Жизнь и творчество Лермонтова

Сочинение

Сочинение на тему: «Мой Лермонтов»

Можно с уверенностью заявить, что Михаил Лермонтов — это один из величайших русских поэтов. Все то, о чем писал Лермонтов в свое время, до настоящего времени не теряет своей актуальности и продолжает насыщать мудростью все новых и новых представителей современного поколения. Это удивительно, ведь времена, в которые жил Лермонтов, и современность — это две разных эпохи. Впрочем, великие произведения остаются великими навсегда.

В то же время, все любители Лермонтова и его творчества смотрят на все его творчество несколько по-разному,

обращая внимание на разные детали, что и делает Лермонтова идеальным поэтом для них. Стоит отметить, что этому способствует то, что Лермонтов — это разносторонний творец, которому свойственны противоположные характеристики в различных обстоятельствах. Кроме того, стоит отметить, что произведения Лермонтова имеют разные жанры, настроение и даже тематику. Из-за всего этого Лермонтова воспринимают абсолютно по-разному, выделяя то те, то иные черты его творчества в целом.

Что касается лично меня и причин, почему я воспринимаю Лермонтова как своего поэта, заключается в том, что этот русский писатель

очень интересно описывал природу и все то, что с этим связано. Автор интересно описывал как осень, наполненную грустью, так и лето, которое он описывал как чрезвычайно яркое и переполненное радостями и добром время. Лермонтов описывает природу различных географических регионов, в частности, всем нравится то, как он описывает Кавказ и Аравию. Я, конечно, тоже не остался полностью равнодушным к прекрасным описаниям тех удивительных явлений, которые вдохновляли писателя и заставляли его творить в этом направлении. При этом достаточно важно заметить, что описания природы по удивительной причине сочетаются с сильными эмоциями, которые переживались героями произведений Лермонтова.

Думается, что все вышеперечисленное и является главной ценностью творчества Михаила Юрьевича Лермонтова лично для меня. Я был попросту поражен тем, как удивительно он описывает природные явления. Мне казалось, что он умудряется наделять природу собственным характером, особенностями, которые в большей мере характерны не каким-то явлениям, а скорее людям. Именно по этой причине я настолько ценю творчество Лермонтова и всегда рекомендую знакомиться с ним всем тем, кто хочет обогатиться духовно и интеллектуально.

Михаил Юрьевич Лермонтов

Лермонтов Михаил Юрьевич родился в ночь на 3(15).10.1814 в Москве, умер 15(27).7.1841 у подножия горы Машук, в 4 верстах от Пятигорска; в апреле 1842 его прах был перевезен в фамильный склеп в Тарханы. Сын армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова (1787-1831) и Марии Михайловны Лермонтовой (1795-1817), урожденной Арсеньевой, единственной дочери и наследницы значительного состояния пензенской помещицы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой (1773-1845), принадлежавшей к богатому и влиятельному роду Столыпиных. По линии Столыпиных Лермонтов был в родстве или свойстве с Шах-Гиреями, Хастатовыми, Мещериновыми, Евреиновыми, Философовыми и одним из своих ближайших друзей Алексеем Аркадьевичем Столыпиным, по прозвищу Монго. Брак, заключенный против воли Арсеньевой, был неравным и несчастливым; мальчик рос в обстановке семейных несогласий.

32 стр., 15950 слов

Особенности художественных произведений творчества Михаила Лермонтова

... Лирическое «Я» раннего периода творчества Лермонтова представлено на фоне героической ... Герою нашего часа», который также описывает душевное и тревожное поле ... и скоро позабытой Над миром мы пройдем без ... природы, не нужны, чистосердечные люди. Мета і завдання роботи, Теоретичне і практичне значення роботи РОЗДІЛ І Особливості типології художньої творчості М.Ю. Лермонтова Михайло Юрийович Лермонтов ...

После ранней смерти матери поэта бабушка, женщина умная, властная и твердая, перенесшая всю свою любовь на внука, сама занялась его воспитанием, полностью отстранив отца. Детские впечатления от семейной драмы отразились в творчестве Лермонтова [драмы «Menschen und Leidenschaften» («Люди и страсти», 1830) и «Странный человек» (1831), а также посвященные памяти отца стихотворения «Ужасная судьба отца и сына» (1831) и «Эпитафия» (1832)], прямо или косвенно отразились в нем и родовые предания. Род Лермонтовых — основатель шотландский офицер Георг (Юрий) Лермонт, 17 в.

