Жизнь и творчество А.Островского

Сочинение

Сочинения по произведениям А. Н. Островского

Александр Николаевич Островский — знаменитый русский драматург и родоначальник знаменитой пьесы жизни. Его произведения с успехом играли на сценах большинства театров, и до сих пор он считается одним из самых выразительных представителей русской драмы.

Драма «Гроза»

Одним из главных героев драмы «Гроза» является Катерина, которую можно охарактеризовать как «луч света в темном царстве». Она воплощает в себе русский характер, и несмотря на твердость духа и душевную силу погибает.

Это произведение стало одним из самых популярных, потому что описывается женский образ, отличающийся глубиной и силой. Катерина символизирует сопротивление патриархальному обществу.

Действие же произведения происходит в провинциальном городке, который является типичным для всей страны. Здесь Островский показывает, как русские купцы застряли в лжи и жадности, что и называет «темным царством».

Человеческое достоинство в произведениях Островского

Проблема человеческого достоинства и психологического конфликта актуальна во все времена, и особенно остро стояла она в средине XIX века, когда устаревшие порядки поставили под вопрос достоинство простых людей.

В произведениях Островского часто затрагиваются темы социального неравенства, интриг и устоявшихся стереотипов общества. В своих работах он описывает чувства и переживания простых людей, которые не могли принять те порядки, что диктовало купеческое общество.

Другой известной темой в произведениях Островского является вечный вопрос «веления разума и веления сердца». Часто герои его произведений находятся перед выбором между логическим решением и их личными желаниями. Это проявляется в его знаменитых произведениях, например, «В бездну», «Бесприданница» и других.

Заключение

Произведения Островского до сих пор являются культурным наследием России и остаются популярными среди читателей и зрителей. Его творчество, описывающее реалии жизни в России XIX века, до сих пор актуально и показывает сложную сущность человеческой натуры.

В пьесе «Гроза» Александра Николаевича Островского перед нами возникают два мужских образа: смирный, безвольный муж Катерины Тихон и приехавший в их городок из Москвы племянник Дикого Борис.

Появление пьесы «Гроза» приходится на период активного общественно-политического противостояния в России перед отменой крепостного права. Критик Добролюбов написал о «Грозе» статью и назвал ее «Луч света в тёмном царстве». Другой литературный критик Писарев, спустя четыре года, также выразил свое мнение о пьесе, написав статью «Мотивы русской драмы».

16 стр., 7856 слов

Отражение традиций домостроя в грозе. по произведению : Смысл ...

... восклицает Некрасов. Домострой в семье Кабановых Образ Катерины В образе Катерины Островский показал всю трагедию души русской женщины. В XIX веке женщины в России были практически ... Островского в предреформенные годы стала драма "Гроза". Автор переносит нас в провинциальный купеческий городок Калинов, жители которого упорно держатся за веками сложившийся образ жизни. Но уже в начале пьесы ...

Александр Николаевич Островский – один из тех выдающихся писателей, которые оставили невероятно яркий, громадный по своему значению след в истории развития русской литературы. И если Александр Сергеевич Пушкин подарил нам всем поэзию, раскрывшуюся под его мастерским пером в наивысшей своей степени, то Островский стал достойным отцом русской национальной драматургии.

Я простой механик-самоучка. Пятьдесят лет я живу в городе Калинов и очень люблю его за красивую природу, на которую просто невозможно насмотреться. Наш город стоит на полноводной прекрасной реке Волге, он утопает в зелени, летом здесь всегда витает запах полевых трав и цветов.

Сочинения по произведениям Островского

  • Сочинения
  • По литературе

Изучение пьес А.Н. Островского

Александр Николаевич Островский (1823-1886) — выдающийся русский драматург, многие его произведения знакомы всем: «Бесприданница», «Гроза», «Снегурочка» и другие.

Биография А.Н. Островского

Александр Николаевич Островский родился 31 марта 1823 г. в Москве. Его отец Николай Федорович был знаменитым театральным деятелем и сыном священника, а матери Любови Иванновны посвятил свои произведения. В раннем возрасте Александр потерял свою мать и воспитывался бабушкой. Образование он получил дома, у отца, который был обладателем богатой библиотеки. Юность прошла трудно и бедно. Но после окончания службы в 1856 году, Островский стал одним из самых успешных и уважаемых людей Москвы.

Произведения

Александр Николаевич Островский оставил после себя множество произведений. Самыми известными из них являются: Бесприданница, Гроза, Снегурочка и т.д.

Драма Гроза

Одним из самых ярких и знаменитых произведений А.Н. Островского является драма «Гроза». Пьеса написана в 1859 году и является первым крупным произведением Островского.

  • «Темное царство» Дикой и Кабаниха в драме Гроза;
  • Авторское определение жанра Грозы;
  • Анализ произведения Бесприданница;
  • Анализ финальной сцены пьесы Гроза;
  • Был ли иной путь у Катерины?;
  • Что сближает Ларису Огудалову и Катерину Кабанову?

Пьеса рассказывает о том, как человек бывает готов нарушить все нормы поведения и морали ради любви. В центре сюжета знатный купец Хлестаков, который обувает всю губернию на отцовские деньги. Но когда он приезжает в провинцию совершенно банальные цели – вылить свое горе о прошедшей романтической неудаче, – прогнившие ценности зажимают ему горло. Он, чтобы сохранить свои убогие аффекты, готов жениться на бедной, уже поставленной на крепкие ноги торговке глицерина и конфет Глафире.

Комедия Бесприданница

«Бесприданница» А.Н. Островского – одно из его последних произведений. Она был написана в 1878 году и является комедией в четырех действиях.

  • Анализ произведения Бесприданница;
  • Образ и характеристика Вожеватова в пьесе Бесприданница;
  • Образ и характеристика Ларисы Огудаловой в пьесе Бесприданнице;
  • Трагедия Ларисы в романе Бесприданница;
  • Характеристика и образ Карандышева в пьесе Бесприданница;
  • Характеристика и образ Ларисы Огудаловой в пьесе Бесприданнице.

Главная героиня пьесы — безденежная Лариса, некогда знатная дама, но оставшаяся без средств к существованию после смерти мужа. Она вынуждена жить на средства своей маленькой умной, но ужасно сварливой свекрови Евлампии Наумовны в провинциальном городке Замятинск.

46 стр., 22588 слов

Мир купечества у гоголя и островского сообщение. Александр Николаевич Островский

... у женихов своей дочери. Отличительные черты купечества Мы можем наблюдать, что купечество в «Бесприданнице» приобрело свои отличительные черты. Это уже не дикие и невежественные люди, каких описывает Островский в «Грозе». Стиль и ... Перед зрителями предстали два мира: мир денег, или материальный, воплощённый в образах Паратова, Вожеватова, Кнурова, Огудаловой, и мир любви, или духовный, показанный ...

Сказка Снегурочка

«Снегурочка» является одним из самых известных произведений А.Н. Островского.

  • Анализ произведения Снегурочка;
  • Характеристика героев сказки Снегурочка.

Эта сказка повествует о рождении и жизни Снегурочки. Она была рождена из снега, а ее мама – Весна, любила ее так сильно, что дала ей свой жизненный гантель. Сначала Снегурочка жила в лесу, затем Баба Яга открыла ей дверь в свой холодный дом.

Вывод

Таким образом, можно сказать, что Александр Николаевич Островский – это один из самых ярких и знаменитых русских драматургов. Его произведения узнаваемы с первого взгляда и привлекают внимание своей яркой и изобразительной манерой написания.

Жизнь и творчество А. Н. Островского

Александр Николаевич Островский родился в 1823 году в Москве. Стремительный рост города и развитие его культурной жизни оказали большое влияние на будущего драматурга. В 1835 году он поступил в гимназию, где начал проявлять свой талант в литературе и театре.

