Жизнь крестьянина в средние века
Крестьянин был в большой зависимости от господина. В средние века часто случались внешние и внутренние воины, которые разоряли крестьян и уничтожали все полученное нелегким трудом. Часто приходилось просить защиту у сеньора во время побегов и грабежей. Тогда земля переходила феодалу, а крестьянин становился земельно зависимым. Но были и те, которые вообще не имели личных прав.
Условия проживания крестьян
Рассказ «Один день из жизни крестьянина» следует начать с условий проживания крестьян. Сеньор крестьянина проживал в замке на горе. Обычно его окружал лес, где было достаточно дичи для охоты хозяина. У подножья горы располагались деревни, которыми управлял сеньор.
Деревня состояла из 10-15 домов. С самого утра на улице стоял детский гомон и кудахтанье кур.
Крестьянин проживал в небольшом домике с соломенной или камышовой крышей. Иногда в доме могла быть печь для выпечки хлеба. Дымоходов не было – стены были черные от клубившегося дыма. Окна часто вообще отсутствовали в доме или были очень маленькие. Они не были застеклены, так как стекло было дорогим для крестьянина. Зимой небольшое отверстие в стене затыкали тряпкой. В зимний период скотина могла жить в доме с хозяином. Свечи стоили дорого, поэтому крестьянин мастерил в свободное время при естественных источниках освещения – солнце или луне. Женщины зимой занимались шитьем и пряжей.
Работа и повинности крестьян
День в крестьянской семье начинался очень рано. Нужно было успеть многое. Ведь крестьянин платил не только налоги, но и за пользование печью, мельницей, виноградным прессом и другими приспособлениями, которых не было у него. Некоторые сеньоры могли брать плату натуральными продуктами. Все желающие могли получить свободу после внесения большого выкупа. Однако земля оставалась в собственности феодала. Очень рано пастухи гнали скот на пастбище. Сами хозяева коров и коз шли на работу в поле. Некоторые крестьяне отрабатывали свои повинности у сеньора в определенные дни.
Жизнь древних крестьян: трудности и организация быта
Жизнь древних крестьян была тяжелой и полна трудностей. Рабочие дни начинались на заре и заканчивались к закату солнца. Крестьяне были заняты обработкой полей, уходом за скотом и производством продовольствия. Но даже небольшой недуг мог перенести все дела на завтра, поэтому они старались беречь свое здоровье.
Жилье
Жилье древних крестьян представляло собой просторные и простые дома, состоящие из одной или нескольких комнат. Обычно внутри дома была полуторная кровать, на которой спало все семейство, и лавки для сидения и хранения вещей. Освещение в доме обеспечивалось только одним окном и костром, на котором готовилась еда. Дома часто были расположены на общей территории с другими крестьянами, а иногда даже с животными.
Быт и повседневная жизнь древних греков
... плавно подвести к итогам и выводам о быте и повседневной жизни эллинов. Древние греки умели благоустраивать свой город и делали это довольно ... пению, различным ремеслам, ведению домашнего хозяйства. Центром семейной жизни являлся дом. О нём сейчас и пойдет речь. Для ... меня самой яркой особенностью древнегреческого жилища является его разделение на две половины ...
Питание
Крестьянин и его семья жили на том, что выращивали и собирали с поля. Их еда была очень однообразной – овощи, каши и лепешки. Хлеб был основным продуктом, но его могло не хватить до следующего урожая. Каждый участок земли был ценен, и его использовали максимально продуктивно. Крестьяне занимались также рыболовством и охотой, чтобы разнообразить свой рацион.
Одежда
Одежда для древних крестьян была крайне проста и функциональна. Они носили просторные рубахи, которые защищали от солнца и холода. На голове у мужчин были шерстяные шапки, а на ногах – грубые башмаки. Женщины носили длинные платья из грубой материи, закрывающие всё кроме головы. Зимой на всех надевали кожаные мантии и голенища.
Социально-экономическое положение
Крестьяне были связаны с сеньорами своих земель тесными путями зависимости. Была установлена жесткая иерархия, по которой каждый крестьянин занимал определенное место. Верхушку иерархии занимали сеньоры и государственные наместники. Крестьяне платили им деньги за аренду земли и должны были заключить контракты на много лет. Отсутствие свободной земли и большое количество детей в семье часто приводило к бедности и нехватке средств на жизнь.
Заключение
Крестьянская жизнь была трудолюбивой и очень организованной. Жители деревень зависели от природы, их трудности заключались не только в отсутствии свободы и нехватке еды, но и в постоянном борьбе за свою выживание. Историческое значение крестьянской культуры и традиций по-прежнему остается неоцененным, поэтому они заслуживают нашего внимания и уважения.
