Сочинения Александра Пушкина. Статья пятаяТекст

Сочинение

Сочинение 9 класс. «Лелеющая душу гуманность» поэзии Пушкина

«Внутренняя красота человека и душу гуманность в поэзии пушкина">лелеющая душу гуманность» — определение общего колорита пушкинской поэзии, данное Белинским. А это был один из самых тонких и деликатных критиков русской литературы. Белинский говорил, что чтение Пушкина влияет на развитие «изящно-гуманного чувства в человеке». Это чувство, которым проникнута вся лирика Пушкина; он был поэтом глубоко нравственным и творчество его устремлено к гуманистическим идеалам. Свои главные идеалы (за исключением лишь любви к Родине) Пушкин сформулировал в стихотворении «Демон»:

Когда возвышенные чувства, Свобода, слава и любовь И вдохновенные искусства Так сильно волновали кровь…

На этом зиждется все творчество Пушкина. Что же позволило Белинскому говорить о «лелеющей душу гуманности»? Сам критик рассуждает, в первую очередь, о любви и дружбе, как чувствах наиболее «человеческих». Они были главным источником горя и счастья поэта, а, следовательно, заставляли его творить и создавать самые лучшие, самые гуманные свои произведения. По Белинскому, каждое человеческое чувство прекрасно у Пушкина не просто потому, что оно человеческое, но и в силу своего «изящества». Здесь важна не только форма выражения своих переживаний, которая у Пушкина всегда безупречна, но и внутренняя сущность чувства. Пушкин не прикрывает изяществом формы, красотой слога пустоту. Его призывы, устремления, чаяния всегда искренни. Тем более, что любовь и дружба никогда не были для поэта выдумкой, напротив, это жизненные реалии, причем абсолютно не нуждающиеся в украшении, ибо они обладают внутренней красотой. Примеры бесчисленны: «Я помню чудное мгновенье…» и «Ненастный день потух», «Я вас любил, любовь еще быть может…» и «Черная шаль», «Пирующиё студенты» и «Когда твой друг на глас твоих речей…», «Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок» и «Дружба». Все это — посвящения двум важнейшим для поэта чувствам во всех проявлениях.

Их объединяет одно — человеколюбие. Без этого не было бы Пушкина. Но только ли в таких вполне земных чувствах была свойственна Пушкину человечность? Нет, гораздо более высокие, всеобъемлющие, общечеловеческие устремлёния владели им и были подчинены человечности. Стоит вспомнить, что Пушкин был певцом свободы и именно в его вольнолюбивой лирике проявились с наибольшей силой гуманистические идеалы. Пушкинское вольнолюбие безгранично. Как любой художник, он стремится отбросить всякие условности, преодолеть преграды, раздвинуть границы творчества, быть никому не подчиненным, ни от кого не зависимым. Если Тютчев сокрушался, что «мысль изреченная есть ложь», то Пушкину удалось преодолеть сопротивление мысли словесному выражению и быть всегда правдивым. В этом абсолютная свобода поэта. Он использует ее всегда в самых высоких целях — как путь достижения нравственных идеалов. Его стихи всегда в какой-то мере поучительны, хотя он сам меньше всего стремился к этому. И все же любой мыслящий человек извлечет для себя из пушкинской лирики моральные уроки. Несмотря на важность для поэта всех вышеперечисленных жизненных ценностей, для него самым возвышенным, самым духовным, самым сокровенным проявлением гуманности стал патриотизм.

2 стр., 987 слов

Чувства Желткова — любовь или сумасшествие (по книге «Гранатовый ...

... имел большую душу, был способен на большое чувство, что приблизило его к великим людям. Он и сам стал великим. Вера положила розу в гроб, как кладут цветы к памятнику Пушкина. ... Первое появление Желткова в произведении связано с посылкой, которую Вере Николаевне принесли в день рождения. Это оказался плюшевый футляр, в котором лежал золотой браслет с гранатовыми вставками. Электрический ...

