Антитеза как композиционная основа романа «Обломов»

Сочинение

Прием антитезы в романе «Обломов» , Прием антитезы в романе «Обломов»

Основной сюжет романа И. А. Гончарова «Обломов» был заложен еще в первом романе «Обыкновенная история» (1847 г.).

Действительно, как заметил В. Г. Белинский, «Адуев (главный герой романа «Обыкновенная история») мог бы заглохнуть в деревенской дичи и апатии и лени». Ну чем не сюжет будущего романа? История создания и публикации романа «Обломов» была довольно долгой и трудной. В общей сложности писатель создавал его в течение 10 лет: в 1849 году вышла в свет часть романа «Сон Обломова» и только в 1859 году в журнале «Отечественные записки» — весь роман целиком.

Прием антитезы в романе «Обломов», Прием антитезы в романе «Обломов»

Сначала я хотела бы рассмотреть основное противопоставление в романе: Штольц и Обломов. Штольц является антиподом Обломова и как деятель, и как человек, у которого разум преобладает над чувством. Почему же эти герои столь различны? Автор пытается в этом разобраться, показывая родителей героев. Илья и Андрей учились вместе. Но как же относились их родители к образованию? Хозяева Обломовки постоянно придумывали предлоги, чтобы освободить обожаемое чадо от занятий. Отец Штольца, напротив, старался воспитать в сыне уважение к знаниям, привычку думать, заниматься. Он воспитывал в сыне хозяйственную цепкость, потребность в постоянной деятельности. В Обломове эти черты просто-напросто отсутствуют. Он — ненужный для общества человек, «бременящий даром землю» (Н. В. Гоголь).

Об этой пассивности Обломова как о национальной черте писал критик Н. А. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?». Увлекшись этой идеей, критик совершенно забыл о положительных чертах героя: о его прекрасном добром сердце и «голубиной нежности». Пришвин писал так о главном герое романа: «Его покой — запрос на высшую ценность, которая достойна непокоя». И действительно, идеалы и запросы Штольца пошлы и суетны. В нравственном отношении Илья Ильич превосходит своего друга. Ольга Ильинская способна полюбить лежебоку Обломова, а Штольца она всегда, даже после замужества, не перестает считать старшим братом и другом.

Обломов тоже любит Ольгу. Но его любовь чиста, бескорыстна, искренна. А Ольга привязана к Илье Ильичу, потому что ей интересно попробовать свои силы, «расшевелить», оживить героя. Ольга эгоистична: она обижается и злится сначала на Штольца, потом на Обломова за признание Ильи Ильича, ведь оно не входило в замысел «эксперимента». Здесь мы также видим антитезу: противопоставляется Ильинская Обломову как самолюбивая героиня, сторонник деятель-•ного начала. Обломов сам понимает, что не достоин Ольги: вспомним его жалкую улыбку в сцене, когда Ольга жестоко говорит о неспособности героя жить для нее. Я уверена, что Илья Ильич никогда бы не смог говорить так зло с любимым человеком. Обломов не был бы счастлив с Ольгой. Она совсем не похожа на ту женщину, которую представлял себе герой в качестве жены. Ему нужна была безропотно любящая, мягкая, домовитая женщина, такая, как Агафья Пшеницына.

2 стр., 875 слов

Смысл противопоставления Обломова и Штольца , прием антитезы ...

... опыте прошлого. Данное подробное противопоставление противопоставления двух главных героев романа Гончарова поможет учащимся 10 классов во время написания сочинения на тему «Смысл противопоставления Обломова и Штольца». ... чувство любви Прием антитезы в романе Гончарова «Обломов» прослеживается также при раскрытии в произведении темы любви на примере обоих персонажей. В жизни Обломова было две ...

