Урок №
Тема : подготовка к сочинению по произведению А.С.Пушкина « Капитанская дочка»
Цели:
учить размышлять , высказывать своё мнение, строить развёрнутые высказывания, изъясняться точно, ясно, выразительно;
- повторить алгоритм составления плана;
-
воспитывать у ребят чувство долга, чести, морали
развивать умение работать с текстом, доказывать свои убеждения цитатами из текста; развивать умение написания сочинения на литературную тему
Оборудование: портрет Пушкина, тексты, иллюстрации к произведению, алгоритм работы над сочинением.
Тип урока: урок развитие речи., Методы и приёмы: словесный , аналитический , частично – поисковый.
Ход урока.
-
Организационный момент.
Приветствие. Психологический настрой.
-
Актуализация знаний.
— Ребята, мы с вами закончили изучение одного из прекраснейших произведений А.С.Пушкина « Капитанская дочка» и на сегодняшнем уроке мы должны систематизировать весь материал и подготовиться к написанию сочинения по повести. На протяжении нескольких уроков мы находились во власти пушкинского произведения. Вмести с героями огорчались, попадая в трудные ситуации , переживали и радовались. Итогом нашей работы над повестью будет сочинение, которое вы будете писать сегодня. Но прежде чем вы приступите к написанию сочинения давайте ещё раз вспомним , что такое сочинение и какие требования предъявляются к его написанию.
( Сочинение это один из завершающих этапов над художественным произведением)
-
Работа над темой урока.
-
Учитель: сочинение нельзя писать равнодушно. Писать сочинение нужно от всего сердца, смело высказывать свои мысли, взгляды, давать оценку и защищать своё мнение доказательствами, а для этого вы должны в первую очередь выбрать тему сочинения., определить о чём вы будете писать. Определите стиль и продумайте основную мысль своего сочинения.
-
Работа над выбором темы.
3 стр., 1102 словСочинения «Любимые стихи Александра Пушкина»
... лирики Александра Сергеевича я могу проанализировать в сочинении «Моё любимое стихотворение Пушкина». Русский поэт популярен любовной лирикой, особенно его ... из слов, формируя огромные текстовые картины. Могут ли стихи Пушкина что-то рассказать читателю? Естественно! Некоторые стихотворения показывали ... И бесспорно, А. С. Пушкина будут вспоминать и изучать ещё много поколений, ведь поэт писал о вечном.
-
Я предлагаю вам следующие темы сочинений:
- Пётр Гринёв на страницах повести « Капитанская дочка»
- Образ Пугачёва в повести « Капитанская дочка»
- « Береги честь смолоду». Гринёв и Швабрин.
- Смысл названия повести « Капитанская дочка»
Учитель: посмотрите внимательно и определитесь с выбором темы.
( работа над темой « Становление личности Петра Гринёва)
-
-
Работа по составлению плана .
-
Повесть Пушкина читают наши современники . Чем же она заинтересовала вас?
(ответы детей: она учит доброте, милосердию, скромности; много людей являются примерами в произведении для поколения 21 века)
Какие же слова являются ключевыми в повести?
(долг, честь ,совесть)
3.4 Работа со словарём
Долг – это…
Честь –это
Совесть – это
Благородство -…
- А как вы думаете добрый человек — это какой человек?
( ответы детей: это тот человек, который делает добро другим, он искренен в своих поступках, бескорыстен)
- А кому из героев повести присущи такие черты характера?
- Какое время отражено в повести? ( восстание под предводительством Е Пугачёва, 1773-1775гг)
- Только ли об этом идёт речь в произведении ( тема любви, семейная тема. нравственность)
- А что такое нравственность? ( на партах карточки с определением).
- Во вступлении я предлагаю вам порассуждать о том, каким должен быть человек, как он должен относиться к своей Родине.
Вступление не должно быть небольшим, примерно 5-6 предложений.
Основная часть — это тема вашего сочинения , . которая раскрывается несколькими подпунктами.
- Что хорошего дала Петру семья? ( ответы детей: отец воспитывал сына строго, был требовательным, гордым. Провожая сына на службу , даёт ему наказ( стр 20).
От матери Петр перенял мягкость, доброту, ласку.
Какие черты характера проявляются у Гринева по отношению к различным героям повести?
А каким офицером был Гринёв? ( не стал присягать Пугачёву)
А почему? (не способен на предательство, для него долг чести превыше всего)
- А как Гринев относился к Маше Мироновой?
(защищал её честь, способен на большую любовь)
- Как Гринёв относится к Швабрину? (очень плохо, он считает его изменником)
Учитель? Ответив на все эти вопросы, вы раскроете основную часть вашего сочинения.