, — согласно этим преданиям, восходит к полулегендарному шотландскому поэту и прорицателю Томасу Рифмачу (13 в.), прозванному «Learmonth» («шотландские мотивы в «Желании» — «Зачем я не птица, не ворон степной», 1831).

Детство поэта проходило в имении Арсеньевой Тарханы Пензенской губернии. Мальчик получил столичное домашнее образование (гувернер — француз, бонна — немка, позднее преподаватель — англичанин), с детства свободно владел французским и немецким языками.

Уже ребенком Лермонтов хорошо знал быт (в том числе и социальный) помещичьей усадьбы, запечатленный в его автобиографических драмах. Летом 1825 бабушка повезла мальчика на воды на Кавказ; детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в его раннем творчестве («Кавказ», 1830; «Синие горы Кавказа, приветствую вас!..», 1832).

В 1827 семья переезжает в Москву, и 1 сент. 1828 Л.

зачисляется полупансионером в 4-ый класс Московского университетского благородного пансиона, где получает систематическое гуманитарное образование, которое пополняет систематическим чтением. Уже в Тарханах определился острый интерес мальчика к литературе и поэтическому творчеству; в Москве его наставниками становятся А. З.

Зиновьев, А. Ф. Мерзляков (у которого он берет домашние уроки) и С. Е.

Раич, руководивший пансионским литературным кружком. В стихах Л. 1828-30 есть следы воздействия «итальянской школы» Раича и воспринятой через нее поэзии К. Н.Батюшкого, однако уже в пансионе определяется преимущественная ориентация Лермонтова на А. С. Пушкина, байроническую поэму (первоначально — в интерпретации Пушкина), а также на литературно-философскую программу любомудров в «Московском вестнике». В ближайшие годы байроническая поэма становится доминантой раннего творчества поэта. В 1828-29 он пишет поэмы «Корсар», «Преступник», «Олег», «Два брата». В марте 1830 вольные порядки Московского пансиона вызвали недовольство Николая I (посетившего пансион весной), и по указу Сената он был преобразован в гимназию. В 1830 Лермонтов уклоняется «по прошению» и проводит лето в подмосковной усадьбе Столыпиных Середниково (апрель — начало мая — июль 1830); в том же году после сдачи экзаменов зачислен на нравственно-политическое отделение Московского университета. К этому времени относится первое сильное юношеское увлечение поэта — Екатериной Александровной Сушковой (1812-1868), с которой он познакомился у своей приятельницы А. М.Верещагиной. С Сушковой связан лирический «цикл» 1830 [«К Сушковой», «Нищий», «Стансы» («Взгляни, как мой спокоен взор… «), «Ночь», «Подражание Байрону» («У ног твоих не забывал…»), «Я не люблю тебя: страстей…» и др.

12 стр., 5509 слов

Михаил Юрьевич Лермонтов

... Петрович, был воспитанником шляхетского кадетского корпуса. В то время род Лермонтовых еще пользовался благосостоянием. Отец будущего поэта, Юрий Петрович, был бедным пехотным капитаном в отставке и, по ... литературой; А. Ф. Мерзляков, у которого поэт брал домашние уроки и С. Е. Раич, руководивший пансионским литературным кружком. В стихах Лермонтова 1828 – 30 гг. чувствуются следы воздействия ...

]. По-видимому, несколько позднее Лермонтов переживает еще более сильное, хотя и кратковременное чувство к Наталье Федоровне Ивановой (1813-1875), дочери драматурга Ф. Ф.Иванова; стихи т. н. ивановского цикла [«Н. Ф.И…вой», «Н. Ф.И. «, «Романс к И… «, «К*» («Я не унижусь пред тобою…») и др. ] отличаются повышенной драматичностью, включая мотивы любовной измены, гибели и т. п.; общие контуры романа с Ивановой отразились в драме «Странный человек». Третьим по времени адресатом лирических стихов Лермонтова начала 1830-х гг. была Варвара Александровна Лопухина (1815-1851), в замужестве Бахметева, сестра его товарища по университету. Чувство к ней Лермонтова оказалось самым сильным и продолжительным; по мнению близкого к поэту А. П.Шан-Гирея, Лермонтов «едва ли не сохранил… его до самой смерти своей». Лопухина была адресатом или прототипом как в ранних стихах [«К. Л.» («У ног других не забывал… «, 1831), «Она негордой красотою… «, 1832, и др. ], так и поздних произведений: «Валерик», посвящение к VI редакции «Демона»; образе проходит в стихотворениях «Нет, не тебя так пылко я люблю», в «Княгине Лиговской» (Вера) и др. В 1832, разочарованный казенной рутиной преподавания, Лермонтов оставляет Московский университет и переезжает в Петербург (июль-начало августа), надеясь продолжить образование в Петербургском университете; однако ему отказались зачесть прослушанные в Москве курсы. Чтобы не начинать обучение заново, поэт не без колебаний принимает совет родных избрать военное поприще; в ноябре 1832 сдает экзамены в Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров и проводит два «страшных года» в закрытом военном учебном заведении, где строевая служба, дежурства, парады почти не оставляли времени для творческой деятельности (быт школы в грубо натуралистическом виде отразился в обсценных т. е. юнкерских поэмах — «Петергофский праздник», «Уланша», «Гошпиталь» — все 1834).

