Из какой Москвы бежит Чацкий
Комедия «Горе от ума» была написана после войны 1812 года, когда у многих просвещенных людей России появились надежды на перемены в жизни русского общества. В первую очередь они были связаны с отменой крепостного права. В это время возникают декабристские общества. Другом некоторых декабристов был великий русский писатель и дипломат А. С. Грибоедов.
«Горе от ума» — реалистическое произведение, где автор дает картину жизни крепостной Москвы XIX века. Грибоедов, создавая образы московских «тузов», показывает свое отношение к
жизни дворянской Москвы. В комедии сталкиваются две эпохи: «век минувший», который не желает перемен, и «век нынешний». Московское дворянство боится передовых идей, глухо ко всему новому. Этих людей Грибоедов высмеивает за лицемерие, необразованность и бездушие. Автор противопоставляет им Чацкого. Этот человек умен и образован. Он открыто высказывает все, что у него на душе. Обвинительные речи Чацкого вызывают гнев и возмущение фамусовского общества. Оно стремится не только унизить и оскорбить, но и уничтожить достойного человека. Не найдя ни в ком сочувствия и понимания, Чацкий бежит из Москвы.
Чацкий оставляет
город, где «дома новы, а предрассудки стары». В Москве господствуют Фамусовы, Скалозубы и Хлестовы. Они ценят в человеке только богатство и знатность. Фамусов ищет для своей дочери богатого жениха:
Будь плохонький, да если наберется
Душ тысячки две родовых,
Тот и жених.
Он видит Скалозуба мужем Софьи, потому что он — «и золотой мешок, и метит в генералы». Князь и княгиня Тугоуховские также занимаются поисками богатых женихов для своих шести дочерей. Княгиня говорит князю, чтобы он пригласил Чацкого на вечер:
К нам на вечер, в четверг, проси скорее Натальи Дмитриевны знакомого: вон он!
Когда же узнает, что он не богат, то кричит: «Князь, князь! Назад!» Фамусов восхищается своим дядей, который «…на золоте едал, сто человек к услугам».
Чацкий бежит из праздной Москвы. Жизнь Москвы наполнена балами, развлечениями, где процветают пересуды и обжорство:
То бережешься, то обед:
Ешь три часа, а в три дни не сварится!
Фамусов занимается завтраками, обедами, крестинами. Московское барство дает разорительные балы:
Отношение чацкого и фамусовского общества к службе. по литературе. ...
... Отношение к службе В главная тема - это служба, здесь все мечтают о чинах и о богатстве. К таким людям, как полковник Скалозуб, Фамусов относится с глубоким уважением. Чацкого, который забросил службу, ... права людей. Хоть автор описывает только Москву и дом Фамусова, но перед ... влияют они на жизнь простого русского народа. 1)Чацкий 2)Фамусовсое общество ОТНОШЕНИЕ К БОГАТСТВУ,ЧИНАМ,КАРЬЕРЕ: 1)"Чины ...
Кто хочет к нам пожаловать, — изволь, Дверь отперта для званых и не званных.
Даже дряхлые старики и старухи проводят жизнь в развлечениях:
Поетем, матушка, мне прафо не под силу,
Когда-нибуть я с пала та в могилу.
Чацкий бежит из общества, где ценится не благородство и честность, а угодничество и подхалимство. Графиня Хлёстова обличает Загорецкого:
Лгунишка он, картежник, вор. Я от него все двери на запор…
Но в то же время благодарит его за двух арапчонков:
Да мастер услужить: мне и сестре Прасковье
Двоих арапченков на ярмарке достал.
Молчалин сумел добиться чина секретаря, следуя завету отца «угождать всем людям без изъятья». Он считает, что ему не нужно иметь свое мнение, так как «в чинах мы небольших». Молчалин достигает положения в обществе угодничеством. Он оказывается в нужном месте и в нужный час. Молчалин «на цыпочках и не богат словами». Чацкий замечает:
Там моську вовремя погладит, Там впору карточку вотрет. Чацкий оставляет город, где господствуют крепостнические порядки. Хлестова служанку не считает за человека:
От скуки я взяла с собой Арапку-девку да собачку
Вели их накормить ужо, дружочек мой,
От ужина сошли подачку.
