Фывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъ

Сочинение

«Практическая стилистика»

Подготовка к ЕГЭ части С (сочинение)

Н.Рерих «Суеверия, предрассудки, предубеждения…»

Цели

Обучающая цель урока:

  • подготовить к написанию сочинения по заданию, сформулированному в демонстрационном варианте ЕГЭ по русскому языку (часть С);
  • раскрыть содержание понятия «аргумент»: что надо понимать под жизненным опытом, читательский и жизненный опыт как источник аргументов в выражении отношения пишущего к проблеме, поднятой в тексте );
  • показать способы подбора аргументов.

Развивающая цель:

  • стимулирование мыслительной деятельности, творческих способностей учащихся, умение адекватно выражать свое отношение к каким-либо фактам, правильно подбирая аргументы;
  • развивать умение строить монологическое высказывание на публицистическую тему.

Воспитывающая цель:

  • способствовать духовному становлению личности, формированию её эстетического вкуса, совершенному владению речью.

Задачи урока:

  • организация повторения теории написания сочинения-рассуждения путем самовосстановления учащимися предыдущих знаний через систему опорных конспектов-схем;
  • развитие коммуникативной компетенции учащихся через систему творческих заданий;
  • развитие культуроведческой компетенции учащихся через интеграцию с уроками искусства.

Оборудование к уроку

  1. Рабочая тетрадь учащегося.

  2. Мультимедийная презентация. «Н. Рерих»

  3. Книга Д.С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном».

  4. Словари.

Суеверия, предрассудки, предубеждения во все века одолевали человека. Всегда находились своеобразные инквизиторы, желавшие втиснуть истину в свои клещи. Познание всегда ограничивали страхом костра.

Множество полезнейших научных открытий сожгли на потеху толпе. Жгли Джордано Бруно, казнили Лавуазье, Сократа, продавали в рабство Платона. Длинен список невежественных уничтожений. Напрасно лучшие умы взывали об освобождении науки. Толпы кричали о свободе – и изгоняли Аристотеля, Пифагора, Перикла.

И не в глубокой древности искать примеры. В XIX веке Академия наук преследовала Менделеева. Не от сладкой жизни уехал из России Мечников. А вспомните жизнь Пирогова…

И сейчас можно привести многие печальные примеры суеверий, хотя бы они и прикрылись различными терминами.

11 стр., 5137 слов

"Самостоятельная работа учащихся как один из способов развития ...

... самостоятельные работы должны преследовать следующие цели: Формировать и дальнейшее развитие мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения и т.д, Развитие и тренинг мышления вообще и творческого в частности, Поддерживание интереса к деятельности учащихся ...

Наука, если она хочет быть обновленной, должна быть, прежде всего, неограниченной и тем самым бесстрашной. Всякое условное ограничение уже будет свидетельством убожества, а тем самым станет непреоборимым препятствием на пути достижения.

Вспоминаю один разговор с ученым, который настолько хотел быть защитником новой науки, что даже старался унизить значение всех древних накоплений. Между тем именно каждый молодой представитель новой науки должен быть, прежде всего, открыт ко всему полезному и тем более к тому, что уже засвидетельствовано веками. Всякое отрицание уже противоположно творчеству. Истинный творец прежде всего не доходит до отрицания в своем светлом, постоянном поступательном движении. Творец и не имеет даже времени на осуждение и отрицание. Процесс творчества совершается в неудержимой прогрессии. Потому-то так больно видеть, когда, в силу каких-то предвзятостей и суеверий, человек запутывает сам себя призраками. Лишь бы не подумали, что ученый становится старообразным, — боязливый человек готов предать анафеме или забытию самые поучительные накопления древнего опыта.

Именно свободная, неограниченная наука опять открывает человечеству многие, давно забытые, полезные находки. Фольклор снова идет рука об руку с памятниками археологии. Песня и предание подкрепляют пути истории. Многие раскопки последних лет изумляли нас изысканностью смысла и форм. Эта изысканность, утонченное изящество давних веков, еще раз напоминает, с каким заботливым, почтительным вниманием мы должны прикасаться к заветам древности. Все, что может служить на пользу развития человеческого мышления, — все должно быть и выслушано, и принято. Безразлично, в какой одежде или в каком иероглифе принесется осколок знания. В нем нет ни старого, ни молодого, ни древнего, ни нового. В нем совершается великая, неограниченная эволюция. Каждый, затрудняющий ее, будет исчадием тьмы. Каждый, посильно содействующий ей, будет истинным воином, сотрудником света.

(Н.Рерих.1934г.)

Ход урока

  1. Слово учителя.

Постановка цели урока.

Определение учащимися темы урока.

Постановка учащимися цели урока.

  1. Работа над темой урока.

  1. Проверка домашнего задания: защита модели сочинения – рассуждения по тексту Д.С. Лихачева «Любовь, уважение, знание».

  1. Повторение плана анализа текста.

  1. Заполнение таблицы (по ходу урока)

План сочинения — рассуждения

Критерий

оценивания

Рабочие материалы

  1. Тема

О чём текст?

К1.

Формулировка проблемы исходного текста.

К2.

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

  1. Проблема

Какие вопросы рассматривает автор

  1. Основная проблема

Какой вопрос наиболее волнует автора?

  1. Идея текста (авторская позиция)

  1. Что хотел автор сказать читателю?

  2. Над чем заставил задуматься?

К3.

Отражение позиции автора исходного текста.

  1. Языковые средства

Как автору удалось помочь увидеть его позицию?

  1. Позиция автора сочинения

С позицией автора я согласен

(не согласен)

К4.

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме.

  1. Аргументы

1.

2.

  1. Вывод

Заключение

  1. Чтение текста Н. Рериха.

