Что такое взаимопонимание и как его добиться в отношениях

Сочинение

Проблема отношения к близким людям. (ЕГЭ по русскому)

Нужно ли заботиться о близких людях? Важно ли для них наше внимание? Именно над этими вопросами размышляет автор текста, прозаик Воронин, поднимая нравственно-этическую проблему отношения к близким людям.

Рассуждая по данным вопросам прозаик приводит в пример нелегкую судьбу пожилой женщины, оставшейся без дома и, главное, без любви, сочувствия, заботы и внимания родных дочерей. С горечью отмечает автор беспомощность матери, лишенной тепла дочерей, для которых главным оказалась не она, а та сумма денег, которую женщина получила, продав дом.

Писатель возмущен жестокостью, бесчувственностью окружающих её людей.

Позиция автора,на мой взгляд,такова: люди , которые не умеют проявлять заботу о престарелых родителях недостойны уважения. Родная мать должна чувствовать внимание и любовь близких.

Я разделяю точку зрения автора и считаю,что как бы ни были трудными взаимоотношения между родными людьми, не нужно отворачиваться от них,нужно принимать их такими, какие они есть, сочувствовать, заботиться и понимать их, ведь иногда может быть поздно.

Мою позицию подтверждают примеры современной и классической литературы.

В рассказе Паустовского «Телеграмма» также поднимается проблема невнимательного отношения к близкому человеку. Героиня рассказа Настя живет и работает в городе.ю вдалеке от своей матери. которая осталась жить в деревне. Забота дочери о самом родном человеке-денежные переводы и короткие записки.

Лишь после смерти матери героиня понимает, как она виновата,ведь дочь позволила матери умереть в одиночестве.

Другим примером может служить произведение А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Дуня, дочь Самсона Вырина,жила на станции, встретила молодого ротмистра Минского и решила уехать с ним, бросив родной дом и своего отца. Через год Вырин умирает, а Дуня так и не смогла встретиться с ним вновь и попросить у отца прощения.

Таким образом, проблема, поднятая автором в данном тексте и сегодня очень важна и своевременна. Мы вновь и вновь узнаём из прессы, из передач, ТВ, как же беззащитны брошенные взрослыми детьми старики-родители. Что стало с людьми? Почему в нашей жизни столько жестокости? Ведь нужно понимать,как ты относимся к своим родителям, так и , твои дети отнесутся к тебе.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

Взаимоотношения между близкими людьми

Важно ли внимание, которое мы оказываем людям? Нравственных и этических проблем в сфере близких отношений не так уж мало. Ведь некоторые остаются беспомощными в различных ситуациях, лишенные сочувствия даже со стороны родственников. Данные аспекты весьма современны, отличаются первостепенной важностью. Изучая отношения к близким, а также связи, сложившиеся в коллективах, обществе, наука выделяет ряд понятий и характеристик.

8 стр., 3539 слов

Проблема взаимоотношений между близкими людьми

... пережитые трудности укрепляют союз двух сердец. www.kritika24.ru Проблема взаимоотношений между близкими людьми сочинение Проблем в современном мире очень много. Одна из них- проблема непонимания между близкими людьми в семье. Об ... также поднимается проблема невнимательного отношения к близкому человеку. Героиня рассказа Настя живет и работает в городе.ю вдалеке от своей матери. которая осталась ...

Классификация отношений и степень близости

Близкие отношения происходят по некоей программе поведения, принятой между двумя и более людьми. Все взаимодействия классифицируют по направленности и целям. Известны природные, социальные, личностные виды связей и контактов. Выделяют также их эмоциональный тип. Он возникает при видах общения, в числе которых близкие отношения. А те бывают хорошими, плохими и нейтральными по характеру контактов.

Различают несколько следующих уровней или степеней, отражающих, насколько близкие отношения могут сложиться.

  • Знакомство, планирование общения.
  • Приятельство — умеренное сближение, при котором не обмениваются тайнами.
  • Товарищество с совместными делами, доверием.
  • Дружба, при которой характер взаимоотношений гармоничен, имеются совместные занятия.
  • Любовь с открытостью и компромиссами, готовность создать брак.

В больших и малых коллективах также складываются подобные отношения. При этом к близким союзам обычно относят взаимодействие между полами, семейные (между мужем и женой), родственные контакты.