Пушкин — русский поэт до глубины души. Он живет в России, он дышит Россией, он чувствует ее, он уповает на нее и в то же время стремится защитить ее, Для Пушкина самое желанное благо — освобождение Отчизны от многовекового гнета царизма. Пушкин — воистину национальный поэт. Как говорил Гоголь, национальный поэт — не тот, кто описывает свой родной мир, а тот, кто глядит на описываемый предмет «глазами своей национальной стихии». Все это действительно свойственно Пушкину. Недаром в иерархии русских поэтов он неизменно занимает самое высокое место. Пушкинская любовь к Отчизне преданна и безгранична. Если же говорить о наиболее ярком проявлении гуманности в отношении любви к Родине, то нельзя обойти вниманием те пушкинские стихи, которые в его времена считались крамольными. В первую очередь, это ода «Вольность». Несмотря на довольно жестокие революционные призывы к свержению «самовластья», в оде звучит и высокая нравственность:

Питомцы ветреной судьбы, Тираны мира! трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, Восстаньте, падшие рабы!

Родина, ее свобода, ее честь, готовность пожертвовать всем ради нее (разве не за свои гражданские призывы поэт был отправлен в ссылку?) — вот движущие силы поэзии Пушкина. Он мечтает эти свои устремления передать всем людям, разделить свои идеалы со всем русским народом. Сложно объединить все произведения Пушкина под одним девизом. Нет, наверное, такого явления, которого бы не коснулся великий поэт, поэзия его многопланова. И все же есть некое объединяющее начало — это именно «лелеющая душу гуманность». О чем бы ни писал Пушкин, всегда в его произведениях присутствовали духовность, нравственность. Поэтому и помогало пушкинское творчество «воспитывать в себе человека», как сказал все тот же Белинский.

Сочинения Александра Пушкина. Статья пятаяТекст

В году недель пять-шесть Одесса, По воле бурного Зевеса, Потоплена, запружена, В густой грязи погружена. Все домы на аршин загрязнут. Лишь на ходулях пешеход По улице дерзает вброд; Кареты, люди тонут, вязнут, И в дрожках вол, рога склоня, Сменяет хилого коня. Но уж дробит каменья молот, И скоро звонкой мостовой Покроется спасенный город, Как будто кованной броней.

2 стр., 573 слов

Смысл стихотворения Пушкина «Поэт»

... и отечеству, а не потакание прихотям общества. Также читают: Картинка к сочинению Смысл стихотворения Пушкина «Поэт» Популярные сегодня темы Книга сопровождает человека, начиная от самого его рождения, ... недругам и показать, кем на самом деле является поэт. Образ лирического героя тесно переплетается с самим автором. Пушкин постоянно хотел служить народу, сообщать ему о самом ...

низкой природы

; поэтому он не затруднялся никаким сравнением, никаким предметом, брал первый попавшийся ему под руку, и все у него являлось поэтическим, а потому прекрасным и благородным. Как хорошо, например, это взятое из низкой природы сравнение:

Стократ блажен, кто предан вере, Кто, хладный ум угомонив, Покоится в сердечной неге, Как пьяный путник на ночлеге

Или как прекрасна у него вот эта «низкая природа»:

Иные нужны мне картины: Люблю песчаный косогор, Перед избушкой две рябины, Калитку, сломанный забор, На небе серенькие тучи, Перед гумном соломы кучи — Да пруд под сенью лип густых,{19} Раздолье уток молодых; Теперь мила мне балалайка Да пьяный топот трепака Перед порогом кабака; Мой идеал теперь – хозяйка, Мои желания – покой, Да щей горшок, да сам большой…

Тот еще не художник, которого поэзия трепещет и отвращается прозы жизни, кого могут вдохновлять только высокие предметы. Для истинного художника – где жизнь, там и поэзия.

Талант Пушкина не был ограничен тесною сферою одного какого-нибудь рода поэзии: превосходный лирик, он уже готов был сделаться превосходным драматургом, как внезапная смерть остановила его развитие. Эпическая поэзия также была свойственным его таланту родом поэзии. В последнее время своей жизни он все более и более наклонялся к драме и роману и, по мере того, отдалялся от лирической поэзии. Равным образом он тогда часто забывал стихи для прозы. Это самый естественный ход развития великого поэтического таланта в наше время. Лирическая поэзия, обнимающая собою мир ощущений и чувств, с особенною силою кипящих в молодой груди, становится тесною для мысли возмужалого человека. Тогда она делается его отдыхом, его забавою между делом. Действительность современного нам мира полнее, глубже и шире в романе и драме. – О поэмах и драматических опытах Пушкина мы будем говорить в следующей статье, а теперь остановимся на его лирических произведениях.

