Проблема запоздалого сожаления о несовершенном поступке
Проблема запоздалого сожаления о несовершенном поступке. По Ю. В. Бондареву. И. П. Цыбулько 2020. Вариант 2
Стоит ли откладывать задуманное на потом? Какое чувство вызывают в человеке несовершенные поступки? Именно эти вопросы возникают при чтении текста русского советского писателя и сценариста Юрия Васильевича Бондарева.
Раскрывая проблему запоздалого сожаления о несовершенном поступке, автор ведёт повествование от первого лица. Каждый вечер, проходя по переулку, рассказчик видел единственное окно в ночи, которое притягивало его уютным зелёным светом. Он представлял натопленную комнату, стеллажи, заставленные книгами по всем стенам, и в его воображении возникал образ милого сутуловатого, в старческих добрых морщинах, одинокого учёного или писателя, окружённого благословенным раем книг.
Однажды в герое возникло сильное желание зайти в этот маленький домик, чтобы познакомиться с близким ему по духу человеком. Он мог бы сказать, что ошибся номером, и познакомиться с человеком, удалившимся от суеты мирской, завязать дружеские отношения с интересным для него интеллигентом. Но герой не решился на этот поступок, не постучал в так манившую его своей таинственностью дверь. Позднее рассказчик очень сожалел о несовершенном поступке, потому что спустя некоторое время увидел в окно незнакомую женщину. В этот момент дом, и переулок, и окно представились ему ложными и незнакомыми. Он вдруг понял, что случилось несчастье, что его воображаемый друг, тот седенький старичок с шаркающей походкой, к которому его так тянуло душевно, ушёл в мир иной. А этот человек был нужен рассказчику как близкий друг.
Оба примера: нерешительность рассказчика, не исполнившего своей мечты познакомиться с близким по духу человеком, и увиденная вместо старичка чужая, незнакомая женщина, дополняя друг друга, вызывают в читателе сожаление о том, что герой упустил шанс приобрести близкого по интересам друга, которого ему так не хватало.
Авторская позиция заключается в следующем: нерешительность иногда становится причиной сожаления. Не совершенные вовремя поступки заставляют позднее горько сожалеть о том, что упустил свой шанс и не реализовал свои желания и мечты.
Анализ текста
В данном тексте представлены два отрывка, описывающих внешний вид и впечатления от дома, который автор видел каждый вечер. Первый отрывок описывает январскую метель, скрип тополей и верховой ветер, а также зеленое светлое окно в доме. Автор ощущает приятное ощущение неразгаданной тайны, которое вызывает это окно.
Форма, конструкция и виды окон
... окна украшают накладками или декоративными орнаментными профилями, выполненными в различных комбинациях цвета и декора. В конструкциях окна используют фрамуги. Прямоугольное окно может иметь скосы. Окна ... Раздвижные окна. Раздвижные окна - окна, створки которых двигаются параллельно плоскости установки окна, перемещаясь относительно друг друга или убираясь в стены. Раздвижные окна позволяют ...
Второй отрывок подробно описывает внутреннее убранство комнаты дома. Здесь есть стеллажи, полные книг, потертый коврик, письменный стол и стеклянный абажур лампы. Автор представляет себе одинокого человека, окруженного книгами, который работает и думает до поздней ночи, не нуждаясь в мирских удовольствиях.
Вопросы, возникающие после прочтения текста
Из текста возникают следующие вопросы:
- Кто жил в этом доме и каким образом он связан с автором?
- Какие чувства и мысли вызывает у автора это окно и внутреннее убранство комнаты?
- Какие события могут развернуться в дальнейшем?
Анализ стиля и языка
Автор использует описательный стиль, чтобы передать впечатления от дома и вызвать интерес у читателя. В тексте преобладают эмоциональные и образные выражения, такие как «зеленое уютное пятно», «неразгаданная тайна» и «благословенный рай книг». Язык текста литературный, с использованием сложных предложений и разнообразных лексических средств.
Выводы
Данный текст представляет собой описание дома, которое вызывает у автора интерес и впечатления. Отсутствие конкретной информации о жильце и дальнейшем развитии событий создает интригу и возбуждает любопытство читателя.
Раздел 1: Введение
В данном исследовании мы обратимся к фрагменту текста, содержащему описание наблюдений и переживаний автора весной. Автор рассказывает о своих чувствах и желании заглянуть в окно знакомого дома. Однако, он не решается постучать, что позднее приводит к чувству раскаяния.
Раздел 2: Описание окружающей обстановки
В тексте автор подробно описывает весеннюю атмосферу: капли дождя, звенящие сосульки, отливающие лужицы. Он обращает внимание на зеленовато-теплую занавеску в окне знакомого дома, которая создает ощущение уюта и тепла. Автор также описывает стол, заваленный бумагами, и комнату, заполненную книгами, которые кажутся единственными друзьями хозяина.
Раздел 3: Желание автора и его колебания
Автор испытывает сильное желание подойти к окну и постучать в стекло. Он хочет увидеть лицо хозяина и обстановку внутри комнаты. Однако, он колеблется и не решается сделать это. Автор осознает, что позднее не сможет простить себя за этот промедленный момент.
Раздел 4: Развитие событий
Позже, спустя два месяца, автор возвращается в тот же переулок и обнаруживает, что ничего не изменилось. Вокруг царит весенняя атмосфера, но в окне знакомого дома не горит свет. Окно кажется провалом, и автор ощущает некое неудобство, которое приходит к нему из майских сумерек.
