/
- Пушкин
В 1709 г. состоялась историческая битва русского войска со шведской армией под Полтавой. Спустя век в 1828 году этому значимому событию посвятил свое литературное произведение великий русский поэт А.С. Пушкин.
В своей поэме автор описал мужество и стойкость русского войска в тяжелом противостоянии, с одной из лучших на тот момент армий в Европе. Русская армия в то время находилась в стадии реформирования и становления, и сражение со Швецией было серьезной проверкой для неё в этой битве. Поэма раскрывает нам два переплетенных между собой сюжета. Первый это историческое событие – война между Россией и Швецией, а второй сюжет это любовные отношения гетмана Мазепы и молодой девушки Марии. События произведения происходят на Украине и Пушкин в поэме, передает всю красоту этой страны, восхищается великолепием ее природы. По моему мнению, автор попробовал изложить в своем творчестве идею о необходимости объединения двух братских народов – России и Украины.
В произведение описывается личность молодого русского царя Петра Первого и происходит его сравнение с украинским гетманом Мазепой, который оказался в конечном итоге предателем. Петр думает о стране, о том, как сделать ее великим и могущественным государством, а гетман преследует лишь собственные интересы и выгоду. Также автор сопоставляет поведение русского царя Петра с его противником шведским королем Карлом XII. Карл является уверенным в своей победе, он самолюбив, но при этом никогда лично не принимает участие в сражениях, наблюдая за своим войском со стороны. Петр наоборот принимает участие в битвах и своим примером настраивает русских солдат на победу. Он горяч и искренен в своем порыве прославить Россию и не прячется за спиной своих солдат.
Несмотря на то, что поэма посвящена непосредственно Полтавской битве и событиям, происходящим вокруг неё, в ней находится место и для любовной истории. Это история любви, возникшая между девушкой Марией и гетманом украинского войска Мазепой. История любви является очень трагичной, ведь девушке приходится сделать выбор между своим отцом и любимым мужчиной. К тому же поведение Мазепы в этих отношениях выражается в подлости и коварстве. Он играет с чувствами девушки, не рассказывая ей о своих действиях в отношении ее отца.
На мой взгляд, произведение «Полтава» по достоинству не оценили при жизни великого поэта. Объяснить это можно тем, что поэма по своему стилю написания и особого смысла в сюжете, намного опередила современников того времени.
По картине Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском (автор Николай Ге)
... Красивая картина – не только для учебника литературы, а просто – сама по себе. ` Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском (автор Ге) Популярные сочинения Не могу сказать, что измена и верность – главные темы произведения, ...
Другие темы: ← Вольнолюбивая лирика поэта Пушкина↑ ПушкинРуслан и Людмила по поэме →
`
Популярные сочинения
- Сочинение Евгений Онегин — лишний человек (9 класс)
Роман прекрасного и всем известного писателя Александра Сергеевича Пушника Евгений Онегин передает нам обстановку жизни дворянин Российской империи девятнадцатого века. Автор описывает нам быт и нравы высшего сословия.
- Сочинение на тему Мой папа самый лучший
Мой папа лучший! Он очень меня любит и всегда приходит на помощь. У папы сложная работа, поэтому мы проводим совместно не так много времени, как хотелось бы. Я люблю, когда у него отпуск, потому что отдыхаем мы всегда вместе.
- Сочинение на тему Уважение (9 класс)
Я считаю, что уважение к людям должно проявляться во всем, начиная от мыслей и слов и заканчивая поступками. Если мы не будем проявлять уважение к другим, то и сами не в праве получить уважительное отношение
«Сочинение по поэме Пушкина «Полтава»»
«Полтава» (1828) посвящена воспеванию славного исторического события — Полтавской битвы, знаменовавшей укрепление русского государства. У Пушкина это был первый опыт исторического произведения в стихах, основанного на специальном изучении исторических работ (например, «Истории Малой России» Д. Ы. Бантыша-Каменского и др.).
В поэме соединяются две жанрово-стилевые линии: любовно-романтическая (Мазепа — Мария) и историко-эпическая (Петр — Мазепа — Карл XII).