Деревни, в которых они проживали, достигали приблизительно 15 дворов. Очень редко можно было встретить поселение, насчитывающее 30–50 крестьянских дворов. В каждом уютном семейном дворе стояло не только жилище, но и сарай, хлев, птичник и различные пристройки для хозяйства. Многие жители могли похвастаться также огородами, виноградниками и садами. То, где жили крестьяне, можно понять по оставшимся деревням, где сохранились дворы и признаки быта жителей. Чаще всего дом был построен из дерева, камня, который крыли камышом или сеном. В одном уютном помещении и спали, и ели. В доме стоял деревянный стол, несколько скамей, сундук для хранения одежды. Спали на широких кроватях, на которых лежал тюфяк с соломой или сеном.
Пища
В пищевой рацион крестьян входили каши из различных зерновых культур, овощи, сырные продукты и рыба. В период средневековья печеный хлеб не делали по причине того, что размолоть зерно в состояние муки было очень трудно. Мясные блюда были характерны только для праздничного стола. Вместо сахара крестьяне использовали мед диких пчел. Долгое время крестьяне занимались охотой, но потом на ее место стала ловля рыбы. Поэтому рыба была намного чаще на столах крестьян, чем мясо, которым баловали себя феодалы.
Жизнь крестьян в 18 веке в россии. Что кушали крестьяне на Руси?
В XIX столетии на Руси ещё не было супермаркетов, как сейчас. Снабжение самого себя едой было сложным, но необходимым занятием, особенно для небогатых крестьян. Но знаете ли вы о том, чем раньше питались обычные крестьяне?
Смысл и ценности жизни в чувашской деревне 19 века (на примере ...
... крестьянину прожить – был бы хлеб. Когда не было муки, то люди делали хлеб ... уважаю хлеб! Сочинение Хлеб всему голова Практически каждый человек регулярно размышляет о «хлебе насущном» ... произведении. Развивать у учащихся умение критически мыслить при знакомстве с текстом, опираясь на жизненный опыт и имеющиеся знания по ... цивилизация началась и стала развиваться именно благодаря хлебу, после того как ...
В XXI веке высоких технологий еда стала обыденной вещью. Сейчас вам доступен огромный выбор из сотен различных кухонь. А для того чтобы получить эту самую еду, будет достаточно дойти до близлежащего продуктового магазина. Но это сейчас, а что было полтора века назад?
XIX век стал переломным в жизни крестьян. После отмены крепостной зависимости сильно поменялся быт обычной крестьянской семьи, в том числе и то, чем они питались. У крестьян того времени не было большого выбора пищи, поэтому весь рацион их был скуден и не разнообразен.
Непростая жизнь в XIX столетии сильно повлияла на состав рациона российских крестьян. Крестьянин всегда был ограничен в выборе пищи и весь его рацион состоял из употребления одних и тех же продуктов и блюд.
Главным отличием от современности является то, что вся еда на столе крестьян, как правило, была выращена ими самостоятельно, так как покупка еды была редким явлением в то время.
Блюда
Первым новшеством стала картошка, которая ранее отвергалась крестьянами, но стала в итоге одним из главных блюд XIX столетия, наравне с хлебом. До этого крестьяне ели только нашу российскую репку, народная сказка о которой стала одной из самых первых в России.
Главным блюдом на крестьянском столе был, конечно же, хлеб. Обычно его делали из ржаной муки на закваске и без использования дрожжей. Также на основе хлеба делали такие известные на данный момент напитки, как квас и кисель. Хлеб из пшеничной муки встречался уже куда реже и чаще всего встречался только в виде гостинцев.
Привычное всем мясо было редкостью для крестьян и появлялось на столе очень редко, как правило, только по праздникам.
Прием пищи
Дневной рацион крестьянина состоял из завтрака с полдником, обедом и ужином. Но все они были по своему составу почти одинаковы, опять же из-за отсутствия обширного выбора. Также несколько раз в день устраивалось чаепитие.
Завтрак, полдник
Полдник с завтраком почти никак не отличались друг от друга и включали в себя хлеб из ржаной или пшеничной муки и картошку. Реже могли быть различные пироги, как с картошкой, так и с капустой.
Обед, ужин
В обед и ужин на столе появлялась бурда всё из той же картошки, жидкие щи, хлеб и молоко. В некоторые дни картошку могли обжаривать и подавать с мясом.
Чаепитие
Чаепитие происходило в среднем 2 раза за день. Сладостями к чаю служили высушенные ягоды с яблоками, иногда пареная репка. Приобрести конфеты или пряники было просто не по карману среднестатистическому крестьянину.