Раздел 5: Несчастье и беспокойство
Автор ощущает, что в невидимой комнате произошло несчастье. Он снова доходит до угла переулка, надеясь увидеть зеленый свет на занавеске и вернуться к обыденности и умиротворению. Однако, свет в окне не вспыхивает, что вызывает беспокойство и тревогу у автора.
Раздел 6: Заключение
В данном фрагменте текста автор описывает свои переживания и желание заглянуть в окно знакомого дома. Он не решается это сделать, а позднее испытывает раскаяние. Развитие событий вызывает беспокойство и предчувствие несчастья. Данный фрагмент создает интригу и вызывает желание продолжить чтение, чтобы узнать, что произошло в невидимой комнате.
Проблема роли дома в жизни человека
... одним примером того, как дом является духовной ценностью для человека, служит отношение к своему дому Всю жизнь Матрёна работала для ... разрушением дома уходит и душа главной героини, которую А.И. Солженицын по праву называет «деревенским праведником». Таким образом, проблема, ... дом у неё простой, с обычными «жёлтенькими обоями», а из всего хозяйства – одна колченогая коза. Однако, по замыслу автора, ...
2. Раскрытие автором военной поры в жизни капитана «Батальонов просят огня» и его этической проблематики.
Повесть «Батальоны просят огня» Ю. В. Бондарева влияла на литературу послевоенного периода, поскольку представляла военную пору не просто как биографическую строку в жизни капитана, но как исходный пункт для формирования судьбы целого поколения. Автор особое внимание обращает на этическую проблематику произведения, стремясь раскрыть нравственные мотивы подвига, а также осветить хорошее и плохое в человеке.
Автор актуально сочетает героические и трагические мотивы повести – не только боевые сцены и точное описание жизни на фронте, но и изображение внутреннего мира героя на войне, включая его отношение к жизни и смерти, поведение перед лицом смерти, психологию офицера и солдата. Ю. В. Бондарев был одним из первых авторов в послевоенной литературе, кто совместил героическое и трагическое, взаимодействие которых привело к сложной и непростой жизненной диалектике созревания героя и качественных изменений в его душе.
Особое внимание писатель уделяет выбору героев – молодых офицеров. Это были юные люди, вчерашние школьники или студенты, которым пришлось слишком рано столкнуться с тяжелой реальностью военной службы. Война, с ее жестокой правдой и неумолимыми законами, стала обязательной предпосылкой, которая позволила писателю затронуть и обсудить тему Великой Отечественной войны. Исследуя объективную ситуацию и различные субъективные осмысления героев, Ю. В. Бондарев исследует и внутренний мир человека. При всем том, судьба героев тесно связана с идеей свободы и свободного человеческого действия.
Если говорить о повести «Батальоны просят огня», то важно отметить, что здесь противостояние капитана Ермакова полковнику Иверзеву представляет собой не просто столкновение двух точек зрения, а скорее драму различных идейно-этических отношений. События разворачиваются не только на поле битвы, но и на площади человеческой души.
Изначально Ермаков испытывает удовлетворение своими достижениями на фронте, но всё меняется после трагической гибели батальонов Бульбанюка и Максимова. Он осознаёт, что ответственность за судьбы солдат лежит на нём. Встреча с Иверзевым подтолкнула его к пониманию важности каждой жизни, и он осознал, что «есть такие, которые надеются: «Россия огромна, людей много. Что там, важно ли, погибла сотня или тысяча людей»».
Полковник Иверзев также является многогранной фигурой. Своим подчиненным он кажется неуязвимым, но его внимание сконцентрировано на личной карьере, а не на благополучии солдат. Как отмечает старший лейтенант Орлов, нет прощения за то, что «на чужой крови, брат, местечко делать».
Роман Бондарева, в том числе и «Батальоны просят огня», представляет собой целостное искусство, объединяющее трагизм, лирику, философские размышления и виртуозное изображение. Автор исследует глубины человеческой души и выявляет главные противоречия бытия.
В центре внимания Бондарева — проблема войны и мира, которая становится проблемой всей человеческой культуры. Стремление к разумной жизни на Земле и избежание самоуничтожения является высшей ценностью, а Земля, возможно, единственное место во Вселенной, обладающее разумом.
Проблема смысла жизни, предназначения человека
... непредсказуемой цепочки случайных событий. Случайность в рождении человека Как замечает Н. Михайлов в своем тексте, с самого начала жизни человека ему уготовано находиться под влиянием случайностей. ... Действительно, рождение человека происходит в результате случайного сочетания ...
Ю.В. Бондарев — Разное
Тема войны является одной из центральных в повести Ю. Бондарева «Батальоны просят огня». Это второе произведение писателя о войне, но первая повесть, в которой ярко проявился его талант объединения анализа человеческой души и философского осмысления.
«Батальоны просят огня» отличается от произведений того времени отсутствием патриотических клише и пустых криков о победе. Вместо этого повествуется голая правда о войне. Впервые здесь поднимается вопрос о средствах, которыми эта победа была достигнута.
Главная проблема повести заключается в противоречии между судьбой отдельных людей на войне и стратегической операцией в целом. Возможно ли жертвовать жизнями отдельных людей ради общей цели? Можно ли оправдать такую жертву? Бондарев пытается решить эти вопросы на примере конфликта между Ермаковым и Иверзевым.
Ермаков является одним из командиров батальона, который отправлен на смерть. Солдаты этого батальона вынуждены долгие часы выдерживать натиск превосходящих сил врага, ожидая поддержки артиллерии. Однако, командование меняет планы, и батальон не получает обещанной помощи.