Она оживляется в 1835, когда Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардейский Гусарский полк (сентябрь 1834); в этом же году выходит поэма «Хаджи Абрек» [не считая раннего стихотворения «Весна»], поэт отдает в цензуру первую редакцию драмы «Маскарад», работает над поэмами «Сашка», «Боярин Орша», начинает роман «Княгиня Лиговская». Он получает возможность общения с литературными кругами Петербурга. Сведения об этих контактах скудны; известно о знакомстве Лермонтова с А. Н.Муравьевым, И. И.Козловым и близким к формирующихся славянофильским кружкам С. А. Раевским, что способствовало укреплению уже определившегося интереса поэта к проблемам национальной истории и культуры. Раевский, один из близких друзей Лермонтова (в 1837 пострадавший за распространение «Смерти Поэта»), был полностью посвящен в процесс работы над романом «Княгиня Лиговская» (1836; не окончен; опубликован в 1882), одна из сюжетных линий которого опирается на историю возобновившегося романа поэта с Сушковой. В 1835-1836 Лермонтов еще не входит в ближайший пушкинский круг; с Пушкиным он также не знаком. Тем более принципиальный характер получает его стихотворение «Смерть Поэта» (1837; опубликовано в 1858), написанное сразу же после гибели Пушкина.

3 стр., 1310 слов

«Поэт в России больше, чем поэт»

... России остается одной из главных для поэта. Россия является одной из самых интересных в его творчестве. Поэтический мир Набокова оставался в русле классической русской поэзии – лирики Пушкина, Баратынского, Лермонтова, ... Марины Ивановны Цветаевой и Анны Андреевны Ахматовой. Особое место в русской литературе занимает эпоха «серебряного века». Поэтам этого периода пришлось пережить взлеты и падения, ...

Лермонтов говорил от лица целого поколения, одушевляемого скорбью о гибели национального гения и негодованием проти в его врагов. Стихотворение мгновенно распространилось в списках и принесло Лермонтову широкую известность. Основную тяжесть вины Лермонтов перенес на общество и его верхушку — «новую аристократию» («надменные потомки/ Известной подлостью прославленных отцов»), не имеющую за собой опоры в национальной исторической и культурной традиции и составлявшую в столице ядро антипушкинской партии, сохранившей к поэту и посмертную ненависть. Заключительные 16 строк стихотворения (написанные позднее, 7 февраля) были истолкованы при дворе как «воззвание к революции». 18 февраля 1837 Лермонтов был арестован; началось политическое дело о «непозволительных стихах». Под арестом поэт пишет несколько стихотворений: «Сосед» («Кто б ни был ты, печальный мой сосед»), «Узник», положивших начало блестящему «циклу» его «тюремной лирики»: «Соседка», «Пленный рыцарь» (оба — 1840) и др. В феврале 1837 был отдан высочайший приказ о переводе Лермонтова прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ; в марте он выехал через Москву. Простудившись в дороге, был оставлен для лечения (в Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске, апрель-начало мая — 1-ая половина сентября 1837); по пути следования в полк он «изъездил Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, В Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьем за плечами, ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов… » (письмо Раевскому, 2-я половина ноября — начало декабря 1837), в ноябре был в Тифлисе, где, по-видимому, возникли связи с культурной средой, группировавшейся вокруг А. Чавчавадзе (тестя Грибоедова), одного из наиболее значительных представителей грузинского романтизма. Лермонтов близко соприкасается с народной жизнью, видит быт казачьих станиц, русских солдат, многочисленных народностей Кавказа. Все это проецируется в его творчество, в частности, утвердив в нем фольклористические интересы; в 1837 он записывает сказку об Ашик-Керибе («Ашик-Кериб»), стремится передать колорит восточной речи и психологию «турецкого» (тюркского, по-видимому, азербайджанского) сказителя; в «Дарах Терека», «Казачьей колыбельной песне», «Беглеце» из фольклорной стихии вырастает народный характер, с чертами этнической определенности. В Пятигорске и Ставрополе он встречается с Н. М.Сатиным, знакомым ему по Московскому пансиону, Белинским, доктором Н. В. Майером (прототип доктора Вернера в «Княжне Мери»); знакомится с ссыльными декабристами (В. М.Голицыным, В. Н. Лихаревым, М. А. Назимовым) и близко сходится с А. И.Одоевским, памяти которого посвятил прочувственное стихотворение («Памяти А. И.Одоевского»).

