Мцыри как романтический герой поэмы Лермонтова, черты героя для сочинения

Сочинение

⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 25Следующая ⇒

(из лекции).

Как писал Шевырев в критической статье «Герой нашего времени», «замечательно, что новый поэт наш начинает также Кавказом… Недаром фантазия многих наших писателей увлекалась этою страною. Здесь, кроме великолепного ландшафта природы, обольщающего очи поэта, сходятся в вечной непримиримой вражде Европа и Азия. Здесь Россия, граждански устроенная, ставит отпор этим вечно рвущимся потокам горных народов, не знающих, что такое договор общественный… Здесь вечная борьба наша, незаметная для исполина России… Здесь поединок двух сил, образованной и дикой… Здесь жизнь!.. Как же не рваться сюда воображению поэта?».

«Здесь наши искусственные, выисканные страсти, охлажденные светом, сходятся с бурными естественными страстями человека, не покорившегося никакой узде разумной. Здесь встречаются крайности любопытные и разительные для наблюдателя-психолога. Этот мир народа, совершенно отличный от нашего, уже сам в себе поэзия: мы не любим того, что обыкновенно, что всегда нас окружает, на что мы нагляделись и чего наслушались».

Ещё Ломоносов в своих картинах России иногда упоминает Кавказ; но Державин первый из русских писателей обрисовал несколькими крупными чертами тамошнюю природу, которая после так часто вдохновляла наших поэтов и повествователей. Образы, здесь начертанные, может статься, были переданы ему в рассказах самого Зубова («На возвращение графа Зубова из Персии»).

Но грандиозный образ Кавказа с его воинственными жителями в первый раз был воспроизведен русскою поэзиею, — и только в поэме Пушкина в первый раз русское общество познакомилось с Кавказом, давно уже знакомым России по оружию. Мы говорим — в первый раз: ибо каких-нибудь двух строф, довольно прозаических, посвященных Державиным изображению Кавказа, и отрывка из послания Жуковского к Воейкову, посвященного тоже довольно прозаическому описанию (в стихах) Кавказа, слишком недостаточно для того, чтоб получить какое-нибудь, хотя сколько-нибудь приблизительное понятие об этой поэтической стороне.

(из лекции)

Во время 30-х – 40-х годов началась прозаизация литературы. Появилось тяготение к нравоописательной повести. По месту действия бывает:

1) светская нравоописательная повесть (место действия и социальная принадлежность героя).

Действие происходит в светском обществе, а действующие лица принадлежат высшим кругам дворянства. Но иногда действие может происходить в провинции (там тоже есть своего рода светское общество),

2) а также на Кавказе, куда ездили отдыхать обеспеченные люди. Кавказская тема очень важна для русской повести, это связано с тем, что шла долголетняя война за присоединение и удержание Кавказа в Российской империи. Поэтому в кавказских повестях широко представлено русское офицерство. Можно выделить некий подтип в жанровой системе повестей — кавказские повести. Они были чрезвычайно популярны, писатель мог проявить умение описывать романтические страсти на фоне романтического пейзажа (главенство романтизма в это время), сцены сражений. Все это очень было мило читателю и находило спрос среди аудитории, что толкало к еще большему развитию этого жанра.

Самые массовые — нравоописательной повести с кавказским колоритом.

Во времена Лермонтова Кавказ воспринимался как «жилище вольности», «суровый край свободы». Кавказские поэмы тесно связаны с хорошо изученными поэтом устно-поэтическими источниками, фактами и событиями истории кавказских народов.

Герой поэмы «Измаил-бей» имеет реального прототипа. В этих поэмах осуждается жестокость братоубийственных войн и выражается сочувствие кавказским народам в их борьбе с самодержавием – за независимость своей родины. В ранних поэмах, постепенно преодолевающих абстрактность героев и обстоятельств («Преступник», «Исповедь», «Азраил»), приобретающих все большую локальность обстановки и персонажей («Измаил-бей», «Хаджи-Абрек», «Боярин Орша»), разрабатываются темы патриотизма «Черкесы», «Измаил-бей»), свободы («Последний сын вольности», «Боярин Орша»), кровной мести («Каллы», «Хаджи-Абрек»), богоборчества («Азраил»), но главным образом любви.

