Тема смысла жизни и назначения человека в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Сочинение

Роман Пушкина «Евгений Онегин» (несмотря на присутствие там других значимых для произведения персонажей) — роман одного героя. Недаром в заглавие произведения вынесено именно его имя. Поэтому весь круг проблем, затронутых в романе (философских, психологических, общественных) связан, прежде всего, с Онегиным, его личностью и судьбой.

На примере жизненного пути своего героя Пушкин показывает, в чем смысл человеческой жизни, каково предназначение человека на этой земле.

Как известно, личность Онегина сформировалась в петербургской светской среде. В ранней юности герой — человек по-своему оригинальный, остроумный, «ученый малый», но покорно следующий за светской «чинною толпой». Единственное, в чем Онегин «истинный был гений» — «наука страсти нежной», то есть «искусство» любить не любя, имитировать чувствa и страсти, оставаясь холодным и расчетливым.

Однако незаурядность личности героя проявляется в неудовлетворенности той жизнью и теми ценностями, которыми он жил. Онегин начинает мучительные поиски смысла жизни, он бежит от пустоты, которой было наполнено светское существование.

Затворничество Онегина — его необъявленный конфликт со светом в первой главе и с обществом деревенских помещиков во второй—шестой главах — только на первый взгляд кажется «причудой». Это новый этап жизни героя. Онегин ищет новые духовные ценности, новый путь: в Петербурге и в деревне он усердно читает книги, пытается писать, общается с немногими близкими по духу людьми (среди них — Автор и Ленский).

В деревне он даже попытался «порядок новый учредить», заменив барщину «оброком легким».

Поиск нового смысла жизни растянулся у героя на долгие годы и остался незавершенным. Очевиден внутренний драматизм этого процесса: Онегин мучительно освобождается от груза старых представлений о жизни и людях, но прошлое не отпускает его. Кажется, что Онегин — полноправный хозяин собственной жизни. Но это только иллюзия. В Петербурге и в деревне ему одинаково скучно — он так и не может преодолеть в себе душевную лень, холодный скепсис, зависимость от «общественного мненья».

Два испытания, которые ожидали героя в деревне, — испытание любовью и испытание дружбой — показали, что внешняя свобода автоматически не влечет за собой освобождения от ложных предрассудков и мнений.

В отношениях с Татьяной Онегин проявил себя как благородный и душевно тонкий человек. Но он послушался не голоса своего сердца, а голоса рассудка. Еще в первой главе Автор о и неспособность к сильным чувствам. Онегин — холодный, рассудочный человек. Эта душевная дисгармония и стала причиной драмы несостоявшейся любви. Онегин не верит в любовь и не способен полюбить. Смысл любви исчерпывается для него «наукой страсти нежной» или «домашним кругом», ограничивающим свободу человека.

8 стр., 3754 слов

Тема смысла жизни и назначения человека в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

... что этот момент в романе самый трагический. С этого момента начинаются страдания Онегина. Именно отсюда и начинается ломка его жизни, поспешное бегство” из деревни, ... недуге героя, вызванном подчинением обществу и конфликтом с ним. Онегин — образованный, светский человек. Ему было дико в обществе ... в плече Хоть ревматизма? — ах создатель!, Я молод, жизнь во мне крепка; Чего мне ждать? тоска, тоска!.. В ...

Испытания дружбой Онегин также не выдержал. И в этом случае причиной трагедии стала его неспособность жить жизнью чувства. Недаром автор, комментируя состояние героя перед дуэлью, замечает: «Он мог бы чувства обнаружить, / А не щетиниться, как зверь». И на именинах Татьяны, и перед дуэлью Онегин показал себя «мячиком предрассуждений», глухим и к голосу собственного сердца, и к чувствам Ленского. Его поведение на именинах — обычная «светская злость», а дуэль — следствие равнодушия и боязни злоязычия «старого дуэлиста» Зарецкого и соседей-помещиков. После убийства Ленского Онегиным овладела «тоска сердечных угрызений». Только трагедия смогла открыть ему прежде недоступный мир чувств.

В восьмой главе Пушкин показал новый этап в духовном развитии Онегина. Встретив Татьяну в Петербурге, Онегин совершенно преобразился. В нем ничего не осталось от прежнего, холодного и рассудочного человека — он пылкий влюбленный, ничего не замечающий, кроме предмета своей любви. Онегин впервые испытал настоящее чувство, но оно обернулось новой любовной драмой: теперь уже Татьяна не смогла ответить на его запоздалую любовь.

Таким образом, по мнению Пушкина, любовь и дружба — вот две ценности, составляющие смысл человеческой жизни. Именно ими испытывается человек, они раскрывают богатство души или ее опустошенность. Онегин закрылся от фальшивых ценностей «света пустого», но не открыл для себя подлинных ценностей — общечеловеческих. В этом состоит его трагедия, в этом заключается его поиск. Возможно, за пределами романа герой обретен счастье, научившись дружить и любить.

