К. Бальмонт, Н. Гумилев, А. Ахматова
Красивое название “серебряный век” заставило меня обратиться к русской поэзии конца XIX — начала XX столетия. Этот удивительный мир поражает своей необычностью, оригинальностью. Человеку, воспитанному на стихах Пушкина, Лермонтова и Некрасова, непросто понять поэтику символистов, акмеистов и футуристов, их идеи, особенный, нетрадиционный взгляд на окружающую действительность и самого себя. Первым поэтом, открывшим мне неповторимый мир “серебряного века”, стал К. Бальмонт. За удивительную музыкальность стиха его называли “Паганини русского стиха”. Его произведения воспринимаются как слияние поэзии с музыкой, на стихах Бальмонта, как на нотах, можно ставить музыкальные знаки. Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. Мечта, тени, угасавший день, попытка поймать то, что ушло, остановить время — эти образы помогают поэту выразить мысль о том, что бытие — это лишь тень, а значит, не нужно жалеть об оставленном и ждать будущего. По-моему, читая Бальмонта, убеждаешься в верности старой истины о том, что человек — это целый мир, который интересен сам по себе.
В стихотворениях этого замечательного поэта все внимание сосредоточено на его собственной душе, которая не ищет контакта с окружающим. В его стихах передаются многообразные оттенки ощущений, переживаний, настроений лирического героя. Я ненавижу человечество, Я от него бегу, спеша. Мое единое отечество – Моя пустынная душа. По-моему, вызов и бравада, звучащие в этих словах поэта, не могут скрыть его крайнего одиночества. Создается впечатление, что Бальмонт творит легенду о себе самом. Его часто упрекали в эгоцентризме, в восторженном отношении к самому себе, к своей неповторимости, избранности. “Не для меня законы, раз я гений”, — писал Бальмонт. Но мне думается, что это высокомерие одиночки — только поза, роль, которую выбрал сам поэт и которую играл не всегда блестяще и убедительно. Ведь холодный, надменный эгоист, вознесшийся над толпой, никогда не смог бы написать таких глубоко человечных, выстраданных строк: Я насмерть поражен своим сознаньем, Я ранен в сердце разумом моим. Я неразрывен с этим мирозданьем, Я создал мир со всем его страданьем, Струя огонь, я гибну сам, как дым. Поэзия Бальмонта по-прежнему жива. Она волнует своей эмоциональностью, одухотворенностью, радостью бытия.
Романтизм мировосприятия характерен для другого замечательного поэта “серебряного века” — Н. Гумилева. В отличие от Бальмонта Гумилев всячески стремится скрыть свой интимный мир за красочными экзотическими картинами, за “маской конквистадора”. Очень трудно, а скорее всего, просто невозможно более или менее полно рассказать о стихах этого поэта. Ведь каждое его стихотворение открывает какую-то новую грань взглядов, настроений, видения мира. В одном он — певец отваги, риска, смелости. Его “Капитаны” — гимн мужественным людям, бросающим вызов судьбе и стихиям. Быстрокрылых ведут капитаны – Открыватели новых земель, Для кого не страшны ураганы, Кто изведал мальстремы и мель. Чья не пылью затерянных хартий – Солью моря пропитана грудь, Кто иглой на разорванной карте Отмечает свой дерзостный путь. Но вот энергичный, упругий ритм стиха неожиданно сменяется грустными элегическими строками: Еще один ненужный день, Великолепный и ненужный! Приди, ласкающая тень, И душу смутную одень Своею ризою жемчужной. Стихотворение “Вечер” проникнуто настроением спокойной печали, сожалением о том, что только во сне является поэту “обетованная страна — давно оплаканное счастье”. Но когда я думаю о Гумилеве, то в памяти всплывает прежде всего таинственное озеро Чад, на котором “изысканный бродит жираф”.
Бальмонт, Константин Дмитриевич
... этому времени относится знакомство юного поэта с В. Г. Короленко. Известный писатель, получив от товарищей Бальмонта по гимназии тетрадь с его стихами, отнёсся к ним серь ... Владимирской губернии, третьим из семи сыновей. Известно, что дед поэта был морским офицером [4] . Отец Дмитрий Константинович Бальмонт (1835—1907), служил в Шуйском уездном суде и ...
Почему такой странный, непривычный образ так трогает, завораживает? Это символ того чудесного, прекрасного и таинственного, в которое нужно верить. Я знаю веселые сказки таинственных стран Про черную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя. И как я тебе расскажу про тропический сад, Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав… Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф. По-моему, в этом стихотворении содержится резкое неприятие той серой, однообразной, скудной чувствами и событиями действительности, в которой мы живем. Чтобы ощутить всю полноту и радость бытия, нужно самому создать мир, расцветить его яркими красками и звуками и, главное, поверить в его реальность. Но сделать это не под силу обычному человеку, который не может преодолеть свой скептицизм, рассудочность, рационализм. Такой человек духовно беден: он не способен увидеть и ощутить красоту. К миру прекрасного нас приобщает и поэзия А. Ахматовой, хотя в ней нет экзотических картин, утонченности языка, изысканности стиля. Несмотря на открытую обыденность и предельную простоту языка, ее стихи поражают внутренней силой чувства и непосредственностью эмоций.