Островский всю свою жизнь посвятил театру. Он стремился развивать и поддерживать талантливых актеров, создавая различные кружки и организуя мастер-классы. Он также сам с удовольствием посещал известных людей, таких как Лев Толстой, Петр Чайковский, Федор Достоевский, Иван Гончаров. Все эти контакты и общение с выдающимися личностями помогли Островскому расширить свой кругозор и вдохновиться новыми идеями.

Первая пьеса Островского, «Не в свои сани не садись», была написана в 1849 году. Она стала большим успехом и открыла путь к дальнейшим творческим достижениям драматурга. За свои заслуги Островский постоянно получал премии, поощрения и награды, признание его таланта было очевидным.

Островский был в браке дважды. Первая его жена звалась Агафья, а второй стала Мария Бахметьева, выдающаяся актриса. У них родилось шестеро детей. В 1886 году Островский скончался, и его похоронили рядом с отцом.

О пьесе «Гроза»

«Гроза» А. Н. Островского является одним из наиболее известных и значимых произведений русской литературы. Данная пьеса стала краеугольным камнем в репертуаре национального театра и продолжает оставаться актуальной и по сей день.

Созданная Островским в предреформное время, «Гроза» затрагивает важные вопросы положения женщины в семье и обществе. В то время женщины были лишены прав и постоянно подвергались насилию. Потребность в эмансипации становилась все более яркой и актуальной.

Для школьников, пишущих сочинение на тему «Гроза», следует отметить, что данная пьеса может вызвать некоторые трудности в восприятии. В отличие от других форм литературы, драма не предоставляет прямых подсказок и описаний, а также не рассказывает о жизни героев. Это делает ее более сложной для понимания, особенно для тех, кто привык анализировать рассказы и романы.

12 стр., 5945 слов

Катерина и Кабаниха – два полюса калиновского мира Гроза Островский А. Н

... жизни и обычаи маленьких «невзрачных» поселений, чтобы после путешествия соединить их в провинциальный городок. Здесь происходит и столкновение двух полюсов калиновского мира — Кабанихи и Катерины. ... и законы, по которым живут люди города Калинова. Островский в своём сочинении использует антитезу, противопоставляя двух героинь, — Марфу Игнатьевну и Катерину. ... Верит народным байкам и россказням ...

Однако, несмотря на сложности, «Гроза» остается ярким примером высокого искусства и актуальной темой для обсуждения и анализа.

Все это читатель (зритель) узнает, следя лишь за действиями персонажей, их репликами и жестами. Поэтому сочинение на тему «Гроза» достаточно трудоемко для школьников.

Краткое содержание драмы «Гроза»

Чтобы сформировать мнение о произведении, важно понимание самого сюжета драмы.

Для пьесы «Гроза» он общеизвестен. Невестка Катерина до своего замужества проживала в любви и ласке в доме родителей. Выйдя замуж за Тихона, она попадает в дом его матери, купчихи Кабанихи. Здесь царит домострой и практикуется жесткая дискриминация, особенно касательно молодой жены. Тихон, человек безвольный и регулярно пьянствующий, полностью подконтролен и подчинен матери.

Катерина, разочаровавшись в муже, влюбляется в образованного племянника купца Дикого Бориса. Затем испуганная грозой и случайной встречей с сумасшедшей старухой невестка, на свою беду, признается об измене мужу в присутствии свекрови. Вместо прощения молодая женщина получает немилосердное отношение.

Ее любовник вскоре уезжает по приказу Дикого по делам купеческим в Сибирь. Катерина же сводит счеты со своей несчастной жизнью, бросаясь в Волгу.

Об образе грозы

Школьное сочинение на тему «Гроза» посвящается различным персонажам, однако в любом случае в нем должен отражаться основной конфликт произведения. Созданный автором уникальный образ грозы этому способствует.

Само это природное явление, начавшись в первом действии, длится непрерывно и параллельно всему раскрытию автором основного конфликта сюжета. К четвертому акту драмы набирает свою максимальную силу гроза.

Островский сочинение свое (а не только название драмы) снабдил сквозным символом.

Это гроза.

Она, словно бич Божий, не внушает ужас порядочному человеку и талантливому самоучке-инженеру Кулигину, который уверен «убивает не гроза, убивает благодать» (под «благодатью» этот образованный человек понимает патриархальность, домострой, одним словом – все душащее ростки нового в жизни России).

Благодать в понимании Кулигина – это сам город Калинов, с его Кабанихами и Дикими, в котором жители не могут жить по-человечески.

Обратите внимание

Во-вторых, гроза у Островского – это то, что происходит в жизни Катерины. Она, полюбив Тихона и надеясь на счастливую жизнь, совершила фатальную ошибку, попытавшись жить совместно с его матерью. Несчастная сталкивается с удушающей атмосферой этой семьи, предельно бессердечным, немилосердным домостроем, а затем и с предательством любовника.

В-третьих, гроза символизирует предвестие социальных перемен полуфеодальной страны, загнавшей себя в тупик развития безоглядным и безголовым угнетением народа.

Художественно, актуально и взвешенно показал современникам неизбежность социальных перемен своим произведением «Гроза» Островский. Сочинение подобной пьесы потребовало от драматурга крайне глубоких и выразительных художественных средств. И такие нашлись: мощный разлив реки Волги, яркие и характерные персонажи, трогающий душу русского человека сюжет.

Автор повергнул театрального зрителя средины XIX века в шок, заставил узнать в окружающем его мире безнадежный, безысходный город Калинов.

2 стр., 788 слов

Почему произведения Островского называют пьесами жизни?

... люди с горячим сердцем, которые борются за свои мечты. Пьесы драматурга актуальны даже сегодня. ` Почему произведения Островского называют пьесами жизни? Популярные сочинения В своих произведениях Островский всегда рассказывал придуманную им историю так, что у ...

Катерина Кабанова

Главной героине трагически заканчивающейся пьесы уделил основное внимание Добролюбов в своей статье «Луч света в темном царстве». Под влиянием удушающего гнета Кабановых (как считает Добролюбов) в Катерине возникает протест, выраженный знакомой всем любителям фразой «Отчего люди не летают?».

Затем отчаявшаяся героиня наивно надеется, что любовь к Борису (племяннику Дикого) вырвет ее из удушающего кабановского дома. Но молодой человек, ее последняя надежда, предает ее, что окончательно сломило героиню.

Заметим: мнение Николая Александровича Добролюбова о главном образе драмы не может быть воспринято абсолютно верным. Хотя оно и хрестоматийно, но не единственно. Это закономерно.

Как резонансный посыл всему российскому обществу писал свое сочинение Островский («Гроза»).

Катерина, соответственно, (как персонаж) рассматривается столпами литературной критики не единодушно. И отзыв на этот посыл поступил, и весьма достойный.

В отличие от Николая Добролюбова, Дмитрий Писарев воспринял героиню как угнетаемую, страдающую часть того же «темного царства». Он определил образ невестки Кабановых как меланхоличный, не умеющий сладить со своими заблуждениями и страхами.

Введение

В данной статье будет рассмотрена драма А. Н. Островского «Гроза», а именно отрицательные персонажи, которые играют важную роль в развитии сюжета. Эти персонажи, такие как Кабаниха и Дикой, являются символами определенных негативных черт характера и социальных явлений.

Кабаниха Марфа Игнатьевна

Одним из отрицательных персонажей в драме «Гроза» является Кабаниха Марфа Игнатьевна. Она предстает перед нами как жестокий тиран в своей семье, стремящийся добиться абсолютного подчинения и повиновения от своих близких.

По словам Добролюбова, Кабаниха «грызет постоянно и неотступно» Катерину, мать Тихона, которая является главной героиней драмы. Она является более изощренным и опасным апологетом махровой человеконенавистнической патриархальщины.

