В чём суть конфликта поэта и толпы в лирике А.С.Пушкина?
В русской классической литературе поэту всегда отводилась особая роль. Он, если выражаться словами Н.А.Некрасова, “избранник неба, глашатай истин вековых”. Однако среди погрязших в пороках и духовной праздности людей поэту жить непросто. Его нередко подвергают гонениям, осуждают и осмеивают. И лишь истинный служитель Муз способен противостоять глумящейся над ним толпе.
О таком поэте идёт речь в произведениях А.С.Пушкина. В стихотворении “Пророк” показано, как обычный человек превращается в существо высшего порядка. В основе преображения — библейские мотивы. Опираясь на сюжет VI Книги пророка Исайи, Пушкин в аллегорической форме рисует процесс рождения истинного поэта-пророка, божественная миссия которого — “глаголом жечь сердца людей”.
В то же время грубая толпа не способна постичь ту великую мудрость, которую несёт ей поэт:
Зато, как ветер, и бесплодна:
Какая польза нам от ней?
“Поэт и толпа”
Для звуков сладких и молитв.
В стихотворении “Поэт” классик создаёт образ идеального стихотворца:
Людской чуждается молвы,
К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы.
“Я памятник себе воздвиг нерукотворный”
Итак, суть конфликта поэта и толпы, по мысли Пушкина, в том, что творец не принимает “заботы суетного света”, ибо является существом избранным. “Чернь” же, в свою очередь, не всегда способна понять божественную мудрость, заключённую в стихотворениях поэта, а потому грубо отвергает его.
Конфликт поэта и толпы в лирике Пушкина по стихотворениям «Свободы сеятель. », «Поэт и толпа», «Поэту» (ЕГЭ по литературе)
Роль поэта в русской литературе — всегда особенная. Это и роль изгнанника, и роль пророка, и роль учителя. так или иначе, один из самых значимых конфликтов русской литературы это конфликт поэта и толпы. Наиболее широко этот конфликт раскрывается, безусловно, в лирике Пушкина. Эта тема в творчестве поэта широка и многогранна, так как охватывает не только лишь личностный конфликт конкретного поэта с конкретным кругом лиц, а охватывает гораздо больший круг проблем, таких как душевное безразличие, проблема истинного и ложного просвещения, людская слава и признание. «Поэт» у Пушкина — творческое начало в первозданном виде, образ возвышенный, вечный, «толпа» же — это чернь, те самые «мирные народы», людская масса и вместе с тем общественное мнение, людские желания и интересы. Но в чём же суть этого конфликта, разрешим ли он? Я попробую раскрыть его на примере стихотворений «Свободы сеятель пустынный», «Поэт и толпа», «Поэту».
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА ПУШКИНА
... пронизывает все творчество Пушкина. Попытаемся, анализируя произведения Пушкина, понять значение для поэта (и для ... с горечью, что это безразличие толпы к тому, что творится во ... конце сцены Шуйский подчеркивает политическую роль, политическое значение народа как решающей ... дочка», поэма «Полтава», трагедия «Борис Годунов»; организация исследовательской работы. В раннем творчестве Пушкина нас ...
Для понимания стихотворения «Свободы сеятель пустынный» (1823) нужно обозначить период творчества поэта, в котором оно было написано.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
1823 год относится к период южной ссылки Пушкина, проходящий под знаком романтизма и байронизма, так, название, место действия и сами действия лирического героя аллегоричны, наполнены символами: «вышел… до звезды» — это образ исконного начала, некой точки отсчёта, «живительное семя» же — образ разумного, чувствительного, вместе с тем творческого начала, которое поэт сеет в сердца людей. Однако напрасно – к такому выводу приходит лирический герой во второй половине четверостишия. Стихотворение закрепляет два основных течения в творчестве поэта этих годов, в центре повествования оказывается, с одной стороны, трагедия безнародного романтического бунта, с другой — слепота и покорность «мирных народов», которых «клич чести», в данном случае — то самое живительное семя, не разбудит, и семя не взойдёт.
Пытаясь понять, разрешается ли этот конфликт у Пушкина, вспомним стихотворение «Поэт и толпа» (1828).
Оно выстроено, в отличие от «Сеятеля…», в форме диалога, но диалога своеобразного. Начиная с эпиграфа из шестой песни Вергилия, звучащего как «довольно с вас, рабов бездушных», весь «диалог» пронизан пренебрежительным отношением поэта к черни, которая, в свою очередь, не хочет истинного приближения к поэтическому-прекрасному, а лишь действует в собственных интересах. По мнению Пушкина, народ никогда не поймёт его «бряцания» по «лире вдохновенной» в своём «житейском волнении», на все попытки народа понять «чему нас учит» его вдохновенная игра, и, наконец, открытые требования народа «свой дар… во благо нам употребляй» поэт отвечает «подите прочь — какое дело// Поэту мирному до вас», чем объединяет все свои реплики «диалога» с толпой в стихотворении. Формально этот диалог состоялся, однако никак не приблизил конфликт к разрешению, компромиссу, или иному консенсусу. Напротив, поэт, даже не пытается нести народу «живительное семя» или «чести клич», отрицая толпу как объект своего творчества.