Ведущей для Пушкина была тема Полтавской победы. Поэтому и произведение названо «Полтава», а не «Мазепа», как первоначально предполагалось. Тем не менее образ Мазепы Пушкина очень интересовал — и в плане политическом, и в плане историко-литературном (как полемика с поэмой Рылеева «Войнаровский»).
По существовавшей литературной традиции Мазепа мог бы восприниматься как типичный романтический герой, не признающий над собою человеческого суда, ибо он выше «толпы». Но Пушкин, не подвергавший сомнению выводы официальной историографии и поставивший целью возвеличить Петра I, судит Мазепу как личность, противопоставившую себя родине и народу. В пушкинской поэме Мазепа и Петр даны как антиподы. Мазепа одинок, Петр окружен единомышленниками. Мазепа думает прежде всего о себе, Петр воодушевлен идеей государства. В предисловии к первому изданию поэмы Пушкин писал, что некоторые писатели (имея в виду Рылеева) хотели сделать из Мазепы «героя свободы, нового Богдана Хмельницкого. История представляет его честолюбивым, закоренелым в коварстве и злодействах».
Не меньшее значение имеет в системе образов противопоставление Петра и Карла XII, проявляющееся и в стилистической сфере. Сила и вдохновение Петра передаются с помощью коротких фраз, передающих энергию и стремительность героя «Полтавы»:
* …Выходит Петр. * Его глаза Сияют. * Лик его ужасен. * Движенья быстры. * Он прекрасен, * Он весь, как божия гроза.
О Карле, «венчанном славой беспощадной», Пушкин пишет распространенными предложениями, создающими впечатление медлительности и даже какой-то неуверенности.
Существенно, что Пушкин в поэме провозглашает идею о единстве национальных и государственных интересов русского и украинского народов. Действие поэмы происходит на Украине. Естественно, что Пушкин стремится воссоздать национальный колорит и споем повествовании. С этой целью он насыщает текст этнографическими деталями, воссоздает пленительные картины украинской Природы, вводит в поэму ряд украинизмов: хата, кат, рада и т. д. Правдивое, конкретно-историческое изображение Полтавской битвы и событий, ей предшествовавших, сочетается в поэме с явно романтическими чертами. Резко выраженный конфликт сильных характеров, эффектные сцены столкновения Марии с матерью и ее безумие, некоторая загадочность персонажей — все эти романтические мотивы придавали повествованию о важнейших исторических событиях эмоциональную приподнятость и лирическую взволнованность.
Сочинения | . «Следовать за мыслями великого человека — ...
... мысли Петр тотчас же воплощает в действие, всеми силами пытаясь спасти свое детище. Нам нравится следовать за мыслями Великого человека, ... поэме — это возмездие человеку за причиненное ей насилие. Пушкин противопоставляет в «Медном всаднике» двух людей: Евгения и Петра, создавая тем самым острый конфликт. Между «Великим» ... запируем на просторе». Время оправдало ожидания и мысли Великого человека: Прошло ...
Доклад на тему: Художественные особенности поэмы А.С. Пушкина «Полтава»
«Полтава» как ни одна из предшествующих поэм Пушкина вызвала огромный интерес, сразу же после своего появления было опубликовано много критических статей. Известно, что и сам поэт, до этого никогда не принимавший участия в дискуссиях о своих произведениях, активно обсуждал новую поэму. Он определил ее как произведение «совсем оригинальное». Вероятно, именно эта оригинальность и стала причиной споров вокруг «Полтавы».
Основная особенность поэмы «Полтава», озадачившая современников, заключается в необычности жанровой формы, которая складывалась тогда в творчестве великого поэта Пушкина. Время создания поэмы (1828-1829) совпало с эпохой крушения жанровых канонов классического искусства, с одной стороны, и с периодом господства нового, весьма своеобычного литературного вида — романтической поэмы, с другой стороны. «Полтава», как замечает Н. Измайлов, «сочетает повествовательную форму с лирическими и драматическими моментами… В общем, она по жанру, по стилю, и языку является, несомненно, самым сложным из всех произведений Пушкина». Таким образом, интересным и важным оказывается рассмотрение этой сложности и оригинальности «Полтавы» именно с точки зрения сочетания в ней эпического и лирического начал.