6 стр., 2643 слов

В.Г. Белинский Герой нашего времени. М. Лермонтова (рецензии разных лет)

... Кавказ за дивные впечатления его девственно величавой природы, как Лермонтов... Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова. Издание третье (рецензия 1844 г.) Сочинение М. Лермонтова. ... книга всегда будет нова. Мы было взяли первое издание ее, чтоб справиться о его годе, - взгляд наш упал на ... Г-н Лермонтов знаком с Кавказом не понаслышке, любит его со всею страстию поэта и смотрит на него не ...

Люди «поколения 1820-х», в частности декабристы (Назимов, позднее Лорер), ощущали в Лермонтове представителя иного поколения, зараженного скептицизмом и социальным пессимизмом и скрывающего от окружающих свой внутренний мир под маской иронии и общественного индифферизма. Внешне это нередко выражалось у Лермонтова в стремлении уклониться от разговора на серьезные темы, в ироническом отношении к восторженности и исповедальности; такая манера держать себя оттолкнула в 1837 Белинского, привыкшего к философским спорам в дружеских кружках. Между тем для самого Лермонтова эти встречи и разговоры стали творческим материалом: он получал возможность, по контрасту, осмыслить социально-психологические признаки своего поколения. Результаты этих наблюдений будут обобщены в образе Печорина и в «Думе». Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью. Ему принадлежат акварели, картины маслом, рисунки — пейзажи, жанровые сцены, портреты и карикатуры; лучшие из них связаны с кавказской темой. Кавказская ссылка была сокращена хлопотами бабушки через А. Х.Бенкендорфа. В октябре 1837 был отдан приказ о переводе Лермонтова в Гродненский гусарский (в Новгородской губернии), а затем в лейб-гвардейский Гусарский полк, стоявший в Царском Селе. Во второй половине января 1838 Лермонтов возвращается, а с середины мая 1838 обосновывается в Петербурге. 1838-1841 — годы его литературной славы. Он сразу же попадает в пушкинский литературный круг, знакомится с Жуковским, П. А.Вяземским, П. А. Плетневым, В. А.Сологубом, ближе с В. Ф. Одоевским, принят в семействе Карамзиных, которое становится наиболее близкой ему культурной средой: он принимает участие в домашних спектаклях и развлечениях, устанавливает дружеские отношения с постоянными посетителями салона: Смирновой-Россет, И. П.Мятлевым (с которым обменивается шуточными макаронич. посланиями) Ростопчиной; у Карамзиных Лермонтов

Сочинение: Тема родины в лирике М. Ю. Лермонтова

(438 слов) Михаил Юрьевич Лермонтов – гениальный русский поэт, проживший непростую, но удивительно ценную жизнь. Его творческое наследие стало одним из символов России. Стихотворения поэта знают и любят во всем мире. Многие из них посвящены теме Родины.

