Своеобразие повести Тендрякова «Пара Гнедых»

Сочинение

Мои воспоминания о лете 1929 года

Мои воспоминания начались с лета 1929 года. На тот момент я достиг возраста 5 лет и отчетливо запомнил уже не куски событий, а целый сплошной их поток. Первого пескаря, черные бани изб, запах хлеба и разговоры мужиков о коммунии.

Этим летом село переселялось. Горы нехитрого скарба переезжали из бедной избы в богатую и наоборот. За всем зорко наблюдали мужики и обсуждали перевозимое, завидуя цинковому корыту или двум самоварам соседа.

Мой отец был причиной этого переезда. Руководствуясь коммунистическими постановлениями, он следил за соблюдением провозглашенной справедливости.

Сейчас всеобщее внимание было приковано к деревенскому «кулаку» Антону Ильичу Коробову, ведущему дивных гнедых коней. Они отливали золотом, эти кони, и не было ни в селе, ни, казалось, во всем мире похожих. Я любил этих коней, и любовь эта распространялась и на их хозяина, заботящегося о них, как о собственных детях. Антона Ильича любили дети и животные. Взрослые же наоборот – сторонились.

Ехавший мимо бедняк Мирон тоже завидовал владельцу лошадей. Какого же было его удивление, когда Коробов просто отдал ему гнедую пару! Отец лишь недовольно цедил, что Мирон променял свою бедняцкую честь на коней.

Сам же бывший хозяин, раздав все свое имущество, получил бумаги о «чистоте» перед властью, значок с Лениным и книжку «Друг детей». Теперь он мог быть полноценным пролетарием. В газете опубликовали письмо, в котором Коробов объяснил, почему он добровольно расстается с презренной частной собственностью. Антон Ильич уехал из деревни строить свое новое будущее.

Мирон за бесценок скупал инструменты и листовое железо с крыши дома Коробова у пролетария Вани Акули, который вырученные деньги тут же пропил.

Отец грозил Мирону попаданием под статью о раскулачивании, но тому было все равно. Пару раз он выезжал на конях по селу. А потом отца перевели в соседний район. Вскоре гнедую пару отдали в колхозные конюшни. О судьбе самого Мирона ничего известно не было.

Да и вряд ли неумелое управление имуществом может привести к чему-то хорошему.

Можете использовать этот текст для читательского дневника.

Цель урока:

Ход урока:

  1. Оргмомент.
  2. Объявление темы и цели урока.
  3. Работа над текстом. Художественные образы.
  4. Жанровое своеобразие рассказов.
  5. Подведение итога работы.
  6. Задание на дом: подготовка к уроку-дискуссии (вопросы даны ранее).

Оборудование:

  1. Портрет В. Тендрякова.
  2. Тема. (запись на доске).
  3. Эпиграф: «Глубоко убежден, что сражением нельзя внушить истину. Сражение не бывает без насилия, пусть даже духовного…» В.Тендряков.
  4. Зрение — мысль свидетель — мудрец. Володя Тенков — Владимир Тендряков — хроника.

В девяностые годы ХХ века в печати вышли произведения разных писателей, которые пролили свет на происходящие во время коллективизации трагические события. К таким произведениям относятся рассказы В. Тендрякова «Пара гнедых», «Хлеб для собаки». Автор повествует о действительно происходящих событиях, свидетелем или очевидцем которых он был. Однако ценность его рассказов не только в правдивом изображении минувшего, но и в том, что писатель воспроизвел нравственно-психологическую а.

1 стр., 412 слов

Уроки доброты в рассказе Конь с розовой гривой, Астафьев

... и сам постарел. Однако он никогда не забывал того “урока” бабушки и пряничного коня. 1 votes, average: 5.00 out of 5) ... поступил. Бабушка сначала долго отчитывала его, а потом все-таки дала “коня с розовой гривой”. Столько лет прошло с тех пор, дедушки ... невоспитанными, отчего бабушка мальчика их недолюбливала. И на этот раз они по дороге устроили драку, съели все собранные ягоды и мальчика Витю ...

Художественное исследование коллективизации в России в 1929 году

Роман Федора Тендрякова «Год великого перелома» рассказывает о событии отечественной истории – сталинской коллективизации в 1929 году. Автор ставит перед собой задачу разобраться в истоках этого события, понять, какие цели стояли у его инициаторов и как оно повлияло на жизнь людей.

Социальная справедливость как лозунг коллективизации

В оценке Тендрякова истоки коллективизации были связаны с идеей социальной справедливости. Однако, в своей реализации коллективизация стала геноцидом для народа, уничтожившим мужика, осиротевшим деревню и оставившим землю беспризорной.

Судьбы героев и их отношение к богатству и бедности

В романе рассказывается о судьбах нескольких персонажей, чьи истории дают представление о того, как встретили коллективизацию разные слои населения.