Романтический герой в поэмах Лермонтова

Образ Демона из одноимённой поэмы — образ романтического героя в творчестве Лермонтова. Он бунтарь; жажда познания превратила его в отверженного богом «духа изгнанья», в «царя свободы». Им не признаётся идеальность вселенной, отрицается и совершенство жизни на земле, на которой властвует неправда. Демон мстит не только богу, но и людям «ничтожной» земли. Это бунтарь-индивидуалист, противопоставленный всему существующему.

К романтическим героям поэм Лермонтова можно отнести и храброго купца Калашникова (и, может, даже Кирибеевича).

Черта, которая связывает всех романтических персонажей Лермонтова – бунтарство. Кирибеевич и Калашников – вариации героев лермонтовских романтических поэм. Главная черта Кирибеевича – ничем не ограниченное индивидуалистическое начало. Этот герой – своеобразный вариант демона в фольклорно-песенном освещении. Калашников продолжил линию героев-бунтарей и мстителей. Но бунт Калашникова, в отличие от унта героев ранних поэм, мотивирован тем, что он защищает конкретные ценности: честь семьи и народные представления о нравственности. Калашников предстаёт эталоном справедливости и добра, тогда как Кирибеевич – эталоном безнравственности и зла.

В «Песне про… купца Калашникова» Лермонтов показал различные типы индивидуального бунта. Поведение Кирибеевича – тоже бунт, но принципиально иной в сравнении с бунтом Калашникова. Кирибеевич бунтует против народных представлений о чести и совести. Он отрицает не только условности «домостроевского» быта, но и просто приличия, и готов убить всякого, кто встанет на его пути.

Для него не существует законно, кроме слова царя и веления темной, необузданной страсти. «Неправда» одного (Кирибеевича) и «правда истинная» другого (Калашникова) – вот что разделяет два бунта в лермонтовской поэме.

Наконец, говоря о романтических героях, нельзя не сказать о Мцыри. Образ Мцыри – огромное художественное обобщение. В нём воплощаются трагизм, неизбывные страдания, крайнее недовольство прогрессивных людей 30-х годов самодержавно-крепостническим деспотизмом, их стремление к свободе, их мечта о дейстенно-героической жизни, их вера в силу исключительной личности, выступающей на защиту своих поруганных прав. В этой поэме Лермонтов впервые подчеркнул историческую важность для Грузии союза с Россией. Тема поэмы – свобода и шире – в смысле человеческого бытия. Основной идейный её пафос – протест против порабощающей человека душной неволи, поэтизация борьбы как наиболее естественного выражения человеческих сил, призыв к свободе, утверждение любви к родине и героического её служения.

Это поэма об идеальном герое, проникнутом страстной жаждой жизни. В Мцыри нераздельно слились мятежно-могучая сила, твердая воля, героическая мужественность и душевность, мягкость, лирическая нежность. Он не индивидуалист, не эгоист, как герои пушкинских романтических поэм. Его гордое одиночество в монастырском плену – средство самозащиты, выражение протеста. Он тоскует по родному аулу, по общению с людьми, близкими ему по обычаям, духу. Мцыри умирает, примиряясь с окружающими его людьми. Но его примирение – не признание внешнего бессилия при оправданности своих ничем не истребимых влечений к воле. Свобода осталась для него превыше всего.

В поэме автор и главный герой, отличающийся гиперболичностью переживаний, наделенный признаками титанизма («рукою молнии ловил»), как бы сливаются. Поэтому Белинский и Огарёв считали Мцыри – «любимым» и «единственным» идеалом поэта.