Дворяне-крепостники меняют верных слуг на борзых собак. От отцов и матерей отнимают детей для крепостного балета, а затем «распродают поодиночке». Даже Софья заставляет служанку не спать всю ночь, потому что приезжает гость:
Вчера просилась спать — отказ. «Ждем друга». — Нужен глаз да глаз. Не спи, покудова не скатишься со стула.
Чацкий бежит из города, где служат «лицам, а не делу», на службу смотрят как на способ наживы. Фамусов говорит Чацкому: «Поди-ка послужи». Сам же он, «достигнув степеней известных», службой не интересуется, а только подписывает бумаги:
А у меня, что дело, что не дело.
Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой.
Главная цель жизни Скалозуба — любой ценой достичь генеральского чина:
- Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;
Об них как истинный философ я сужу:
Мне только бы досталось в генералы.
Молчалин «дойдет до степеней известных» своим умением молчать. Фамусов окружил себя на службе родственниками:
Ну как не порадеть родному человечку!
В Москве царит невежество и поклонение перед всем иностранным. Фамусов считает, что наука и образование являются злом:
Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Княгиня Хлестова уверена, что в институте «…упражняются в расколах и безверье». По словам Скалозуба, в лицеях и гимназиях будут учить «…по-нашему: раз, два». Своих детей они учат всему иностранному, набирая полки учителей «числом поболее, ценою подешевле». Даже французик из Бордо не чувствует себя в России иностранцем:
- Приехал — и нашел, что ласкам нет конца;
Ни звука русского, ни русского лица
Не встретил, будто бы в отечестве, с друзьями.
Чацкий оставляет Москву, где царят ложь и лицемерие. Софья скрывает свои отношения с Молчалиным от отца. Фамусов тайком ухаживает за Лизой. Загорецкий врет по всякому поводу: «Услышит вздор и тотчас повторяет!» Боятся они не дурных поступков, а того, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» Софья отдает предпочтение Молчалину, потому что он обладает достоинствами, которые ценят в фамусовском обществе. Чацкий разошелся во мнениях с фамусовским обществом, он хочет изменить жизнь. Общество испытывает страх, потому Что Чацкий не одинок. О брате Скалозуба говорят:
Чацкий, Софья и Молчалин в комедии Горе от ума Грибоедова
... перед Софьей. Теперь ей понятно, что Молчалин никогда ее не любил. Софья становится жертвой того общества, в котором росла и воспитывалась. Другая любовная линия в пьесе: история Софьи и Чацкого. Узнаем ...
Чин следовал ему:
Он службу вдруг оставил,
В деревне книги стал читать.
Родственник княгини Хлестовой:
Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник, Князь Федор, мой племянник.
Чацкий покидает Москву, но он остается непобежденным.
В статье «Мильон терзаний» И. А. Гончаров писал: «Комедия «Горе от ума» отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью… Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого…
Образ Чацкого остается актуальным и в наше неспокойное время. И в наши дни есть честные, решительные люди, которые не могут мириться с несправедливостью. Они вступают в открытую борьбу с чиновниками и часто проигрывают в этой неравной борьбе.
Почему Чацкий уехал из Москвы? Почему Софья Выбрала Молчалина, а не Чацкого? Грибоедов горе от ума
Не найди ни в ком сочувствия и понимания, Чацкий бежит из Москвы. И таким романтическим героем Софья вообразила Молчалина. Вот внешняя линия поведения Молчалина наедине с Софьей: “возьмет он руку, к сердцу жмет…”. Именно так ведут себя герои французских романов.)Но Чацкий не таков. Хотя он и был влюблен в Софью, но оставил ее на целых три года и уехал странствовать. За это время Чацкий не написал ни строчки. А в Софье происходили существенные перемены, менялось ее отношение к Чацкому.