Композиция поэмы объединила повествование об исторических событиях и историю отношения семьи Кочубея и гетмана Мазепы.
Субъективный лирический элемент заявлен уже в посвящении произведения Марии Волконской, имя которой заменено на Матрена, и в «Посвящении», проникнутом открыто выраженной любовью:
Тебе — но голос музы темной Коснется ль уха твоего? Поймешь ли ты душою скромной Стремленья сердца моего?.. Твоя печальная пустыня, Последний звук твоих речей, Одно сокровище, святыня, Одна любовь души моей.
В создании художественных образов участвуют постоянные эпитеты, через которые выражается авторское отношение к героям. Кочубей — «старый», «богат и горд», «богат и славен», «старец непреклонный», «несчастный»(3 раза), «безвинный»(2 раза); Мазепа «стар», «коварный», «старик»(2 раза), «злой старик», «ге(3 раза), «Иуда», «старец»(4 раза), «мрачен», «тихой и угрюмый», «изменник», «ученик царя», «святой невинности губитель», «любовник жестокий»; Мария «младая», «робкая», «пугливая», «бедная дева», «краса черкасских дочерей», «дева робкая»; Петр «гений», «прекрасен», «могущ и радостен» и т.д. Одновременно вместе с образами прошлого в текст входят автобиографически важные размышления о ссылке и о палаче. Они отражают пребывание Пушкина в Михайловском, когда он и познакомился с потрясшими его поэмами «Войнаровский» Рылеева и «Мазепа» Байрона, со стихами о Кочубее и его обольщенной дочери. Кроме того, в поэму органично включены раздумья поэта о своенравии и о славе, придавшие «Полтаве» субъек- тивно-лирическое звучание. Приведем примеры отдельных отрывков из поэмы. Вот как мы узнаем о негодовании Мазепы: Но как он вздрогнул, как воспрянул, / Когда пред ним внезапно грянул / У падший гром!.. Вот как описана украинская ночь: Тиха украинская ночь / Прозрачно небо, звезды блещут… Становится очевидным, что на первый план выходит личность поэта, и мы не иначе, как через нее, все принимаем и понимаем. Все приведенные цитаты свидетельствуют о лирической активности позиции поэта в качестве субъективно настроенного повествователя. Между тем внешний мир: усадьба Кочубея, место казни, участие в событиях Мазепы, ожидание битвы и само Полтавское сражение — представлены объективно, изобразительно подробно, описательно:
Анализ поэмы Пушкина Цыганы 9 класс
... поиске счастья, сопровождающегося совершением низменных поступков. Сочинение по произведению Цыганы В отличие от многих произведений, входящих в школьную программу, поэма А.С. Пушкина «Цыганы» очень легка в прочтении. Здесь и накал страстей, и ...
- Богат и славен Кочубей Его луга необозримы; Там табуны его коней Пасутся вольны, нехранимы. Кругом Полтавы хутора Окружены его садами. И много у него добра
Мехов, атласа, серебра И на виду и под замками. Пестреют шапки. Копья блещут. Бьют в бубны. Скачут сердюки. В строях ровняются полки. Толпы кипят. Сердца трепещут. …И вот,
Идут они, взошли. На плаху, Крестясь, ложится Кочубей. Как будто в гробе тьмы людей Молчат. Топор блеснул с размаху И отскочила голова… Свершилась казнь. Народ беспечный Идет, рассыпавшись, домой И про свои заботы вечны Уже толкует меж собой.