Сочинения по русскому языку и литературе

Голосуйте за сочинение

На многие размышления наводит нас ро- ман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Напи- сано было это произведение более 150 лет на- зад, но оно до сих пор волнует нас. В нем мы находим ответы на многие вопросы, кото- рые возникают и в нашей жизни. Прежде всего меня заинтересовали сложности поис- ка смысла жизни, проблемы взаимоотноше- ний главных героев романа. В своей жизни мы встречаем разных лю- дей. Одни обладают силой воли, верны своим убеждениям, другие не сразу прозревают в жизни, делают ошибки. Но все они пыта- ются найти некий высший смысл в своем су- ществовании. Роман А. С. Пушкина «Евгений Оне- гин» — один из первых социальных романов русской литературы. В нем рассматривается проблема взаимоотношения личности и об- щества. Идея изменения общества через нравственное усовершенствование человека наряду с идеей несовершенства современно- го Пуищину состояния общественного разви- тия лежит в основе крупнейшего его произ- ведения. Наиболее ярко эта идея выразилась в сопоставлении Онегина и Татьяны. Они сильные личности. Оба чувствуют себя чу- жими в холодной и праздной суете тогдаш- ней жизни. Оба способны любить и стра- дать. Они достаточно умны, чтобы понять пустоту светской жизни, и поэтому оба от- вергают ее.

2 стр., 670 слов

Мой любимый герой в романе “Евгений Онегин” (Татьяна Ларина)

... out of 5) <meta itemprop="description" content="Мой любимый герой в романе "Евгений Онегин" (Татьяна Ларина) "Евгений Онегин" - одно из ... всю глубину своих чувств, когда ей “внятно все”, когда она разделяет любовь Онегина, Татьяна не может освободиться от ... для ее ума и воображения; представление о жизни у Татьяны складывается также под влиянием романов. Для себя ...

Но тем не менее это очень разные люди. Противоположность характеров Онегина и Татьяны обусловлена тем, что Онегин очень рано испытал на себе влияние «света» с его бесплодной, пустой суетой. Онегин дает ха- рактеристику себе строже, чем кто-либо дру- гой. Он признается в корысти: Какое низкое коварство Полуживого забавлять, Ему подушки поправлять, Печально подносить лекарство, Вздыхать и думать про себя: ‘(Когда же черт возьмет тебя!» Онегин был нетерпим не только к дяде. Ему было дико в обществе Лариных, где ве- лись разговоры лишь о псарне, вине, родне. «Мод воспитанник примерный», опасаясь «су— дей решительных и строгих», он ушел в оди- ночество. Этим объясняется его безучастность, умение «с ученым видом знатока хранить мол- чанье в важном споре». Я Онегина не осуждаю за это. Вращаясь в высшем свете, ему необходимо было следо- вать тем обычаям и правилам, которые там были приняты. Мне нравится Онегин тем, что он не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому от- крывался. Я рад, что и сам Пушкин лестно от- зывался о своем герое. Мне нравились его черты, Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий, охлажденный ум. Онегин понимает призрачность жизни светских людей, презирает их, тяготится этой жизнью, но ничего не может найти вза- мен.

Живя только собой, не принимая во вни- мание чувства и переживания других людей, Онегин совершает целый ряд недостойных его поступков: опрометчиво ведет себя на ба- лу у Лариных, соглашается на дуэль и уби- вает Ленского. Эгоизм приводит Онегина к тяжелой ду- шевной драме, к разладу с самим собой. Татьяна — «милый» и «верный» идеал нравственной чистоты — прямая противопо- ложность Онегину. Формирование ее характе- ра с самого раннего детства происходило на лоне природы. Она развивалась свободно, не испытывая никаких чуждых влияний. Та- тьяна любила природу и находила в ней успо- коение. Она увлекалась чтением, это была мечтательная и романтическая натура. Но это вовсе не значит, что среда, в кото- рой воспитывалась Татьяна, ее устраивала. Татьяна, инстинктивно отталкивая от себя все низкое, пошлое, ординарное, не соответство- вавшее ее романтическому восприятию мира, создала свой особый, поэтический мир. Страшные рассказы, поэтические народные сказания, приметы, таинственно-прекрасная жизнь природы, романы — вот чем жила эта девочка. Воспитанная на сентиментальных ро- манах, Татьяна сосредоточила все свои духов- ные силы на сфере чувств. Жить для нее зна- чило чувствовать, целью жизни была любовь к сильному, прекрасному, совершенному чело- веку, которому она «вручает свою судьбу».