(из лекции)

«Мцыри» — поэма о современности. В ней нет публицистических элементов, но разговор о свободе воспринимается как разговор очень актуальный. Лермонтов аппелирует к восточным поэмам Байрона, но творчески-оригинально их использует. Мцыри – герой-бунтарь; но если у Байрона герой – бунтарь разочарованный, то Мцыри – совсем наоборот: он благодарен трём дням, проведённым на воле. Основной текст поэмы – это исповедь (обязательный признак байронической поэмы).

Но если говорить об исповеди, как о феномене христианской, да и духовной культуры в общем, то такая исповедь должна нести в себе покаяние. Но здесь покаяния нет. Герой прямо заявляет, что ему не за что просить прощения у Бога – это подчёркивает его бунтарские настроения.Признак романтической поэмы скрывается и в некой недоговорённости в истории героя. Мы знаем, как он попадает в грузинский монастырь. Он попадает, но не находит там людей родных ему по духу. Мцыри – мальчик из северокавказских народностей, поэтому для него все чужаки: монахи, которые его вырастили… даже грузинка, которую он увидел у ручья, не могла его остановить – он уходит, это не его мир.

Основа сюжета поэмы – бегство из монастыря. Но это особое бегство – признак вольнолюбивых народностей, которые не могут жить без вольницы. Особое оно ещё и потому, что это бегство-возвращение. Напрашивается параллель с пушкинским героем: Алеко бежит из своего мира в чужой, мир свободный, живущий без законов мир цыган. А Мцыри бежит от чужого мира к своему, и его мечта – прижаться к родной груди. Хоть и смутно, но он помнит своих родных. И такое бегство на родину определяется его целеустремлённость.

(из учебника)

Романтическое содержание поэмы «Мцыри» определило и соответствующую форму его выражения. Поэма строится как патетический монолог-исповедь, развертывающийся стремительно. Её фокус – личность молодого послушника. Исповедь Мцыри о трёх днях, проведённых на воле, противопоставляется быту монастыря-тюрьмы. Динамичности композиции поэмы содействует и то, что Мцыри рассказывает старику-черкесу лишь самые яркие эпизоды своего трехдневного скитания: созерцание раскинувшейся перед ним природы; воспоминания о детстве в родном ауле и путь к нему; встреча с грузинкой; борьба с барсом; блуждания, приведшие его вновь к монастырю; бред и сон. Каждый эпизод его рассказа подчинён раскрытию его внутреннего облика. /

* «удар меча» — так назвал Белинский мужские рифмы этой поэмы, усиливающиеся смежной расстановкой.

12. «Демон» как романтическая поэма М.Ю. Лермонтова. Вопрос об alter ego поэта.

В основу поэмы «демон» положен библейский миф о духе зла, восставшем против бога, потерпевшем поражение и изгнанном из рая. Эта тема получила широкое распространение в западноевропейской литературе («Потерянный рай» Мильтона, «Каин», «Небо и земля» Байрона, «Фауст» Гёте…).

Своеобразно проявилась она и на русской почве, например у Пушкина («Демон», «Ангел»).

«Демон» — это шедевр по мощи творческой фантазии, по интеллектуальной глубине и широте идейно-нравственной проблематики, по пластической изобразительности, по силе эмоционально-поэтического воздействия. Поэма вобрала в себя лучшие постижения русской и мировой поэзии. Отдельные исследователи утверждают реалистичность «Демона», но большинство относят её к романтическому направлению.

Созданная под воздействием передовых идей освободительного движения своего времени, она опирается на литературные и устно-поэтические источники, прежде всего на фольклор кавказских народов и предания Грузии.

Основной идейный пафос «Демона» — возвеличивание человека в его стремлении к свободе, к неограниченному познанию мира. Лермонтовский Демон – по словам Белинского – «демон движения, вечного обновления».

Жажда познания превратила его в отверженного богом «духа изгнанья», в «царя свободы». Им не признаётся идеальность вселенной, отрицается и совершенство жизни на земле, на которой властвует неправда. Демон мстит не только богу, но и людям «ничтожной» земли. Это бунтарь-индивидуалист, противопоставленный всему существующему.