Кабаниха, опираясь на старозаветную мораль и искаженные постулаты веры, выступает в драме как ханжа масштаба шекспировского. Ее действия приводят к трагическим последствиям, и она фактически является инициатором самоубийства Катерины.

Дикой Савел Прокофьевич

Другим отрицательным персонажем в драме «Гроза» является купец Савел Прокофьевич Дикой. Он предстает перед нами как нахрапистый, беспредельничающий и всесильный тиран в городе Калинове.

Дикой унижает мещан и домашних, преследует их, и его гнев является искусственным и напускным. Он использует неадекватную жестокость, чтобы достичь своих целей и подчинить себе весь город.

Однако, несмотря на свою власть и жестокость, Дикой все же признает первенство Кабанихи в мастерстве угнетения. Это свидетельствует о том, что он действует не по наитию, а основываясь на старозаветной морали и превратно истолкованных постулатах веры, как и Кабаниха.

Заключение

Драма «Гроза» А. Н. Островского является глобальным и трагичным произведением, которое отражает условную модель всей России середины XIX века. В ней присутствуют отрицательные персонажи, такие как Кабаниха и Дикой, которые символизируют определенные негативные черты характера и социальные явления того времени.

31 стр., 15233 слов

Изучение драмы в школе на примере пьесы А.Н. Островского «Гроза»

... изучения драмы в школе; рассмотрение методики преподавания пьесы А.Н. Островского «Гроза». Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка ... сторо­ны автора...»[3,76]. Драматург не рассказывает о жизни, о характерах своих ге­роев, а показывает их ... произведении могут носить различный характер. Традиционно конфликты драмы по их со­держанию, эмоциональной остроте и окрашенности подразде ...

Исследование этих персонажей позволяет лучше понять драматическую суть произведения и его социальную значимость. Они играют важную роль в развитии сюжета и влияют на судьбы других героев, а их действия имеют серьезные последствия.

Таким образом, отрицательные персонажи в драме «Гроза» являются неотъемлемой частью произведения, которые помогают читателю лучше понять и анализировать его содержание.

Однако в воздухе над ними витает гроза, для одних она – воплощение кары Божьей за грехи, для других – символ грядущих перемен.

Источник: https://www.syl.ru/article/299122/sochinenie-na-temu-groza-a-n-ostrovskiy-shkolnyie-sochineniya

Сочинения по творчеству Островского

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/podgotovka-k-sochineniyu-po-tvorchestvu-ostrovskogo/

  • /

    Александр Николаевич Островский

    Александр Николаевич Островский – великий драматург, с творчества которого начинает свою историю русский национальный театр. За годы карьеры им написано около 50 пьес. Его произведения не претендовали на разрушение каких-либо устоев. Они всего лишь выставляли на всеобщее обозрение человеческие пороки, призывали к добру и правде. Главные герои – обычные люди. Этим они привлекали к себе представителей всех слоёв общества.

    Основные темы и проблемы в пьесах Островского

    • Островский исследует тему человеческого достоинства в своих пьесах, особенно ярко это проявляется в пьесе «Гроза».
    • Трагедия героев и проблемы их жизни – одна из основных тем в произведениях Островского.
    • Островский акцентирует внимание на проблемах семьи и брака, исследуя их в контексте того времени.
    • В пьесах Островского часто присутствуют образы города и его обитателей, которые играют важную роль в развитии сюжета.
    • Островский также обращается к проблеме социального неравенства и бедности.

    Пьесы Островского

    Гроза

    Одной из наиболее известных пьес Островского является «Гроза». В ней автор исследует проблему человеческого достоинства, а также трагедию главных героев – Катерины и Бориса. Катерина выступает как символ света в темном царстве, в то время как Борис представляет собой негативный образ. В пьесе также ярко прослеживается образ города Калинова и его обитателей.

    Бесприданница

    В пьесе «Бесприданница» Островский рассматривает проблемы семьи и брака. Главная героиня Лариса сталкивается с трудностями в отношениях с мужем и ищет свое место в обществе. Пьеса также представляет образы Паратова, Вожеватова, Карандышева и Кнурова, которые вносят свои оттенки в развитие сюжета.

    Бедность не порок

    В пьесе «Бедность не порок» Островский обращается к проблеме социального неравенства и бедности. Главные герои – Любим Торцов и Пелагея Егоровна – сталкиваются с трудностями жизни, но не теряют своего человеческого достоинства. Пьеса также исследует проблемы любви в патриархальном мире.

    Заключение

    Творчество Александра Николаевича Островского является важным вехом в истории русской драматургии. Его произведения актуальны и по сей день, обращаясь к вечным проблемам человеческой жизни. Островский выставляет на сцену обычных людей, привлекая к себе представителей всех слоев общества и призывая к добру и правде.

    4 стр., 1868 слов

    «Темное царство» в «Грозе» Островского

    ... замкнутого патриархального мира. Не только темные калиновские обыватели, но и Кулигин, выполняющий в пьесе некоторые функции героя-резонера, тоже ... этой формы. А Катерина воплощает дух этого мира, его мечту, его порыв. Островский показал, что и в окостенелом мире Калинова ... В «Грозе» немаловажную роль играет пейзаж, описанный не только в ремарках, но и в диалогах действующих лиц. Одним видна ...

    А.Н. Островский является одним из наиболее выдающихся драматургов в истории русской литературы. Его пьесы отражают реальность жизни России в различные периоды истории и охватывают проблемы различных сословий. В произведениях Островского переплетаются семейно-бытовые, нравственно-бытовые и социально-политические мотивы.

    В пьесах Островского обычно присутствует одна главная тема, которой подчиняются несколько частных. Завязка и развитие действия соответствуют жизненным реалиям, а финал всегда сценически эффектный. Драматург блестяще рисует «натуру» каждого персонажа, показывая свое знание психологии.

    Одной из наиболее известных пьес Островского является «Доходное место». В этом году исполняется юбилей автора этой пьесы. В школе мы изучаем творчество Островского, и совпадение с гастролями русского драматического театра им. М. Горького в нашем городе позволило нам увидеть спектакль по этой комедии на сцене ялтинского театра имени А.П. Чехова.

    Почему именно «Доходное место»? Эта пьеса отличается своей актуальностью и остротой социальных проблем. Она рассказывает о жизни обывателей, которые пытаются выжить в условиях современного общества. На примере героев пьесы Островский показывает, как власть и коррупция влияют на жизнь простых людей. Тема «Доходного места» актуальна и сегодня, когда многие люди сталкиваются с проблемами выживания и несправедливостью в обществе.