Близкие отношения между полами

Мужчина и женщина проходят стадии от знакомства до любви и брака, не обязательно все уровни. Романтические связи также делятся на типы. 1. Развитие, совместное стремление, общая деятельность, что обычно применяется рационалистами. 2. Абсолютное и комфортное взаимопонимание, основанное на желании находиться рядом. 3. Связи по расчету, когда один из партнеров или оба преследуют выгоду. 4. Экспериментальный характер отношений включает попытки одного партнера переделать другого под свои удобства. 5. Затянувшаяся близость не относится к приятным союзам. Часты ссоры, расхождения.

Между мужем и женой

Супружеские связи, как близкие отношения, делятся психологами на следующие типы.

  • Один из брачных партнеров изображает ребенка (обычно это безвольная личность), а второй — заботится, управляет его действиями.
  • Взаимная зависимость: брачные партнеры время от времени предстают одним из исполнителей ролей: спаситель, жертва, преследующий (треугольник Карпмана).

  • Слияние партнеров, при котором один из супругов полностью подчиняет другого, согласного расстаться со своей личностью.
  • Принудительные взаимоотношения, основанные на насилии в каком-то виде. Зависимость в данном случае большая.
  • Разобщенные связи, супруги отстранены один от другого, занимаясь своей жизнью.
  • Родственные по типу брата и сестры с пересеченными взглядами и интересами.
  • Партнерские контакты представляют собой сбалансированный брак.

Наличие связей и контактов может обусловить развитие человека, помочь обрести уверенность в себе. Проблемы, основанные на отношении к близким, могут быть устранены, если проявить внимание к чувствам. А также освоить умение находить компромиссы, оказывать поддержку. В таком случае союзы длятся долго и дают много позитива.

13 стр., 6228 слов

Пути гармонизации отношений человека и природы

... и вместе с тем овладение человеком мощными силовыми агентами природы (тепловой, механической, а затем и электрической энергией) не могли не привести к хищническому отношению к природе, преодоление которого растянулось на века, ...

Проблема взаимоотношений между людьми (Сикирич) (ЕГЭ по русскому)

Современный публицист, философ и психолог Е.А. Сикирич (статья «Страх одиночества») о размышляет о том, что нас объединяет. Автор ставит проблему взаимоотношений между людьми. Данная проблема актуальна во все времена. Публицист убежден, что более глубокие, крепкие отношения рождаются в результате усилий с обеих сторон. Это позволяет чувствам крепнуть, приобретать глубину и значимость. В любой ситуации люди должны делать шаги на встречу друг другу, тогда любящие сердца подобны «двум колоннам, поддерживающим крушу одного храма». Авторская позиция состоит в том, что людей объединяют «пережитые трудности и кризисные моменты». Настоящие взаимоотношения способны перенести любые невзгоды, испытания и стать крепче.

Нельзя не согласиться с позицией автора, потому что вся человеческая жизнь построена на общении друг с другом и взаимопонимании. Размышляя о проблеме текста, вспоминаю житие благоверных Петра и Февронии Муромских. Эти супруги – ярчайшие личности Святой Руси. Феврония, будучи дочерью древолаза, смогла исцелить князя и стать его женой, муж был вынужден отречься от престола и власти и уйти в изгнание вместе женой. В старости они ушли в монастырь и молили Бога о смерти в один день. Так и случилось, они были похоронены в одном гробу несмотря на попытки людей разлучить их. Это пример истинной любви, способной перенести любые невзгоды и испытания. До сих пор Петр и Феврония Муромские – образец семьи, любви и верности, почитаемый русским народом.

В романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский показывает судьбы Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой. Герои смогли понять друг друга, только пройдя все испытания. Действительно, проблема, поставленная автором актуальна. Любовь – это труд души, готовность к самопожертвованию и преодолению трудностей, это способность к пониманию и принятию другого человека таким, какой он есть. «Храм семьи и любви – ответственное и трудное дело», а пережитые трудности укрепляют союз двух сердец.

www.kritika24.ru

Проблемы взаимодействия людей (стр. 1 из 4)

Введение

Человек, как космобиопсихосоциальное существо, самый активный из всех живых существ в области взаимодействия, потому что он достаточно глубоко сознает природу и сущность взаимодействия, ее цели и результаты (в некоторых случаях).

Взаимодействие является определяющим фактором того, что человек является существом социальным, и что без взаимодействия с обществом или другим человеком, человек не сможет реализовать себя и свои возможности. И сущность взаимодействия заключается в самореализации и самоактуализации человека в социальной среде обитания, и именно взаимодействие является важным способом социализации человека и имеет большое значение для его существования в целом.