Восхищая образом могучего протестанта, неукротимого и гордого мятежника, поэма славит чувство любви как силу, возрождающую человека и поднимающую его против зла. Демон, все презирая иль ненавидя, увлекается Тамарой, олицетворяющей идеал красоты. Вспыхнувшая в Демоне страсть пробуждает в нём все лучшие чувства, и он, готовый любить, появляется перед Тамарой «с душой открытой для добра». Путь добра, на который он решил встать, — это путь слияния с миром, с природой, с людьми на основе высших истин, им познанных. В Тамаре происходит борьба: рассудок велит защищаться от «лукавого духа», но чувства безотчётно влекут её к Демону. Одерживая победу с небом за Тамару, он одновременно и терпит поражение. Тамара погибает от его поцелуя, а он остаётся страдающим, гордым и «без торжества», исполненный ненависти, презирающий природу и людей. Он не связан ни с небом, ни с землёй – в этом его трагедия. Поэма ставит сложнейшие вопросы бытия: о смысле жизни, правах, назначении человека, бездумной вере и разумном скептицизме, рабстве и свободе, добре и зле.

(из лекции)

Демон жаждет любви, ему не просто надоело зло: любить для него оказывается той потребностью, которую невозможно реализовать. В этом заключается трагедия поэмы. «Любить и с небом примириться» — практически синоним Бога. Это всё говорится от третьего лица – что вполне можно считать объективной характеристикой лермонтовского Демона. Демон – не совсем моноцентрическое произведение. Очень важна оппозиция Демону – персонаж, выступающий полной его противоположностью: Тамара – ангельская душа. Очень важна последняя, заключительная сцена – почему при второй встрече Ангела и Демона в борьбе за душу Тамары побеждает Ангел? Она же пала, она же поцеловала Демона? Но здесь Ангел показывает суть христианского спасения через раскаяние, страдание и сопротивление искушению: «Она страдала и любила, она моя».

Любовь – это порог, через который Демон не может перейти. Он не способен к большой, спасительной любви. Даже слеза его прожигает камень: она разрушительна, как и его сущность. Демон в полном смысле слова – «герой века». В нём сконцентрированы основные противоречия: скептицизм и критицизм по отношению к господствовавшим общественным отношениям и бессилие их изменить; могучие порывы к деятельности и вынужденная пассивность; искания идеала, социально-политического, морального,

Демон – это символ непрерывных, никогда не прекращающихся стремлений в поисках истины, который не может обратиться вспять. Примириться с небом – значило дл него уничтожить свою сущность. Открытием Лермонтова стал образ Демона, которому наскучило зло. Взбунтовавшись против судьбы, он обратился к земле, простым человеческим ценностям и пожелал «с небом примириться». Но и тут он противоречив: он хочет «веровать добру», но в то же время поступает как злой дух-искуситель, одурманивающий и губящий Тамару.

Образ Демона занимает особое место в творчестве – шире – в духовной жизни Лермонтова. «Во всех стихотворениях, — проницательно заметил В.В.Розанов, — есть уже начало «демона», «демон» недорисованный, «демон» многообразный». Если Мцыри – пленник, один из множества героев-пленников в произведениях Лермонтова, то Демон – один из множества лермонтовских героев-изгнанников. Но образ Демона многограннее. Демон изгнан только из рая и никогда не сможет вернуться в него. В остальном он абсолютно свободен. Дух зла, «дух изгнанья» свободен во времени и пространстве. Он бессмертен: для него не существует понятие «возраст», без которого не мыслим образ «вечного юноши» — Мцыри. При всей необычности Демона в нем нетрудно увидеть черты романтического героя: индивидуализм, скептицизм, презрение к обыкновенному, «пошлому» человеку, отрицание человеческих ценностей. Своей главной целью Демон считает разрушение духовных и материальных ценностей. Он сеет зло, потому что, по его мнению, мир несовершенен, наполнен бессмыслицей. И в этом, наверно, и заключено alter ego самого Лермонтова. Демоническое мироощущение, воплощенное в его герое, выражало неудовлетворённость общественной моралью, неприкаянность и душевную опустошённость.

