По сказкам А. С. Пушкина

Сочинение

Сказки А. С. Пушкина внесли в литературу идею протеста против самодержавия и крепостничества. “Сказка о попе и о работнике его Балде” – сатира на обманывающих народ служителей православной церкви. В ней высмеиваются их жадность, глупость и лицемерие. Поп собирается нанять слугу, который будет за гроши выполнять обязанности повара, конюха и плотника. Глупость и жадность заставляют его согласиться получать щелчки от Балды, которого он взял в работники.

Но поп не только жаден, но коварен и зол, он пытается погубить Балду, давая ему невыполнимые

поручения, например собрать оброк с чертей. “Сказка о попе и о работнике его Балде” при жизни поэта не была напечатана. Впервые ее опубликовал В. А. Жуковский в 1840 году в журнале “Сын Отечества” с большими переделками, вызванными строгостями цензуры. “Поп” был превращен в “купца Кузьму Остолопа”. Начиналась она так:

Жил-был купец Кузьма Остолоп, По прозванью Осиновый Лоб.

В “Сказке о рыбаке и рыбке” отразилось народное отношение к тиранам. Она завершается поучительной картиной наказанного самодурства:

В образе старика олицетворяется народное начало сказки. Он

вынужден покоряться воле жадной старухи, но не испытывает к ней почтения, как бы высоко ни вознеслась она. Об этом свидетельствует его обращение к ней, когда она захотела стать царицей:

“Что ты, баба, белены объелась?”

Образ старухи постепенно выходит за рамки изображения жадности и становится символом социального гнета. В черновых вариантах сказки можно проследить, как Пушкин ищет наиболее емкое слово, чтобы дать определение характера и поведения старухи дворянки: “Осердилась глупая старуха”, “Осердилась (сварливая) нахальная”… “Осердилась злая старуха…” “Я тебе госпожа, я дворянка, А ты мой оброч-ный крестьянин…” “Я дворянка, а ты мой крестьянин…”

В окончательном варианте сказки подчеркнуто тупое самодурство старухи, которая действует в соответствующей бытовой и социальной обстановке:

  • Осердилася пуще старуха, По щеке ударила мужа: “Как ты смеешь, мужик, спорить со мною, Со мною, дворянкой столбовою?” Подбежали бояре и дворяне, Старика взашей затолкали, А в дверях-то стража подбежала, Топорами чуть не изрубила;
  • А народ-то над ним насмеялся: “Цоделом тебе, старый невежа! Впредь тебе, невежа, наука: Не садися не в свои сани!”

Глядь: опять перед ним землянка;;

16 стр., 7799 слов

Сказки народные и авторские

... богатство вымысла, свежесть выраженного в них народного нравственного чувства, блеск поэтического стиля. [20] Русская народная сказка «Жадная старуха». («Народные русские сказки А.Н. Афанасьева в трех томах». Под ... В русской народной сказке «Кот, петух и лиса» конфликт между лисой и домашними животными котом и петухом. В коми народной сказке «Лиса и заяц» – между хвастливой лисой и находчивым зайцем. ...

  • На пороге сидит его старуха, А пред нею разбитое корыто.

“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях” написана в 1833 году. Напечатана впервые в 1834 году в журнале “Библиотека для чтения”. В ней особенно четко отразилась гуманистическая направленность пушкинских сказок.

В “Сказке о мертвой царевне” положительные персонажи наделены такими чертами характера, которые ценятся людьми труда: добротой, великодушием, храбростью, преданностью в дружбе.

Царица-мать верно ждет своего мужа, отправившегося в дальний поход. Пушкин рассказывает об этом в ярких сценах, близких по стилю к устному народному творчеству. Он использует постоянные эпитеты, народные суффиксы:

  • Смотрит в поле, инда очи Разболелись глядючи С белой зори до ночи;
  • Не видать милого друга. Только видит: вьется вьюга, Снег валится на поля, Вся белешенька земля.

В образе царевны-дочери преобладают романтические мотивы. Она вызывает любовь девушки Чернавки и семерых богатырей и тем, что “всех милее, всех румяней и белее”, и, главное, своей добротой, отзывчивостью, готовностью прийти на помощь.

Образ королевича Елисея дан в былинных тонах. Герой “отправляется в дорогу за красавицей душой, за невестой молодой”. Он близок к природе.

Лирические обращения Елисея к солнцу и месяцу и, наконец, к ветру поэтически окрашивают его образ, придают ему особое обаяние: Елисей, не унывая, К ветру кинулся, взывая: “Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море. Всюду веешь на просторе, Не боишься никого, Кроме бога одного.

Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете Ты царевны молодой? Я жених ее”.

Эти обращения представляют собой своеобразные лирические отступления, в которых ощущается синтез поэтических элементов устного народного творчества. Так Пушкин выступил как новатор в самой композиции сказки, развернув народные обращения-заклинания в поэтическую картину.

“Сказка о мертвой царевне” написана поэтом в творческом состязании с Жуковским. Но в отличие от него Пушкин не ограничивается романтическим изображением героев, он вводит реалистические картины жизни царского двора, создает и сатирические персонажи в своей сказке. Таков в какой-то мере царь-отец, поспешивший жениться, едва истек положенный срок вдовства. Пушкин иронически говорит о нем:

  • Долго царь был неутешен. Но как быть? и он был грешен; Год прошел как сон пустой, Царь женился на другой.

Основная же сила сатиры Пушкина направлена против царицы-мачехи, олицетворяющей “темный мир” в сказке. Мачеха “черной зависти полна”, “горда, ломлива, своенравна и ревнива”. Зависть и злость ко всему светлому и доброму приводят ее в конце концов к смерти: “Тут ее тоска взяла, и царица умерла”.

8 стр., 3694 слов

Научно-исследовательская работа «Сравнительный анализ «Сказки ...

... сходства и различия. Материал, полученный в результате нашего исследования, поможет ученикам лучше понимать произведения и характеры героев. Я решил сравнить эти произведения. 1. Сравнительный анализ сказок А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и ...

Так в сказке победа добра символизирует гибель зла.

По сказкам А. С. Пушкина 1По сказкам А. С. Пушкина 2По сказкам А. С. Пушкина 3По сказкам А. С. Пушкина 4По сказкам А. С. Пушкина 5 1

votes, average:

5.00

out of 5)