Пушкина некогда сравнивали с Байроном. Мы уже не раз замечали, что это сравнение более чем ложно, ибо трудно найти двух поэтов, столь противоположных по своей натуре, а следовательно, и по пафосу своей поэзии, как Байрон и Пушкин. Мнимое сходство это вышло из ошибочного понятия о личности Пушкина. Зная кипучую, разгульную, исполненную тревог и бед его юность, думали видеть в нем дух гордый, неукротимый, титанический. Основываясь на каком-нибудь десятке ходивших по рукам его стихотворений, исполненных громких и смелых, но тем не менее неосновательных и поверхностных фраз, думали видеть в нем поэтического трибуна. Нельзя было более ошибиться во мнении о человеке! В тридцать лет Пушкин распрощался с тревогами своей кипучей юности не только в стихах, но и на деле. Над «рукописными» своими стишками он потом сам смеялся!{20} Но это все в сторону: главное дело в том, что натура Пушкина (и в этом случае самое верное свидетельство есть его поэзия) была внутренняя, созерцательная, художническая. Пушкин не знал мук и блаженства, какие бывают следствием страстно-деятельного (а не только созерцательного) увлечения живой могучею мыслию, в жертву которой приносится и жизнь и талант. Он не принадлежал исключительно ни к какому учению, ни к какой доктрине; в сфере своего поэтического миросозерцания он как художник по преимуществу был гражданин вселенной и в самой истории, так же как и в природе, видел только мотивы для своих поэтических вдохновений, материалы для своих творческих концепций. Почему это было так, а не иначе, и к достоинству или недостатку Пушкина должно это отнести? Если б его натура была другая и он шел по этому несвойственному ей пути, то, без сомнения, это было бы в нем больше, чем недостатком; но как он в этом отношении был только верен своей натуре, то за это его так же нельзя хвалить или порицать, как одного нельзя хвалить или порицать за то, что у него черные, а не русые волосы, и другого за то, что у него русые, а не черные.

5 стр., 2049 слов

Проблема обретения чувства родины человеком (по тексту К. Паустовского ...

... проблему любви к родине. Комментарий Аполлинарий Васнецов. Родина. Автор раскрывает проблему на примере становления чувства любви к родине у художника Берга. Он совершенно не понимал, что значит слово «Родина» и насмехался ... признания. Сочинение на ЕГЭ по демоверсии 2020 года (по тексту К.Г. Паустовского «Осень в этом году стояла…») (393 слова) Гениальность проявляется не только в творении людей, но ...

Лирические произведения Пушкина в особенности подтверждают нашу мысль о его личности. Чувство, лежащее в их основании, всегда так тихо и кротко, несмотря на его глубокость, и вместе с тем так человечно, гуманно

! И оно всегда проявляется у него в форме, столь художнически-спокойной, столь грациозной! Что составляет содержание мелких пьес Пушкина? Почти всегда любовь и дружба, как чувства, наиболее обладавшие поэтом и бывшие непосредственным источником счастия и горя всей его жизни. Он ничего не отрицает, ничего не проклинает, на все смотрит с любовью и благословением. Самая грусть его, несмотря на ее глубину, как-то необыкновенно светла и прозрачна; она умиряет муки души и целит раны сердца. Общий колорит поэзии Пушкина, и в особенности лирической, – внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность. К этому прибавим мы, что если всякое человеческое чувство уже прекрасно по тому самому, что оно человеческое (а не животное), то у Пушкина всякое чувство еще прекрасно, как