Здесь детали создают эпическую картину мира и исторические образы участников событий. Автор-повествователь при этом как бы остается сторонним наблюдателем, стремящимся к объективности и точности. Между тем данная эпическая объективность дополняется психологической характеристикой героев и самого автора:
Не столь послушно, не слегка Не столь мгновенными страстями Пылает сердце старика, Окаменелое годами. Упорно, медленно оно В огне страстей раскалено…
В эпически объективное описание казни то и дело вторгаются эмоционально окрашенные эпитеты, метафоры, в том числе и олицетворения, наполняющие повествование лирическим звучанием:
На нем гуляет, веселится Палач и алчно жертвы ждет, То в руки белые берет, Играючи, топор тяжелый, То шутит с чернию веселой .
Эпически событийный сюжет поэмы (сватовство Мазепы, бегство Марии, донос Кочубея, месть Мазепы, казнь Кочубея и Искры, участие Мазепы в бегстве, победа Петра, бегство Карла и Мазепы, встреча с безумной Марией, пир Петра) приобретает двойное звучание, так как авторская оценка, авторские эмоции занимают в нем значительное место. Эпический повествователь время от времени превращается в доверительного собеседника, способного понять и передать читателю глубину чувства Марии, трагедию ее родителей, жестокость Мазепы или торжество победителей. В портрете Марии характеристики «преступница», «своенравная, гордая», «ужасная нагота» в сочетании с «пугливая», «скромная», «разумная», «единая краса» создают образ женщины, способной на отчаянный шаг ради любви, вызывающий у читателя лирическое сочувствие и участие в ее судьбе. Монологи и диалоги героев составляют значительную часть произведения: вторая глава практически целиком состоит из разговоров Марии с Мазепой, Кочубея с Орликом, Марии с матерью. Автор то оставляет их без комментариев, то дает собственную характеристику внутреннего состояния персонажей и окружающей обстановки. Мазепа, размышляя над доносом Кочубея: «В горести притворной / К царю возносит глас покорный» ; в разговоре с Марией он « мрачен, ум его смущен жестокими мечтами», «с невниманьем / Он хладно потупляет взор». Эпитеты притворно, хладный, сонный, мрачный, жестокий в данном контексте содержат авторскую субъективную характеристику, свойственную лирическому роду. Лиризмом проникнуто описание состояния Кочубея («печальный», «с сокрушением сердечным, отвращением томим», «страдалец горько вопрошает», «безвинный») и Искры перед казнью (он «тихий, равнодушный, / Как агнец , жребию послушный»).
Образ и характеристика Карла 12 в поэме Полтава Пушкина
... разгромили армию шведов Наутро Карл с предателем отправляются в Турцию, где Мазепа умирает. Король, вернувшись в Швецию, организовывает битву против норвежцев, где сам погибает. Образы Петра и Карла в поэме «Полтава» очень разные. Объединяет ...
Итак, герои, выражая свои чувства и мысли, вместе с автором участвуют в создании у читателя определенного настроения, которое меняется в зависимости от отношения к тому или иному персонажу или событию. Пушкин сохраняет на протяжении всего произведения активное использование метафор. Именно образ Мазепы в поэме отличает «разработанность, психологическая насыщенность». Он противопоставлен Петру. В эпическом плане бывшие победы Мазепы не представлены, зато победа Петра описана во всех деталях. И Мазепа, и Петр пируют в «Полтаве», но Мазепа «равнодушно», а Петр «гордый, ясный, полон славы», потому и «пир его прекрасен». Именно посвященные Петру стихи наполнены «совершенством выражения», отличающим лирику от эпоса, в «Полтаве». Обилие эпитетов и сравнений, которое уже отмечалось в портрете Марии, характерно и для создания образа Петра. В создании же конкретно- исторического образа петровской победы использованы эпические детали и подробности.
Сведение же в одном произведении исторической темы, изображения событий прошлого и современного взгляда на них находит выражение в сочетании эпического и лирического начал, как это и происходит в «Полтаве» Пушкина.
Вопросы по докладу:
1) Как была воспринята поэма «Полтава» современниками А.С. Пушкина?
2) Когда была написана поэма А.С. Пушкина «Полтава»?
3) Какие два начала соединяются в пушкинской поэме «Полтава»?
4) Что в поэме «Полтава» относится к эпическому повествованию?
5) Почему можно говорить об особом лиризме поэмы А.С. Пушкина «Полтава»?