Двенадцать» Блок — Александр Блок и революция

Сочинение

Краткая биография

Александр Александрович Блок родился в 1880 году в Петербурге. Его дед по матери, А.Н. Бекетов, был видным учёным и ректором Петербургского университета. Отец поэта был профессором философии и права Варшавского университета. Жена Блока – дочь знаменитого русского химика Д.И. Менделеева.

Детские годы будущий поэт провел в семье Бекетовых, жил в дедовском имении Шахматово (недалеко от города Калинина).

В семье Блока много внимания уделялось литературе и искусству. Бабушка, мать Блока и её сёстры занимались художественными и научными переводами. Атмосфера, царившая в семье Бекетовых, способствовала тому, что Александр Блок рано начал заниматься стихотворством.

В 1906 году Блок закончил историко-философский факультет Петербургского университета. Еще будучи студентом, он начал писать стихи. В памяти Блока сохранился характерный эпизод из студенческих лет. Свои стихи, написанные по мотивам картин В. Васнецова, он отнес В. П. Островскому — редактору демократического журнала «Мир божий». «Пробежав стихи», — вспоминает Блок в позднейшей автобиографии, — Он сказал: «Как вам не стыдно, молодой человек, когда в университете бог знает что творится!» — и выпроводил меня со свирепым равнодушием. Тогда это было обидно, а теперь вспоминать об этом приятнее, чем обо многих позднейших похвалах».

Сложная жизнь в сложное время

Блок прожил сложную жизнь в сложное время. Россия на рубеже XIX-XX веков быстро менялась и усложнялась. Развитие промышленности и транспорта, средств связи, технический прогресс делали её интенсивной. Всё это сопровождалось социальным кризисом, активными поисками в философии и религии.

Навстречу новому веку в стране зарождалось новое искусство, которое теперь мы называем искусством «серебрянного века». Наивный и плоский «реализм», прописные истины «позитивизма» перестали удовлетворять. «Гармонические» средства стиха XIX века в значительной мере стирались.

Дерзко — с вызовом в литературу входили новые силы: Константин Бальмонт, Валерий Брюсов занимали ключевые места на поэтическом Олимпе, а Дмитрий…

Мережковский и новое направление в литературе

Мережковский в своем трактате «О причинах упадка и о новых течениях в современной русской литературе» обосновывает перемену в литературе и представляет манифест нового направления — так называемых «старших символистов». Через десять лет появились и «младшие символисты». Два молодых поэта, неизвестные никому, не знакомые даже друг с другом, настроенные мистически, пристально вглядывались во все новое, что нес с собой новый ХХ век. Даже разнообразные и яркие закаты того времени казались обоим необыкновенной «эпохой зорь» и связывались с мистическим ожиданием, предзнаменованием чего-то нового, необычного и глобально-значительного.

7 стр., 3125 слов

По литературе с презентацией «Стихи П.И. Чайковского»

... возрасте 7-8 лет. Известно, что Чайковский писал мальчиком стихи для журнала «Училищный вестник». Существует его статья 1854 года «История литературы нашего класса». В то же время ... -корреспондентом французской Академии изящных искусств, в 1893 г. — почётным доктором Кембриджского университета. Последние годы жизни Пётр Ильич провёл в Клину под Москвой, ...

Один из этих людей – Александр Блок – наблюдал эти закаты в Петербурге, другой – Борис Бугаев, известный под псевдонимом «Андрей Белый», в Москве. Оба испытывали влияние новейшей поэзии, жили в мире Ибсена, философии Ницше и Шопенгауэра, музыки Вагнера, романов Достоевского, поэзии Тютчева и Фета, а также философии и поэзии Владимира Соловьева. А. Белый теоретически обосновывал символизм, как искусство высшего синтеза, имеющее не только художественное, но и пророческое, жизнетворческое значение.

Стихи юного А. Блока, еще нигде не печатавшиеся, его мать пересылала в Москву своей двоюродной сестре – художнице О. Соловьевой, в то время там находился Андрей Белый, живущий по соседству. В письмах Зинаиде Гиппиус – известной петербургской поэтессе – О. Соловьева писала о том, что Боря Бугаев (А. Белый) в восторге от стихов Петербургского новоявленного поэта А. Блока.

В январе 1903 года началась их переписка, причем оба написали одновременно так, что письма встретились и разминулись в дороге, чему было придано мистическое значение. Через год, в январе 1904 года, когда А. Блок приехал в Москву со своей молодой женой, состоялась их личная встреча.