чувство изящное

  • Мы здесь разумеем не поэтическую форму, которая у Пушкина всегда в высшей степени прекрасна;
  • нет, каждое чувство, лежащее в основании каждого его стихотворения, изящно, грациозно и виртуозно само по себе: это не просто чувство человека, но чувство человека-художника, человека-артиста. Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. В этом отношении, читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека, и такое чтение особенно полезно для молодых людей обоего пола. Ни один из русских поэтов не может быть столько, как Пушкин, воспитателем юношества, образователем юного чувства. Поэзия его чужда всего фантастического, мечтательного, ложного, призрачно-идеального;
  • она вся проникнута насквозь действительностью;
  • она не кладет на лицо жизни белил и румян, но показывает ее в ее естественной, истинной красоте;
  • в поэзии Пушкина есть небо, но им всегда проникнута земля. Поэтому поэзия Пушкина не опасна юношеству, как поэтическая ложь, разгорячающая воображение, – ложь, которая ставит человека во враждебные отношения о действительностью при первом столкновении с нею и заставляет безвременно и бесплодно истощать свои силы на гибельную с нею борьбу.

    И при всем этом, кроме высокого художественного достоинства формы, такое артистическое изящество человеческого чувства! Нужны ли доказательства в подтверждение нашей мысли? – Почти каждое стихотворение Пушкина может служить доказательством. Если б мы захотели прибегнуть к выпискам, им не было бы конца. Нам стоило бы только поименовать целый ряд стихотворений;

  • но, чтоб мысль наша имела над читателем убеждающую силу живого впечатления, выпишем здесь несколько пьес совершенно различного тона и содержания.

Ты вянешь и молчишь; печаль тебя снедает; На девственных устах улыбка замирает. Давно твоей иглой узоры и цветы Не оживлялися. Безмолвно любишь ты Грустить. О, я знаток в девической печали; Давно глаза мои в душе твоей читали. Любви не утаишь: мы любим, и как нас, Девицы нежные, любовь волнует вас. Счастливы юноши! Но кто, скажи, меж ними Красавец молодой с очами голубыми, С кудрями черными? Краснеешь! Я молчу, Но знаю, знаю всё; и если захочу, То назову его. Не он ли вечно бродит Вкруг дома твоего и взор к окну возводит? Ты втайне ждешь его. Идет, и ты бежишь, И долго вслед за ним незримая глядишь, Никто на празднике блистательного мая, Меж колесницами роскошными летая, Никто из юношей свободней и смелей Не властвовал конем по прихоти своей.{21}

10 стр., 4557 слов

А.С.Пушкин — поэт-историк

... рождаются”, - зачем тому, кто родился таким поэтом, делаться еще и историком? Вторая проблема: Как работал Пушкин- историк? ... людей ... реферат. При написании реферата я ограничился постановкой двух проблем, заинтересовавших меня: Первая проблема: Зачем гениальному поэту понадобились еще и столь основанные научно - исторические занятия? Если “историками делаются - поэтами ...

Это сама прелесть, сама грация, полная души и нежности, страстная и «именительная», выражаясь любимым эпитетом Пушкина! Ни у какого другого русского поэта не найдете вы ни одного стихотворения; в котором бы так счастливо сочетались изящно гуманное чувство с пластически изящною формою.

Когда, любовию и негой упоенный, Безмолвно пред тобой, коленопреклоненный, Я на тебя глядел и думал: ты моя; Ты знаешь, милая, желал ли славы я; Ты знаешь: удален от ветреного света, Скучая суетным прозванием поэта, Устав от долгих бурь, я вовсе не внимал Жужжанью дальнему упреков и похвал. Могли ль меня молвы тревожить приговоры, Когда, склонив ко мне томительные взоры И руку на главу мне тихо наложив, Шептала ты: скажи, ты любишь, ты счастлив? Другую, как меня, скажи, любить не будешь? Ты никогда, мой друг, меня не позабудешь? А я стесненное молчание хранил, И наслаждением весь полон был, я мнил, Что нет грядущего, что грозный день разлуки Не придет никогда… И что же? Слезы, муки, Измены, клевета, все на главу мою Обрушилося вдруг… Что я, где я? Стою, Как путник, молнией постигнутый в пустыне, И все передо мной затмилося! И ныне Я новым для меня желанием томим: Желаю славы я, чтоб именем моим Твой слух был поражен всечасно, чтоб ты мною Окружена была, чтоб громкою молвою Все, все вокруг тебя звучало обо мне, Чтоб, гласу верному внимая в тишине, Ты помнила мои последние моленья В саду, во тьме ночной, в минуту разлученья.{22}