Чацкий оставляет Москву, где царят ложь и лицемерие. Софья скрывает свои отношения с Молчалиным от отца. Фамусов тайком ухаживает за Лизой. Загорецкий врет по всякому поводу: «Услышит вздор и тотчас повторяет! Боятся они не дурных поступков, а того, что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» Софья отдает предпочтение Молчалину, потому что он обладает достоинствами, которые ценят в фамусовском обществе. Чацкий разошелся во мнениях с фамусовским обществом, он хочет изменить жизнь. Общество испытывает страх, потому что Чацкий не одинок.
Боятся они не дурных поступков, а того, что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» Софья отдает предпочтение Молчалину, потому что он обладает достоинствами, которые ценят в фамусовском обществе. Он оказывается в нужном месте и в нужный час. Молчалин «на цыпочках и не богат словами». Там моську вовремя погладит.
Московское дворянство боится передовых идей, глухо ко всему новому.Этих людей Грибоедов высмеивает за лицемерие, необразованность и бездушие. Чацкий разошелся во мнениях с фамусов-ским обществом, он хочет изменить жизнь. Общество испытывает страх, потому что Чацкий не одинок. Князь Федор, мой племянник.
Все они ограничены, не способны глубоко чувствовать, у всех на лицах маски, которые они умело меняют в общении с другими. Чацкий надеялся изменить мир одним лишь словом, он горяч, дерзок, свободолюбив — он как бы вырос из маленького мирка фамусовского общества и не может жить по его законам. И он уезжает, унося с собой «мильон терзаний» и душевную боль найди статью Гончарова «мильон терзаний» 2) Образ Софьи Павловны сложен.
Актуальность политической комедии Грибоедова сегодня: «Горе от ...
... генералы, Софьи с Лизами радуют взоры в рядах общественного движения «Женщин России», Молчалины блаженствуют в министерствах и комитетах. А судьи кто?… Нет пьесы живее и современнее, чем «Горе от ума». ...
Не найдя ни в ком сочувствия и понимания, Чацкий бежит из Москвы.Чацкий оставляет город, где «дома новы, а предрассудки стары». В Москве господствуют Фамусовы, Скалозубы и Хлес-товы.
Лишь служанка Лиза отмечает чувствительность и острый ум Чацкого, о чем говорит Софьи. Однако влюбленной в жалкого секретаря девушке нет дела до неординарной личности Александра. Именно так ведут себя герои французских романов.)Но Чацкий не таков. Хотя он и был влюблен в Софью, но оставил ее на целых три года и уехал странствовать. Чацкий бежит из праздной Москвы.
Лишь служанка Лиза отмечает чувствительность и острый ум Чацкого, о чем говорит Софьи. Однако влюбленной в жалкого секретаря девушке нет дела до неординарной личности Александра. В доме Фамусовых явно не рады гостю, который не разделяет их взглядов и приземленных интересов. Многие современники не поняли образа Чацкого меряя его меркой резонера “идеального героя”. Но это не так. Чацкий живой человек влюблённый переживающий муки ревности негодующий мучительно страдающий.
Еще интересное:
- мягкий,пышный и душистый,он и чёрный,он и белый,а бывает подгорелый Вы находитесь на странице вопроса «Помогите указать число и род слов:мягкий,пышный,душистый,черный,белый,подгорелый.», категории «русский язык». Данный вопрос относится к разделу «1-4» […]
- Анализ мочи — Как правильно собирать мочу на общий анализ? Проба Аддиса–Каковского также проводится для дифференциальной диагностики заболеваний мочеполовой системы. Во время анализа определяется количество лейкоцитов, эритроцитов в моче и их […]
- Насморк при прорезывании зубов. Режутся зубки: чем помочь? Как видно, кашель может быть реакцией на то, что у ребенка сильно текут слюни, но в то же время, период прорезывания зубок может совпасть с респираторно-вирусным заболеванием. При […]
Сочинение на тему «Барская Москва глазами Фамусова и Чацкого»
Московское дворянское общество первой половины 18 века очень наглядно, красочно, правдиво и очень сатирически нарисовал в комедии «Горе от ума» Александр Сергеевич Грибоедов.