    Сочинение по творчеству А. Н. Островского

    Александр Николаевич Островский родился 12 апреля 1823 года в Замоскворечье, в самом центре Москвы, в колыбели славной российской истории, о которой вокруг говорило все, даже названия замоскворецких улиц. Вот главная из них, Большая Ордынка, одна из самых старых. Название свое получила потому, что несколько веков назад по ней проходили татары за данью к великим московским князьям. Примыкающие к ней Большой Толмачевский и Малый Толмачевский переулки напоминали о том, что в те давние годы здесь жили толмачи — переводчики с восточных языков на русский и обратно. А на месте Отас-Болвановского переулка русские князья встречали ордынцев, которые всегда несли с собой на носилках изображение татарского языческого идола Болвана. Иван Ш первым сбросил Болвана с носилок в этом месте, десять послов татарских казнил, а одного отправил в Орду с известием, что Москва больше платить дани не будет. Впоследствии Островский скажет о Москве: «Там древняя святыня, там исторические памятники… там, в виду торговых рядов, на высоком пьедестале, как образец русского патриотизма, стоит великий русский купец Минин». Сюда, на Красную площадь, приводила мальчика няня, Авдотья Ивановна Кутузова, женщина, щедро одаренная от природы. Она чувствовала красоту русского языка, знала многоголосый говор московских базаров, на которые съезжалась едва ли не вся Россия. Няня искусно вплетала в разговор притчи, прибаутки, шутки, пословицы, поговорки и очень любила рассказывать чудесные народные сказки. Служил будущий драматург в московском суде. Перед ним раскрывался целый мир драматических конфликтов, звучало все разноголосое богатство живого великорусского языка. Приходилось угадывать характер человека по его речевому складу, по особенностям интонации. Воспитывался и оттачивался талант будущего «реа-листа-слуховика», как называл себя Островский-драматург, мастер речевой характеристики персонажей в своих пьесах. — На той стороне Волги, прямо против города, два села; и особенно живописно одно, от которого вплоть до Волги тянет самая кудрявая рощица; солнце при закате забралось в нее как-то чудно, с корня, и наделало много чудес. Я измучился, глядя на это. А. Н. Островский — «Мы стоим на крупнейшей горе, под ногами у нас Волга, и по ней взад и вперед идут суда, то на парусах, то бурлаками, и одна очаровательная песня преследует нас неотразимо. Вот подходит расшива, и издали чуть слышны ее звуки; все ближе и ближе, песнь растет и полилась, наконец, во весь голос, потом мало-помалу начала стихать, а между тем уж подходит другая расшива и разрастается та же песня. И нет конца этой песне…» — Блуждая по улицам Костромы в течение трех дней, юный Островский как завороженный постоянно возвращается на крутой волжский берег. Колдовская сила природы пленяет его. Как Снегурочка под палящими лучами Солнца, он боится сгореть от такой красоты: такая красота — «казнь и мука для человека». Измученный, возвращается он домой, в дом дядюшки Павла Федоровича, и долго, долго не может уснуть. Какое-то отчаяние овладевает им: «Неужели мучительные впечатления этих дней будут бесплодны для меня?» — Так еще в юности Островский почувствовал, что Москва не ограничивается Камер-Коллежским валом, что «за ним идут непрерывной цепью, от Московских застав вплоть до Волги, промышленные фабричные села, посады, города и составляют продолжение Москвы. Две железные дороги, одна на Нижний Новгород, другая на Ярославль, охватывают самую бойкую, самую промышленную местность Великороссии». К художественному синтезу темных и светлых начал купеческой жизни Островский пришел в русской трагедии «Гроза» — вершине его зрелого творчества. Созданию «Грозы» предшествовала экспедиция по Верхней Волге, предпринятая по заданию Морского министерства в 1856-1857 годах. Она оживила и воскресила в памяти юношеские впечатления, когда в 1843 году Островский впервые отправился с домочадцами в увлекательное путешествие на родину отца, в волжский город Кострому и далее, в приобретенную отцом усадьбу Щелыково. Ито. гом этой поездки явился дневник Островского, многое приоткрывающий в его восприятии провинциальной поволжской России. Путешествие совпало с самым поэтическим временем года жизни русского человека. По вечерам в обрядовых весенних песнях, звучавших за околицей, в рощах и долинах, обращались крестьяне к птицам, кудрявым вербам, белым березам, к шелковой зеленой траве. В Егорьев день ходили вокруг полей, «окликали Егория», просили его хранить скотину от хищных зверей. Вслед за Егорьевым днем шли праздники зеленых святок (русальная неделя), когда водили в селах хороводы, устраивали игру в горелки, жгли костры и прыгали через огонь. Путь Островских продолжался целую неделю и шел через древние русские города: Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострому. Неистощимый источник поэтического творчества открывался для Островского, об этом хорошо сказал его друг С. В. Максимов: «Сильный талантом художник не в состоянии был упустить благоприятный случай… Он продолжал наблюдения над характерами и миросозерцанием коренных русских людей, сотнями выходивших к нему навстречу»… Волга дала Островскому обильную пищу, указала ему новые темы для драм и комедий и вдохновила его на те из них, которые составляют честь и гордость отечественной литературы. «Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сельский вид». Такой ремаркой Островский открывает «Грозу». Внутреннее пространство сцены обставлено скупо: «две скамейки и несколько кустов» на гладкой высоте. Действие русской трагедии возносится над ширью Волги, распахивается на всероссийский сельский простор. Ему сразу же придается общенациональный масштаб и поэтическая окрыленность. В устах Кулигина звучит песня «Среди долины ровныя» — эпиграф, поэтическое зерно «Грозы». Это песня о трагичности добра и красоты: чем богаче духовно и чувствительнее нравственно человек, тем драматичнее его существование. В песне, которая у зрителя буквально на слуху, уже предвосхищается судьба героини с ее человеческой неприкаянностью («Где ж сердцем отдохнуть могу, когда гроза взойдет?»), с ее тщетными стремлениями найти поддержку и опору в окружающем мире («Куда мне, бедной, деться? За кого мне ухватиться?»).

    7 стр., 3298 слов

    Сравнительная характеристика Катерины и Варвары в пьесе Гроза Островского

    ... Катерины и Варвары в «Грозе» Островского, образы героинь в пьесе В «Грозе» Варвара и Катерина являются двумя по-настоящему женскими образами. Эти две девушки воплощают в ... образы Катерины и Варвары в «Грозе». Речь пойдёт не столько о силе характера и личных качествах, сколько о душевной глубине. Все жители Калинова противопоставлены образу Катерины по принципу мелочность — широта души. Варвара ...

    11 стр., 5118 слов

    Идейно-художественное своеобразие драмы «Гроза. Островский А.Н

    ... Грозы». Добролюбов делает акцент на тех сторонах драмы, которые отвечают духу времени, остроте общественной борьбы. Добролюбов: «...пьесы жизни: борьба, требуемая тео-риею от драмы, совершается в пьесах Островского ... Грозы”, надо разобраться в сути драматического и трагического. Драматизм в литературе, в художественном ... Тихона к Катерине обусловлено боязнью материнского гнева. Катерину Кабаниха ...

    Смысл пьесы «Гроза» Островского

    В молодости А.Н. Островский совершил поездку по реке Волге. Посетив множество провинциальных городов России, он увидел, как живут простые люди в Российской империи, их быт и нравы. Именно эти впечатления и вошли в его самое известное произведение под названием «Гроза».

    Место действия пьесы — расположенный на берегу Волги маленький городок Калинин. Описываемые события происходят в первой половине XIX века, который вошёл в историю, как век промышленной революции, век прогресса. Однако всё это обошло стороной провинциальное захолустье, которое как будто застряло во времени.

    Его жители не терпят никаких нововведений вроде поездов, которые вызывают у них неподдельный ужас. В них намертво сидит желание делать всё так, как делали их предки.

    Закостенелый в своём укладе прошлого века Калинин подавляет своей атмосферой всех, ещё не утративших ясность и живость ума, даже самый прогрессивный человек в городе, механик Кулигин, вынужден был смириться с этим, и теперь может мечтать разве что о городских часах, а не о коренном изменении жизненного уклада.

    Ещё хуже дело обстоит с нравами, царящими в этой, на первый взгляд, тихой гармоничной идиллии. Купец Дикой — чёрствый и жадный старик, который ни за что не хочет отдавать родному племяннику его законную долю наследства, хоть и знает, как тяжело живётся Борису с сестрой без денег.

    Он безжалостно тиранит и мучает всех, кто ниже его, называет Кулигина, который попросил у него совсем немного денег на общественно полезное дело, ничтожеством и червём, при этом лебезит и унижается перед теми, кто стоит выше него на социальной лестнице.