Это чувство юноши; но вот оно же уже чувство человека возмужалого, – ив нем та же трогающая душу гуманность, та же артистическая прелесть:

Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно. Как дай вам бог любимой быть другим.{23}

Наконец это изящно гуманное чувство отзывается чем-то благоуханно святым в испытанном, но не побежденном жизнию поэте:

Нет, нет, не должен я, не смею, не могу Волнениям любви безумно предаваться! Спокойствие свое я строго берегу И сердцу не даю пылать и забываться; Нет, полно мне любить. Но почему ж порой Не погружуся я в минутное мечтанье, Когда нечаянно пройдет передо мной Младое, чистое, небесное созданье, Пройдет и скроется? Ужель не можно мне{24} Глазами следовать за ней, и в тишине Благословлять ее на радость и на счастье И сердцем ей желать все блага жизни сей, — Веселый мир души, беспечные досуги, Всё – даже счастие того, кто избран ей, Кто милой деве даст название супруги?..

3 стр., 1347 слов

Пушкин А.С. — Тема свободы в лирике Пушкина

... понятие свободы - свободы материальной. Так, в стихотворении “Разговор книгопродавца с поэтом” он высказывает такую истину: “В наш век жестокий без денег и свободы нет”. События 14 декабря 1825 года очень повлияли на Пушкина. ... божественным природы красотам. Стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” (1836) является в определенном смысле поэтическим завещанием поэта, в котором он подводит ...

“Лелеющая душу гуманность” в поэзии Пушкина

Практически любой писатель, пишущий как поэтические, так и прозаические произведения, обречен на то, что их неизбежно будут сравнивать – внутри его творчества. Александр Сергеевич Пушкин, пожалуй, один из тех редких случаев в русской литературе, когда глядя на творчество писателя, трудно определить, что обладает большей художественной ценностью или хотя бы просто ближе тебе как читателю. Его поэзия и его проза подобны двум стихиям, о которых решительно нельзя говорить в категории лучше-хуже.

О лирике же Пушкина говорить особенно трудно.

Как объединить вместе несколько сот таких разных во всех отношениях стихотворений? Стихотворений, объединяемых, кажется, лишь одним – именем автора – Пушкина? Решить эту задачу помогает сам Пушкин. Есть у него произведения, дающие своеобразный ключ к многообразию его лирики, неизменно сопровождавшей его на протяжении его жизненного и творческого пути. Одно из них – новелла “Египетские ночи” (1835).

В ней русский поэт Чарский дает приезжему гастролеру-итальянцу тему для стихотворной импровизации: “Поэт сам избирает предметы для своих песен; толпа не имеет права управлять

его вдохновением”. Чарский тяжело переживает мучительную зависимость от читателей, требующих, чтобы поэзия поучала и воспитывала их, и желает найти поддержку в своих сомнениях у итальянского импровизатора.

В стихотворении, произнесенном итальянцем, поэт объясняет бесцельность, с точки зрения толпы, своей деятельности тем,

… что ветру и орлу.

И сердцу девы нет закона.

Таков поэт, как Аквилон,

Что хочет, то и носит он…

И далее итальянец говорит о “быстроте впечатлений”, которые производит на поэта окружающий мир. Такое же понимание деятельности поэта содержится в стихотворении “Эхо” (1831 год).

Всякое впечатление бытия порождает в творческом сознании поэта “отклик”, “ответ”: “Тебе ж нет отзыва… Таков ты и поэт!” – заканчивает Пушкин стихотворение, уподобляя поэта-лирика эху. То, что поэт здесь имеется в виду лирический, ясно из перечисления “впечатлений”: охота на зверя, гром, пение девы, буря и водные валы, сельские пастухи – все это темы для лирика и, отметим, с известной точки зрения, темы весьма мелкие.