При мысли о поэзии Ахматовой сразу приходит слово “любовь”. Встречи и расставания, нежность и самоотверженность, рвущаяся из сердца радость и тихая грусть — все эти разнообразные оттенки любовного чувства я встретила на страницах ахматовских книг. Правда, любовь у поэтессы редко бывает счастливой. Она несет с собой печаль, бесприютность, трагедию. Но обратимся к стихам Ахматовой, которые гораздо лучше расскажут о любви. Настоящую нежность не спутаешь Ни с чем, и она тиха. Ты напрасно бережно кутаешь Мои плечи и грудь в меха. И напрасно слова покорные Говоришь о первой любви. Как я знаю эти упорные Несытые взгляды твои! Жгучая мечта о любви истинно высокой, ничем не искаженной, обостренное чувство фальши, разочарование в любимом человеке нашли свое выражение в этом небольшом стихотворении. Любовная лирика Ахматовой воспринимается как огромный роман, в котором переплетаются человеческие судьбы, отражаются все многообразные нюансы интимных отношений. Но чаще всего это рассказы о “таинственных невстречах”, “несказанных речах”, о ком-то “непришедшем”, о чем-то невоплощенном. В стихотворении “Рыбак” развивается тема предчувствия, ожидания любви. Первое, еще детское чувство властно завладевает девочкой, “что ходит в город продавать камсу”. Щеки бледны, руки слабы, Истомленный взор глубок, Ноги ей щекочут крабы, Выползая на песок. Но она уже не ловит Их протянутой рукой. Все сильней биенье крови В теле, раненном тоской. Лирика Ахматовой раскрывает не только ее духовную жизнь. Она созвучна чувствам и переживаниям людей, жизнь которых осветила любовь, даря и радость, и грусть, и волнения, и страдания. Поэзия “серебряного века” открыла мне неповторимый мир красоты, добра, гармонии. Она научила видеть прекрасное в обыденном и привычном, заставила прислушаться к себе и к людям. Благодаря знакомству с ней моя жизнь стала богаче и одухотвореннее. Я почувствовала себя первооткрывателем земли, где царит “союз волшебных звуков, чувств и дум”.
В. Брюсов, Н. Гумилев, А. Ахматова, К. Бальмонт, И. Анненский, А. Белый, М. Волошин
Серебряный век” русской литературы. Сочинение Мое открытие “серебряного века” русской поэзии. Сочинение Акмеизм. Статья О жизни и творчестве Н. Гумилева. Статья И. Анненский. Стихи Биография И. Ф. Анненского А. Белый. Стихи Биография А. Белого И. Северянин. Стихи Основоположник символизма в русской поэзии. Сочинение о К. Бальмонте К. Бальмонт. Стихи Биография К. Д. Бальмонта В. Брюсов. Стихи Биография В. Я. Брюсова Дон Жуан, Наполеон, Клеопатра, Данте и другие “любимцы веков” в творчестве А. Брюсова. Статья А. Ахматова. Стихи Биография А. А. Ахматовой Особенности поэтического мира Анны Ахматовой Сочинение Тема Родины в поэзии Анны Ахматовой. Сочинение Н. Гумилев. Стихи Биография Н. С. Гумилева М. Волошин. Стихи Биография М. А. Волошина Совесть народа — поэт… Статья о жизни и творчестве М. Волошина Адамович Г. Стихи Биография Г. Адамовича
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
К. Д. Бальмонт влюблен в человеческое слово. Он обоготворяет его. Слово — самое большое чудо — «чудо чудес». В поэзии оно творит мировое соответствие, — симфонию человеческаго «я». Поэтическое слово в представлении К. Д. Бальмонта — живая стихия, в которой теплится солнечный луч, скользят лунныя чары, — видения дня и ночи, стихия колдующая, магически заклинающая и магически благословляющая; она видит и слышит, поет и шумит, ревет и стонет, внимает и молчит. Стихийно-поэтическое слово «хватает на лету» — улавливает всё звучное, напевное в природе — дальнее эхо морского прибоя, тихое журчание речной волны, завыванье ветра в безбрежной степи и тихий загадочный шепот темной, безконечной ночи. Все приливы и отливы звучных стихий природы слышны в непосредственном поэтическом творчестве. Проникая в безмолвие, поэтическое творчество творит гласность, совершенствует зачатки бытия. Поэт не только соединяет образы в единый образ природы, сливает звуки в один светлый торжествующий гимн, но и безчисленныя многообразныя понятия превращает в одну великую идею мировой гармонии; двойственность, созданную силой человеческой жажды и желаний, поэзия превращает в единство, соединяет два пути в один, сливает расхождения в цельное стремление, малое и великое, личное и мировое. Не только законченное слово, но и все буквы в отдельности полны глубокаго смысла и дороги нашему чувству. Каждая буква азбуки символизирует типичныя особенности наших внутренних переживаний и внешних явлений природы. Гласныя буквы мы произносим легче согласных, в гласных звуках есть что-то женственное, мягкое, ласкающее; согласными мы овладеваем с борьбой: в них что-то упорное, — мужское. А
— самый гласный ускользающий звук — первый звук ребенка и последний — человека умирающаго, разбитаго параличем. О — горловой звук восторга (оргия); у — музыка шумов в глухом лесу и, одновременно, — угрюмая душа; и звук изумления; е и ять — обозначения краткаго и долгаго; я, е, ю, i — заостренные а, о, у, и В — самый причудливый звук. Самый светлый, ласковый звук любви это — Л
р
метафизику азбуки. Главным недостатком современных поэтов, по его мнению, является то, что они слишком часто забывают безсознательное. Лекция К. Д. Бальмонта была музыкой форм, образов и понятий, — сплошной «гаммой оттенков» внутренних и внешних чудес человеческой природы и космоса. К. Д. Бальмонт воистину создал религию человеческаго слова. Г — нъ Г — нъ. «Поэзия как волшебство». Лекция К. Д. Бальмонта // Виленский курьер — Наша копейка. 1914. № 1684, 21 марта. Подготовка текста © Павел Лавринец, 2001. Публикация © Русские творческие ресурсы Балтии, 2001. |