  • Александр Коробов – перебился жизнью, стал одним из богатейших людей в селе.
  • Михаил Богаткин – неудачник, не везет в жизни; после раскулачивания он был ссылен.
  • Василий Акуля – опустившийся, ленивый и циничный человек, не уважаемый на своей родине.

Отношение к бедным и богатым у героев разное. А.Коробов завидует богатым, понимая, что нужно все отдавать, чтобы продолжать жить в роскоши. В.Акуля искренне считает, что дома богатых теперь стали свободными для всех и выселяет их хозяев, чтобы занять их место. М.Богаткина тоже привлекает мысль стать богатым, но он не может смириться со своей неловкостью и неуклюжестью в общении с людьми из высшего общества.

Деревня перед переменами

В романе Тендряков показывает, что в целом деревня была готова к преобразованиям, потому что ей не было легко в трудную безработичную пору. В то же время отсутствовала четкая программа, как изменить жизнь сельского населения, что привело к произволу и заносчивости.

Судьба людей после коллективизации

Судьбы героев романа стали различными после коллективизации. А.Коробов продолжил разбогатевать и вероятно станет главой района. М.Богаткин был проигнорирован обществом и сейчас находится на ссылке. В.Акуля же оказался проигравшим в измененной виде жизни, всего лишь эпизодическим персонажем в трагедии коллективизации. Возвращенный в бедность, он продолжил жить не получая удовлетворения и радости в жизни.

4 стр., 1627 слов

«Хлеб для собаки» — краткое содержание рассказа ...

... Тендрякова можно выделить следующие: «Не ко двору». «Три мешка сорной пшеницы». «Ухабы». «Апостольская командировка». «Ненастье». «За бегущим днем». «Расплата». «Шестьдесят свечей». «Хлеб для собаки». ... «Путешествие длиной в век». О писателе «коллеги по цеху» не один раз говорили как о человеке, который способен на поступки, требующие большого гражданского мужества. Тендряков ...

Итоги романа

Роман Федора Тендрякова «Год великого перелома» показывает трагическую судьбу России в 1929 году – период коллективизации. Не смотря на идею социальной справедливости, многие люди попали в трудное положение и потеряли все. Роман вызывает чувство осуждения для игнорирования судьб миллионов людей.

«Хлеб для собаки»

  1. Какая эпоха осмысливается здесь?
  • Плоды коллективизации.
  • Герой. Кто он такой? Что его угнетает? Что с ним происходит?
    • «Слоны» гложут кору.
    • «Шкилетники» стонут.
  • Какой вопрос он себе задает?
    • Почему я не сошел с ума?
    • Почему?
    • Пообвыкся;
    • Они – враги;
    • Нашел выход: хлеб для собаки; цитата — с.144
  • Как вы понимаете смысл названия?
    • Хлеб для тревожащей человека совести, которую можно заслужить, накормить.
  • А для каждого ли из героев Тендрякова съедобен этот хлеб?
    • Почему застрелился начальник станции? (Красная шапочка — не выдержал зрелища)
    • Так как не мог найти собаку.
    • Но мы понимаем, что для этого человека хлеб для собаки несъедобен (он не может им накормить свою совесть).
  • А всякая ли совесть нуждается в хлебе для собаки?
    • Нет. Есть люди, у которых совесть всегда сыта? Кто они?
    • Дыбаков, Душной, Абрам.

    Таким образом, мы увидели не только истоки коллективизации, но и плоды развернувшейся социальной справедливости.

  • Несколько вопросов о жанре.

    Тендряков строит подлинную и достаточно полную картину отечественной истории. Он отказывается от изложения некой «правды» как от иллюзии обладания истиной. Он ищет, взыскивает истину вместе с читателем. Каким образом? Попробуем выяснить.

    1. Жанр данного произведения можно назвать хроникой документальной.
      • Почему?
        • Это обосновано наличием документов, которые тематически дополняют сюжет и образ времени в рассказе, а также являются доказательством исторических фактов.
    2. В произведении указано о двух авторах – В. Тенков и В. Тендряков. Они соответственно представляют зрение и мысль, свидетеля и мудреца, историю и литературу. При этом Тендряков является автором конспекта истории страны. Однако, конкретных доказательств этому не приводится.
    3. Образ времени в рассказе создаётся широким спектром средств. В музыке «Кудрявая, что ж ты не рада», частушках и веселье сквозь слёзы передаётся атмосфера времени, эмоциональное состояние персонажей. Слова Горького, ставшие рефреном, пронизывают весь рассказ и подчеркивают его тематику. Дополнительно, школьные сцены, уличные сцены и образы выживших крестьян и обнищавшего еврея служат для передачи общей картины жизни исторического периода. Опредмеченные детали портретов умирающих крестьян говорят о том, что человек в данном временном контексте ощущается как ничтожное существо.
    4. Тендряков использует документы в своем произведении с целью обеспечить беспристрастность.

