивают работу по шкале от 0 до 10. Баллы прибавляются к результатам ЕГЭ и влияют на место автора в рейтинге. Работу можно подать в течение 4 лет после её выполнения (если вы писали сочинение в 2016, а поступаете в 2018, оно будет действительным).

Ориентировочные критерии публикуются на сайте ФИПИ. Сейчас можно увидеть требования за прошлый год, обновления появятся ближе к экзамену. Критерии для университетов отличаются от школьных. Их десять:

  1. Соответствие теме.
  2. Аргументация (примеры из литературы).
  3. [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/proizvedeniya-po-temam-itogovogo-sochineniya/

  4. Композиция (последовательность рассуждений и пропорциональность частей текста).
  5. Качество речи (ясность изложения, разнообразие лексики и грамматических конструкций).
  6. Оригинальность (творческий подход к работе, нестандартность стиля).
  7. Речевые нормы.
  8. Орфографические нормы.
  9. Пунктуационные нормы.
  10. Грамматические нормы.
  11. Точность фактов.

Хорошее сочинение добавит вам от 0 до 10 баллов при поступлении в ВУЗ!

По каждому критерию ставится оценка – «0», «1» или «2». Если по одному из первых двух пунктов абитуриент получает «0», оценка переносится на всю работу. Максимум за всю работу – 20 баллов, которые переводятся в десятибалльную систему по специальной шкале. ФИПИ дает лишь рекомендации для ВУЗов. Университеты могут оценивать работы по собственной схеме.

Темы итогового сочинения 2017/2018

Примерные темы итогового сочинения по литературе по всем 5-ти официальным направлениям, опубликованными ФИПИ, на 2017/2018 учебный год.

Обращаем ваше внимание, что темы являются примерными! Официального списка тем НЕ существует., Вы можете пройти по ссылке каждого направления и ознакомиться со списками тем.

Темы итогового сочинения:

1. В. Быков. Сотников. Журавлиный крик

2. Л. Н. Толстой. Война и мир

3. А. С. Пушкин. Капитанская дочка

4. Б. Васильев. А зори здесь тихие…

5. В. Аксёнов. Московская сага

6. Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание

7. М. Шолохов. Судьба человека. Тихий Дон Что вы еще можете предложить?

Список литературы к направлению «Верность и измена»

1. А. Н. Островский. Гроза

2. Л. Н. Толстой. Война и мир

3. Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание. Униженные и оскорбленные

9 стр., 4346 слов

Аргументы из преступления и наказания средства цели для итогового сочинения

... влияния. Аргументы по роману ф.м. достоевского «преступление и наказание» Аргументы из литературы по направлению «человек и общество» Таким образом, можно сделать ... на практике). Источник: http://sv-groups.ru/itogovoe-sochinenie-po-literature-argumenty-prestuplenie-i-nakazanie/ Аргументы из преступления и наказания средства цели для итогового сочинения Раскольников не смог переступить на сторону ...

4. А. И. Куприн. Гранатовый браслет

5.М. Булгаков. Мастер и Маргарита

6. М. Шолохов. Судьба человека. Тихий Дон

7. А. С. Пушкин. Евгений Онегин. Капитанская дочка

Список литературы к направлению «Равнодушие и отзывчивость»

1. Л. Н. Толстой. Война и мир.

2. Ф. И. Достоевский. Преступление и наказание. Идиот.

3.И. Бунин. Господин из Сан-Франциско

4. М. А. Булгаков. Записки юного врача

5. В. Астафьев. Людочка

6. Солженицын Матренин двор

7. А. П. Чехов. Крыжовник

8. В. Шукшин Чудик

9. К. Паустовский. Телеграмма.

10. Ф. Абрамов Пелагея. Алька

11. В. Распутин Прощание с Матерой

Список литературы к направлению «Цели и средства»

1. Л. Н. Толстой. Война и мир

2. А. И. Солженицын. Архипелаг ГУЛАГ. В круге первом

3. М. Шолохов. Судьба человека. Тихий Дон

4. М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени

5. А. С. Грибоедов. Горе от ума

6. А. С. Пушкин. Капитанская дочка

7. В. Шукшин. сапожки

8. Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание

Список книг к направлению «Человек и общество»

1. М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени

2. И. Бунин. Господин из Сан-Франциско

3. А. Солженицын. В круге первом

4. Салтыков-Щедрин. Медведь на воеводстве. Дикий помещик

5. Л. Н. Толстой. Война и мир

6. А. А. Чехов. Крыжовник. Человек в футляре. Ионыч

7. М. А. Булгаков. Мастер и Маргарита

8. И. С. Тургенев. Отцы и дети

9. М. Шолохов. Тихий дон

10. Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание.

11. И.А. Гончаров. Обломов

12. А.Н. Островский. Гроза

Памятка о порядке проведения итогового сочинения (изложения)