Всех героев комедии читатель видит в доме Павла Афанасьевича Фамусова, очень типичного представителя московского дворянства. Он вдовец, богат, имеет единственную дочь Софью.
Начало века время для России не простое, среди прогрессивных людей зреет запрос на социальные перемены, но фамусовское окружение, кажется застыло в своём развитии, всякие изменения кажутся им недопустимыми и опасными. «Не то, чтоб новизны вводили, — никогда…»—говорит в разговоре с Чацким и Скалозубом Фамусов. Конечно, все представители фамусовского общества люди разные, но вот этот страх перед новизной их очень объединяет.
Горе от ума чацкий лишний человек. : Чацкий — странный ...
... лишнего человека». Ведь, и Онегина, и Чацкого можно рассматривать не только, как «лишних» людей, но и, как личностей! Это говорит о том, что под стереотипом лишнего человека ... Чацкий открывают тему «лишнего человека» в русской литературе 19 века. Они - два совершенно разных человека. Чацкий - герой комедии А.С. ... не хотят расставаться со старым укладом своей жизни. Именно поэтому сплетни о его ...
Никто извне не может просто так попасть в круг этих московских снобов. Они стараются держаться очень замкнуто. Замуж выходят и женятся с расчётом, на претендентах из своего окружения и, конечно, богатых. «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених.» Матримониальные вопросы решают родители, как повелось издавна. Софья вынуждена украдкой встречаться с Молчалиным, потому, что он беден и не знатен.
Они, практически, все находятся в какой-то степени родства друг другу и стараются на хорошие должности пристроить родственников. «Ну как не порадеть родному человечку!.. «— восклицает тот же Фамусов.
С большим подозрением относятся в фамусовском обществе к образованию, считая. что все вольности, всё зло идут именно оттуда. Собрать и сжечь все книги предлагает полковник Скалозуб. Всем бедам причина учёность и ученье считает Фамусов. Собственно говоря, им хорошее образование им ни к чему, у них другие интересы. Время они предпочитают проводить, давая «обеды, ужины и танцы». Встречаясь, эти люди делятся сплетнями, обсуждают за глаза друг друга, устраивают смотрины для дочерей и подыскивают выгодные местечки сыновьям, то есть занимаются, по их мнению, очень важными делами.
Очень важную роль в жизни этого круга играют женщины. Они влияют на мужей и часто держат их под каблуком. Бывшему сослуживцу Чацкого Горичу жена слова не даёт сказать, он без её контроля сделать ничего не может. С помощью влиятельных женщин можно добиться многого. Мллчалин в разговоре с Чацким упоминает некую Татьяну Юрьевну и настоятельно советует посетить её, чтобы добившись её благосклонности, повысить свои шансы на успех. А Фамусов в конце пьесы сокрушается о том «что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»
Это общество монолитно, оно не любит чужаков, особенно образованных и с ним не согласных. Едва Чацкий приезжает и произносит несколько крамольных высказываний, как его объявляют сумасшедшим, и он вынужден бежать.
Долго ли будет продолжаться такая идиллия? Грибоедов прямого ответа не даёт. Но уже в среде этих аристократов появляются Чацкий и двоюродный брат Скалозуба, который «службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать.» Эти люди помалу расшатывают устои, но до настоящих изменений ещё очень, очень далеко.
Источник: Сочинение Фамусовская Москва в комедии Горе от ума Грибоедова
«К вам Александр Андреич Чацкий!»