    То же самое мы видим и в семье Кабановых, вдова Марфа Кабанова всячески унижает своих родственников, держит под железной пятой сына Тихона, дочь Варвару и сноху Катерину. Все они считают величайшим счастьем хоть ненадолго оказаться от грозной матери как можно дальше и сбросить с себя её постоянный контроль.

    За внешней благообразностью и стабильностью скрываются постоянные склоки и ненависть, о чём рассказывает Кулигин, всей душой ненавидящий этот порядок вещей, но не способный изменить его.

    Развитие сюжета

    В пьесе «Гроза» Островский описывает жизнь мещанской семьи Кабанихи и конфликт, возникающий между поколениями. Главная героиня, Катерина, изменяет мужу Тихону и искренне кается в своем грехе. Однако, вместо понимания и прощения, она сталкивается с ненавистью и насмешками окружающих.

    Постоянная травля и унижение, которым подвергается Катерина, приводят ее к полному отчаянию, и она решает покончить с собой. Интересно, что после этого Тихон, который всегда был покорным и подчинялся деспотичной матери, впервые в жизни восстает против нее. Даже раньше из дома сбегает их дочь Варвара. В этих первых проявлениях борьбы можно увидеть надежду на победу над закоренелым миром мещанского общества.

    Роль пьесы в истории

    Пьеса «Гроза» Александра Николаевича Островского имеет историческое значение, так как она показывает быт мещанства. Написанная в 1859 году, она является частью задуманного, но не реализованного писателем цикла «Ночи на Волге».

    Основной темой произведения является конфликт поколений. Семья Кабанихи является типичным представителем купечества, которое упорно придерживается своих старых норм и отказывается понимать молодое поколение. Молодые люди, в свою очередь, не желают следовать традициям и подавляются.

    Актуальность темы

    Я убежден, что проблема, поднятая Островским, остается актуальной и в наши дни. Многие родители не готовы принимать своих детей как индивидуальности. Им важно, чтобы дети думали и поступали так же, как они сами. Они считают себя вправе решать, где и как учиться и с кем дружить своему ребенку.

    Читая пьесу «Гроза», у меня вызывают двойственные чувства. С одной стороны, я поражен точностью передачи образов эпохи. Особенно выделяется образ Кабанихи — яркий и злобный, лицемерный человек. Она проявляет набожность и готовность помочь другим, но в домашних условиях ведет себя как тиран. Я считаю, что это очень страшный человек. Сын Тихон представлен в пьесе как жалкое и беспомощное существо, которое не вызывает уважения.

    Развитие сюжета

    В пьесе Островского «Гроза» наблюдается развитие кризиса в обществе, когда между старыми устоями и новым просвещённым сознанием возникают противоречия. Одним из ярких персонажей, оказавшихся в такой безысходной ситуации, является Екатерина — сильная и независимая женщина, воспитанная не в традициях общества города Калинова.

    Екатерина противопоставлена обществу и его устоям, которые ограничивают её свободу. Она живёт с убогим мужем, которого невозможно полюбить, так как он не представляет из себя личность, а лишь пустое место. Читая пьесу, я испытывал жалость к Екатерине и радость за себя, что живу в ином мире, где такие противоречия не столь остры. Однако, даже в нашем мире ещё остаются следы прошлого.

    «Гроза» символизирует стихию, которая готовится смести все незыблемые устои. Мир изменится, и это станет неотвратимым. К сожалению, Екатерина уже не узнает об этих переменам. Её душа не выдержала разрыва противоречий, и она совершила страшный грех.

    Посмотрите эти сочинения

    • «Трагедия совести» в драме «Гроза» В «Грозе» Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. «Обманывать‑то я не умею; скрыть‑то ничего не могу», – говорит она Варваре. В религии Катерина находила высшую правду и красоту. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах. Выйдя […]
    • Город Калинов и его обитатели в пьесе «Гроза» Драматические события пьесы А.Н. Островского «Гроза» разворачиваются в городе Калинове. Этот городок располагается на живописном берегу Волги, с высокой кручи которого открываются взгляду необъятные российские просторы и безграничные дали. «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется », — восторгается местный механик самоучка Кулигин. Картины бескрайних далей, отозвавшиеся в лирической песне. Среди долины ровныя», которую он напевает, имеют большое значение для передачи ощущения необъятных возможностей русской […]
    • Сравнительная характеристика Катерины и Варвары в таблице Катерина Варвара Характер Искренняя, общительная, добрая, честная, набожная, но суеверная. Нежная, мягкая, в то же время, решительная. Грубоватая, веселая, но неразговорчивая: «… много разговаривать не люблю». Решительная, может дать отпор. Темперамент Страстная, вольнолюбивая, смелая, порывистая и непредсказуемая. Она сама о себе говорит «Такая я уж зародилась горячая!». Вольнолюбивая, умная, расчетливая, смелая и непокорная, не боится ни родительской, ни небесной кары. Воспитание, […]
    • Темное царство в драме «Гроза» «Гроза» вышла в свет в 1859 г. (накануне революционной ситуации в России, в «предгрозовую» эпоху).

      Ее историзм заключается в самом конфликте, непримиримых противоречиях, отраженных в пьесе. Она отвечает духу времени. «Гроза» представляет собой идиллию «темного царства». Самодурство и безгласие доведены в ней до предела. В пьесе появляется настоящая героиня из народной среды и именно описанию ее характера уделено основное внимание, а мирок города Калинова и сам конфликт описываются более обобщенно. «Их жизнь […]

    • Татьяна Ларина и Катерина Кабанова Начнем, пожалуй, с Катерины. В пьесе «Гроза» эта дама — главная героиня. В чем проблематика данного произведения? Проблематика — это главный вопрос, который задает автор в своем творении. Так вот здесь вопрос в том, кто победит? Темное царство, которое представлено чинушами уездного городка, или светлое начало, которое представляет наша героиня. Катерина чиста душой, у нее нежное, чуткое, любящее сердце. Сама героиня глубоко враждебна против этого темного болота, но не до конца осознает это. Родилась Катерина […]
    • Характеристика героев в пьесе «Гроза» Сильное и глубокое впечатление произвела «Гроза» А. Н. Островского на его современников. Многие критики воодушевились этим произведением. Однако и в наше время оно не перестало быть интересным и злободневным. Вознесённое в разряд классической драматургии, оно и сейчас пробуждает интерес. Произвол «старшего» поколения длится многие годы, но должно произойти какое-то событие, которое могло бы преломить патриархальное самодурство. Таким событием оказывается протест и гибель Катерины, пробудившие и других […]
    • «Гроза» в оценке русской критики Критическая история «Грозы» начинается еще до ее появления. Чтобы спорить о «луче света в темном царстве», необходимо было открыть «Темное царство». Статья под таким названием появилась в июльском и сентябрьском номерах «Современника» за 1859 год. Она была подписана обычным псевдонимом Н. А. Добролюбова — Н. — бов. Повод для этой работы был чрезвычайно существенным. В 1859 г. Островский подводит промежуточный итог литературной деятельности: появляется его двухтомное собрание сочинений. «Мы считаем за самое […]
    • Сочинение на тему протест Катерины против «темного царства» Цельная, честная, искренняя, она не способна ко лжи и фальши, поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь складывается так трагично. Протест Катерины против деспотизма Кабанихи — это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака, лжи и жестокости «темного царства». Недаром Островский, который очень большое внимание уделял подбору имен и фамилий действующих лиц, дал такое имя героине «Грозы»: в переводе с греческого «Екатерина» означает «вечно чистая». Катерина — натура поэтическая. В […]
    • Семейный и социальный конфликт в драме «Гроза» В «Грозе» Островский, оперируя незначительным количеством персонажей, сумел раскрыть сразу несколько проблем. Во-первых, это, конечно, социальный конфликт, столкновение «отцов» и «детей», их точек зрения (а если прибегнуть к обобщению, то двух исторических эпох).