Взаимодействие человека с обществом может осуществляться в трех основных формах: конформизм, конфликт, сотрудничество.

Взаимодействие – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

За последние 20-25 лет изучение проблемы взаимодействия (общения) стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке, и особенно в социальной психологии. Ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия. Из предмета исследования общение одновременно превратилось и в способ, принцип изучения вначале познавательных процессов, а затем и личности человека в целом.

23 стр., 11298 слов

Взаимодействие ДОУ и семьи по художественному воспитанию дошкольников

... и точек зрения к рассматриваемой проблеме. Второй раздел раскрывает содержание и формы работы ДОУ по художественному воспитанию детей в семье, отмечается роль семьи в художественном развитии реб ... занятия живописью… В наш стремительный век человечество постепенно возвращается к вечной истине, благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве, человек открывает прекрасное в себе. Вот почему ...

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что в современных социальных условиях, когда на смену привычным формам жизни приходят новые рыночные отношения, интерес к проблемам взаимодействия еще больше обострился. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ интеграции людей и вместе с тем, как способ их развития. Именно отсюда и вытекают проблемы общения как способы взаимодействия и самопознания. В ряду разных научных дисциплин, способных решить эти задачи первостепенное место отводится социальной психологии.

Процесс взаимодействия людей достаточно сложное социальное явление, поэтому необходимо более детально рассмотреть его структуру.

Целью выполнения данной работы является теоретическое рассмотрение проблемы взаимодействия людей в социальной психологии..

Предметом является — проблемы взаимодействия в социальной психологии

Задачи ставим следующие:

1. Изучить разработанность проблемы в психологической литературе.

2. Детально проанализировать описание проблем общения в теоретических источниках.

3. Выявить основные структурные компоненты общения и его основные функции.

Взаимодействие определяется авторами как процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь; как особая форма связи между людьми, процессами, действиями, явлениями, в результате которой происходит изменение их исходных качеств и состояний, которая ведет к синтезу, интеграции объектов, к единому действию. Взаимодействие выступает как «система взаимосвязей субъектов, которая обуславливает их взаимное влияние» [57].

В области социальной психологии и педагогики взаимодействие раскрывается как «организация совместных действий, позволяющих партнерам реализовать общую для них деятельность» [4, с. 102], как «организация совместных действий индивидов, групп, организаций, позволяющая им реализовать какую-либо общую для них работу» [114, с.269), как взаимное влияние друг на друга людей, контактирующих в процессе совместной деятельности.

Взаимодействие обуславливает координацию действий и операций его участников, согласованность их функционально-ролевых позиций, влияющих на успешность конечного результата. Н.И.Шевандрин определяет межличностное взаимодействие в широком смысле, как «случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личностный контакт двух или более человек, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок», и в узком смысле, как «систему взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных»

2 стр., 523 слов

Травка – друг человека в сказке Кладовая солнца, Пришвин

... а с Травкой они навсегда стали лучшими друзьями. В этом маленьком человеке собака увидела ту же доброту, которую проявлял по отношению к ней ... красивым. Настя и Митраша росли одни без родителей, так как мать умерла от болезни, а отец погиб во время Отечественной войны. ... и обоняния, помчалась в сторону Слепой елани. Там она нашла сначала Настю, которая сидя на корточках плакала. Девочка вспомнила ...

Взаимодействия людей

«Взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Именно причинная обусловленность составляет главную особенность взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур»[[13]]. В этой довольно обстоятельной и полезной работе раскрывается сущность иного подхода к пониманию и осмыслению каждого из перечисленных выше социально-психологических феноменов. Раскрывая философские и социологические основы связей и влияния людей друг на друга, делается вывод, что сначала возникает взаимодействие, а потом уже как его следствие общественные и психологические отношения между людьми. И это соответствует реальности. «Психологические же отношения – результат непосредственного контакта между конкретными людьми, наделенными определенными особенностями, способными выражать свои симпатии и антипатии, осознавать и переживать их. Они насыщены эмоциями и чувствами, т.е. переживанием и выражением индивидами или группами своего отношения к взаимодействию с другими конкретными людьми и группами». (При этом автор делает важную сноску, говоря, что при описании и анализе непосредственного взаимодействия индивидов понятие социальной роли является центральным)[[14]]. Таким образом, делается вывод, что взаимодействие и психологические (общественные) отношения лежат в основе правильного и исходного понимания всех других психологических феноменов. Однако «следует только оговориться, — пишет автор, — а точнее всегда помнить, что сами взаимодействия и психологические (общественные) отношения могут быть адекватно поняты через анализ взаимного восприятия и влияния людей друг на друга, характер общения между ними. Взаимодействие, психологические (общественные) отношения, восприятие людьми друг друга, обоюдное их влияние, общение между ними – это однопорядковые, но, в то же время, разноуровневые явления, которые не отделяемы один от другого. «Взаимодействие и психологические отношения не могут не проявляться вне их реального восприятия людьми, влияния их друг на друга и общения между ними»