Больше ста лет звучит со сцены горячий гневный голос Чацкого, зовущий к борьбе с рабством, с сословными предрассудками, с невежеством и темнотой. Страстные монологи героя бессмертной комедии Грибоедова «Горе от ума» защищают новое, передовое, против чего ополчаются осмеянные в комедии Фамусовы и Скалозубы:
- .Или в душе его сам бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным,
Они тотчас: — разбой! пожар!
И прослывет у них мечтателем! опасным!
Мне кажется, что основной конфликт комедии — столкновение
«века нынешнего», то есть передового дворянства, представителем которого является Чацкий, с «веком минувшим» — массой крепостников и бюрократов. И Чацкий, прежде всего, наивен в том, что считает «век минувший» отошедшим, верит, что «век нынешний» уже сделал свои завоевания и что это необратимо:
Смысл названия комедии А. Грибоедова «Горе от ума»
... характеров, а непосредственное выражение тех чувств, которые несут с собой его сценические персонажи. Комедия Грибоедова переделывалась бесчисленное количество раз. Совершалось это для того, чтобы произведение мог прочесть один человек, ...
Хоть есть охотники поподличать везде,
Да нынче смех страшит и держит стыд в узде.
Прежде всего, почему Чацкий покинул Москву? Мне кажется, что на это повлияла тяга к интересной, полезной жизни; Чацкий уезжает «ума искать», искать положительных основ жизни. Но тоска по Родине и
любовь к Софье возвращают его в Москву. Но, к сожалению, впечатления от старой столицы были безрадостными. Чацкий — истинный патриот, и ему было нестерпимо больно от такого рабского пустого подражанья другим странам, которое царило в Москве.
Душа здесь у меня каким-то горем сжата.
И в многолюдстве я потерян, сам не свой.
Нет, недоволен я Москвой!
А так как Чацкий прямой, открытый человек и всегда говорит, что думает, то эти его впечатления не понравились очень многим, и, таким образом, он постепенно приобретал дурную славу среди так называемого фамусовского общества. Чацкий предстает в комедии пылким борцом-правдолюбцем с миром «бессловесных». Герой пьесы пережил «мильон терзаний», он бежит прочь из Москвы в поисках места, где «оскорбленному есть чувству уголок». И все же произведение Грибоедова — комедия, выносящая окончательный приговор фамусовщине. Над драматической ролью Чацкого в пьесе господствует оптимистический победоносный тон, который, по любимой пословице Грибоедова, и делает музыку…
Чацкий очень гордый, честный человек, и в общении с отцом Софьи даже для собственного счастья не может не отстаивать свои позиции, не отвергать той морали, которую ему навязывают.
Чацкий — это человек в прямом смысле этого слова, человек, обладающий всеми благородными качествами. А каждый член фамусовского общества — по-своему ничтожество. И они не терпят в своей среде «высокого», так как это озлобляет, смущает, дразнит людей «низких». Они объявляют благородное безумным, чтобы хоть как-то не струсить в собственных глазах. Ведь Чацкий им вовсе не смешон — они боятся его, боятся, что он может навредить, лишить их такой раздольной, пустой жизни. Им доставляет удовольствие насмехаться над Чацким. Смесь страха и желание потешиться, утвердить свое превосходство руководит фамусовским обществом.
А Чацкий… Он на все имеет собственное мнение, независимое от мнения других, в отличие от Фамусова, который любому верит на слово, даже не разобравшись. Чацкий прежде всего ценит в человеке честность, ум и бескомпромиссность, а эти «недалекие» люди принимают человека по «золотому мешку». И поэтому Чацкий чувствует себя одиноким в этом прогнившем мире безнравственных людей. И он, отвергнутый Софьей, понял, что тут счастья ему не найти.
Чацкий отличается искренностью и простотой в своем чувстве и тяжело переживает разочарование в любимой, ему вообще непросто живется среди людей. Ум и жар души редко приносят самому человеку счастье, покой, ибо невольно заставляют «жить не по лжи». А это серьезное испытание!