Невозможно спорить с тем, что Лермонтов любил Россию, но любовь его была сложна и противоречива. Поэт пишет: «Но я люблю – за что, не знаю сам». Конечно, поэт восхищался удивительной красотой русской природы, ее скромным очарованием:

Прекрасны вы, поля земли родной, Еще прекрасней ваши непогоды… (Прекрасны вы, поля земли родной)

Для романтика Лермонтова особым местом становится и Кавказ, где грустная красота родной земли соседствует с величием свободных и вечных гор:

Как сладкую песню отчизны моей, Люблю я Кавказ. (Кавказ)

С Кавказом связана огромная часть жизни Лермонтова. Ему он посвящает свою бессмертную поэму «Мцыри», в которой переплелись одни из главных мотивов лирики поэта: жажда свободы и любовь к Родине. Поэт также восхищается доблестными военными победами России, ее отважными героями:

Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри — не вы. (Бородино)

2 стр., 916 слов

Лермонтов и Кавказ: -рассуждение. Кавказ в творчестве Лермонтова

... родился Михаил Юрьевич Лермонтов. Тема Кавказа стала ему настолько близка потому, что здесь он проводил немало времени. Впервые поэт посетил регион еще в 4 года, затем в 6, ... его произведениях всегда динамична, она наполнена энергией. Поистине прекрасные образы могли воплощать Лермонтов и Кавказ. Сочинение-рассуждение на тему схожести и его народов - тема, которая позволит глубже ...

Лермонтов чувствует непоколебимое величие родной страны, ее огромную силу. Он любит ее народ, ее яркие таланты. В стихотворении «Два великана», также посвященном Отечественной войне 1812 года, поэт использует образ «русского витязя», чье могущество так велико, что одним движением головы он способен поразить своего врага. Этот витязь – не только великий русский военный гений Кутузов, но и вся славная Россия.

Любя Родину, поэт не смог смириться с наступлением николаевской эпохи. Он яростно выступал против реакционной политики нового императора и ненавидел произвол царской власти. Так, в 1830 году после прокатившихся по стране крестьянских бунтов, Лермонтов пишет свое «Предсказание», называя его «мечтой»:

Настанет год, России черный год, Когда царей корона упадет; Забудет чернь к ним прежнюю любовь, И пища многих будет смерть и кровь… (Предсказание)

Поэт не верит в возможность законного и добровольного ограничения самодержавия, политика которого привела Россию к бедности и рабству. Лермонтов признает право народа на бунт, но он видит и его жестокую, несправедливую сторону: кровь, разруху и беззаконие. В любви писателя к родной земле много боли и тоски. В 1840 году, уже незадолго до своей смерти, он пишет знаменитые строки:

Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ. (Прощай, немытая Россия)

На просторах родной страны поэт обречен на одиночество и изгнание. Лермонтову не посчастливилось увидеть другую Россию, свободную, богатую и счастливую. И все-таки он не может жить вдали от своей грустной Родины. Лермонтов выбирает «странную любовь» к России, имеющую множество причин и все-таки загадочную, глубокую, живущую в его сердце с рождения. Это удивительная верность собственному чувству лучше всего отразилась в стихотворении «Родина», в одном из лучших признаний поэта:

Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. (Родина)

Автор: Екатерина Озаровская

Детство и образование

Будущий писатель родился в 1814 году в Москве. Его отец был пехотным капитаном, но после женитьбы на матери Михаила, Марии Михайловне, ушёл в отставку.

Слабое здоровье , Бабушка усиленно лечила его и в 1825 году повезла на Кавказ

Бабушка очень опекала внука, всегда старалась быть рядом с ним. В 1830 году Миша поступил в Московский университет. Изначально учился на нравственно-политическом отделении, позже перешёл на словесное.

Юноша не отличался дружелюбностью и не старался участвовать в жизни университета. После окончания учёбы он переехал в Петербург.

Юношество писателя

он написал стихотворение «Парус»

В это же время он пишет исторический роман «Вадим» на тему пугачёвщины, драму «Маскарад», поэму «Боярин Орша». Именно поэтому за время учёбы в Школе писатель создал не так много стихотворений.

1 стр., 485 слов

Поэт в России — больше, чем поэт

... ё то, о чём он и пишет. ` Поэт в России - больше, чем поэт Популярные сочинения День разный бывает. Если суббота – самый интересный. Мама вста ... сделали именно их персонажи. Таким образом, подобные авторы и пишут свои замечательные произведения, целиком и полностью пропуская всё через ... героиней, которая находится в центре событий. Соне было четыре года, она была маленькой девочкой. Так же она росла в ...

Поэт окончил Школу в чине корнета. Затем его арестовали из-за стихотворения «Смерть поэта», в котором он пылко высказывается о Дантесе. За судебным процессом наблюдал сам император. За Лермонтова вступились друзья Пушкина и, конечно же, его бабушка, имевшая важные связи в светском обществе. Поэта сослали на Кавказ.