      К старшему поколению, активно выражающему свое мнение, принадлежат Кабанова и Дикой, к младшему – Катерина, Тихон, Варвара, Кудряш и Борис. Кабанова уверена, что порядок в доме, контроль за всем, что в нем происходит, – залог правильной жизни. Правильная […]

    • Своеобразие конфликта в пьесе «Гроза» Конфликт — это столкновение двух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, мироощущениях. В пьесе Островского “Гроза” несколько конфликтов, но как же решить, какой из них главный? В эпоху социологизма в литературоведении считали, что социальный конфликт самый важный в пьесе. Конечно, если видеть в образе Катерины отражение стихийного протеста народных масс против сковывающих условий “темного царства” и воспринимать гибель Катерины как результат столкновения ее с самодуркой свекровью, следует […]
    • Трагедия Катерины в драме Островского «Гроза» Катерина – главный персонаж драмы Островского «Гроза», жена Тихона, невестка Кабанихи. Основная идея произведения – конфликт этой девушки с «темным царством», царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, поняв представления Катерины о жизни. Автор показал истоки характера героини. Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Здесь нарисован идеальный вариант патриархальных отношений и патриархального мира вообще: «Я жила, не о […]
    • История создания пьесы «Гроза» Островского Вообще, история создания и замысел пьесы “Гроза” очень интересны. В течение некоторого времени существовало предположение, что в основу этого произведения легли реальные события, произошедшие в русском городе Костроме в 1859 году. “Ранним утром 10 ноября 1859 года костромская мещанка Александра Павловна Клыкова исчезла из дома и то ли сама бросилась в Волгу, то ли была задушена и брошена туда. Следствие выяснило глухую драму, разыгравшуюся в нелюдимой, живущей узко торговыми интересами семье: […]
    • Образ Катерины Кабановой в пьесе Островского «Гроза» В драме «Гроза» Островский создал очень сложный в психологическом отношении образ – образ Катерины Кабановой. Эта молодая женщина располагает зрителя своей огромной, чистой душой, детской искренностью и добротой. Но живет она в затхлой а купеческих нравов. Островскому удалось создать светлый и поэтичный образ русской женщины из народа. Основная сюжетная линия пьесы – это трагический конфликт живой, чувствующей души Катерины и мертвого уклада жизни «темного царства». Честная и […]
    • Изображение «жестоких нравов» «темного царства» («Гроза») Александр Николаевич Островский был наделен великим талантом драматурга. Он заслуженно считается основателем русского национального театра. Его пьесы, разнообразные по тематике, прославили русскую литературу. Творчество Островского имело демократический характер. Он создавал пьесы, в которых проявлялась ненависть к самодержавно-крепостническому режиму. Писатель призывал к защите угнетенных и униженных граждан России, жаждал социальных перемен. Огромная заслуга Островского в том, что он открыл просвещенной […]
    • Любовь в патриархальном мире в пьесе «Бедность не порок» Александра Николаевича Островского называли «Колумбом Замоскворечья», района Москвы, где жили люди из купеческого сословия. Он показал, какая напряженная, драматическая жизнь идет за высокими заборами, какие шекспировские страсти кипят порой в душах представителей так называемого «простого сословия» – купцов, лавочников, мелких служащих. Патриархальные законы уходящего в прошлое мира кажутся незыблемыми, но горячее сердце живет по собственным законам – законам любви и добра. Герои пьесы «Бедность не порок» […]
    • Любовь патриархального мира в пьесе Островского «Бедность не порок» История любви приказчика Мити и Любы Торцовой разворачивается на фоне жизни купеческого дома. Островский в очередной раз восхитил своих поклонников замечательным знанием мира и удивительно ярким языком. В отличие от ранних пьес, в этой комедии есть не только бездушный фабрикант Коршунов и кичащийся своим богатством и силой Гордей Торцов. Им противопоставлены любезные сердцам почвенников простые и душевные люди – добрый и любящий Митя и промотавшийся пьяница Любим Торцов, оставшийся, не смотря на свое падение, […]
    • Изображение чувства любви Островского и Достоевского В центре внимания писателей 19 века находится человек с богатой духовной жизнью,изменчивым внутренним миром.Новый герой отражает состояние личности в эпоху социальных преобразований.Авторы не обходят вниманием и сложную обусловленность развития человеческой психики внешней материальной обстановкой.Главная особенность изображения мира героев русской литературы — психологизм, то есть способность показать изменение души героя В центре разных произведений мы видим «лишних […]
    • Трагедия героини «Бесприданницы» Действие драмы происходит в волжском городе Бряхимове. И в нем, как и повсюду, царят жестокие порядки. Общество здесь такое же, как и в других городах. Главная героиня пьесы – Лариса Огудалова – бесприданница. Семейство Огудаловых небогато, но, благодаря настойчивости Хариты Игнатьевны водит знакомство с сильными мира сего. Мать внушает Ларисе, что та, хотя и не имеет приданого, должна выйти замуж за богатого жениха. И Лариса до поры до времени принимает эти правила игры, наивно надеясь, что любовь и богатство […]
    • «Маленький человек» в пьесе Островского «Бесприданница» Особенный герой в мире Островского, примыкающий к типу бедного чиновника, обладающего чувством собственного достоинства, – Карандышев Юлий Капитонович. При этом самолюбие в нем гипертрофировано настолько, что становится заменой другим чувствам. Лариса для него – это не просто любимая девушка, она еще и «приз», дающий возможность восторжествовать над Паратовым, шикарным и богатым соперником. Одновременно Карандышев ощущает себя благодетелем, берущим в жены бесприданницу, отчасти скомпрометированную отношениями […]
    • Сочинение на тему «Письмо президенту» Здравствуйте, уважаемый Владимир Владимирович. Вам пишет ученица пятого класса Иванова Ирина Ивановна. Должна сказать, что вы мне очень нравитесь как президент и рассчитываю на то, что моё письмо дойдёт до вас. Я, как и многие дети моего возраста, люблю животных и природу, поэтому очень сильно беспокоюсь за её охрану. Я считаю, что издавая многочисленные законы о защите прав людей, вы забываете о нашей природе. К сожалению, заповедники недостаточно помогают в сохранении природы, ведь пока обществом защищаются […]

    Нравственные проблемы в пьесе Островского Гроза сочинение

    Произведение Островского «Гроза», без сомнения, скрывает в себе множество проблем, которые должны заставить читателя задуматься о своей жизни, о жизни своих родных и о жизни общества, в котором живет личность. Среди проблем писатель выделает следующие.

    Развитие нравственных проблем в пьесе Островского «Гроза»

    В произведении «Гроза» Александра Островского актуальными являются различные нравственные проблемы, которые встают перед героями и, в конечном итоге, перед читателем. Одной из главных проблем является проблема свободы человека, как внутренней, так и внешней. Эта проблема пронизывает всю пьесу и является одной из центральных тем.

    Одним из ярких примеров свободы личности является главная героиня произведения, Катерина. С самого начала она проявляет смелость и решительность, отказываясь быть просто подчиненной общественным нормам и ожиданиям. Она заявляет: «У вас все как будто из-под неволи. Завяла я у вас совсем». Этой фразой она выражает свое желание быть свободной, не подчиняться чужим правилам и ограничениям.

    Героиня показывает, что она хочет свободы, ей не хочется быть в полном управлении. Она стремится к самореализации и независимости, не желая быть просто инструментом в руках других людей.

    Второй важной проблемой, которую Островский поднимает в пьесе, является проблема выбора и трудности принятия решений. Главная героиня, Катерина, сталкивается с конкуренцией между своими душевными ощущениями и обязанностями, которые ей навязывает общество. Эта борьба уничтожает ее душевное равновесие и заставляет ее задуматься о своем месте в жизни.