Ермаков находится вместе с солдатами и участвует в бою. Для него перед глазами не просто батальон, а конкретные люди с их судьбами и чувствами. Он переживает их гибель как потерю близких. В последние моменты Ермаков пытается вывести оставшихся солдат из окружения, но почти все погибают во время этого прорыва.
«Я последний из батальона и остался один. Так разве это не смерть? И зачем я еще живу, когда все погибли?» — размышляет он. Борис Ермаков винит себя в гибели батальона, и даже после возвращения домой его сердце не перестает болеть. Он видит в гибели людей и ошибку начальства.
Художественная публицистика
Художественная публицистика соединяет в себе черты двух стилей — публицистического и художественного. Рассуждение автора отличается логичностью, убедительностью, доходчивостью, вместе с тем субъективностью взглядов и оценок и образностью языка. К художественной публицистике, как правило, обращаются деятели литературы и искусства: писатели, критики, музыканты, актёры.
Совсем по-другому чувствует себя полковник Иверзев. Не задумываясь он отправляет на смерть людей. Для него важна участь операции в целом, и он не видит ничего особенно в жертве двумя батальонами. Но разговор с Ермаковым заставляет его усомниться в своей правоте, задать себе вопрос, имел ли он право послать людей на смерть. И ни логика рассуждений, ни ссылка на законы военного времени не могут удовлетворить его совести. Нельзя успокоить проснувшееся чувство вины, Иверзев бросается в атаку при взятии Днепрова. Но и это не приносит ему желаемого успокоения, о чем свидетельствует его срывающийся шепот: «Если бы я мог. Если бы я мог.»
К этому же конфликту можно отнести и полковника Гуляева. Прекрасно понимая положение Иверзева, так как оба они полковники, он целиком на стороне своего друга, Ермакова. В дивизиях, батальонах он видит отдельных солдат, их жизни и трагедии. Но в своем неодобрении Иверзева он не доходит до открытого конфликта, как Ермаков, а сдерживает себя, понимая, что не в праве судить ни того, ни другого.
В этой повести автор не дает ответов на поставленные вопросы. Главное противоречие войны — противоречие между общей целью и людьми как средством выполнения этой цели — так и остается нерешенным.
В погибшем батальоне помимо Ермакова находилось еще два командира. Это Орлов и Бульбанюк, являющие собой полную противоположность друг другу. Бульбанюк, излишне осмотрительный и расчетливый, все делал наверняка. В этой его основательности было что-то «сугубо крестьянское, добротное, будто в поле к севу готовился, а не к бою». Орлов, несдержанный и вспыльчивый, «был известен в полку тем, что ежеминутно, пополам с матерщиной, разносил правых и неправых».
Продолжение. Начало см. в № 17, 18.
От анализа текста — к сочинению
Занятие № 3
Художественная публицистика. Практикум по анализу текста
Способы достижения художественной выразительности:
- Частая повторяемость ключевых слов, выражений (однотемная лексика);
- Отсутствие клише и штампов;
- Традиционно-поэтические выражения (поэтизмы).
Средства речевой выразительности:
- Сравнения, метафоры, олицетворения, эпитеты (в том числе сугубо авторские);
- Предложения с тире между подлежащим и сказуемым, которые акцентируют внимание читателя на ключевых выражениях и микротемах;
- Синтаксический параллелизм;
- Предложения с однородными и обособленными конструкциями и т.д.
Практикум по анализу художественно-публицистического текста
Юрий Бондарев
Богатство
(1) В Древней Греции ходили в скромных плащах, ели козий сыр и ячменные лепёшки (завтрак Сократа), жили в простых домах, и вместо удобств, благ и комфорта “технологической цивилизации” там не один век господствовала культура, а именно: духовная и душевная наполненность, то, что сейчас мы определяем как состояние счастья, радости бытия.
(2) Культура — это богатство, бесценное сокровище, по крупицам тысячелетиями накопленное народом и народами, поэтому ей, культуре, следует доверять. (3) Уроки её способны предупредить бездумную разрушительность и заморские болезни, прикрытые модным костюмом, синтетическими новшествами. (4) Без строгих нравственных таможен, под победные ритмы “масскулатуры” могут и у нас расцвести времена уродливые, чужие нам, порождённые тёмным и льстивым подражательством, — времена философов без своих идей, архитекторов без своей архитектуры, учёных без своих открытий, писателей без своих мыслей и чувств.
(5) Всякая система нередко лежит с антисистемой, поэтому альтернатив нет разве только в Дантовом аду. (6) И когда думаешь о судьбе культуры в урбанистической действительности прагматизма, власти денег, неверия и лжи, то с болью и тоской возникают те же самые “детские вопросы”, но совсем уже не по Достоевскому: кто ты, современный человек? (7) Разрушительная тень на перекрёстке дорог истории? (8) Или венец творения? (9) Уйдёшь подобно бесследной тени — и не оставишь после себя ничего, кроме ненасытной алчности, миллионов невинных жертв, заболоченных полей, безобразных бетонных городов, высохших рек, гор мусора на изуродованной машинами земле. (10) Почему же ты, гомо фабер, забыл о назначении своём — творить добро, красоту и приносить пользу?
(11) Так разве “технологическая цивилизация” не движет прогресс, ничего не создаёт, не усовершенствует? (12) Не может быть, чтобы всё то, что рождает и развивает она, есть не творчество, а видимость прогресса, то есть тупик. (13) И вместе с тем это так, ибо на Западе всё подчинено не человеку, а всемогущему правителю мира — золотому тельцу, у нас же — безликому и беспощадному властелину нашей действительности: мифическому, придуманному чиновниками плану, за которым уже не видно человека.