Театральная жизнь России в XIX столетии
... сторона, но и репертуар театров, состав трупп и все детали театральной жизни. Очень часто этот контроль оборачивался мелочной, исполненной произвола опекой. Эта ... в театре. Это обусловлено тем, что влияние эпохи, обозначившейся для России нарастающим кризисом феодально-крепостного строя и ростом национального самосознания, так ... Цель моего реферата обогатить свои знания в этой области, дать оценку ...
Проблемы с продовольствием
Еды в то время у крестьян было не много, а её выращивание было сложным и долгим процессом. Но больше всего все боялись неурожая. В такие моменты приходилось вырезать всю скотину на мясо и продавать вещи для того, чтобы купить хоть немного еды. Расход еды в семье сразу же сокращался в несколько раз. Также в голодные времена делали хлеб только с примесями, в качестве которых служила различная трава, лебёдка, ботва от свеклы или картофеля.
Примерно так и выглядел обычный рацион российского крестьянина. Люди питались тем, что росло на поле и грядках за их домом. По заверениям учёных, такое питание конечно же не удовлетворяло все нужные потребности человеческого организма.
Сейчас человек даже представить не может жизнь без вкусной и разнообразной еды. Но раньше, как говорится, люди ели для того, чтобы жить.
Так как в XIX веке не было времени на кулинарные новшества, то главной целью еды было утоление голода себя и своей семьи, которые раньше были очень большими. Ведь только сытые члены семьи могли хорошо работать в полях, чтобы произвести и запасти продовольствия на зиму.
Правовая жизнь крестьян
Крестьяне, жившие общиной, находились в разной зависимости от феодального лада. У них было несколько правовых разрядов, которыми они наделялись:
Крестьянская жизнь и крепостное право
Основная масса крестьян жила по правилам «валашского» права, которое основывалось на жизни сельской свободной общины. Владение землей было общим и осуществлялось на едином праве.
Однако, часть крестьян подчинялась крепостному праву, установленному феодалами. Валашская община имела черты крепостного права Молдавии, где крестьянам разрешалось работать на земле только несколько дней в году. Феодалы вводили такую нагрузку на дни работы, что выполнить ее становилось возможным только за длительный срок.
Крестьяне также должны были выполнять повинности, направленные на процветание церкви и государства. Крепостные крестьяне в 14-15 веке делились на две группы:
- Государственные крестьяне, зависящие от господаря;
- Частновладельческие крестьяне, зависящие от определенного феодала.
Первая группа крестьян имела больше прав, в то время как вторая группа считалась свободной, но платила десятину, отбывала барщину и судилась у феодала. Это приближало к полному закрепощению всех крестьян.
В следующие века появлялись различные группы крестьян, зависимых от феодального лада и его жестокости. Жизнь крепостных крестьян была лишена прав и свобод, их ситуация просто ужасала.
Один день из жизни дворянина 18 века. Повседневная жизнь и быт в эпоху Петра I
Во время Петра Великого молодые дворяне, достигшие 16-17 лет, обязаны были служить пожизненно. Они начинали службу рядовыми в пехотных и драгунских полках или матросами на кораблях. Военная форма включала в себя «немецкий» мундир.
Дворяне изучали артиллерийское или инженерное дело. Отсутствовала единая система преподавания и учебники. Те, кто отправлялся за границу, должны были освоить математику или «навигацию» на чужом языке. Экзамены проводил лично Петр I.
Россия в первой половине XIX века
... денежный оброк был выгоден помещикам нечерноземной полосы, то в целом по России в первую половину XIX века наблюдалось увеличение числа барщинных крестьян. В начале века их было 56 %, к отмене крепостного права они ...
Если дворянин увольнялся с военной службы, то его назначали на «статскую» службу, где он исполнял обязанности воеводы в провинциальном городе, чиновника в одном из учреждений или сборщика подушной подати.
Дворянская одежда и облик дворянина
Социальные изменения в России в эпоху Петра I
В период правления Петра I в России произошли серьезные социальные изменения, коснувшиеся всех слоев населения. Одежда, быт и развлечения дворян и крестьян претерпели существенные изменения.
Изменения в ношении одежды
Петр I начал борьбу с традиционной одеждой России. Он запретил ношение старого русского костюма, заменив его на манер венгерского. Потом требовалось носить немецкое платье в будни и французское на праздниках. Также порешил, что крепостные крестьяне не должны одеваться в широкую одежду.
У женщин появились новые модели платьев, использовалось кружево и жабо, а лидером среди головных уборов была треуголка. Начали использовать парики и корсеты, а также широкие юбки и узконосую обувь.