    Катерина приходит к выводу: «Думать стану – мыслей никак не соберу, молиться – не отмолюсь никак». Она понимает, что не может продолжать жить таким образом, потому что для нее это не жизнь, а просто существование. В итоге она принимает решение покинуть этот мир, чтобы найти свободу и смысл своей жизни.

    Третьей проблемой, которую Островский поднимает через персонаж Катерины, является возможность свободно любить другого человека. Катерина испытывает сильное чувство к Борису, которого она не может найти в своем доме, у Кабанихи. Это чувство является независимым и трагическим для главной героини.

    Островский подчеркивает важность этого чувства, начиная рассказ о нем с предчувствия смерти Катерины. Она говорит: «Быть греху какому-нибудь! Такой на меня страх, такой-то страх! Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что». Возможно, Катерина предчувствует свою скорую смерть и стремится найти счастье и свободу до этого момента.

    В заключение можно сказать, что Островский через пьесу «Гроза» стремится показать читателю всю суть произвола и трудности жизни без свободы. Он показывает, что без прав и свобод человек перестает быть личностью и становится рабом своего существования. Человеку необходима свобода для развития и самореализации.

    Творчество Александра Николаевича Островского

    Александр Николаевич Островский — выдающийся русский драматург, чье творчество оказало огромное влияние на развитие русской литературы. Его произведения отличаются глубоким психологизмом, яркими образами и острыми социальными проблемами.

    Одним из самых известных произведений Островского является пьеса «Гроза». В ней автор затрагивает важную для общества проблему — конфликт между молодым поколением и старыми традициями. Главный герой пьесы, Хлестаков, является символом молодости и свободы, который вступает в противостояние с консервативным обществом. Конфликт между ними накаляется до грозового взрыва, что и отражено в названии пьесы.

    Еще одна известная пьеса Островского — «Горе от ума». В ней автор рисует образы представителей дворянского общества, которые страдают от своей гордыни, лжи и лицемерия. Островский критически относится к этому слою общества, показывая его нравственное и интеллектуальное упадок.

    Также стоит отметить, что Островскому было свойственно детальное изображение реалий своего времени. Он описывал жизнь и быт простых людей, их проблемы и надежды. На примере произведения «Обломов» он показывает читателям портрет типичного ленивого человека, который неспособен преодолеть свою лень и изменить свою жизнь.

    Творчество Александра Николаевича Островского остается актуальным и в наши дни. Его пьесы и повести продолжают привлекать внимание читателей и зрителей своей глубиной и актуальностью поставленных вопросов.

    Семья Мироновых в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

    «Капитанская дочка» — одно из самых известных произведений Александра Сергеевича Пушкина. В этой повести он рассказывает о судьбе героя, Петра Гринева, и его взаимоотношениях с семьей Мироновых.

    Семья Мироновых — это простая крестьянская семья, в которой главенствует материальные интересы. Отец семейства, Мирон, желает улучшить свое положение, поэтому активно преследует свои цели. Его жена, Фекла, преданно следует его указаниям и стремится помочь ему в достижении успеха.

    Дочь Мироновых, Маша, является главной героиней повести. Она влюбляется в Петра Гринева и становится его опорой в трудные моменты. Маша проявляет силу характера и верность своим чувствам, несмотря на противостояние со стороны своей семьи.

    Семья Мироновых играет важную роль в развитии сюжета «Капитанской дочки». Их интересы и стремления сталкиваются с интересами и стремлениями других героев, что создает напряженную атмосферу в повести.

    Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка» является ярким примером русской классической литературы. В ней автор поднимает важные социальные и моральные вопросы, а также рисует яркие образы своих героев.

    Историческая повесть «Капитанская дочка» А.С.Пушкина является последним произведением писателя, написанным в прозе. В ней отражены все наиболее важные темы, присутствующие в позднем творчестве Пушкина. В центре внимания находятся место «маленького» человека в великих исторических событиях, нравственный выбор в жестоких социальных обстоятельствах, народ и власть, закон и милосердие, а также «мысль семейная».

    Основные нравственные проблемы произведения связаны с образами капитана Ивана Кузьмича Миронова, его жены Василисы Егоровны и их дочери Маши. Капитан Миронов, выходец «из солдатских детей», комендант Белогорской крепости, проявляет мужество в прусском походе. Его жена Василиса Егоровна предстает перед нами как женщина, которая несмотря на трудности и испытания, остается верной своим принципам и доброй душой. Их дочь Маша является образом юной девушки, которая сталкивается с трудностями выбора между своим сердцем и социальными ожиданиями.

    В произведении Пушкина также отражены важные социальные и политические аспекты. Один из главных персонажей, Пугачев, представлен как лидер крестьянского восстания. Его образ символизирует народную силу и волю, а также противостояние власти и народа. Кроме того, в повести поднимается вопрос о законе и милосердии. Автор задает вопрос о том, каким должен быть закон и как его применять, чтобы сохранить справедливость и гуманность.

    Мы также видим в произведении «Капитанская дочка» присутствие «мысли семейной». Взаимоотношения между родителями и детьми, их взаимопонимание и поддержка, а также влияние семейных ценностей на личность являются важными темами в повести.

    Таким образом, историческая повесть «Капитанская дочка» А.С.Пушкина является глубоким произведением, в котором автор поднимает важные нравственные, социальные и политические проблемы. Она позволяет читателю задуматься о роли каждого человека в истории, о выборе между добром и злом, о значимости семьи и отношений между людьми.

    Анализ первой строфы

    При анализе первой строфы важно отметить, что судьба Пушкина осмысляется как судьба поэта вообще и оформляется в романтических категориях: «оклеветанный молвой», «жажда мести», «поникнув гордой головой», «восстал… против мнений света», «свободный, смелый дар», «дивный гений», «торжественный венок». Основные темы здесь — конфликт поэта и толпы, божественный дар и обречённость на гибель. Главное слово здесь — убийца, совершенно лишённое романтической приподнятости. Он не противник, не неприятель, не дуэлянт, он — убийца, и отсюда — анафорические «не мог» в конце строфы. И вновь смерть Поэта м

    Защита человеческой личности в романе А.С.Пушкина «Дубровский»

    Во все времена были люди, которые смирялись с силой и неизбежностью обстоятельств и готовы были с опущенной головой принять судьбу такой, какая она есть. Но и во все времена жили люди, готовые бороться за свое счастье, люди, не желающие терпеть несправедливость, люди, которым уже нечего терять. С такими людьми мы можем познакомиться на страницах романа А.С.Пушкина «Дубровский». Это произведение глубокое и интересное. Меня оно впечатлило своей идеей, поворотами сюжета, печальным финалом, героями. Кирилла Петрович Троекуров, Владимир Дубровский, Маша Троекурова – все это сильные и незаурядн

    Сейчас смотрят:{module Островский:}

    Похожие сочинения

    Александр Островский и его творчество

    Александр Островский — один из самых выдающихся драматургов Российской империи. Его творчество получило огромное признание и продолжает влиять на современную литературу и театр.

    Островский посвятил свою работу анализу быта и нравов различных слоев русского общества. В его произведениях нашли отражение как аристократические, так и крестьянские ценности и традиции. Он был не только драматургом, но и поэтом, писателем, журналистом, переводчиком, членом государственного совета и академии наук.

    Наиболее известными пьесами Островского являются «Бесприданница», «Гроза», «Бесы», «Подкова для любимой», «Дельные люди» и др. В каждой из них прослеживается его направление в изучении общественной жизни.

    В пьесе «Гроза» автор изображает картины русского села, описывая конфликты внутри одной крестьянской семьи. Отношения героев и их характеры разработаны очень глубоко. Пьеса была написана в период крестьянской реформы в России, в связи с чем в ней прослеживается настроение социального протеста.