Юрий Васильевич Бондарев — один из тех писателей, кого называют создателем “лейтенантской прозы”, автор романов «Батальоны просят огня», «Горячий снег», «Берег». В 80-е годы он создаёт цикл лирико-философских миниатюр «Мгновения», в котором, как и прежде, размышляет над вечными нравственными категориями, стремится уловить в коротких мигах истину о мире и о человеке. Миниатюра «Богатство» — одна из них.
Культура (от лат. сulture — воспитание, образование, развитие).
1. Система ценностей общества.
2. Интеллектуальная и художественная деятельность, её результат.
3. Оценочное значение: высокая, популярная, массовая культура.
Борев Ю.Б.
проблемы текста
1. Проблема истинного содержания культуры.
2. Проблема культуры в обществе, основанном на власти денег.
3. Проблема назначения человека.
Задание. Сформулируйте проблемы текста, заполните таблицу.
Варианты формулировки проблемы, Формулировка проблемы
1. В вопросно-ответной форме |
2. Предложение-тезис с указанием проблемы |
3. В виде номинации темы |
4. С использованием лексических и стилистических средств выразительности |
5. В виде предложения-цитаты, отражающего основную мысль текста |
Рассмотрим два варианта формулировки проблемы: в виде предложения-тезиса и в вопросно-ответной форме.
1. Ю.Бондарев в философской миниатюре «Богатство» рассматривает (уделяет пристальное внимание, касается…) проблему культуры.
В представленной миниатюре «Культура» Ю. Бондарев задает серию философских вопросов, связанных с понятием и сущностью культуры. Автор рассматривает разные варианты толкования и определения культуры и приходит к выводу, что ее содержание сложно сузить до одной формулировки. Культура может быть системой ценностей, интеллектуальной и художественной деятельностью, а также процессом духовного изменения общества.
Вопросы, заданные автором, вызывают размышления о том, какую роль играет культура в обществе и как ее бережно хранить. Бондарев считает культуру богатством и бесценным сокровищем, которое нужно беречь, так как она может исчезнуть.
Для сохранения «бесценного сокровища» в обществе автор призывает ввести «строгие нравственные таможни». Эта метафора означает необходимость сделать выбор между сохранением и приумножением духовных ценностей и применением прагматичных, утилитарных подходов к культуре.
Автор приводит аргументы, чтобы подтвердить главный тезис о том, что культура — это богатство и сокровище, которое следует беречь. В качестве первого аргумента он указывает на то, что в Древней Греции не было «технологической цивилизации», но люди жили счастливо благодаря господству культуры. Древние греки сделали выбор в пользу непреходящих ценностей. Вторым аргументом автор отмечает возможное разрушение культуры в «урбанистической действительности прагматизма», когда власть захватывает «золотой телец».
Назначение человека в цивилизованном обществе, по мнению Бондарева, заключается в том, чтобы «творить добро, красоту и приносить пользу».
Миниатюра была написана в 1980-е годы в советский период, когда страна стремилась построить коммунизм. Однако автор указывает на то, что даже в этот период, когда все было подчинено «мифическому плану», человек был забыт в качестве самого главного элемента.
Юрий Бондарев — известный советский писатель, автор множества произведений о Великой Отечественной войне. В своих работах он поднимает важные проблемы и вопросы, связанные с этим периодом истории. Одной из таких проблем, поставленных автором, является проблема культуры и ее связь с отдельной личностью.
В тексте Ю. Бондарева отмечается, что проблема культуры, которая является неотъемлемой частью духовного опыта человечества, связана не с обществом в целом, а с отдельной личностью. В погоне за материальными ценностями или подчиненностью мифическому Госплану, люди забывают о человеке. Это означает, что важно сохранять и развивать культурные ценности, которые формируются исключительно через личный опыт и взаимодействие человека с искусством, литературой, музыкой и прочими проявлениями культуры.
Позиция автора заключается в том, что проблема культуры связана с отдельной личностью и ее отношением к культурным ценностям. Автор призывает обратить внимание на важность сохранения и развития культуры, несмотря на материальные и общественные проблемы. Он утверждает, что культура является неотъемлемой частью духовного опыта человечества и она должна быть важным аспектом жизни каждого человека.
Я согласен с точкой зрения писателя. Мое согласие основано на моем читательском опыте и наблюдениях за обществом. В современном мире, где приоритетом становятся материальные ценности и потребительство, культура и ее ценности часто оказываются на заднем плане. Люди забывают о важности искусства, литературы, музыки и других проявлений культуры в своей жизни.
Первый аргумент, подтверждающий мою позицию, заключается в том, что культура способна обогатить и преобразить личность. Через взаимодействие с искусством и культурными ценностями, человек расширяет свой кругозор, развивает эстетический вкус и обретает новые знания. Культура помогает нам лучше понять себя и окружающий мир, формирует наши ценности и мировоззрение.
Второй аргумент основан на наблюдении за обществом. В современном мире, где преобладает потребительская культура, люди все больше уделяют внимание материальным благам и мгновенным удовольствиям, оставляя в стороне культурные ценности. Это приводит к потере важных аспектов духовной жизни и разрушению культурного наследия. Чтобы сохранить и развивать культуру, необходимо осознавать ее важность и активно включаться в культурную жизнь.