Ведь здесь нет ни политики, ни морали того, что бы воспитывало, в недостатке чего упрекали Пушкина и критики-декабристы, и критики-охранители, а после смерти поэта и революционные демократы, особенно Писарев.

Лирическая стихия пронизывает все крупные стихотворные формы Пушкина, поэтому и “Руслан и Людмила”, и “Евгений Онегин”, и “Домик в Коломне” вызывали упреки в болтовне, отсутствии связи прекрасных картин, отсутствии общей мысли. Но все проявления жизни равны перед поэтом и равно достойны стать предметом его лирического шедевра.

В этом смысл прекрасной фразы из 5-й статьи Белинского о Пушкина: “Общий колорит поэзии Пушкина и в особенности лирической – внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность”. Последнее слово в обыденной речи часто понимают мелко: как доброе, милосердно-жалостливое отношение к человеку. Это верно, но за что? почему?

8 стр., 3763 слов

Смерть поэта — стихотворение Лермонтова

... думали, что об амуре и женихах!" В 1837 году после гибели Пушкина Лермонтовым написано знаменитое стихотворение "Смерть Поэта", автор сразу стал всем известен, был арестован, по высочайшему повелению ... поправшие обломки Игрою счастия обиженных родов! Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи! Таитесь вы под сению закона, Пред вами суд ...

Вот определение гуманности из новейшего философского словаря: “гармоническое развитие свойственных человеку ценностных способностей чувства и разума”, “высшее культурное и нравственное развитие” их “в эстетически законченную форму”. Т.е. гуманность – это красота, формула Белинского тафталогична, красота оказала лелеющее действие на душу критика-демократа. И он прав и глубок в своем определении: ценностные способности чувства и разума поэта – вот источник многообразия пушкинской лирики, уникальная способность Пушкина самый ничтожный и низкий предмет возвести в перл создания.

Разговор о лирике Пушкина по “темам”: тема дружбы, тема свободы и т.д. – неплодотворен, ибо он обязательно избирателен. При тематическом подходе полнота пушкинской личности, беззаконная свобода, с которой он переходил от темы к теме, пропадают. Об этом же свидетельствует и применение к Пушкину понятия “лирический герой”. Если понимать под этим литературоведческий термин, то в лирике Пушкина лирического героя нет. Лирический герой предполагает наличие в лирике поэта единства авторского сознания, его сосредоточенность на определенном круге проблем, настроений и т.п. Но главное, что личность – не только субъект, но и объект произведения, его тема. Для Пушкина в лирике такая сосредоточенность на теме собственного Я не характерна, в отличие от Тютчева, Фета и особенно Лермонтова. Для Пушкина его собственное Я – одна из тем, одно из проявлений равноценного во всех своих направлениях мира.

Сказать, каков был человек, написавший – берем подряд стихи 1830 года – “Поэт!” (“Поэт! не дорожи любовию народной”), “К вельможе”, “Бесы”, “Элегию” (“Безумных лет угасшее веселье”), “Ответ Анониму”, “Миг вожделенный настал” – на основании содержания этих стихов невозможно, ибо здесь не видно единства личности. Точнее, оно есть, но самое общее – носитель творческого сознания, субъектная призма, обладатель “магического кристалла”, или вот еще пушкинская формула: “Все волновало нежный ум”.

Зато у Лермонтова, Блока, дореволюционного Маяковского единый лирический герой проявлен вполне определенно. Анализ одного стихотворения, выбранного из множества, начинается с обоснования этого выбора. Трудно поверить современному школьнику или абитуриенту, заявляющему: “Мое любимое стихотворение Пушкина – “К Чаадаеву” — и начинающему его “анализировать”. Поэтому мы предложим в качестве образца анализа “взрослое” стихотворение Пушкина, о котором вряд ли упоминают в школе, но для такого анализа важно, чтобы выбравшая лирическая миниатюра “говорила” уму и сердцу интерпретатора, ведь индивидуальность проявляется прежде всего в непосредственном отношении.