Общаясь между собой, люди не только передают и получают информацию, так или иначе воспринимают друг друга, но и определенным образом взаимодействуют. Социальное взаимодействие является характерной чертой человеческой жизнедеятельности. Каждый наш день включает множество различных по форме и содержанию типов взаимодействия с другими людьми. Не случайно многие исследователи считают, что проблемы взаимодействия должны занимать центральное место в социально-психологической науке. Самым общим образом социальное взаимодействие можно определить как «процесс, в котором люди действуют и реагируют на действия других» (Смелзер).

Социальное взаимодействие может также рассматриваться как одна из сторон общения, как коммуникационный процесс, направленный на то, чтобы повлиять на действия и взгляды индивидов, вовлеченных в этот процесс.

6 стр., 2746 слов

Взаимодействие человека и коллектива

... философию организации, общения, трудовые отношения, коллектив (17). Но так как данная проблема касается человеческих взаимоотношений в организации, от которых и зависит то, как ... производство подводных лодок "Игл". поведение человека с позиции организации Т.о. эти две модели взаимодействия человека и организационного окружения позволяют проявляться личности человека, "которая выступает, с одной ...

Американский психолог Холландер выделяет следующие характерные черты социального взаимодействия. Первая черта — взаимозависимость поведения участников взаимодействия, когда поведение одного участника выступает как стимул для поведения другого, и наоборот. Вторая характерная черта социального взаимодействия — это взаимные поведенческие ожидания на основе межличностного восприятия друг друга. Фундаментом, лежащим в основе первой и второй, является третья черта — подразумеваемая каждым участником взаимодействия оценка ценности, приписываемой действиям и мотивам других людей, а также удовлетворенности, которую другие могут обеспечить.

Западные исследователи выделяют две большие категории в понятии «структура взаимодействия». Во-первых, это формальная структура взаимодействия, под которой понимают такие образцы взаимоотношений, которые требуются обществом, его социальными институтами и организациями. Во-вторых, имеется также неформальная структура взаимодействия, порождаемая индивидуальными мотивами, ценностями, особенностями восприятия. То, что называется формальным уровнем взаимодействия, закреплено в формальных (официальных) социальных ролях. Неформальный уровень взаимодействия основан на межличностной привлекательности, привязанности людей друг к другу. Этот уровень обусловлен индивидуальными диспозициями. Отметим также, что взаимодействие в официальных ситуациях может приобретать некоторые черты неформального взаимодействия. Будучи длительными и непрерывными, формальные отношения обусловливаются также индивидуальными психологическими свойствами взаимодействующих людей.

1.1 Особенности взаимодействия людей

При рассмотрении особенностей связей между людьми обычно выделяют два вида взаимозависимости — кооперацию и конкуренцию. В первом случае (кооперация) некоторое количество индивидов вступает в контакт друг с другом и осуществляет согласованные действия с целью достижения определенной цели. Обычно речь идет о цели, которую невозможно достичь, действуя в одиночку. Уровень кооперации возрастает по мере того, как люди осознают свою взаимозависимость и необходимость доверия друг к другу. Во втором случае (конкуренция) действия нескольких индивидов происходят в условиях соревнования, где выигрыш возможен только для одного человека. Например, игра в шахматы.

Проблема взаимоотношений между близкими людьми сочинение

Проблем в современном мире очень много. Одна из них- проблема непонимания между близкими людьми в семье. Об этом размышляют поэты, писатели, философы разных поколений. Эта тема интересует и автора данного теста.

С. Л. Львов рассуждает над поднятым вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чем он пишет.

Автор рассказывает нам типичную историю, взятую из жизни: он повествует о ссоре между двумя любящими людьми. Зачастую к непониманию приводит нечуткость, невнимательность друг к другу: » И вот уже в ее душе силой гасится не искорка, а живой огонь увлечения. А ведь этот огонь мог светить им обоим!» Все могло бы быть иначе, но, увы… Литературный критик отмечает, что для решения проблемы требуется столь мало: герою стоило попробовать понять, что она находит в том, что недоступно ему. Обидно, что к подобным ситуациям приводит наше нежелание принять мир вкусов, увлечений, пристрастий другого человека. Это деликатная область, в которой очень трудно разобраться и которая требует глубокого «погружения» в нее, а не равнодушия и эгоизма.