А. Белый и кружок «аргонавтов»

Белый в Москве стал главой кружка «аргонавтов», члены кружка, познакомившись со стихами А. Блока, приняли его к сердцу и посчитали своим. Петербургский поэт, еще не печатавшийся, начал «греметь» в группе восторженных его приверженцев.

А. Блок начал писать стихи очень рано, но как поэт определился не сразу. Он

Введение

Андрей Блок — выдающийся русский поэт и драматург периода символизма. В своем творчестве он проявлял глубокую философскую и эстетическую направленность. Стихи Блока известны своей эмоциональностью и образностью, а также сложностью переживаний, воплощаемых в их строках. В данной работе мы будем исследовать первый сборник стихотворений Блока «Стихи о прекрасной даме», который является важной вехой в его литературной карьере и принес ему признание и популярность.

1. Драматическая карьера и первые шаги в поэзии

Вначале внимание Андрея Блока привлекала карьера драматического артиста, и он принимал участие в различных любительских и полупрофессиональных спектаклях. Однако, параллельно с этим, он начал создавать лирические стихотворения. Эти стихи были написаны для себя, в качестве средства самовыражения. Блок не спешил издавать их, несмотря на то, что у него уже набралось несколько сотен произведений.

В 1903 году две подборки стихотворений Блока были опубликованы, а затем вышел его первый сборник «Стихи о прекрасной даме». Это был блестящий дебют для поэта, и его работы сразу же вызвали интерес и сравнение с творчеством Фета. Блок стал признанным поэтом, вступил в общество писателей обеих столиц и познакомился с такими известными деятелями литературы, как Мережковский, Брюсов, Андрей Белый и Сергей Соловьев. Он стал яркой фигурой в символистском течении, которое в то время оказывало сильное влияние на русскую литературу.

9 стр., 4385 слов

Лирика любви в ранних произведениях Блока («Стихи о прекрасной Даме»)

... поэзии. Блок умер в раннем возрасте, однако его поэтические произведения будут интересны всем людям, так как они облегчают и преображают людям жизнь. Развитие темы любви в поэзии А.Блока. Адресаты любовной лирики. ...

2. «Стихи о прекрасной даме» – знаменитый дебют

Сам сборник «Стихи о прекрасной даме» был тщательно составлен и отличался единством темы и композиции. Каждое стихотворение развивало общую идею, которая была вдохновлена поэтической философией Владимира Соловьева — идеей Вечной Женственности и связанных с ней знамений и предчувствий. Предчувствия, связанные с наступлением нового века, придавали работам Блока таинственность и мистический оттенок.

Переживания и предчувствия, выраженные в стихотворениях Блока, были вызваны сложными процессами, происходившими в России на рубеже двух веков и усложнением психической жизни творческой интеллигенции. В это время символизм стал важным течением, выражающим эти сложные переживания и духовные волнения нового века. Блок стал важной фигурой внутри этого течения, и его поэтические стремления были связаны с творчеством предшественников, таких как Тютчев, Фет, Апухтин, Полонский, особенно с Владимиром Соловьевым.

Молодая лирика Блока отражала его идиалистическую направленность, служение Женственности и Красоте, использование усадебных мотивов, а также сочетание любовной и философской тематики. Его стихи были известны своей музыкальностью и напевностью, которую он позаимствовал у своих предшественников. Блок отвергал рационализм и позитивизм, и стал мастером владения поэтической техникой, развивая свой собственный стиль.

Заключение

Таким образом, первый сборник стихотворений Блока «Стихи о прекрасной даме» стал важной вехой в его карьере и принес ему широкое признание и популярность. В его работах отразились сложные эстетические и философские идеи, а также сложные переживания нового века, которые в то время охватывали русскую интеллигенцию. Блок стал важным деятелем символизма и выразил свою уникальность и талант в своих стихотворениях, которые стали важным явлением в русской литературе начала XX века.

В творчестве Александра Блока прослеживается эволюция его лирической поэзии. В начальном периоде, в стихотворениях о Прекрасной Даме, он создает мистические и романтические произведения, основанные на завораживающих недоговоренностях и неясностях. Блок становится мастером неотчетливой стихотворной речи, которая напоминает полотна импрессионистов.

Тема расплывчатого мифа о Таинственной, Непостижимой Женственности и Красоте, способной преобразить мир, требовала особого стиля. В своих «Стихах о Прекрасной Даме» Блок строит стихи, которые становятся основой его первой книги лирических произведений. Поэт придает этим стихам вид и значение лирического дневника.