Быт дворян
В домах дворян были сделаны крупные инвестиции в роскошные предметы интерьера: зеркала, гравюры, кровати, столики, табуреты, кресла, шкафы-кабинеты для бумаг, серебряная, оловянная и стеклянная посуда.
Также важное место занимали танцы и игры. Шведские офицеры и немецкие женщины обучили многих русских таким танцам, как полонез, менуэт и гросфатер. У Петра I была своя система праздничных мероприятий, в которых участвовали мужчины и их жены и дочери.
Крестьянский быт
С крестьянским бытом в период правления Петра I особых изменений не произошло.
В отличие от дворян, крестьяне продолжали трудиться все шесть дней в неделю, по выходным они занимались собственными земельными делами. Крестьянские дела решались на общинных сходах, где принимали участие женатые мужчины.
Выводы
В целом, период правления Петра I можно считать временем знаменательных социальных изменений в России. Эти изменения коснулись всех слоев населения и произошли на фоне масштабной строительной и военной программы, направленной на включение России в число ведущих мировых держав.
Жизнь в России в средние века
В эпоху феодализма жизнь в России была трудна и полна лишений. Крестьяне были гнётом феодалов, которые вынуждали их работать на полях и в оврагах, при этом наделяя недостатками и налогами.
Одежда крестьян была простой и шилась из холстины и других дешевых материалов. Гардероб женщины состоял из рубахи, сарафана, телогрея и шубы. Европейская мода пришла в русскую деревню только в конце XVIII века.
Одним из главных развлечений крестьян были массовые игры и хороводы по большим праздникам, а также прогулки на природе. Еда состояла из похлебки, щей и мучных изделий.
Городской быт
Горожане жили в усадьбах, разводили лошадей, коров, свиней, птиц и обрабатывали огороды. В 1714 году был введен ценз грамотности жениха, брак без достижения определенного уровня образованности не допускался. Обязательным стало изучение «Юности честного зерцала», свода правил общежития.
Закрепощение крестьян
В 1766 году был издан закон о полнейшем закрепощении всех крестьян Григорием Гике. Никому, кроме бояр, нельзя было переходить к другим, беглецы быстро возвращались на места силой. Весь крепостной гнет усиливался налогами и повинностями, а все деятельность крестьян облагалась налогами. Это не подавило дух свободы крестьян, которые восстали против своего рабства.
Один день из жизни дворянина от первого лица
... Некоторые крестьяне отрабатывали свои повинности у сеньора в определенные дни. Один день из жизни крестьянина ... Крепостные крестьяне, которые жили в 14 – 15 веке раскололись на группы: Государственные крестьяне, которые зависели от господаря; Частновладельческие крестьяне, ... Как жили в 18 веке в россии. Дом Центром крестьянского дома ... Родители спали на одной широкой кровати, а дети — на лавках ...
Крепостное право долгое время не давало крестьянам восстановить свои права, но их борьба увековечилась в истории и поражает своими фактами до сих пор. Жизнь крестьян была суровой и полной лишений. Одежда была простой, развлечения традиционными и еда состояла из простых блюд.
Сильное влияние традиций сохранялось в быту, следование обычаям, что характерно для эпохи феодализма.
История средневековой Европы представляет собой сложный мозаичный портрет, в котором крестьяне играли важную роль. Однако, не все крестьяне были одинаковыми — у них были различные социальные статусы и условия жизни.
Многие крестьяне в средневековой Европе имели скрытые сокровища и нарядную одежду, которую надевали по праздникам. Они умели наслаждаться жизнью на деревенских свадьбах, где пиво и вино лились рекой, и все отъедались после долгих дней полуголода. Крестьяне были хитрыми и сметливыми, они хорошо видели достоинства и недостатки людей, с которыми им приходилось сталкиваться: рыцарей, купцов, священников, судей.
Существовали сложные отношения между крестьянами и феодалами, которые часто рассматривали крестьян как дьяволов, вылезающих из адских нор. Однако, крестьяне также платили своим сеньорам той же монетой, считая их демонами. В результате возникали восстания и борьба между сельскими жителями и их господами. Одними из крупнейших восстаний были Жакерия во Франции, выступления Уота Тайлера и братьев Ке-тов в Англии, а также Крестьянская война в Германии.
Право в средневековой Европе было важным аспектом жизни крестьян. В начале этого периода крестьяне были зависимы от помещиков и выполняли работы по их требованию, но имели достаточно возможностей для приемлемой жизни. Однако, с течением времени положение крепостных становилось все тяжелее. К XVIII веку крепостные уже мало чем отличались от рабов. Они работали на помещика шесть дней в неделю и имели лишь один день на обработку своего участка земли. Поэтому крепостных ожидал скудный набор продуктов, а иногда и голодные времена.
