Сочинение на тему: «Романс А.А. Алябьева на стихи П. Беранже «Нищая»»
В наше время классическая музыка не пользуется особой популярностью. Поэтому меня удивило и обрадовало новое видение моего любимого романса «Нищая» А.А. Алябьева на стихи П. Беранже, который недавно был пройден на уроке музыкальной литературы. Услышав его в программе «Голос» в исполнение Полины Конкиной я была впечатлена, ведь каждое новое прочтение этого произведения несёт в себе различные эмоции и чувства. Конечно же, в первую очередь, это зависит от исполнителя – каждый вокалист вносит свои нюансы и агогику, соответствующие личному пониманию этого произведения. Поэтому с момента создания романса, существует несколько вариантов с небольшими ремарками, как в мелодии, так и в тексте.
Романс «Нищая» относится к вершинным достижениям Александра Алябьева в сфере драматической вокальной музыки. Стихотворение П.Ж. Беранже, переведённое Дмитрием Тимофеевичем Ленским в 1840 году, вызвало в душе композитора отклик своей болью и трагичностью.
В трактовке текста Пьера Жана Беранже Александру Александровичу Алябьеву удалось найти образ «маленького человека», раскрыть трагедию личности. Образ безысходного людского горя метко передан в музыке. Это бедная старая женщина, в прошлом — знаменитая певица, в настоящем — нищенка, просящая милостыню у храма. Строки «Подайте, Христа ради, ей!» призывают к состраданию и любви, придают романсу глубокий общественный смысл.
Когда романс «Нищая» впервые прозвучал со сцены, точных данных нет. Но было это в Москве. Именно императорская труппа стала центром развития русской лирической, задушевной песни. Известно, что был организован кружок любителей песни при Малом театре.
Куплетная форма состоит из 6 строф. Каждая строфа, как бы приоткрывает новую грань прошлой блистательной жизни пожилой женщины. Мелодический рисунок романса имеет восходящее движение, постепенно поднимаясь по секундам выше и выше затем, как бы, обрываясь, падает вниз. Такое развитие мелодии (вызывает ассоциации) с жизнью героини романса. Трагичность мелодии композитор подчеркивает пунктирным ритмом, а также настойчивыми секундовыми интонациями стона и вздоха в аккомпанементе.
«Жизнь и творчество Алябьева»
... сочинению. Жизненные испытания не сломили композитора. Заслуги Алябьева. Значение Алябьева в истории русской музыки основывается, главным образом, на его романсах. В романсах Алябьев обнаружил несомненный мелодический дар. Первое ... в куплетной форме с неторопливым запевом и быстрым припевом. Нежная проникновенная мелодия тесно связана с интонациями русских лирических песен, ей свойственна ладовая ...
Романс «Нищая» исполняется в разных вариантах. Существует традиция академического исполнения, соответствующая авторской редакции и традиция цыганского исполнения, появившаяся во второй половине XIX века. На мой взгляд, традиция цыганского исполнения упрощает идею, которую заложил автор текста, музыка лишается глубокого смысла. Она не вызывает у слушателя сочувствия жалости и совсем утрачивает свой философский подтекст. Поэтому мне нравится оригинальное звучание романса.
Ещё существует вариант, не подкреплённый пока никакой традицией.
Людмила Марковна Гурченко трактовала данное сочинение как медленный блюз, исполняла его в сопровождении джаз-банды. Этот вариант звучит убедительно, если учесть, что в лирическом блюзе находила отражение тема социального неравенства.
В