Однако эта ранняя лирика, с ее мистическими переживаниями, не была принята традиционной либеральной критикой. Идеал служения Вечной Женственности, противопоставленный низменным заботам людей о материальных благах, редко встречается в стихах поэта. Но нельзя считать, что в ранних стихах Блока нет никакой социальности. В ожидании Прекрасной Дамы просматривается сознание неблагополучия, космического катаклизма и грозящей мировой катастрофы.

Поэт вглядывается в жизнь и видит ее реальности, вплоть до тягот фабричного труда и повседневной городской жизни. Эти мотивы усиливаются в его второй книге стихов, написанных в период с 1904 по 1908 годы. Революция 1905 года пробудила в поэте сознание гражданской ответственности. Он осознает, что нет покоя и счастья, когда мир делится на голодных и сытых.

2 стр., 753 слов

Рассуждение А.А. БЛОК Образ Прекрасной Дамы (на примере стихотворения ...

... этого цикла, так и всего начального поэтического пути Блока можно назвать произведение «Вхожу я в тёмные храмы…». С первой же строки Блок как бы берёт читателя за руку ... приходит вдохновение, и неясные слова и образы начинают оформляться в законченные строки и строфы. Прекрасная Дама выступает здесь в роли Музы, помогая поэту через творческое озарение совершить его ...

В творчество Блока проникает политическая лирика, которая отражает его эмоциональное отношение к революции, но не является прямым воспеванием событий. В основу его книги «Нечаянная радость» (1907) был положен сборник стихов, который указывал на открытие «образа грядущего мира», связанного с движением народа и социальными низами.

Появление «чердачных» стихов, изображающих городскую жизнь во всей ее фабрично-заводской и бытовой неприглядности, вызвало сумятитцу. Постепенно Блок превращается из мистико-романтического трубадура в поэта, которому дороги судьбы России.

Символизм в творчестве Александра Блока

Александр Блок — один из ключевых представителей символизма в литературе Серебряного века. В его творчестве сложились различные темы, включая любовную лирику, самопознание, религиозность, природу, и, конечно же, Россию и её историю.

Первые шаги

Поначалу творчество Блока подверглось влиянию декадентства, однако затем писатель стал отходить от этого стиля и создавать свою уникальную поэтику.

В 1904 году Блок опубликовал знаменитый цикл «Стихи о Прекрасной Даме», который стал сильным воплощением символизма в русской поэзии. В этих стихах Блок изображал женское лицо, высокое и духовное, как воплощение возвышенной ценности идеала.

Однако, стихи о Прекрасной Даме сильно отличались от других творений Блока. Они были написаны в высокой манере, поныне оставаясь одним из самых ярких явлений в русской поэзии серебряного века.

Природа и образ бродяги

Другой основной темой в творчестве Александра Блока стала тема природы. Именно природа, «пузыри земли», часто разрушала стилистику его «Стихов о Прекрасной Даме».

Образ лирического героя в творчестве Блока также приобретал новые черты. Это был одинокий человек, находящийся в состоянии психологической депрессии, заливаемый отчаянием и алкоголем. Фигура бродяги, странника, отрекающегося от традиционных общественных ценностей и городской культуры, противопоставленный пошлости и беспросветной жизни.

Третья книга стихотворений

Третья книга стихотворений (1907-1916 гг.) стала главной и наиболее зрелой работой Блока. Стихотворения отличались строгой простотой и совершенством формы. Главной темой книги стала Россия, с её сложной трагической историей, выражающей боль, за судьбу родины, ввергнутой в мировую войну. Россия стала не только главной темой лирики Блока, но и всех его творческих работ в целом.

Блок встретил февральскую революцию в 1917 году восторженно, с надеждой на изменение жизни. Он находился на прифронтовой полосе на военной службе, и его произведения отражали всю трагическую ситуацию тех лет. Интеллигенция, народ, Россия и революция, ненависть к пошлости и бездуховности этого мира — все эти сквозные темы являлись важнейшими составляющими творчества Александра Блока.

Роль революции в творчестве Александра Блока

Александр Блок — выдающийся русский поэт, чье творчество было неразрывно связано с историческими событиями своего времени. Эпоха большой русской революции оказала значительное влияние на его жизнь и творчество.