Самое позднее из трёх стихотворений, «Поэту» (1830) одним своим названием отсылает читателя к жанру наставления, обращению поэту. В нём мы видим другую сторону конфликта, и название не обманывает: это действительно наставление, завещание от поэт, понимающего и выдержавшего для себя те истины, о которых он пишет: «не дорожи любовию народной», «ты сам свой высший суд», «ты царь — живи один». Можно сделать вывод о том, что вынес поэт из этого конфликта, хоть он и не был подтверждён мнению толпы, по «манифестационным» строчкам этого стихотворения. Конечно, это идейное противостояние не решается, а лишь глубже уходит в глухую оборону, прежде всего поэта («живи один» «иди дорогою свободной»), уходит и внутрь, в искания (пусть и не такие очевидные) самого поэта – достаточно поставить рядом стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» уже 1841 года, в котором поэт с восхищением говорит о своей творческой победе именно в сердцах и душах людей той толпы, которая не может его понять, и тем самым «бряцанием» по «лире вдохновенной» уже не искал свой удалённый, не понятный черни творческий путь, а пробуждал «чувства добрые» у народа. Тот ли это поэт-затворник, «сам себе судья», идущий, «дорогою свободной». Ответом на вопрос, где лежит то самое «золотое соотношение» между максималистической точкой зрения возвышенного поэта, неприкосновенностью, независимостью творчества и истинным народным признанием и любовью, как мне кажется, и будет являться область решения этого конфликта у Пушкина.
«Медный всадник» А.С. Пушкина
... как бы любуется городом…”. Поэма “Медный всадник” – самое сложное произведение Пушкина. Эту поэму можно рассматривать как историческое, ... поэме, памятник Петра первого преследующий героя в его воображении. Этим героем является Евгений, представляющий лицо народа. А.С. Пушкин обезличил героя своей поэмы. ... …корабли Толпой со всех концов земли К богатой пристани стремятся. И Пушкин любит творение ...
Несомненно, этот конфликт пронизывает лирику поэта и является одной из значимых составляющих его творческого, и, вместе с этим жизненного мировоззрения, мировоззрения тождественного поэту лирического героя. Быть может, конфликт, суть которого я попытался раскрыть, найдёт разрешение в лирике поэтов, так или иначе воспринявших и воспринимающих это противостояние сквозь призму лирики Пушкина, его системы координат.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id90393
В чем суть конфликта поэта и толпы в лирике пушкина сочинение
ЕГЭ Литература 2021 | Курсы | ЛОГОС запись закреплена
Сочинение 17 (С5) на максимальный балл
Тема: В чём суть конфликта поэта и толпы в лирике А.С. Пушкина?
Автор — Алексей Якушев, куратор группы «ЛОГОС»
Невозможно представить русскую классическую литературу без творчества Александра Сергеевича Пушкина. Он был талантлив во всех трёх родах литературы, однако всю жизнь считал себя в первую очередь поэтом. Творчество Пушкина — это своеобразное отображение всей его жизни. Конфликт поэта и толпы показан во многих стихотворениях знаменитого писателя.
Так, в стихотворении «Пророк» Пушкин утверждает, что быть поэтом — это божественный дар: он не просто человек, он — пророк. Превращение лирического героя в истолкователя божьей воли — мучительный, тяжёлый процесс: «как труп в пустыне я лежал. «. Ему пришлось отдать взамен на «угль, пылающий огнем» своё сердце. По мнению Пушкина, пророк — человек, пришедший в мир, чтобы «глаголом жечь сердца людей», внушать им истину, служить им. Но всегда ли поэт остаётся понят толпой?
О предназначении поэта и его месте в мире А. С. Пушкин пишет в стихотворении «Поэт». Он — всё тот же пророк, который видит и понимает что-то сокрытое от глаз других людей, поэтому «тоскует он в забавах мира, людской чуждается молвы». Поэт отрицает кумиров, почитаемых толпой, не разделяет общественного мнения. Участь пророка, или, может, расплата за свой божественный дар — одиночество и непонимание людьми.
А.С.Пушкин — поэт-историк
... рождаются”, - зачем тому, кто родился таким поэтом, делаться еще и историком? Вторая проблема: Как работал Пушкин- историк? Каков ... реферат. При написании реферата я ограничился постановкой двух проблем, заинтересовавших меня: Первая проблема: Зачем гениальному поэту понадобились еще и столь основанные научно - исторические занятия? Если “историками делаются - поэтами ...
«Поэту» А. С. Пушкина — это ещё одно стихотворение, в котором можно чётко проследить развитие конфликта поэта и толпы. Автор обращается к поэту, даёт ему советы, наставляет его: «не дорожи любовию народной». По мнению Пушкина, творчество художника должно быть свободным («Ты царь: живи один»).
Лучше «пускай толпа его бранит», нежели поэт станет подстраиваться под других людей. Он — творец, он — «сам свой высший суд», и никто не в праве препятствовать этому.
Таким образом, конфликт поэта и толпы в творчестве А. С. Пушкина получает развитие во многих его стихотворениях. Он убеждается, что толпа следует модным веяниям, возводит себе кумиров и не желает слушать горькую правду, несмотря на попытки поэта-пророка «глаголом жечь сердца людей». Понимая это, Пушкин отстаивает свободу творчества, подчёркивает её независимость от общественного мнения.
#ЧастьС@logos_ege #Практика@logos_ege