В 30е годы Пушкин мало печатал стихотворений, выходил к читателю как прозаик, драматург, историк, журналист и критик. Лирика этого времени стала известна лишь после смерти поэта. Осталось в рукописях и стихотворение, начинающееся строкой “Не дорого ценю я громкие права” и имеющее взятый Пушкиным в скобки заголовок – “Из Пиндемонти”. Пиндемонти – современный Пушкину итальянский поэт, и заголовок указывает, что стихотворение или его основные идеи заимствованы. Но исследователи не нашли у Пиндемонти ничего подобного пушкинской миниатюре.

3 стр., 1182 слов

Пушкин А.С. — Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина

... побуждающим поэта стать глашатаем правды, заканчивается стихотворение, посвященное высокому общественному и гражданскому назначению поэта и поэзии. Стихотворение "Арион", написанное в 1827 году, воссоздает в ... тем, что своей лирой он пробуждал "чувства добрые''. Пушкин дает точную и лаконичную оценку идейного смысла своего творчества, подчеркивает, что вся его поэзия была проникнута духом свободы. ...

Выходит, что поэт, даже не собираясь публиковать стихотворение, даже в рукописи, для себя стремился замаскировать, ослабить свое авторство, отвести его от себя хоть частично, настолько необычно содержание стихотворения. О чем же оно? О свободе, но понимание ее вовсе не такое, как в вольнолюбивых стихах 15летней давности. Там свобода прежде всего политическая. “Из Пиндемонти” даже сейчас поражает откровенностью проповедуемой в нем полной аполитичности и поэта, и человека. И выясняется удивительная вещь: как современно звучит стихотворение далекого 1836 года в наших нынешних перестройках и потрясениях!

Пушкин начинает с отрицания ценности Декларации прав человека, от которой и сейчас в нашей стране продолжает “не одна кружиться голова”. Поэта абсолютно не соблазняет власть как самодержавная, так и парламентско-демократическая. И даже свобода слова вызывает лишь презрительную насмешку.

Тогдашняя цензура вряд ли разрешила стихотворение. Оно редко упоминалось и в массовых пушкиноведческих изданиях при Советской власти. Итак, свобода от политики, от властей, от народа, от средств массовой информации. “Иные, лучшие мне дороги права; Иная, лучшая потребна мне свобода”. Какая же? – Свобода честного человека. Такой человек эгоистичен, он желает “себе лишь одному Служить и угождать”, своим прихотям. Этот желанный, но так и не обретенный поэтом идеал жизни пронизывает все мысли Пушкина в последние годы жизни. Но каковы же эти “прихоти”? А вот в них-то и светит нам “лелеющая душу гуманность” нашего национального гения.

Служить себе, по мысли Пушкина, значит лелеять в себе частицу эстетического идеала, искру божественной красоты. Для этого поэт, никогда не покидавший пределов отечества, требует свободы передвижения (“скитаться здесь и там”), чтобы иметь возможность все время, всю жизнь наслаждаться красотами природы и умиляться творениями искусства. “Вот счастье! вот права…” – обрывает он последнюю строчку.

Написанное 6стопным ямбом с парной рифмовкой (“александрийским” стихом) стихотворение публицистично. В нем много высокой общественно-политической лексики, но в контексте иронически сниженных, почти бранных речений (сладкая участь, морочить слухов, чуткая цензура, балагур, ливрея, гнуть шею) она получает безусловно отрицательную оценочную окраску, которую замыкает известная гамлетовская формула: “Слова, слова, слова”.

Поэтому традиция гражданской лирики, политической сатиры, к которой тяготеет стихотворение в жанровом отношении, фактически отрицается Пушкиным как в ее декабристском (Рылеев, Кюхельбекер), так и последекабрьском (“Дума” Лермонтова) вариантах. Тем не менее, ораторское начало этой поэзии играет решающую роль в синтаксическом строе “Из Пиндемонти”: вторая, “позитивная” часть стихотворения открывается стихотворными переносами – анжамбманами: Никому /Отчета не давать…; самому/ Служить и угождать; для власти, для ливреи/Не гнуть… В стихотворении наглядно проявляется важнейшая черта стилистики позднего Пушкина: соединение высокого и низкого, но не как смесь, а синтез этих начал в новое качество пушкинского стиля, что так удивляло его современников.