4 стр., 1797 слов

Материалы к сочинению по поэме А. Блока «Двенадцать». ,

... во главе двенадцати апостолов Христа диссоциирует с державным шагом революции. В разные годы литературоведы трактовали смысл поэмы с диаметрально противоположных точек зрения — от приветствия новой ... б надо бубновый туз". Эти люди, идущие по завьюженному революционному Петербургу, не остановятся перед кровью и убийством. Революция, по мысли Блока, выплеснула на авансцену истории массу — ...

Участие в Чрезвычайной Следственной комиссии

Весной 1917 года, вернувшись в Петербург, Блок принял предложение быть одним из редакторов протоколов Чрезвычайной Следственной комиссии, которая занималась расследованием деятельности бывших царских министров. Работа комиссии проходила в Зимнем дворце, где ему предстояло участвовать в документальном описании последних дней императорской власти.

Хотя комиссия не успела завершить свое дело, результатом работы в ней стала документальная книга Блока «Последние дни императорской власти», опубликованная в 1921 году.

Отношение к Октябрьскому перевороту

Блок отнесся к Октябрьскому перевороту вначале более осмотрительно. Он не проявил своих настроений в ноябре и декабре, даже прекратил ведение дневника. Однако в январе 1918 года он стал чрезвычайно активным творчески.

За несколько дней Блок создал поэму «Двенадцать», в которой октябрьские события нашли свое отражение. Также стихотворение «Скифы» было посвящено Брестскому миру и отношениям с Западом, а статья «Интеллигенция и революция» подняла важные вопросы общественных изменений.

Амбивалентность отношения к революции

Поэма «Двенадцать», вызванная октябрьскими событиями, получила различное толкование как с левой, так и со стороны правых идеологов. Сам Блок позднее предупреждал об этом в своей «Записке о Двенадцати», отмечая, что революция для него не имела прежде всего политической или агитационной направленности.

В «Двенадцати» Блок изображал не саму революцию, а Россию в момент революции. Он поэтически идеализировал ее переворот, связывая его с разрушением старого мира. Однако у поэта присутствовала неуверенность в результатах и перспективах революции.

Блок активно участвовал в революции с 1905 года, но его восприятие ее было противоречивым и слабым. Образ Иисуса Христа, появляющегося в самом конце поэмы, выдает малоубедительность символа святости революции в глазах поэта.

Анализ

Из предоставленного текста видно, что поэма Блока вызвала резкое неприятие как со стороны писательской элиты (А.Ахматовой, Д.Мережковского, З.Гиппиус, Ф.Солгуба), так и со стороны руководящих деятелей революции. Поэт был временно арестован и допрошен в ЧК.

Блок верил в очистительную силу революции и видел в ней возможность своего творчества. Однако ожидаемая «музыкальная стихия» революции не совпала с реальностью. Революция оказалась бюрократичной, жестокой и привела к разгулу бандитизма.

Окончание поэмы, связанное с образом Христа, вызвало непонимание и критику. Дальнейшее время для Блока стало тяжелым и он перестал видеть смысл в революции, ощутил «щель истории» и задохнулся.

Выводы

Анализ представленных материалов позволяет понять, что поэма Блока вызвала ожидания и разочарование у разных групп общества. Писательская элита и руководящие деятели революции выразили свое неприятие поэмы, а сам Блок пережил кризис и потерял веру в революцию.

Это является важным историческим фактом, который подчеркивает сложность и противоречивость периода революции. Поэма Блока стала одним из отражений этих противоречий и разочарования.

дышать, сердце заняло полгруди…(одна из последних записей его дневника 18 июня

1921 года).

От тягчайшей болезни тела и духа спасти Блока мог только немедленный

16 стр., 7786 слов

Поэма ‘Двенадцать’ Блока

... рождение мира нового. 1. КАКАЯ ЖЕ ОНА, РЕВОЛЮЦИЯ БЛОКА? Моря природы, жизни и искусства разбушевались, брызги ... года. Окончив поэму, записал в дневнике: Страшный шум, возрастающий во мне и вокруг… Сегодня я - гений.[5] . СТИЛИСТИКА И СИМВОЛИКА Блоковское понимание Октябрьской революции ... на радугу, когда писал Двенадцать. А. Блок Блок принял Октябрьскую революцию восторженно и упоенно, но это не ...

отъезд в санаторий.М Горький и другие писатели ходатайствовали в Москве о

разрешении выезда поэта в Финляндию.После ряда недорозумений и проволочек

5 августа разрешение было получено ,но затерялись анкеты, и нельзя было выписать

заграничные паспорта. 7 августа 1921 года поэт скончался, как познее написал

А.Белый “он задохся от очень трудного воздуха жизни”