1. История создания произведения.
«Р.В.С.» является первым произведением Аркадия Петровича Гайдара для детей. Оно было написано в 1919 году, однако точных временных рамок до сих пор не установлено. Если смотреть на биографию писателя, обращаться к его заметкам, то можно определить, что в центре его повествования лежат наблюдения в 1919 году, когда он был командиром взвода. В бумагах писателя того времени найдены отрывки, которые позже вошли в повесть «Р.В.С.». Произведение про Гражданскую войну было написано для детей. Впервые оно вышло в апреле 1925 года, однако в сокращенном виде. Повесть была опубликована журналом «Звезда». Пермская газета «Звезда» в 1926 году опубликовала полный текст повести. В этом же году «Р.В.С.» вышла отдельным изданием. Однако повесть была отредактирована так, что А.П. Гайдар писал, что не может назвать опубликованное своей книгой. По его мнению, «отсебятины» и «социальная сопливость» делали его детище насмешкой над всей детской литературой.
В исправленном виде повесть А.П. Гайдара вышла лишь в 1934 году, после чего никогда не видоизменялась.
2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).
«Р.В.С.» относится к жанру повести, хотя некоторые исследователи называют это произведение рассказом. Опубликовано оно было при жизни А.П. Гайдара как повесть, хотя сам автор почти везде называет «Р.В.С.» «книгой».
3. Название произведения и его смысл.
«Р.В.С.» — это сокращенное название Революционного военного совета. Это высшее командование Красной Армии с 18-го по 34-ый года 20 века.
В ходе повествования командир, который прятался от вражеских сил, послал мальчика, чтобы он сообщил его товарищам о том, что он ранен. Как доказательство персонажем был дан кусок бумаги, на котором была печать Реввоенсовета.
4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?
Повествование ведется от третьего лица, что придает всем современным той эпохе действиям достоверный и объективный характер.
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
А.П. Гайдар в повести «Р.В.С.» поднимает тему Гражданской войны. Проблема, затронутая автором, гласит о непростом времени, когда люди не понимали, за кого нужно воевать. Писателю удалось передать это напряженное время запутанных мировоззрений. Именно в такое трудное время человек показывает свое истинное лицо.
6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
События повести «Р.В.С.» происходят на Украине. В семью мальчика Димки приходит дезертир Головень, дядя Димки. С возвращением Головня мальчику становится трудно жить в собственном доме, поэтому он решает сбежать. В этом Димке помогает Жиган, у которого уже есть опыт в таких делах. Когда мальчики уже хотели совершить свой план, они встречают раненого солдата и пытаются ему помочь. Жигану через множество испытаний удается передать окровавленную записку с печатью Р.В.С. красным войскам. Помощь мальчика способствует победе красных над зелеными, в результате чего Жигану дают бумагу, что он «не шантрапа и не шарлыган», а человек, который смог доказать свою революционность. Димке же и его семье выписали пропуска в Питер.
Анализ повести Гайдара «Тимур и его команда»
... что Тимур и его команда – все еще дети. 10. Отзыв о произведении. Повесть А.П. Гайдара «Тимур и его команда» учит быть настоящим патриотом, любить и защищать свою Родину. Помогать окружающим людям – высшая степень этой любви. Понравилось сочинение? ...
7. Система образов произведения.
Главными героями повести стали обычные мальчики. Димка и Жиган жили в бедных семьях. Если Димка жил со своей матерью, то Жиган – с крестной, потому что его семья не могла прокормить ребенка. Автор показывает, как Димка и Жиган поступают в соответствии с долгом и честью. Это справедливые и храбрые ребята, которые готовы помочь незнакомому человеку.
В произведении есть противопоставленный мальчикам Головень – дезертир. Ему же антитезой стоит образ раненого красноармейца Сергеева.
Второстепенными героями являются мать Димки и его брат Топ.
8. Композиция произведения.
Композиция произведения строится на антитезе. Если в начале повести мальчики, забитые самой жизнью, решаются на побег, то в конце произведения они получают для себя самое лучшее.
9. Художественные средства, приемы, раскрывающие идею произведения.
Уже в самом первом произведении для детей у А.П. Гайдара проявляется общественно значимая проблематика. Разговор с детьми у писателя происходит серьезным, а иногда и трагичным голосом. А.П. Гайдар показывает, что все события, происходящие в те времена, затрагивают не только взрослых, но и детей. Поэтому для писателя было важным на примере своих героев показать, как ребятам нужно действовать.
Несмотря на серьезность повествования и трагичность некоторых событий, автор использует и юмористические приемы. Это делает повесть легкой для прочтения.
10. Отзыв о произведении.
Повесть «Р.В.С.» повествует о детском мужестве, о поступках обычных ребят в соответствии с честью и достоинством. Произведение отличается лиризмом и событийностью, что делает повесть легкой и интересной.