Почему «Горе от ума» комедия?

Сочинение

Несмотря на то, что это не вполне очевидно, пьеса «Горе от ума» относится к жанру комедии. Постараемся разобраться, почему это именно так, а также выявим черты, по которым можно определить её принадлежность к данному жанру.

Два значения слова «комедия»; трагическое и комическое в пьесе

Слово «комедия» обладает двумя лексическими значениями:

  1. Некое действие с юмористическим сюжетом;
  2. «Лицемерие, неискренность».

Больше распространено первое значение, но именно оно ставит в тупик читателя «Горе от ума». Что же юмористического и смешного в происходящих с главным героем событиях? Их с большей достоверностью можно считать грустными и драматичными.

Но не нужно торопиться с выводами. А. С. Грибоедов всё же неспроста назвал свою пьесу именно комедией.

Главное комичное явление произведения – высшее общество Москвы. Хотя его комедийность и складывается из не сразу заметных деталей.

Другое значение слова «комедия» удивления уже не вызывает, потому что все персонажи, кроме Чацкого – неискренние, фальшивые, живущие по принципу: «Грех не беда, молва не хороша».

Следовательно, трагичное – образ и судьба Чацкого – и комичное – прочие персонажи – находятся в тесной связи, они слиты воедино.

Сочинение на тему: Почему «Горе от ума» комедия?

Комические персонажи пьесы «Горе от ума»

Всех героев, с которыми нас знакомит автор, можно смело считать карикатурами на его современников. Их образы ярки и, без сомнения, комедийны.

Хороший пример – разговор Чацкого и Фамусова, в котором Павел Афанасьевич повествует о Максиме Петровиче, упавшем перед императрицей. В данной сцене комичны все: от героя рассказа Максима Петровича до самих беседующих, не слышащих друг друга.

Однако нельзя не отметить, что через смешное здесь явно проступает трагическое…

Молчалин, Горич, Хрюмины и другие герои

Алексей Молчалин – нелепый молодой человек; он хочет казаться робким, легко признаёт собственную незначительность, открыто прислуживает всем, кто выше его по социальному статусу.

14 стр., 6592 слов

Фамусов и Чацкий в комедии Горе от ума (столкновение и конфликт взглядов)

... Фамусова стал Чацкий, конфликт их противоположных взглядов на простые вещи постепенно перерастает в социально-политический. И чем дальше, тем им сложнее найти точки соприкосновения. Чацкий и фамусовское общество. Сочинение ... сочинения: ← Чацкий, Софья и Молчалин в комедии Горе от ума↑ ГрибоедовТемы и проблемы комедии Горе от ума (проблематика произведения) → Месть Чацкий обличает всех налево и ...

Является ли этот персонаж смешным? Конечно. Хотя и в этом случае не обходится без грустного и горького.

Все люди, приглашённые на бал, также комичны, пусть и по-своему. Это относится и к Горичу, кутающемуся в тёплый шарф, и к его супруге с её неуместной и чрезмерной заботой.

Относится и к Хрюминым, возвещающим о своём прибытии («Мы первые», хотя таковыми не являются), и к Хлестовой, которая испытывает огромную потребность продемонстрировать как можно большему количеству людей свою арапку.

Во всех явлениях произведения случается что-то, вызывающее смех: это Репетилов с его «секретнейшим союзом», активные похвалы собаке Хлестовой от желающего получить протекцию старухи Молчалина, многие другие моменты…

Исходя из этого, оба значения слова «комедия» нашли отражение в пьесе: мы видим как комичное общество, так и общество, постоянно «играющее комедию».