Развлечения и отдых крепостных в России
В средние века и в начале нового времени, по большим праздникам в России устраивались гуляния, которые были доступны только крепостным крестьянам. Эти развлечения и отдых ограничивались именно этой социальной группой населения. Дети крестьян, в большинстве случаев, не имели возможности получить образование и их будущая судьба была предопределена такой же, как и у их родителей.
Однако, среди крепостных были и одаренные дети, которых забирали на обучение. В дальнейшем они становились музыкантами, художниками и другими талантливыми специалистами. Но, несмотря на их способности, крепостным все равно приходилось выполнять любые требования своих хозяев. Они были полностью подчинены воле помещиков, и их имущество, включая детей, находилось в их полном распоряжении.
Со временем, все свободы, которые изначально оставались у крепостных, были постепенно утрачены. Инициатива по отмене этих свобод исходила от государства. В конце XVI века, крепостным было запрещено переходить на собственную землю, которая ранее предоставлялась раз в год в День святого Юрия. В XVIII веке помещикам было разрешено ссылать крестьян на каторгу без суда за проступки, а также был установлен запрет на подачу жалоб крестьянами на своего хозяина.
ЖИЗНЬ КРЕСТЬЯНСКИХ ДЕТЕЙ (по стихотворению Н. А. Некрасова «Крестьянские дети»)
... приблизилась гроза. Прогремел гром. Упал дождь. Зрители бежали. Босоногие дети мчались к домам. Некрасов остался в ... это день вся страна ликует Сочинение Дружба Андрея Болконского и Пьера Безухова Лев Николаевич Толстой ... с темой любви к детям произведение Некрасова «Крестьянские дети» прославляет прелести жизни за серыми стенами ... с хлебом. Когда урожай собрали, он первый пробует новый хлеб. А после ...
С этого времени положение крепостных приблизилось к положению скота. Они подвергались наказаниям за любые провинности, а помещики имели полное право продавать, разлучать и даже убивать своих крепостных. В некоторых поместных усадьбах совершались жестокие истязания, которые трудно понять для современного человека. Например, в усадьбе Дарьи Салтыковой хозяйка истязала и убивала сотни крепостных самыми изощренными способами. Все это было возможно из-за отсутствия возможности крестьян обратиться за помощью к властям.
Таким образом, жизнь крепостных крестьян в России была лишена прав и свобод. Они жили в постоянном страхе за свою жизнь и жизнь своих семей, выполняя изнурительный труд и подчиняясь всем требованиям своих хозяев.
Связь крестьянства с религией и традициями
Само название «крестьянин» тесно связано с религией и происходит от слова «христианин» — человек верующий. Люди, проживающие в деревнях, всегда жили в соответствии с особыми традициями, соблюдая религиозные и моральные нормы. Быт и особенности житейского уклада сформировались в течение многих столетий и передавались от поколения к поколению.
Инструкция
Большинство крестьян на Руси жили в полуземлянках или рубленных избах. Это было небольшое помещение, где размещалась вся семья, где зимой укрывался скот. Всего в доме было 2-3 окна, и те маленькие, чтобы сохранять тепло. Главным в доме был «угол», где располагался иконостас. Божница могла состоять из одной или нескольких, также рядом стояла лампадка с маслом и священные писания с молитвами. В противоположном углу располагалась печь. Она была источником тепла и местом, где готовилась еда. Топили ее по черному, весь дым оставался в помещении, но зато было тепло.
Дом не принято было делить на комнаты, все размещались в одном помещении. Часто семьи были большими, многие дети спали на полу. Обязательно в доме был большой стол для всей семьи, где за едой собирались все домочадцы.
Основное время крестьяне проводили за работой. Летом сажали овощи, фрукты, злаки, ухаживали за ними, чтобы получить большой урожай. Также заводили скот, почти в каждой семье были куры. Зимой животных при сильных морозах пускали в дом, чтобы сохранить их жизнь. В холодное время мужчины ремонтировали предметы.
День из жизни крестьянина я могу лишь представить по книгам, фильмам и немного по лету на даче. Конечно, мы не крестьяне, на даче отдыхаем. Не сажаем картошку, не пропалываем морковь, урожай не собираем… Мама сажает цветы, есть несколько кустов смородины. Люблю собирать ягоды!