2 стр., 570 слов

Какова роль общества в формировании личности человека?

... людей, государств, правительств. Общество играет самую важную роль в развитии человеческой личности, но и человек оказывает значительное влияние на формирование всего общества ... взаимодействию с окружающими формируется человеческая личность. С раннего детства и на протяжении всей жизни мы испытываем влияние близких людей, ... перед осуждением общества согласился на дуэль со своим другом, на которой его ...

Автор считает, что для сохранения мира в семье каждому из нас необходимо учитывать не только свои личные интересы, но и заботиться о комфорте окружающих, ведь и у них есть право на свою жизнь, точку зрения. Таким образом, по мнению Львова, мы можем решить вопрос непонимания, избежать внутренних конфликтов, драм.

Я полностью разделяю точку зрения критика и считаю, что он абсолютно прав.

Злободневность темы, затронутой Львовым, доказывает и то, что русские писатели в своих произведениях обращаются к ней. Ярким примером взаимоотношений , основанных на поддержке, понимании, взаимопомощи , на мой взгляд, являются отношения героев рассказа А.И. Куприна «Куст сирени». Глава семьи, учащийся Академии генерального штаба, при выполнении экзамена, составляя план местности, посадил нечаянно чернильное пятно на карту. Чтобы замаскировать его, он нарисовал на месте пятна кусты сирени. Однако это не помогло… Именно тогда на помощь супругу пришла его жена, которая взяла на себя ответственность за разрешение ситуации, ведь она очень хорошо понимала своего мужа, как никто другой. Ее участие спасло Алмазова от провала и убедило в том, что его любимая — чуткий и отзывчивый человек, способный на самопожертвование.

Как найти компромисс, чтобы избежать недоразумений, обид, ссор? Этот вопрос волнует многих из нас, ведь совместная жизнь — это серьезная школа для влюбленных, так как они узнают друг друга с другой стороны, начинают замечать особенности, недостатки и понимают, что их половина вовсе не идеал. Поистине любящие люди справляются с трудностями, находят общий язык, идут на уступки. В этом, думаю, и заключается взаимопонимание. К сожалению, в жизни все не так просто, вот поэтому и распадаются многие семьи. Число разводов в нашей стране по-прежнему велико, а причина довольно часто банальна. Это печальная статистика…

Я искренне благодарна С. Л. Львову за возможность еще раз поразмышлять над этой актуальной темой. Возможно, его мысли помогут кому-то избежать некоторых семейных конфликтов, найти выход в той или иной сложившейся ситуации.

teacher.zmeinogorsk.ru

Проблемы взаимодействия людей

Особенности взаимодействия людей Читать далее: Проблема взаимовлияния личности и общества

2. Проблемы взаимодействия людей

Общаясь между собой, люди не только передают и получают информацию, так или иначе воспринимают друг друга, но и определенным образом взаимодействуют. Социальное взаимодействие является характерной чертой человеческой жизнедеятельности. Каждый наш день включает множество различных по форме и содержанию типов взаимодействия с другими людьми. Не случайно многие исследователи считают, что проблемы взаимодействия должны занимать центральное место в социально-психологической науке. Самым общим образом социальное взаимодействие можно определить как «процесс, в котором люди действуют и реагируют на действия других» (Смелзер).

Социальное взаимодействие может также рассматриваться как одна из сторон общения, как коммуникационный процесс, направленный на то, чтобы повлиять на действия и взгляды индивидов, вовлеченных в этот процесс.

2.1 Проблема становления личности и самосознания в процессе социального взаимодействия

26 стр., 12510 слов

Самообразование личности как фактор достижения жизненного успеха

... 1. Теоретические основы исследования проблемы достижения личностью жизненного успеха в процессе самообразования 1.1 Жизненный успех личности как психолого-педагогическая проблема Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды, адекватность ...

Данная проблема явилась центральной в творчестве Д.Г.Мида. Основная идея, заложившая ее решение, заключалась в способности индивида относиться к себе как к объекту. “Индивид входит в собственный опыт только как объект, а не как субъект, и оказаться в пределах собственного опыта он может лишь на основе социальных отношений и совместных действий”. Вступая в отношения с другими людьми в процессе освоения различных форм деятельности, индивид начинает действовать по отношению к себе так же, как окружающие действуют по отношению к нему. Лишь через принятие роли другого индивид начинает осознавать свои собственные действия с позиции этого другого. “Мы видим себя так, как видят нас другие, мы обращаемся к себе так, как обращаются к нам другие, мы бессознательно ставим себя на место других и действуем так, как действуют другие”.