Агафья Пшеницына является, в свою очередь, антиподом Ольги Ильинской. Эти две героини разнятся во всем: по происхождению Пшеницына стоит намного ниже Ольги Ильинской, не говоря уже об образовании, чертах характера. Она не способна ни понимать книги, которые читает Ильинская, ни петь «Casta Diva», ни Глубоко прочувствовать благородство души Ильи Ильича. Агафья Матвеевна любит Обломова за то, что у него «походка свободная», речь его приятная, лицо красивое, за то, что Обломов просто добр к ней. Пшеницына намного проще Ольги. Но лишь с этой женщиной находит свое человеческое счастье Обломов. В доме на Выборгской стороне Илья Ильич живет так, как ему нравится: лежать на диване, есть, пить, спать намного приятнее и удобнее, чем вечно «крутиться» на службе, как Судьбинский, волочиться за женщинами, как франт Волков, чем писать обличительные статьи, как Пенкин.

Таким образом, Обломов уже и самом начале романа противопоставлен своим гостям-посетителям. Так, Пенкин пишет обличительные статьи, направленные против падших людей. Обломов противостоит Пекину: он говорит о сострадании, гуманизме, о том, что нужно не обличать, а подать руку падшему человеку.

Прием антитезы в романе «Обломов»

Любопытно было бы рассмотреть противопоставление Обломовки и окружающего мира во сне Обломова. То, что находилось «до оврага», называлось своим и считалось единственно хорошим и правильным. То, что «за оврагом»,— опасным и страшным. Обломов, став взрослым, все еще живет в зоне «до оврага», в своем замкнутом мире. Поэтому для героя Петербург — место «за оврагом». Петербург особенно контрастирует с Обломовкой: суета городской столичной жизни совсем не похожа на тихую, сонную, застойную жизнь родного гнезда. В Обломовке следуют народным традициям, верят в предания, там навсегда заведен особый распорядок. В Петербурге все не так: другие, порой жестокие и алчные, люди, необходимость ходить на службу, писать какие-то бумаги. Все это не по душе Обломову.

Как мы увидели, весь роман И. А. Гончарова построен на противопоставлениях. Это главный художественный прием писателя. Возможно, поэтому роман поражает яркостью образов, жизненностью ситуаций, писательским мастерством.

И. С. Тургенев писал: «Пока останется хоть один русский, до тех пор будут помнить Обломова».

Антитеза «Обломов»

50-е годы 19в. — время работы Гончарова над романом «Обломов» — были временем больших перемен в жизни России. Уходил в прошлое веками складывавшийся уклад жизни, на смену ему должен был прийти новый. Менялись отношения в обществе, менялся и сам состав этого общества. Но люди, принадлежащие к старшему поколению, не могли быстро исчезнуть. За ними было прошлое, его традиции и обычаи. Основным художественным приемом в раскрытии характеров является антитеза. По этому принципу построены и система образов, и композиция романа. Обломову противопоставлен Штольц, Ольге Ильинской — Пшеницина, шумному Петербургу — «благословенный край» Обломовка. Роман показывает силу традиций, такое существование, в котором «норма жизни была готова и преподана родителями… с заветом блюсти ее цельность и неприкосновенность». Именно так воспитывали Илью Ильича. Совсем иначе представлен характер Штольца. Если Обломов — «золотое сердце», добрая душа, образованный человек, не желающий что-либо менять в своей жизни, живущий только для себя, в праздности и лени, то Штольц — воплощение деятельности. «Он весь составлен из костей, мускулов и нерв, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хоть немного зеленоватые, но выразительные».

6 стр., 2702 слов

В чем заключается трагизм обломова. В чем состоит трагедия жизни обломова

... лежать на диване и мечтать о днях минувших. Обломову грезится родное поместье. В чем состоит трагедия жизни Обломова Роман И.А. Гончарова «Обломов» был напечатан в 1859 году в журнале «Отечественные ... проблемы заключался в воспитании, ведь возможно, будь он воспитан иначе его жизнь и отношения с Ольгой сложились бы по – другому. Сочинение 3 Гончаров Иван Александрович – писатель, который ...