Думаю, что день из жизни крестьянина начинается рано – прямо с рассветом солнца. Эти люди близки природе, они знают, когда и что сажать, собирать… Они умеют по приметам предсказывать погоду лучше, чем в новостях. Итак, встал крестьянин, например, Пётр с рассветом. Выпил воды и за дело. В первую очередь, думаю, нужно разбудить жену, чтобы она тоже работала, а дети могут ещё поспать – в школу-то им не нужно! Жена доит корову, у той молоко за ночь скопилось как раз. Пётр завтракает перед рабочим днём. Думаю, что он может съесть кислое молоко с зерном, как йогурт с мюсли. Выпив парного молока, идёт Петр выпускать корову. Сам он не отводит её на поле, а сдаёт пастуху. Тот собирает коров со всей деревни и (за умеренную плату) выгуливает их целый день. Пока коровы нет, Пётр чистит её хлев, засыпает новую подстилку. Наверняка, есть и поросята, и куры – всех нужно проверить (как они ночь пережили – не утащили кого волки), покормить.
Июня День защиты детей
... 4 класс. 7-8 предложений 1 июня День защиты детей Несколько интересных сочинений Печорин – настоящий представитель своей эпохи, поэтому автор назвал так творение «Герой нашего времени». Ведь на ... считает, что можно плохо относится к крестьянам Грибоедов в образе Хлестовой показывает ... своих детей поведению, правилам поведения, вежливости, осторожности с незнакомцами, всегда интересоваться тем, что ...
Культурная традиция «дворянское воспитание»
В эпоху Александра I происходит расцвет российского дворянства. Это слой, формирование которого является результатом особого воспитания. Так называемое «дворянское воспитание» включает в себя систему норм и ценностей, которые были признаны стандартными и неоспоримыми. Внешний вид, поведение, образ мыслей — все элементы характеризовали представителей этого социального слоя.
Несмотря на то, что «дворянское воспитание» не является полноценной педагогической системой, оно было распространено практически везде в некоторых разновидностях. Элементы этой культурной традиции существуют и сегодня.
Главным принципом «дворянского воспитания» можно считать формирование у ребенка определенных моральных норм, которые включают в себя совесть, отсутствие какого-либо пятна на репутации, храбрость и честность.
Подобное воспитание включало формирование представления о мире и о личности ребенка. Важными составляющими «дворянского воспитания» являются формирование внешнего облика, овладение тонкостями этикета и манеры поведения. Важным моментом было также знание культуры и искусства.
Как следствие, русский дворянин был знаком с тонкостями живописи, музыки и литературы, что украшало его жизнь.
Что же касается эпохи Александра I, то после победы над Наполеоном в Российской империи в моду вошло всё французское. Дворяне, причём не только в столице и крупных городах, но даже в глухой провинции знали французский язык, а в качестве гувернёра для своего ребёнка пытались нанять именно француза. Массовый спрос привёл к тому, что гувернёр получал в месяц по пятнадцать — двадцать рублей. Для сравнения условные англичане или швейцарцы на аналогичной должности могли рассчитывать лишь на пять — шесть рублей. На гувернёра возлагалась большая ответственность. Именно он, а не родители, обучал ребенка танцам, географии, французскому языку, фехтованию (для мальчиков) и некоторым другим предметам. Поскольку французская культура прочно осела в умах дворян и была на пике популярности, родители пытались воспитать из своих детей настоящих рыцарей, что называется, без страха и упрёка. Ребёнок рос в понимании и осознании определённых норм морали: совесть, незапятнанная репутация, храбрость и честность. Мальчик должен был соответствовать этим критериям по одной простой причине — он дворянин, представитель особого сословия. Максим Волконский — потомок знаменитого рода, эмигрировавшего из России, говорил на этот счёт, что только дворяне не боялись брать на себя ответственность за ситуацию в стране и этим они сильно отличались от всех остальных сословий.
Итоговое о жизни и судьбе детей-сирот во время войны
... сегодня напоминает данное произведение писателя, в котором представлена суровая проза жизни детей, сумевших выстоять во время Великой Отечественной войны и продолжить жизнь.Голодное, жестокое детство в советской истории Горькая ... этот след несомненно дошел и до наших дней. В работе рассматривается исключительно важный аспект этой проблемы, рассказанный в романе Анатолия Приставкина. Судьба братьев ...
Занятия музыкой с гувернёром
Взаимоотношения между детьми и родителями в дворянских семьях
На сегодняшний день взаимоотношения между детьми и родителями в дворянских семьях могут показаться чрезмерно холодными и даже суровыми. Дело в том, что с самых ранних лет дети были оторваны от матери и отца. Да, они могли подойти, что называется «к ручке» несколько раз в день, но воспитанием занимались исключительно гувернёры. Такой подход тоже сильно отличал дворян от других сословий. Взаимоотношения были выстроены таким образом, что ребёнок должен был заслужить проявление любви и внимания. Интересно вот ещё что: дети прекрасно понимали, что их любят, просто так принято.