13. Историзм и народность «Песни про … купца Калашникова».

Действие в поэме относится к XVI веку, к эпохе Ивана Грозного, которая запечатлена во многих памятниках устного народного творчества. В основе сюжета поэмы – событие, вполне вероятное для эпохи Ивана Грозного (некоторые факты, возможно, были почерпнуты из «Истории государства Российского» Карамзина – в томе, посвященном Ивану Грозному, есть упоминание о некоем чиновнике Мясоеде-Вислом и его жене, обесчещенной опричниками).

Смысл «Песни…» — защита чести, права, достоинства человека в условиях самодержавной деспотии и призыв к свободе. Белинский проницательно сказал, что самый выбор темы этой песни «свидетельствует о состоянии духа поэта, недовольного современною действительностью и перенесшегося от неё в далёкое прошедшее, чтоб там искать жизни, которой он не видит в настоящем».

В этом произведении автор столкнул две силы – народную правду и самодержавное своеволие. Народная правда воплощается в образе простого человека – купца Калашникова (важно, что в конце XIX века купечество ещё не было привилегированным классом; их нравы и обычаи были тесно сращены с укладом трудового люди и во многом отражали народное понимание добра и зла).

В образе Степана Парамоновича предстаёт русский национальный характер, цельный, героический. Это человек правды, смелости, достоинства и чести, крепких морально-бытовых правил, верный муж и добрый отец, охраняющий святость народных обычаев. Отстаивая правду и честь, он убил Кирибеевича. Иначе изображён опричник Кирибеевич. Лермонтов не скрывает и его положительных свойств. Это «удалой боец», преданный царю, человек сильных страстей, способный на глубокую любовь. Но он и «буйный молодец», самонадеянный и чванливый самолюбец, привыкший к ничем не обузданному своеволию. «Лукавый раб», Кирибеевич утаил от царя, что Алёна Дмитриевна – замужняя женщина.

Образ Ивана Грозного – центральный образ первой части поэмы. Здесь царь предстаёт как грозный, гневный, своенравный, подозрительный деспот – в полном соответствии с трактовкой Грозного в официальной историографии. Существенная «поправка» в эту трактовку внесена Лермонтовым в третьей части поэмы, где царь не только грозен и жесток. Посылая на плаху Калашникова за «злой умысел» против его любимого опричника, царь оказывается по-своему мудрым и справедливым: он судит купца прежде всего за то, что тот нарушил «правила игры» — правила кулачного боя, в котором убить можно только невзначай, а не «вольной волею». Не столько месть за Кирибеевича, сколько справедливость движет царём, что подтверждается своеобразным признанием силы и удали Калашникова: царь готов пожаловать своей милостью его семью. Характер Грозного – единственный в поэме характер, изображённый не однолинейно, не схематически, его нельзя однозначно оценить как положительный или отрицательный.

(из лекции)

Лермонтов демонстрирует способность вступать в полемику с Карамзиным. Он показывает разное видение Ивана Грозного: в народных песнях он грозный, но справедливый. Ощущение справедливости было в самих народных песнях, поэтому Лермонтов придерживается именно «песенного» изображения царя. Поступки Грозного обусловлены порядком и обычаями XVI века. Сначала его обманывает Кирибеевич: царь соглашается стать сватом, не зная, что невеста – замужняя женщина. Здесь он обманутый царь. В случае же с Калашниковым, когда Грозный его казнит, — у него просто нет другого выхода, так как Калашников не говорит, за что убил любимого опричника царя. Черты жестокости хоть и были обрисованы, но ненависти никакой не было у Лермонтова. В его изображении видно отражение исторического мышления: именно таким Грозный и виделся людям того времени.

⇐ Предыдущая15Следующая ⇒