Таким образом, я согласен с точкой зрения Ю. Бондарева о важности культуры и ее связи с отдельной личностью. Культура играет важную роль в формировании и развитии личности, а ее сохранение и развитие должны быть приоритетными задачами общества. Защита и продвижение культурных ценностей помогут нам сохранить наше культурное наследие и обогатить нашу духовную жизнь.
В 1941 году Юрий Васильевич, вместе с другими молодыми москвичами, принял участие в строительстве оборонительных сооружений под Смоленском во время Великой Отечественной войны. В 1942 году, после эвакуации, он окончил десятый класс и поступил во 2-е Бердичевское пехотное училище, которое также было эвакуировано в Актюбинск. В октябре того же года курсанты училища были направлены под Сталинград, где Юрий был назначен командиром минометного расчета.
Во время Котельниковской операции Бондарев был ранен в спину, получил легкое обморожение и контузию. После лечения в госпитале он вернулся на фронт в качестве командира орудия. Юрий Васильевич принял участие в форсировании Днепра и освобождении Киева, но в боях по освобождению Житомира снова получил ранение.
С января 1944 года Юрий Васильевич воевал в составе стрелковой дивизии в Польше и на границе с Чехословакией. Победу он встретил в Чкаловском училище зенитной артиллерии, где служил в качестве младшего лейтенанта. В 1945 году Бондарев был демобилизован из армии из-за состояния своего здоровья.
Участие в Великой Отечественной войне сильно повлияло на будущего писателя. Благодаря своему опыту на фронте Юрий Васильевич понял, что такое настоящая любовь к Родине, преданность и верность.
Литературная и общественная деятельность
В журналах «Огонек», «Смена», «Октябрь» начали появляться первые рассказы Бондарева в 1949 году. Один из таких рассказов – «Поздним вечером» – был оценен Константином Паустовским, известным советским писателем.
В 1951 году Юрий Васильевич успешно закончил Литературный институт имени М. Горького. В этом же году он был принят в Союз писателей СССР. В 1953 году вышел его первый сборник рассказов под названием «На большой реке».
Все пережитое Юрий Васильевич передал на страницах своих произведений, делая его одним из самых известных писателей того времени. С 1962 по 1978 годы вышли не только рассказы и повести о войне, но и сборники его сочинений.
В своих военных повестях «Батальоны просят огня» и «Последние залпы», а также в романах «Горячий снег» и «Берег», Бондарев показал героизм советского народа и раскрыл его верность Родине. В романе «Тишина» он рассказал о судьбах людей, которые после войны не смогли найти свое место в послевоенной стране.
Исследовательский документ представляет собой анализ и обработку информации, которая была собрана в процессе исследования или изучения конкретной проблемы. В данной работе будет представлен детальный анализ деятельности писателя Юрия Бондарева и его значимости в мировой литературе.
Фильм «Освобождение» и Жуков
В ходе работы над сценарием фильма «Освобождение» писатель Юрий Бондарев встречался с Георгием Жуковым для обсуждения различных нюансов и деталей, связанных с этой исторической темой. Фильм был выпущен в СССР и за два года после выхода привлек внимание 350 миллионов зрителей внутри страны, а также десятки миллионов за границей. Он сыграл огромную роль в популяризации исторических деталей Великой Отечественной войны и получил широкое признание.
За свой вклад в создание сценария фильма «Освобождение» в 1972 году Бондареву была присуждена Ленинская премия, которая подтвердила его выдающиеся таланты в сфере литературы и сценарного искусства.
Международное признание
Произведения Юрия Бондарева переведены более чем на 70 языков во всем мире, что свидетельствует о широкой популярности его творчества. С 1958 по 1980 годы писатель создал 130 произведений, которые вызывали большой интерес у читателей и критиков. В России были опубликованы четыре собрания сочинений Бондарева, а последнее собрание состоит из девяти томов.
В 2004 году в честь 80-летнего юбилея писателя была организована выставка его произведений, однако Российская государственная библиотека не смогла разместить все издания писателя, имеющиеся в ее фондах, из-за их большого количества.
Общественная деятельность Юрия Бондарева
Помимо литературной деятельности, Юрий Бондарев занимался и общественной работой. В период с 1959 по 1963 годы он был членом редколлегии и редактором отдела литературы и критики в Литературной газете. С 1961 по 1966 годы он находился на должности главного редактора киноработников и Объединения писателей в Мосфильме. В 1963 году писатель был принят в Союз кинематографистов. В 1971 году он стал первым заместителем председателя правления Союза писателей РСФСР, а с 1990 по 1994 годы — председателем Союза писателей России.
Однако успех в литературе и общественной деятельности не являются единственными достижениями Юрия Бондарева. Он является действительным членом нескольких академий: Русской академии, Международной славянской академии, Петровской академии и Академии российской словесности. Кроме того, он является почетным членом Пушкинской академии и председателем комиссии по присуждению премии имени М.А. Шолохова.
В знак признания его заслуг и таланта писатель был избран почетным профессором Государственного открытого педагогического университета.
Награды и премии
За свое многолетнее творчество Юрий Бондарев награжден множеством престижных наград и премий, которые подтверждают его значимость и вклад в мировую литературу.
…
Известно, что Юрий Бондарев является выдающимся писателем и лауреатом множества престижных литературных премий. Он был награжден орденами и медалями за свое участие в Великой Отечественной войне. Также он является почетным гражданином города Волгограда.
Интересно, что Бондарев начал свою семейную жизнь с будущей супругой, которая была одноклассницей его сестры. У них две дочери. В свободное время писатель увлекается охотой, рыбалкой и живописью. В его доме хранится большая коллекция книг о живописи и альбомы с копиями мировых шедевров.