Дворян учили держаться одинаково со всеми людьми, не обращая внимания на происхождение. Заносчивость и неучтивость считались недостойными чертами поведения дворянина
С самого раннего детства дворян учили держаться одинаково со всеми людьми, не обращая внимания на происхождение. Заносчивость и неучтивость считались недостойными чертами поведения дворянина. Кроме этого, все свои чувства они обязаны были выражать в корректной, сдержанной форме. Выставлять напоказ обиду, огорчение или досаду считалось признаком дурного тона. И дети росли, подстраивая свой характер под нормы. Поэтому даже мальчик не мог позволить себе проявить слабость и показать истинные эмоции.
Дворянская честь считалась (и являлась), пожалуй, самой главной сословной добродетелью, а заодно и основным законом, регламентирующим его поведение. И в восприятии аристократов «честь» не давала человеку каких-либо привилегий, а наоборот, она делала его более уязвимым по сравнению с другими. Поэтому служба государю воспринималась как некий священный долг. Но именно служба с сохранением чувства собственного достоинства, а не заискивающее прислуживание.
Важная роль отводилась храбрости и выносливости, которые базировались на ловкости и физической силе. Это было необходимо для того, чтобы человек мог держаться свободно и непринуждённо в светском обществе. Без хорошего навыка владения собственным телом это по мнению дворян было невозможно. Поэтому особую и очень важную роль в воспитании играли танцы. Причём обучали им с одинаковой дотошностью как мальчиков, так и девочек. А начинали детей приучать к ним уже с самого раннего возраста. Важно понимать, что танцы в те времена являлись не просто набором неких движений, а бал – не ночная дискотека. Бал являлся важным общественным действом, некой формой социальной организации аристократического сословия. К первому в жизни балу и парней, и девушек тщательно готовили. Особенно это относится к представительницам прекрасной половины человечества. К пятнадцати — шестнадцати годам, когда девушка уже была на выданье, она умела танцевать и знала, как себя вести в светском обществе.
Бал в XIX веке
Интересный факт: последний костюмированный бал состоялся в Российской империи в 1908 году. И на нём не было ни одной девушки на выданье. Так решил Николай II. Он подумал, что на балу будет слишком много людей и велика вероятность, что родители не углядят за своими дочерьми. В общем, Николай осознанно пошёл на нарушение традиций, чтобы перестраховаться.
Дети росли и видели своих предков-героев, многое знали о них и, соответственно, хотели быть достойными преемниками
Роль портретов в воспитании дворянской молодежи
Портреты играли важную роль в воспитании дворянской молодежи. Даже в самых простых и бедных дворянских семьях, на стенах домов обязательно висели картины с изображениями предков. Мужчины на портретах всегда были изображены в военной форме с многочисленными наградами. Дети росли, видя своих предков-героев, и они стремились быть достойными преемниками.
С раннего детства как мальчики, так и девочки знали язык орденов и могли рассказать о той или иной награде на портрете без подсказки. Это позволяло им узнавать о подвигах своих предков и восхищаться ими. Например, Николай Степанович Гумилев имел четыре Георгиевских креста, что являлось высшей наградой за воинскую доблесть. Его жена, Анна Ахматова, почитала его и понимала, что он был настоящим героем.
Портреты с изображениями бабушек и прабабушек также играли важную роль в воспитании девочек. Они понимали, что их предки были героями, а жертвенность, с которой женщины рода поддерживали семью во время войны, вдохновляла и обязывала их быть достойными. Если дедушки ковали честь фамилии на войне, то бабушки держали на своих плечах семью в это время.
Изменения в жизни дворян после прихода Николая I к власти
С приходом Николая I к власти произошли сильные изменения в жизни дворян. Они начали резко беднеть, так как наступила эпоха чиновничества. Их имения уже не приносили привычный доход, а крестьянство постепенно получило больше свободы. В результате дворяне, которым было трудно приспособиться к новым условиям, оказались в тяжелом положении. Многие из них жили в долг, закладывая имения и земли, что еще больше ухудшало их положение.
Когда ситуация становилась невыносимой, многие дворяне отправляли своих сыновей в кадетские корпуса и юнкерские училища для получения достойного воспитания. Это было единственным способом получить хоть какое-то финансовое подспорье. Таким образом, многие дворянские семьи надеялись, что их сыновьям удастся достичь успеха и улучшить финансовое положение семьи.