      24 стр., 11640 слов

      История литературы США. Том 2 Э. Ф. Осипова: Ральф Уолдо Эмерсон

      ... писателя. Он является центральным и в его натурфилософии. РАЛЬФ УОЛДО ЭМЕРСОН Рисунок Истмена Джонсона. 1846. Эмерсон воспринимал природу как инаковость Бога, видимое отражение «божественных ... сочинения Карлейля "О героях, культе героев и героическом в истории", но отличалась демократическим духом. В своих эссе и лекциях Эмерсон также затрагивал темы национального характера англичан, литературы ...

      Подлинность документов позволяет ему создать обрамление с истиной и воспроизвести их содержание с помощью соответствующего языка и интонации.

      • Документы вызывающе подлинны, он обрамляет их тем языком, той же интонацией. Литература Тендрякова дорастает до истории, потому что она нелжива и стремится к истине. Именно таким должен быть подход к нашей истории – великой и позорной; такой, наверное, суждено быть в ХХI веке и русской литературе.

    Читаемое в разделе:

    • Урок-суд над Раскольниковым (по роману «Преступление и наказание»)
    • Урок: Религиозная символика в романе «Преступление и наказание»
    • Урок по роману Шолохова «Тихий Дон»
    • Урок по повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»
    • Образ революции и гражданской войны в литературе 20-х годов
    • Урок по литературе: Бродский И.А. — «Зимним вечером на сеновале»
    • Урок по повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»

    Ранее опубликованные в разделе:

    • Урок по литературе: Бродский И.А. — «Зимним вечером на сеновале»
    • Урок: Религиозная символика в романе «Преступление и наказание»

    Новые материалы раздела:

    • Образ революции и гражданской войны в литературе 20-х годов
    • Урок по теме: «Рассказ о семи повешенных» Л. Андреева
    • Урок-суд над Раскольниковым (по роману «Преступление и наказание»)
    • Урок по роману Шолохова «Тихий Дон»
    • Урок – дискуссия по теме: Коллективизация в отечественной литературе ХХ века

    Пара гнедых - Владимир Тендряков

    Пожаловаться на книгу

    Автор: Владимир Тендряков

    Жанр: Советская литература

    [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/po-rasskazu-para-gnedyih/

    Серия: Отсутствует

    Год: 2015

    Исследование периода коллективизации в России

    1929 год оставил незабываемые воспоминания для жителей России. Это было лето, в котором все вокруг витало радиоактивной энергией. Груженые возы скрипели по единственной улице села, перевозя житейский скарб и предметы, собранные поколениями. Это был начало периода коллективизации, одного из самых ужасных эпизодов в истории страны.

    Один из выдающихся политиков того времени, Уинстон Черчилль, в своей книге «The second world war», вспоминает о десяти пальцах Сталина. Задавая вопрос о цене коллективизации, Сталин показал ему эти пальцы. Их значение, видимо, олицетворяло десять миллионов раскулаченных крестьян — людей разного возраста и пола, которые были лишены всего и брошены на голодную смерть.

    Десятки колёс грузовиков скрипели по дорогам страны, предвещая наступление новой эры. Коллективизация стала голодным страхом для крестьян. Бурлаки, налепившие на свои спины тяжелые сугробы, шли везде, где они должны были побывать.

    23 стр., 11043 слов

    Современный урок литературы: классификации, концепции

    ... дальнейшая разработка проблемы. Таким образом, дипломная работа будет посвящена одной из важнейших проблем методики преподавания литературы - определению места урока литературы в системе современного литературного образования. ... плана урока; определение главных путей, по которым следует идти к цели. Бунаков указывает на необходимость планирования. "Урок целесообразно начинать с повторения ...

    Повесть «Пара гнедых» В. Ф. Тендрякова была написана поистине мастерски. Она описывает мрачную картину тех событий, отскакивающую от стен селянской избы. Автор открывает дверь в преисподнюю колхозов и деревенских тюрем. Он позволяет нам почувствовать все ужасы, страхи и терзания, которыми был наполнен этот период российской истории.

    В книге В. Ф. Тендрякова «Пара гнедых» рассказывается о трагической судьбе раскулаченной семьи. Они были вынуждены оставить все свои сокровища, передавая их в чужие руки ради выживания. Семьи были разорены и разбросаны по всей стране, лишены своего благополучия и безопасности.

    Период коллективизации оставил огромный след в истории России. Это была летучая греза, но затем оказалось, что она растянулась на долгие десятилетия. Колхозы стали свидетелями недовольства и неповиновения. Однако коллективизация оставила прочный след в разуме русского народа.

    Несмотря на все трудности, эта трагическая история России оставила незабываемый след в сердцах многих, что подтверждается рассказом В. Ф. Тендрякова «Пара гнедых». В своей книге он показал мир, который крушится, оставляя в сердцах людей горечь и боль.

    Легально скачать полную версию произведения в элетронном виде (а так же заказать печатную книгу) «Пара гнедых» можно в книжном интернет магазине Литрес