У него есть идея, которой он служит: «Труд — образ, содержание, стихия и цель моей жизни». Штольц делает все, чтобы пробудить Обломова к деятельности, но попытки ни к чему не приводят, и жизненные пути расходятся. Обломов заживо хоронит себя в доме Пшенициной. Штольц жадно, азартно открывает новые предприятия. Он идет по жизни победителем. В романе видно, что все, что особенно было дорого Обломову, переходит к Штольцу: он становится мужем Ольги, возрождает родовую усадьбу Обломова и воспитывает его сына. Ее настойчивость на время побеждает лень Обломова, но Ольга не может сделать счастливым Илью Ильича. Характер Пшенициной ему ближе. Она полная противоположность Ольге. Это добрая, скромная женщина, идеальная хозяйка, готовая стать рабыней И. И. Она находит радость и счастье в глубокой преданности ему. Именно этот тип женщины, способной на жертву, тихой и спокойной, представляется Обломову во сне. Наяву Агафья Матвеевна сумела воссоздать тот мир, который чуть было, не утратил И. И. Здесь он обрел идеал «ненарушаемого покоя жизни». Питер не уютен для главного героя. В начале романа Обломов представлен лежащим на диване. Он не интересуется широкой жизнью, ни куда не выходит. Его гости предлагают свой вариант «радостей жизни».

Но Обломов на все отвечает отказом. Постепенно и незаметно он порывает с обществом, лежание делается его нормальным состоянием. Герой засыпает и видит мир, который казался ему почти сказочным, там все красиво, люди счастливы, покойны, вкусно и хорошо едят. Таким представляется гармоничный мир Обломову. Так официальный деловой Питер противопоставлен идеальному миру Обломова. Прием антитезы проявляется и на уровне художественной детали. Знаменитому персидскому халату противопоставлен светский фрак, в котором Обломов встречается с Ольгой. Но этот халат возвращается на плечи Обломова, заплатанный Пшенициной. Веткам сирени, которая символизировала любовь Обломова, противопоставлен снег, аллегорически означающий духовную смерть героя. На приеме антитезы построен весь роман. Автор показывает характеры людей во всем их разнообразии. Помещая главных героев в разные общества, окружение, автор добивается того, что разные черты самих героев проявляются в различных эпизодах, и характеры раскрываются наиболее полно.

Рейтинг

( 2 оценки, среднее 4 из 5 )