Юрий Бондарев очень критично относится к современной действительности и политической ситуации, считая, что современное общество лишено доброты и скромности. В то же время он верит в светлое будущее России. Несмотря на то, что ранее он был членом коммунистической партии, писатель уважает религию и считает, что храмы нужно посещать с уважением.
В данном тексте основной темой является настроение и атмосфера летнего среднеазиатского вечера. Фраза «Летний среднеазиатский вечер. Сухо шелестят велосипедные шины по тропке вдоль арыка» описывает звуки, которые можно услышать в этот момент. Она передает легкость и спокойствие такого вечера.
На мой взгляд, значение данной фразы заключается в том, что она передает образ чудесного и спокойного момента в природной среде. Лето в Средней Азии известно своим сухим климатом и жаркими днями, поэтому описываемый вечер воспринимается как приятное обновление после жаркого дня. Шелест велосипедных шин по тропке и струи воды из арыка добавляют картины естественности и великолепия.
Описываемая сцена наполняет рассказывающего и читателя радостью и спокойствием. Здесь мы можем представить себе картины летнего заката в этих местах, когда солнце опускается за горизонт, а воздух начинает остывать. Такой вечер становится идеальным для прогулок на велосипеде или просто для наслаждения окружающей природой.
Пример-аргумент из текста подтверждает мои рассуждения. Описание ощущений героя передает его близость к родителям и той счастливой минуте, когда всё было хорошо в семье. Это передает позитивное влияние летнего вечера на человеческую психику и эмоциональное состояние.
Пример-аргумент из моего жизненного опыта заключается в моих собственных воспоминаниях о летних вечерах. Я также переживала моменты, когда шелестят велосипедные шины по тропкам вдоль реки или озера. Это создавало особую атмосферу романтики и свободы. Летние вечера помогали мне расслабиться и насладиться окружающим миром.
Таким образом, «Летний среднеазиатский вечер. Сухо шелестят велосипедные шины по тропке вдоль арыка» представляет собой образ приятного и спокойного момента в природной среде. Он позволяет насладиться красотой природы и проникнуться ее тишиной и гармонией. Эти вечера создают особую атмосферу, которая способна подарить чувство покоя и радости.
Исследования, проведенные в сфере семейных отношений, показывают, что важную роль в формировании счастливой и гармоничной семьи играют родители. Родительская любовь и забота о детях способны создать безмятежную и радостную обстановку в доме, делая детей счастливыми. Значительное влияние этих отношений на формирование личности ребенка подтверждают и литературные произведения.
Примером такой благополучной семьи, где дети чувствуют себя счастливыми и любимыми, являются Ростовы из романа Л. Толстого «Война и мир». В этой эпопее дети — Наташа, Петр, Николай, Соня и Вера — растут в обстановке заботливой и любящей семьи. Родители не сильно ругают детей за мелкие шалости и всегда проявляют интерес к их нуждам. В их доме царит гармония и спокойствие, что позитивно влияет на эмоциональное состояние детей и их счастье.
Также примером проявления родительской любви к детям в литературе может служить роман И. Тургенева «Отцы и дети». Родители Е. Базарова с особым трепетом относятся к своему сыну. Их радость от его приезда бесконечна, а мать старается угостить его самыми любимыми блюдами. Для Базаровых сын — главное и самое дорогое в их жизни. Они стремятся угодить ему и создают все условия для его спокойства и радости.
В литературе исследуется проблема отношений между родителями и детьми. Когда дети еще малы и неосознают окружающий мир, они относятся к родителям с благоговением. Мать и отец для них являются образцами и воплощением идеалов. Ребенок мечтает подрасти и стать подобным им. Возникающие вопросы ребенок обсуждает с родителями, которые всегда готовы к ним с пониманием: «В раннюю пору жизни мы тщеславно преувеличиваем возможности собственных отцов, воображая их всесильными рыцарями, в то время как они обыкновенные смертные с заурядными заботами».
Однако в некоторых случаях разочарование подстерегает детей в момент сознательного взросления. Рассказчик в одном из повествований делился своим разочарованием, когда узнал, что его отец отличается от его детских представлений: «Мне бросилось в глаза, он оказался невысокого роста, короткий пиджак некрасив, брюки, нелепо поднятые над щиколотками, подчеркивали величину довольно стоптанных старомодных ботинок».
Таким образом, литературные образы и исследования подтверждают, что родители, проявляя свою любовь к детям и заботясь о них, создают в доме уют и комфорт, что делает детей счастливыми. Использование таких методов может быть путем к созданию гармоничной и благополучной семьи.
Другим примером использования литературных произведений для исследования семейных отношений является текст на тему: «Летний среднеазиатский вечер». Эта тема позволяет проанализировать эмоциональную и атмосферную составляющую взаимоотношений в семье и их влияние на счастье детей.
Идеализация родителей в детстве
Автор хочет показать, как идеализируют дети родителей: они для них бесстрашные и отважные, умные и всесильные. Но лишь повзрослев, дети понимают, что отец и мать – простые смертные, со своими слабостями и проблемами. Я разделяю позицию автора. И для меня родители были идеальным эталоном для подражания.
Идеализация родителей встречается и в других художественных произведениях. Николенька Иртеньев из повести Л. Н. Толстого придает своей матери чуть ли не образ святой, он вспоминает её как самое прекрасное в своей жизни. Она для него самая любимая, нежная и заботливая, делала все для его всестороннего развития.