Итак, естественная потребность Татья- ны — любить и быть любимой. Именно эта потребность была проявлением ее страстной и сильной натуры. Именно она выливается в пламенное чувство к Онегину, чувство, в ко- тором нет места эгоизму, тщеславию, в кото- ром нет ни капли кокетства. Полюбив Онегина, она пишет ему письмо, искренне признаваясь в своих чувствах. Оне- гин же, по достоинству оценив Татьяну, вы- делив ее из круга сельских дам, на предло- жение отвечает отказом. Он не хотел связывать себя узами брака, и чувств глубоких к Татьяне у него в то вре- мя не было. Поэтому осуждать его в данном случае я не решаюсь. Мне казалось, что Онегин из тех, кто в лю- бой ситуации поступает обдуманно и реши- тельно. Но при первом же испытании он пасу- ет перед окружающей средой. В роковое утро перед поединком он становится рабом свет- ской условности. Достаточно вмешательства Зарецкого, и вот уже Онегину мерещится «ше- пот, хохотня глупцов». Вызов принят. Я считаю, что этот момент в романе са- мый трагический. С этого момента начинают- ся страдания Онегина. Именно отсюда и на- чинается ломка его жизни, поспешное бегст- во из деревни, неприкаянное странствие по родной земле и растущее чувство собствен- ной бесполезности: …Зачем не чувствую в плече Хоть ревматизма? — асе, создатель! Я молод, жизнь во мне крепка; Чего мне ждать? тоска, тоска!..

1 стр., 493 слов

Образ Татьяны Лариной по роману Евгений Онегин (Пушкин А. С.)

... Онегин признался Татьяне в любви, она отвергла его, посчитав, что тот преследует корыстный интерес. Чтобы ярче и нагляднее раскрыть характер Татьяны, автор делает акцент на ... и этот волшебный сезон. Таким образом, читатель видит, что Татьяна — любимая героиня Пушкина в этом романе — всегда неприступна и холодна. Растопить ... донести до каждого из читателей А. С. Пушкин, и уважаю данную героиню.

Татьяна же, если раньше жила в мечтах, то теперь, полюбив, неминуемо должна была столкнуться с жизнью. Но к этому времени характер Татьяны успел сформироваться, и потому она выходит из жизненных испыта- ний нравственно непобежденной. Таким образом, нравственная чистота Та- тьяны противопоставлена порожденному со- циальными условиями эгоизму Онегина. Это противопоставление позволяет автору нагляд- но показать несовершенство общества, уроду- ющего человеческую душу. Но и судьба Татьяны трагична: ей не суждено быть счастливой. Невозможность этих людей, будто созданных друг для друга, быть счастливыми вместе — главный укор обществу. В чем же видел Пушкин пути прогрес- сивного изменения общества? Он верил в возможность улучшения общества через нравственное усовершенствование. Верил, что если все люди поймут, что такое истин- ная любовь и истинное страдание, то они из- бавятся и от эгоизма, и от желания устроить свои дела за чужой счет, оставят пустые дрязги и сплетни, поймут никчемность свое- го существования и займутся наконец делом, достойным человека. И на мысль эту Пушкин наводит, показы- вая любовь Онегина к Татьяне, которая воз- рождает в нем человека. Да, именно любовь к Татьяне, а не смерть Ленского.

После дуэ- ли Онегин, привыкший жить только для се- бя, отделенный от мира стеной холодного презрения и эгоизма, потерял единственную духовную опору — уважение к себе. И только снова встретив Татьяну, полюбив ее, он понял, что такое истинное чувство и что такое возвышающее и очищающее душу стра- дание. Он увидел в ней прекрасное исключение из круга пустых светских красавиц, его плени- ла ее душевная красота и нравственная сила. Это была женщина, о которой он мечтал, сам того не осознавая, ибо до гибели Ленско- го, внезапно и страшно пробудившей его ду- шу, все чувства Онегина находились в сонном оцепенении. В то время он просто не способен был любить. Кроме нравственного воздействия на Оне- гина, Пушкин показывает огромное положи- тельное влияние Татьяны в «свете». В чистой нравственной атмосфере, излучаемой ею, да- же самые недалекие люди становились лучше, благороднее, так как в ее салоне ценились не богатство, не знатность, а ум и горячее сердце. Здесь почести воздавались по заслугам, здесь нельзя было обманывать и лицемерить. Пушкин указывает путь нравственного возвышения людей и улучшения общества через естественность и красоту отношений. В этом проявился великий гуманизм Пушки- на, который отстаивал право личности быть свободной, любить и верить в жизнь. Эти на- дежды были рождены добротой и величием гения, который пробуждал «чувства добрые» в сердцах современников и потомков.

2 стр., 809 слов

Общество в жизни Онегина, Татьяны, Автора (по роману А. Пушкина ...

... Автор искренне верит в подлинные жизненные ценности - в свободу, дружбу, любовь, честь. Больше всего он ценит в людях душевную искренность и простоту. Таким образом, общество в жизни героев романа «Евгений Онегин» ... истинной жизнью, не может иметь ничего общего с высшим светом. Эту точку зрения Пушкин развивает на примере образ Татьяны Лариной. Вспомним, что эта девушка, в отличие от Онегина, ...