Роман «Обломов» написан накануне реформ, в 1859 г. В ожидании изменений в обществе появлялись новые взгляды, новые оценки событий в окружающей действительности. В своем романе Гончаров хотел противопоставить две культуры: русскую и западную, поэтому неслучайным явилось то, что все произведение строится на принципе антитезы. Предреформенная эпоха позволила автору противопоставить в своем романе два разных идеала жизни: как покоя (характерного для русского человека), так и движения, воплощавшего в себе европейский идеал. Главный герой романа Обломов стоит на рубеже двух жизней: старорусской и европейской. Необходимость выбора воплощается во внутреннем конфликте в сознании героя. Его сомнения разрешаются в пользу древнего идеала недеяния, что делает его выбор трагическим. Обломов не использует предоставленную ему временем возможность проснуться, сбросить оковы сна и направить свои силы на благоустройство своего имения. Здесь Илью Ильича Обломова можно соотнести с известным героем русского народного творчества – Ильей Муромцем. Этот персонаж тридцать три года лежал на печи, так как не мог встать из-за больных ног. Пришедшие к нему люди вылечили его, подняли на ноги и направили на защиту своей родины. И спас Илья Муромец Русь от многих напастей. Илью Ильича к движению, к полноценной жизни призывают его друзья: Ольга и Штольц. Но, в отличие от Ильи Муромца, Илья Обломов не прислушивается к призывам своей страны, которой в это предреформенное время нужны умные, образованные и благонадежные люди. Наименование персонажей, которому Гончаров уделяет большое внимание и которое во многом отражает их сущность, также имеет своей задачей противопоставление. Фамилия Ильи Ильича происходит от слова «обло» – круг, что говорит о целостности и отсутствии всего резкого, дисгармоничного у этого персонажа. У Штольца, образ которого автор явно противопоставляет образу главного героя, фамилия краткая и динамичная, показывающая наличие черт немецкой культуры в его характере. Что же касается контраста, присутствующего в образах этих главных героев, то здесь можно сказать о двух различных началах, которые они символизируют. Сам Гончаров разделял взгляды славянофилов, поэтому в образе Обломова попытался воплотить протест против западничества, которое, по мнению автора, разрушало, верность русским традициям. Противоположность этих героев заявление уже в их портретных характеристиках. Практичный и целеустремленный Штольц сухощав, мускулист, лицо смуглое, без румянца; его внешность отражает жизнелюбие, стремление к действию, постоянную работу мозга. Обломов же – добрый, уравновешенный, ведет спокойный размеренный образ жизни, в его взгляде отсутствует какаялибо «определенная идея». Он апатичен к внешним по отношению к нему событиям. Характеры героев раскрываются и в манере поведения. Если движения Обломова «сдерживались…мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью», то у Андрея Ивановича не было лишних движений: «Если он сидел, то сидел спокойно, если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько нужно». Штольц избегал пустой мечтательности и бездействия, он четко видел цель своего существования и поэтому «шел да шел прямо по избранной дороге». Для Ильи Ильича такое понимание жизни было неприемлемым: «Жизнь в его глазах разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки – это у него были синонимы; другая – из покоя и личного веселья». Таким образом, Обломов предстает перед читателем в образе идеолога покоя: он плывет по течению, в то время как его друг твердо идет к намеченной цели. Труд для Обломова был неким обязательством, налагаемым свыше, собственной же инициативы к действию он никогда не проявлял. Учился он нехотя, «серьезное учение утомляло его». Штольц же с ранних лет занимался с отцом географией, изучал литературу. По окончании университета отец отправил его в Петербург, он видел за сыном будущее. Андрей Иванович служил, вышел в отставку, занялся своими делами и, действительно, нажил дом и состояние. Гончаров неслучайно сопоставил предыстории героев; он акцентировал внимание на том, что лежало в основе успеха одного и неудачи другого, что сформировало их характеры, – это было воспитание. Обломов жил среди множества слуг, как «экзотический цветок в теплице», любое его проявление активности тут же подавлялось. Так, Обломов явил собой литературный тип, в котором собрались пороки дворянского общества, свойственные дореформенной России. Воспитание Штольца радикально отличалось от обломовского. Иван Богданович направил развитие сына в верном направлении. Андрей Иванович рос в семье, где поощрялись активность и самостоятельность. Неслучайно, желая противопоставить Штольца Обломову, писатель соединяет в этом герое два начала: азиатское и западное. Отец его, немец, олицетворяет прагматизм и практичность, характерные для народов Запада; мать же – русская, воплощающая высокую духовность и нравственность. В Штольце эти два истока сочетаются негармонично, так как западное начало в нем преобладает. Кроме мужских в романе противопоставляются и женские образы. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына олицетворяют собой два различные начала: Ольга – «прекрасной девы идеалы», Пшеницына – хозяйства. В Ольге не было кокетства и мишуры, ее фигура воплощала собой грацию и гармонию; ее взгляд прям, светел и ясен; она обладает твердым и целостным характером. Она хотела изменить жизнь Обломова, сделать ее более разнообразной, более насыщенной. Сначала она чувствует к нему симпатию, потом влюбляется. Но она любит «будущего», изменившегося Илью Ильича и не смиряется с его тягой к покою. Во всем противоположна Ольге квартирная хозяйка, а затем и жена Обломова, Агафья Пшеницына. В отличие от Ольги, в чертах которой светилась мысль, Пшеницына не была сложной личностью. «Какая она простая», – думал о ней Обломов. Ее мысли были погружены в заботы о хозяйстве, еде, стирке, готовке. Внешне Агафья Матвеевна также не похожа на Ольгу – она полная, как бы округлая. Пшеницына приняла и полюбила Обломова таким, какой он есть. Она «перешла под это сладостное иго безусловно, без сопротивлений и увлечений, без смутных предчувствий, томлений, без игры и музыки нерв». Таким образом, используя в своем романе принцип антитезы, Гончаров противопоставляет две цивилизации: русскую и западную. В произведении он затрагивает также проблему будущего страны; ей предстоит решить, какой путь она выберет: сердца или разума.

Следующая >

Еще сочинения автора:

  • Обломов и Штольц — на чьей стороне правда?
  • Сон Обломова
  • Сюжет и композиция романа «Обломов»
  • Авторская позиция в романе «Обломов»
  • Организация времени в романе Гончарова «Обыкновенная история»