Несмотря на то, что это не вполне очевидно, пьеса «Горе от ума» относится к жанру комедии. Постараемся разобраться, почему это именно так, а также выявим черты, по которым можно определить её принадлежность к данному жанру.
Два значения слова «комедия»; трагическое и комическое в пьесе
Слово «комедия» обладает двумя лексическими значениями:
- Некое действие с юмористическим сюжетом;
- «Лицемерие, неискренность».
Больше распространено первое значение, но именно оно ставит в тупик читателя «Горе от ума». Что же юмористического и смешного в происходящих с главным героем событиях? Их с большей достоверностью можно считать грустными и драматичными.
Но не нужно торопиться с выводами. А. С. Грибоедов всё же неспроста назвал свою пьесу именно комедией.
Главное комичное явление произведения – высшее общество Москвы. Хотя его комедийность и складывается из не сразу заметных деталей.
Другое значение слова «комедия» удивления уже не вызывает, потому что все персонажи, кроме Чацкого – неискренние, фальшивые, живущие по принципу: «Грех не беда, молва не хороша».
Следовательно, трагичное – образ и судьба Чацкого – и комичное – прочие персонажи – находятся в тесной связи, они слиты воедино.
Комические персонажи пьесы «Горе от ума»
Всех героев, с которыми нас знакомит автор, можно смело считать карикатурами на его современников. Их образы ярки и, без сомнения, комедийны.
Хороший пример – разговор Чацкого и Фамусова, в котором Павел Афанасьевич повествует о Максиме Петровиче, упавшем перед императрицей. В данной сцене комичны все: от героя рассказа Максима Петровича до самих беседующих, не слышащих друг друга.
Однако нельзя не отметить, что через смешное здесь явно проступает трагическое…
Молчалин, Горич, Хрюмины и другие герои
Алексей Молчалин – нелепый молодой человек; он хочет казаться робким, легко признаёт собственную незначительность, открыто прислуживает всем, кто выше его по социальному статусу.
Фамусов и Чацкий в комедии Горе от ума (столкновение и конфликт взглядов)
... Фамусова стал Чацкий, конфликт их противоположных взглядов на простые вещи постепенно перерастает в социально-политический. И чем дальше, тем им сложнее найти точки соприкосновения. Чацкий и фамусовское общество. Сочинение ... сочинения: ← Чацкий, Софья и Молчалин в комедии Горе от ума↑ ГрибоедовТемы и проблемы комедии Горе от ума (проблематика произведения) → Месть Чацкий обличает всех налево и ...
Является ли этот персонаж смешным? Конечно. Хотя и в этом случае не обходится без грустного и горького.
Все люди, приглашённые на бал, также комичны, пусть и по-своему. Это относится и к Горичу, кутающемуся в тёплый шарф, и к его супруге с её неуместной и чрезмерной заботой.
Относится и к Хрюминым, возвещающим о своём прибытии («Мы первые», хотя таковыми не являются), и к Хлестовой, которая испытывает огромную потребность продемонстрировать как можно большему количеству людей свою арапку.
Во всех явлениях произведения случается что-то, вызывающее смех: это Репетилов с его «секретнейшим союзом», активные похвалы собаке Хлестовой от желающего получить протекцию старухи Молчалина, многие другие моменты…
Исходя из этого, оба значения слова «комедия» нашли отражение в пьесе: мы видим как комичное общество, так и общество, постоянно «играющее комедию».