Процесс становления личности посредством принятия роли другого в ходе социального взаимодействия содержит две стадии. Первая стадия – стадия “ролевых игр” – характеризуется освоением конкретных установок других индивидов, с которыми данный индивид вступает в непосредственное взаимодействие. Так, ребенок усваивает коллективные формы деятельности и социальные отношения через принятие роли “конкретного другого”. В процессе ролевой игры ребенок принимает какую-либо роль – роль отца, матери, воспитателя, и т. д., – и воспроизводит в себе стимулы, соответствующие данному ролевому поведению. То есть на первом этапе индивид осваивает “роль другого”; в нем появляются его другие Я, которые затем формируются во внутреннего “социального другого”. Однако на этой стадии ребенок переходит от одной роли к другой так, как ему придет в голову, а это значит, что его деятельность еще не организуема социально.

Вторая стадия – стадия “коллективных игр” – характеризуется тем, что индивид осваивает определенные правила соотношения ролей и вырабатывает целостное поведение через усвоение им “роли обобщенного другого”. Установки всех участников взаимодействия в процессе коллективных игр обобщаются индивидом в некое единое целое. Именно с помощью такой организации всех установок других в единое целое действия данного индивида обретают определенную направленность и становятся контролируемыми им самим. Теперь индивид начинает воспроизводить в своем сознании некоего “обобщенного другого”, глазами которого он не только оценивает свою деятельность, но и стремится самостоятельно ее организовывать. Сообщество контролирует деятельность тех, кто в него входит посредством единства установок, составляющих “обобщенного другого”. Лишь научившись самостоятельно организовывать, планировать, и оценивать собственную деятельность как некое единое целое, индивид становится личностью.

Процесс усвоения социальных установок, принятие роли других и воспроизведение индивидом в своем сознании “обобщенного другого” приводит к формированию личности “Я”. Структура же завершенного “Я” по сути дела отражает единство и структуру межличностного взаимодействия.

В структуре личности “Я” Д.Г.Мид выделил две подсистемы: “me” и “i” Под “me” понимается совокупность всех установок других (или “обобщенного другого”), совокупность всех социальных отношений усвоенных индивидом, “организованный ряд отношений с другими, предполагаемый самой личностью”9. “Me” так же выступает в роли цензора, благодаря которому “внешний” социальный контроль принимает форму “внутреннего” индивидуального самоконтроля над побуждениями личности. “I” представлено Д.Г.Мидом как спонтанная, импульсивная, творческая сторона личности; “i” – непредсказуемая реакция, непосредственный отклик индивида на требования сложившейся ситуации; “i” – нерефлексивный, но рефлексируемый при помощи “me” элемент “Я” (Self).

11 стр., 5244 слов

Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность ...

... нет двух совершенно одинаковых человек. Вы индивидуальны от рождения. Ваша задача – ... Личность, строго говоря, не формируют, а формируют социального индивида – предпосылки и инструментальное оснащение для личности. Личностью ... «задвинуть». Здесь проявляется работа какого-то важного закона и не надо на ... известным своеобразием. Но когда мы специально подчеркиваем, что данный человек является личностью , ...

Проявления “i” осознаются лишь с позиций “me” и после того, как спонтанная активность “i”была уже произведена; “i” фиксируется лишь в памяти как опыт, но само “i” всегда в настоящем.

Взаимодействие “i” и “me” в личности (Self) описывается Д. Г. Мидом следующим образом: они “разделяются в процессе, но относятся друг к другу как части целого. Разделяясь, они одновременно соотносятся, ибо i есть нечто полностью никогда до конца неразложимое. Me требует определенного вида i, поскольку мы имеем обязательства, данные в самом поведении, но i всегда немного отлично от того, чего требует ситуация; … оно одновременно вызывает me и отвечает на него. Вместе взятые, они конституируют личность, какой она появляется в социальном опыте. Я – это фундаментально-социальный процесс, протекающий в этих “двух фазах”.

Особенности взаимодействия людей Читать далее: Проблема взаимовлияния личности и общества

Информация о работе «Проблемы взаимодействия людей»

Раздел: Психология Количество знаков с пробелами: 36072 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0