  2. Сообщение учащегося о художнике Н. Рерихе (презентация).

  3. Словарная работа (работа со словарями).

Задание: по ходу урока найдите соответствия – соедините стрелками

(можете записывать значения слов в таблицу)

Слово

Значение

  1. Суеверие

Мнение, усвоенное без размышления, предубеждения.

  1. Предрассудки

  1. Предубеждения

предрассудок, в силу которого многое из происходящего представляется проявлением сверхъестественных сил.

  1. Познание

  1. Эволюция

  1. Исчадие

  1. Память

Глубоко чтимый

  1. Святой

Способность сохранять

  1. Анализ текста.

  1. О чём текст? (тема)

  2. Какие мысли, чувства, переживания вызвала у вас эта статья?

  3. Определите проблему.

  4. Как автор комментирует проблему?

Определите, какая это проблемы? Выберите и подчеркните:

нравственная

общественно — политическая

философская

психологическая

5.Актуальна проблема сегодня?

Н. Рерих называет причины актуальности этой проблемы. Найдите, зачитайте.

  1. И сейчас можно привести многие печальные примеры суеверий…

  2. Вспоминаю один разговор с учёным…

6.Можно ли эту проблему отнести к разряду «вечных»?

Памятка

В тексте

  1. исследуется

  2. анализируется

  3. поднимается

  4. рассматривается

  5. затрагивается

  6. проанализирована

(КАКАЯ? – вечная, нравственная, экологическая, философская) проблема (ЧЕГО? – РОД. ПАДЕЖ)

_______________________?_________________________________

7.Прокомментируйте проблему: выразите своё мнение по проблеме исходного текста (ниже или в таблице «План сочинения»)

Помните : в комментарии не должно быть:

  1. пересказа текста;

  2. комментариев о действиях героев текста;

  3. общих рассуждений о тексте

8.Какова идея текста – авторская позиция?

9.Какие художественные средства использует автор, чтобы убедить читателя?

Художественное средство

Пример из текста

Ряды однородных членов

Метафора

Метонимия

Сотрудник света

Исчадие тьмы

Эпитеты

Истинный воин

Невежественных уничтожений

10. Какие оценочные слова помогут вам выразить свою позицию вместо «я согласен с позицией автора»?

    1. С удовольствием прочитал…

    2. Нельзя остаться равнодушным…

    3. К сожалению…

    4. К немалому удивлению, узнал, что…

    5. Разделяя негодование автора, хочу сказать, что…

    6. Оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает восхищение…

    7. Возмущает (радует, восхищает, огорчает) то, что…

    8. Интересно то, как автор …

    Оценочные слова помогают передать впечатление от прочитанного.

11.Какие аргументы можно привести в сочинение по данному тексту Н. Рериха? Заполните опорную схему

  1. С.П. Мамонтов «Основы культурологи» — «10 заповедей гуманизма Д.С. Лихачёва».

  2. «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачёва.

  3. Какой литературный герой проповедовал идею разрушения прошлого? Евгений Базаров – «Отцы и дети» И.С. Тургенев.

  4. А.С. Пушкин

  1. А.И. Солженицын

  2. А. Сахаров

  3. Отношение государства к сохранению памятников – публикация из газеты «Культура».

  4. Жизнь Д.С. Лихачёва

Литературные Из жизненного опыта

А.С. Пушкин писал:

Два чувства дивно близки нам —

В них обретает сердце пищу —

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва.

Задание

Подберите аргумент для доказательства истинности одной из заповедей гуманизма Д.С. Лихачёва

из книги С.П. Мамонтова «Основы культурологии»

  1. Не прибегать к убийству и не начинать войну.

  2. Не считать свой народ врагом других народов.

  3. Не красть и не присваивать себе плодов труда ближнего своего.

  4. Стремиться лишь к правде в науке и не использовать её во вред кому бы то ни было или в целях собственного обогащения.

  5. Уважать идеи и чувства других людей.

  6. Уважать своих родителей и предков, сохранять и уважать их культурное наследие.

  7. Бережно относиться к Природе, как к своей матери и помощнице.

  8. Стремиться к тому, чтобы твой труд и твои дела были плодом свободного человека, а не раба.

  9. Преклоняться перед жизнью во всех её проявлениях и стремиться осуществить всё воображаемое.

  10. Быть всегда свободным, ибо люди рождаются свободными. Не создавать себе кумиров, ни вождей, ни судей, ибо наказание за это будет ужасным.

Задание:

подбери аргументы из книги Д.С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном»

Прочитайте одно из писем и подчеркните ключевые слова.

Письмо

Цитата

Письмо сорок первое

ПАМЯТЬ КУЛЬТУРЫ

Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране.

Совсем иначе с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой в прошлом, с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно. И он совершенно беззащитен, он не восстановит самого себя.

Совсем иначе с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой в прошлом, с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно. И он совершенно беззащитен, он не восстановит самого себя.

Письмо сорок третье

ЕЩЕ О ПАМЯТНИКАХ ПРОШЛОГО

Любовь к своей Родине – это не нечто отвлеченное; это – и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей.

К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать – воспитывать любовь к родным местам, воспитывать духовную оседлость. А для всего этого необходимо развивать науку культурной экологии. Не только природная среда, но и культурная среда, среда памятников культуры и ее воздействие на человека должны подвергаться тщательному научному изучению.

Не будет корней в родной местности, в родной стране – будет много людей, похожих на степное растение перекати-поле.

Письмо сорок шестое

ПУТЯМИ ДОБРОТЫ

Человек должен уметь не просто подниматься, но подниматься над самим собой, над своими личными повседневными заботами и думать о смысле своей жизни – оглядывать прошлое и заглядывать в будущее.