Я все детство считала, что моя мама знает все на свете. Я смело обращалась к ней за помощью в домашних заданиях. Я помню разочарование, когда она не смогла мне помочь. Но даже неидеальные, родители для нас остаются самыми лучшими.
Летний среднеазиатский вечер
Сухо шелестят велосипедные шины по тропке вдоль арыка. Примеры из жизни и произведения литературы с аргументами.
Воспоминания из детства
Наверное, каждый из нас иногда, ненароком задумавшись, падает в глубины собственных воспоминаний. Самые яркие из них обычно возникают прямиком из детства. О роли детских воспоминаний размышляет в данном тексте советский писатель, Ю.В. Бондарев.
Герой текста знакомит нас со своими детскими воспоминаниями и их последствиями. Акцентируя внимание на том, насколько обманчивыми могут быть образы, которые возникают перед нами в совсем юные года, и на том, как резко у ребенка меняется представление о людях, рассказчик подводит нас к своим личным переживаниям. Виной на сердце легло воспоминание о том, как однажды он, будучи еще ребенком, испытал стыд при виде отца. В глазах мальчишки образ вернувшегося с войны солдата вдруг сменился на всю ту же знакомую, но уже неказистую, нелепую, обыденную фигуру, в несуразной одежде.
Роль детских воспоминаний в формировании судьбы
Воспоминания из детства играют значительную роль в нашей жизни, оказывая влияние на формирование характера и судьбы каждого человека. Многие события и эмоции, пережитые в детстве, врезаются в память и влияют на наше поведение и решения взрослой жизни.
Как отмечает Ю.В. Бондарев, некоторые события, происходящие в детстве, воспринимаются нами как предвестие собственной судьбы. Это можно наблюдать в рассказе, где главный герой вспоминает случай, когда не смог защитить своего отца от насмешек. Автор подводит нас к мысли о том, что это воспоминание стало предвестием того, что и сам герой станет смешным и нелепым отцом, которого будут постесняться защитить. Таким образом, детские воспоминания могут указывать на определенные тенденции и события, которые впоследствии произойдут в нашей жизни.
Мне близка позиция автора, так как я также считаю, что детские воспоминания оказывают важное влияние на наше будущее. Даже самые незначительные случаи из детства могут оставить отпечаток на нашу судьбу и определить наш характер и взгляды на мир.
Примером такого влияния является герой романа И.А. Гончарова «Обломов» Илья Ильич Обломов. В его детских воспоминаниях мы видим истоки его лени и апатии. Барское воспитание, приоритет еде и сну сыграли свою роль в формировании его характера. Обращаясь к этим счастливым моментам из детства, Обломов находит временное утешение и пытается скрыться от грусти повседневной рутины. Читатель, в свою очередь, видит, как эти детские воспоминания определили характер героя и его отношение к жизни.
Также проблему роли детских воспоминаний в формировании судьбы поднимает М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени». Главный герой, Печорин, обращается к своим детским воспоминаниям, рассуждая о своей судьбе и формировании своего характера. Он отмечает, что окружающие видят на его лице признаки дурных чувств, которых на самом деле нет, но предполагают их наличие. Эти предположения и непонимание со стороны общества сформировали сложный характер Печорина и влияли на его трагичную судьбу.
Таким образом, детские воспоминания играют важную роль в формировании судьбы и характера каждого человека. Они могут предвещать определенные события и влиять на наши решения взрослой жизни. Поэтому важно обращать внимание на свои детские воспоминания и извлекать из них уроки и понимание себя и своей судьбы.
Григорий Александрович проводил прямую связь с настоящим, отталкиваясь от моментов, которые все еще оставались свежими в его памяти. Он воспринимал все это как предвестие своей собственной судьбы. Читая данный текст, я начинаю осознавать всю важность периода детства в жизни человека. Самые главные жизненные уроки мы получаем именно в этот период, поэтому очень важно следить за своими детьми и уделять достаточное количество времени на их воспитание.
Летний среднеазиатский вечер, сухо шелестят велосипедные шины по тропке вдоль арыка, заросшего карагачами, верхушки которых купаются в неправдоподобно покойном после солнечного ада закате. Я сижу на раме, вцепившись в руль, мне позволено хозяйничать сигнальным звоночком с полукруглой никелированной головкой и тугим язычком, отталкивающим палец при нажатии.
Велосипед катится, звоночек тренькает, делая меня взрослым, потому что за спиной отец вращает педали, поскрипывает кожаным седлом, а я чувствую движение его коленей — они то и дело задевают мои ноги в сандалиях. Очень четко в памяти моей еще один вечер.
В маленькой комнате отец сидит спиной к окну, а во дворе сумерки, чуть-чуть колышется тюлевая занавеска. И непривычными кажутся мне защитного цвета тужурка на нём и темная полоска пластыря повыше его брови. Я не могу вспомнить, почему отец сидит у окна, но мне представляется, что он вернулся с войны, ранен, разговаривает о чём-то с матерью — и ощущение разлуки, сладкой опасности неизмеримого пространства, лежащего за нашим двором, отцовского мужества, которое было проявлено где-то, заставляет меня испытывать особую близость к нему, похожую на восторг при мысли о домашнем уюте собранной нашей семьи в этой маленькой комнате.