А вот в заключении вы должны сделать вывод , подвести итог . высказать свою точку зрения .и своё отношение к герою.
В итоге у нас должен получиться примерно такой план.
I . Тема нравственности в произведении Пушкина.
II . Пётр Гринёв на страницах повести « Капитанская дочка»
-
Кто такой Пётр Гринёв?
-
Что хорошего дала Петру его семья?
6 стр., 2591 словПодготовка к сочинению «Путь чести Петра Гринева» по повести ...
... вым, дарую Петру при этом жизнь. Подготовка к сочинению «Путь чести Петра Гринева» по повести А.Пушкина «Капитанская дочка» часть 5 ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ «ПУТЬ ЧЕСТИ ПЕТРА ГРИН ... в жизни Петра Гринёва, небольшую по времени, но значительную для развития характера, приобретения опыта на дороге чести, ... офицера, а в завершении это уже окончательно сложившийся, повзрослевший мужчина. Пётр Гринёв ...
-
Гринёв – офицер.
-
Любовь в жизни Петра Гринёва.
-
Отношение к Швабрину.
III . Чему мы можем научиться у Гринёва , живя в 21 веке.
3.5 Чтение учителем примерного сочинения.
Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» уникальна и интересна тем, что в ней переплелись судьбы героев с разными характерами. Фактически, это историческая повесть, описывающая бунт того времени. Но с другой стороны, в повести прослеживаются нотки чистой, искренней, легкой и светлой любви. Это чуство вспыхивает ярким огнем и продолжает гореть на протяжении всего повествования, согревая душу читателя.
Нам знаком Петр Гринев? Знаком. Это главный герой повести. Пожалуй, Пушкин вложил в создание образа все самое честное, благородное, доброе и правильное. «Построил» характер и личность Гринева его отец, Гринев Андрей Петрович. Андрей Петрович бывший военный. По характеру напоминает сына. Такой же честный, добрый, открытый и искренний. Военная служба отца Петра закончилась быстро, потому что он не хотел быть от кого-либо зависимым и «выпрашивать» чины, как это делали многие. В сыне он воспитал самые благородные качества, присущие человеку.
Вскоре Пете исполнилось семнадцать лет. Отец забеспокоился о будущей жизни сына и стал выбирать ему достойное место для службы. Сам Петр бредил о Петербурге, представлял там службу яркой и интересный. Но вопреки мечтаниям Пети, Андрей Петрович выбрал ему службу под Оренбургом, где Петр и встретил свою будущую любовь. Собрав вещи, Петр уехал, запомнив слова отца: «Береги платье снову, а честь смолоду». Так и понес он смысл этого наставления через всю жизнь.
В Оренбурге во внимание читателя добавляются новые герои. Это комендант, смелый и правильный мужчина, верный императрице Екатерине II. Его жена, Василиса Егоровна, роковая и мудрая женщина. Дочь коменданта, Маша Миронова, скромная и застенчивая девушка. Злой Швабрин, ровесник Петра, личность темная, подлая и циничная.
Благородство дворянина и характер отца проявляются в Гриневе все больше и больше. Особенно меня впечатлила сыгранная дуэль между Швабриным и Петром. Швабрин публично оскорблял и наговаривал на Машу, но Гринев, как истинный дворянин, отстоял честь девушки. Итог дуэли — Петр ранен, а Швабрин победитель, но какой! Несчастный трус, нанесший удар со спины. Этот факт указывает на трусость, подлость и бесчувственность этого человека.
Мне очень понравилась эта повесть. Особенно ярко здесь выражена личность Петра Гринева. Он не обладает богатырской силой и изворотливым умом. Но он искренен, открыт, наивен. Именно поэтому он вызывает у читателя симпатию. Он не умеет притворятся, лицемерить, даже желая сохранить себе жизнь. В этом и проявляется истинное благородство, крепость характера.
4.Итог урока.
— Сегодня мы с вами провели большую работу по подготовке написания сочинения по повести. Научились составлять план, отбирать материал, поработали с черновиками, неоднократно обращались к толковому словарю и теперь вам осталось привести весь собранный материал в систему и написать сочинение
Урок-исследование по литературе «Маленький человек»: тип или ...
... в душе! Сочинение на тему маленького человека в произведениях пушкина и гоголя , Содержание Введение……………………………………………………………………………3 Глава 1. Образ «маленького человека в произведениях А.С. Пушкина………4 Глава 2. Сравнение темы маленького человека в произведениях Пушкина ... о чем ... в неравную схватку; и Пушкин показывает это через оживление памятника Петру I. Конечно, в этой схватке Евгений, слабый человек, ...
5. Рефлексия урока
- Понравился ли вам сегодняшний урок?
- Кем вы были во время урока пассивным слушателем или активным участником?.