    В пьесе «Свои люди — сочтемся» автор изображает конфликты и противостояния внутри одного дворянского двора, где каждый персонаж борется за свои интересы. Герои пытаются решить свои проблемы через взаимодействие между собой. Здесь Островский использует мотив национального противостояния и противоречия между старым и новым благоденствием.

    В работах Островского сильно прослеживается меланхолия, печаль и грусть — характерные черты русской литературы того времени. Автор показал нам, какими были люди того времени и как они жили. Он вдохновил многих современных писателей и оставил нашему наследию уникальные произведения о русском быте и культуре.

    Исследование пьесы «Гроза» А.Н. Островского

    «Гроза» является одной из наиболее известных и значимых пьес Александра Николаевича Островского. Эта драма была написана в 1859 году, и с тех пор она не перестает быть интересной для разных поколений читателей и зрителей.

    Одна из главных тем пьесы — это отношение человека к природе, в частности к грозе. В пьесе встречаются разные персонажи с разными взглядами на это природное явление. Например, для механика Кулигина гроза — это просто проявление человеческого невежества, и он мечтает обрести власть над громом. Однако для Тихона гроза — это «его мать», за которой таится злоба и которая угнетает его. Дикому же гроза — символ покорности, и он считает неправильным противостоять ей.

    В процессе развития сюжета героям приходится преодолеть свой страх и боязнь грозы в том смысле, как она существует для каждого из них. Таким образом, Островский поднимает в пьесе важную тему отношения человека к природе и в то же время исследует разные взгляды на эту тему.

    Кроме того, в пьесе рассматриваются и другие важные вопросы, такие как отношения между людьми, конфликты между разными слоями общества, проблемы семейных отношений и т.д.

    Биография А.Н. Островского

    Александр Николаевич Островский (1823-1886) — выдающийся русский драматург, активист общественной мысли, историк и культурный деятель. Родился в Москве в семье преуспевающего чиновника.

    Островский получил образование в Московском университете и сначала работал на государственной службе. Однако его настоящим призванием было творчество, и он начал заниматься писательской деятельностью.

    Островский стал одним из главных представителей русской литературы XIX века и создал множество шедевров, среди которых «Гроза», «Бесприданница», «Шкаф». Его драмы опередили свое время и затрагивали актуальные проблемы, такие как социальная несправедливость, угнетение крестьян, проблемы семьи и др.

    В целом, Островский оказал значительное влияние на развитие не только русской, но и всей мировой драматургии, став одним из крупнейших драматургов своего времени и нашего.

    Охладев к занятиям в университете, Островский оставил учение. Несколько лет по настоянию отца служил мелким чиновником в суде. Здесь будущий драматург насмотрелся человеческих комедий и трагедий. Окончательно разочаровавшись в судебной деятельности, Островский мечтает стать писателем.

    Во времена юности Островского крестьяне и купцы одевались , ели , пили и веселились не так, как люди просвещенных сословий. Даже общая православная вера не до конца объединяла их с образованными. В русской земле словно существовало два разных, мало связанных , мало понятных друг для друга мира. Но в середине 19 века границы этих миров начали постепенно разрушаться. Образованные люди стали искать способы преодолеть разрыв, восстановить не столько государственное — оно-то было ! — сколько духовного и культурное единство русского народа. А простые, верные старинному укладу люди с развитием деловой жизни все чаще вынуждены сталкиваться с современным им государством. Приходилось обращаться в суды для разрешения имущественных и наследственных споров , в разных учреждений получать разрешения на промысел и торговлю. Чиновники их обманывали, запугивали и обирали. Поэтому самые сметливые стали учить своих детей, начали приспосабливаться к «европеизированной» жизни. Но на первых порах часто принимали за образованность лишь различные внешние стороны высший сословий.

    Богатые, но еще вчера жившие по старинке люди и новые требования, которые властно предъявляет им современная жизнь, — вот основа комедийных конфликтов молодого Островского, да еще таких , где смешное переплетено с грустным: ведь причуды имеющих власть не только забавны, но и опасны для бедных: зависимых и угнетенных.

    Его всероссийская известность началась со второй комедии — «Свои люди сочтемся !» (или «Банкрот» 1849 г.) Пьеса имела огромный успех у читателей после публикации в журнале «Московитянин». Однако постановка ее были запрещена по указанию самого царя Николая 1 . Цензурный запрет продержался одиннадцать лет.

    Уже в комедии «Свои люди — сочтемся!» проявились основные черты драматургии Островского: умение через семейно-бытовой конфликт показать важным общерусские проблемы, создать яркие и узнаваемые характеры не только главных , но и второстепенных персонажей. В его пьесах звучит сочная, живая народная речь. И у каждой из них — не простой, заставляющий задуматься конец.

    После того: как в комедии «Свои люди — сочтемся!» была создана столь безотрадная картина, Островскому захотелось показать героев положительных, способных противостоять безнравственности и жестокости современных отношений. Он опасался поселить в своих зрелищах чувство безнадежности. Именно такие, взывающие сочувствия герои и появляются в комедии «Не свои сани не садись» (1853) (первая из пьес Островского которая пошла на сцене ) и «Бедность не порок» (1954).

    В 1956 г Островский совершил путешествие по Волге: от истоков реки до Нижнего Новгорода. Полученные впечатления многие годы питали его творчество. Отразились они и в «Грозе» (1959) одной из самых знаменитых его пьес. Действие пьесы происходит в вымышленном глухом городе Калинове. Островский показал в пьесе не только внешние обстоятельства трагедии: суровость свекрови, безволие мужа и его приверженность к вину; равнодушное формальное отношение калиновцев к вере; не только властную грубость богатых купцов, нищету и суеверие жителей. Главное в пьесе — внутренняя жизнь героини, возникновение в ней чего-то нового, еще неясного ей самой. Драма Островского как бы запечатлела народную Россию на переломе, на пороге новой исторической эпохи.

    В 60 г.г. в творчестве островского появляется и герой дворянин. Но такой, который занят не правдоискательством, а успешной карьерой. Например в комедии «На всякого мудреца довольно простоты» — целая галерея дворянских типов, по-разному переживающих отмену крепостного права. Главные герои «Леса» — двое из дворянского рода Гурмыжских: богатая и немолодая помещица, проматывающая имение с любовниками, и ее племянник актер.

    В последних произведениях Островского в центре событий все чаще оказывается женщина. Писатель словно разочарован в нравственных достоинствах деятельного героя, «делового человека», интересы и жизненные силы которого слишком часто полностью поглощает борьба за материальный успех. В конце своего творческого пути он написал драму «Богатые невесты»ю Но самая прославленная пьеса Островского о судьбе: как тогда выражались, « девушки на выданье» — «Бесприданница» (1878 г)

    В последние десятилетия жизни Островский создает своего рода художественный памятник отечественному театру. В 1972 г. он написал стихотворную комедию «Комик 17 столетия»о рождении первого русского театра. Но гораздо более известны пьесы Островского о современном ему театре — «Таланты и поклонники» (1981) и «Без вины виноватые» (1983).

    Здесь он показал как заманчива и трудна жизнь актеров .

    Проработав для русской сцены без малого сорок лет Островский создал целый репертуар — около пятидесяти пьес. Произведения Островского и до сих пор остаются на сцене. И через полтораста лет не трудно увидеть рядом героев его пьес.

    Умер Островский в 1886 году в своем любимом заволжском имении Щелыково, что в костромских дремучих лесах: на холмистых берегах маленьких извилистых речек. Жизнь писателя по большей части и протекала в этих сердцевинных местах России: где смолоду он мог наблюдать исконные, еще мало затронутые современной ему городской цивилизацией обычаи и нравы, слышать коренную русскую речь.