(8)О чём говорил он с матерью — не знаю. (9)3наю, что тогда и в помине не было войны, однако сумерки во дворе, пластырь на виске отца, его военного покроя тужурка, задумчивое лицо матери — всё так подействовало на моё воображение, что и сейчас я готов поверить: да, в тот вечер отец вернулся раненый с фронта. (Ю)Впрочем, более всего поражает другое! (11)В час победного возвращения (в сорок пятом году) я, подобно отцу, сидел у окна в той же родительской спальне и, как в детстве, снова пережил всю невероятность встречи, как если бы прошлое повторилось. (12)Может быть, то было предвестьем моей солдатской судьбы и я прошёл по пути, предназначенному отцу, исполнил недоделанное, недоисполненное им?
(13)В раннюю пору жизни мы тщеславно преувеличиваем возможности собственных отцов, воображая их всесильными рыцарями, в то время как они обыкновенные смертные с заурядными заботами. (14) До сих пор помню день, когда я увидел отца так, как никогда раньше не видел (мне было лет двенадцать), — и это ощущение живёт во мне виной. (15) Была весна, я толкался со школьными друзьями около ворот (играли во что-то на тротуаре) и неожиданно заметил знакомую фигуру неподалёку от дома. (16)Мне бросилось в глаза: он оказался невысокого роста, короткий пиджак некрасив, брюки, нелепо поднятые над щиколотками, подчёркивали величину довольно стоптанных старомодных ботинок.
(17)А новый галстук, с булавкой, выглядел словно бы ненужным украшением бедняка. (18)Неужели это мой отец? (19)Лицо его всегда выражало доброту, уверенную мужественность, а не усталое равнодушие, оно раньше никогда не было таким немолодым, таким негероически безрадостным. (20)И это обнажённо обозначалось — и всё вдруг представилось в отце обыденным, унижающим и его, и меня перед школьными моими приятелями, которые молча, нагловато, сдерживая смех, смотрели на эти по-клоунски большие поношенные башмаки, выделенные дудочкообразными брюками. (21)Они, мои школьные друзья, готовы были смеяться над ним, над его нелепой походкой.
(22)А я, покраснев от стыда и обиды, готов был с защитным криком, оправдывающим отца, броситься в жестокую драку, восстановить святое уважение кулаками. (23)Но что же произошло со мной? (24)Почему я не бросился в драку с приятелями? (25)Боялся потерять их дружбу? (26)Или не рискнул сам показаться смешным? (27)Тогда я не думал, что настанет срок, когда в некий день я тоже окажусь чьим-то смешным, нелепым отцом и меня тоже постесняются защитить… (По Ю. В. Бондареву*)
Задание №638
Условие
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Текст:
(1) В юности узнать о жизни из книг можно гораздо больше, чем из самой жизни. (2) Это чуткая пора, когда оформляется и расправляет крылья сознание, когда мысль ищет ответа на извечные гамлетовские вопросы, — так где же, как не в литературе, искать в эту пору молодому человеку ответа, как жить ему в обществе, как обрести счастье, как научиться любить. (3) Ведь любовь доступна не каждому. (4) Это чувство требует духовной тонкости, психологической гибкости и, если хотите, определённой эмоциональной культуры. (5) Когда всеведущий обыватель бубнит, что «дурацкое дело нехитрое», то, как вы сами понимаете, речь идёт не о любви, а совсем о другом. (6) Любовь — прекраснейшее состояние в нашей жизни, помогающее понять себя и других, природу в движении, красоту добра и самоотверженности — целый мир. (7) А прекрасному надо учиться и ценить его, подобно тому, как надо научиться чувствовать высокую музыку, философскую или лирическую глубину художественного полотна, рвущуюся в небо стрельчатую готику соборов или причудливые раковины архитектуры рококо, пластический язык скульптуры.
(8) Наверное, раз в год в Москве исполняют «Реквием» Моцарта. (9) Совершенно незнакомые между собой, но объединённые единым чувством люди откровенно льют слёзы в том эпизоде, где оборвалась жизнь великого композитора, эта часть так и называется — «слёзная». (10) Но есть среди слушателей и такие, что пришли сюда из побуждений суетных либо престижных и с душевной мукой скуки ждут не дождутся окончания вещи, искусственно выдерживая на лице подобающее моменту выражение сосредоточенной скорби. (11) Дело не в том, что они лгут себе и окружающим, дело в их драматичной эмоциональной необразованности. (12) Бойтесь, панически бойтесь этой духовной пустоты, ибо она страшно обедняет нас, отнимает у жизни половину красок, половину красоты, как, впрочем, порождает и равнодушие к литературе.
(13) И Лев Толстой говорил о музыке, после которой «необходимо совершать необыкновенные поступки». (14) 3десь обнажается причинно-следственная связь между нашими действиями и нашим сознанием. (15) Красота и культура формируют и лепят душу, чистое и здоровое миропонимание, не могут вести к дурным поступкам и никогда не смирятся с серой и бездеятельной жизнью. (16) Но поступки — это следствие. (17) Поэтому с младых лет надо самому заботиться о строительстве своего духовного «я», и среди других «строительных материалов», создающих одухотворённый континент мысли и чувства (формы, линии, цвета, музыкальной фразы), полновесное и животрепещущее Слово стоит, безусловно, на первом месте: именно оно как проводник, готовый всегда прийти на помощь, осуществляет связь времён, пространств и поколений.
(18) И пониманию прекрасного надо учиться. (19) Ещё Сократ сказал: «Прекрасное — трудно».
Юрий Васильевич Бондарев
Пояснение
Проблема роли литературы (художественного слова) в формировании чувств и эмоций юного читателя.
Какова роль литературы в формировании у подростков эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира?
Ссылка на основную публикацию
Примерный круг проблем | Авторская позиция |