Многие дворяне, которые не могли дать своим сыновьям достойное воспитание дома, отдавали их в кадетские корпуса и юнкерские училища. Это событие играло огромную роль в жизни мальчика, который с того момента переставал быть ребёнком и становился мужчиной. Надо сказать, что в корпусах и училищах оказывались и дети из вполне обеспеченных семей. Соответственно, во взрослую жизнь шагали разношёрстные по своему положению мальчишки. Но в учебных заведениях они все были равны, в независимости от достатка и знатности фамилии. Нищий дворянин из глухой провинции находился на одном уровне с богатым дворянином из столицы. И этот факт играл огромную роль. Мальчишек быстро связывало чувство настоящего искреннего братства. Дедовщина, конечно, присутствовала. Но не в той форме, в которой она может проявляться в наши дни. Старшие курсанты могли заставить младших выполнить за них какую-либо работу, но о физических мерах воздействия или унижениях речи не шло. Да и сама дедовщина воспринималась как традиция, от которой никуда не деться. Конечно, родителям было непросто расставаться со своими детьми, но так было нужно. Нужно для воспитания.
С. Егорнов. Портрет цесаревича Алексея Николаевича
Исследование о роли дуэли в жизни дворянства
Дуэль воспринималась как печальное, но само собой разумеющееся событие в жизни дворянина. Она занимала особое место, не зависимо от эпохи. Максим Волконский, исследователь мемуаров представителей привилегированного сословия, называл дуэль «злом любого русского дворянина». Интересно отметить, что ни одна мать никогда не советовала своему сыну избегать дуэлей. Это подтверждало, что дуэль была частью культуры и традиций дворянства.
Елизавета Алексеевна Арсеньева, бабушка Михаила Юрьевича Лермонтова, хорошо знала вспыльчивый нрав своего внука, но ни в одном из своих писем не просила его быть осторожным и избегать дуэлей. Она, как и другие дворянские матери, принимала дуэль как неотъемлемую часть жизни. Она понимала, что это зло может стать роковым для Михаила Юрьевича, но не препятствовала ему в его решении. И действительно, дуэль с Мартыновым была всего лишь четвёртой в жизни Лермонтова, который погиб в результате дуэли. Аналогично, у Александра Сергеевича Пушкина было насчитано пятнадцать дуэлей.
Начиная с Николая I французский язык, как и все французское, начинает постепенно терять свою силу. Сказалось и финансовое положение дворян, и изменившаяся мода. Окончательно французский язык потерял свою статусность во время правления Александра III. Если во время прихода Николая I к власти в Российской империи насчитывалось восемнадцать журналов на французском языке, то при Николае II их осталось всего четыре. Поначалу мода на иностранный язык ушла в провинциях (там просто уже не осталось денег на французских гувернёров), затем уже в Москве и Санкт-Петербурге. В обиход вошли английский и немецкий языки. На них говорили в кадетских корпусах и юнкерских школах. Хорошо этот момент в жизни страны иллюстрирует фильм «Гардемарины, вперёд!». Какие-либо записи, например, мемуары, ведутся на русском зыке. Между собой дворяне также стараются общаться на родном языке. И в 1913 году на торжествах, посвящённых трёхсотлетию дома Романовых, все говорили только на русском.
Празднование трехсотлетия царствования дома Романовых
Отдельно нужно сказать о православной вере в жизни дворян. Для детей церковь являлась мерилом всей жизни и никогда не была наказанием. Она воспринималась как праздник, как что-то светлое и родное. Так что причин для неприязни просто не было. В плане религии Российская империя сильно отличалась от европейских стран, поскольку там церковь использовали как наказание. Никаких сомнений в вере у дворян не было. Она являлась неотъемлемой частью жизни.
* * *
Что для настоящего дворянина, воспитанного по всем правилам, означали такие понятия как «честь» и «достоинство», иллюстрирует судьба Георгия Михайловича Осоргина. Он родился в 1893 году в семье Тульского губернатора Михаила Михайловича Осоргина. Матерью Григория являлась Елизавета Николаевна, происходившая из дворянского рода Трубецких.
После окончания Пажеского корпуса Георгий Михайлович служил в лейб-гвардии Конно-гренадёрского полка. Принял участие в Первой мировой войне, удостоился ордена святого Георгия. Естественно, Осоргин в штыки принял смену власти в стране. И в 1918 году он оказался среди участников провалившейся попытки освобождения царской семьи из ссылки на Урале. За это его арестовали и приговорили к расстрелу. Но тогда Георгий Михайлович избежал смерти. Правда, вскоре он опять оказался за решёткой. Освободившись в 1923 году, Осоргин женился на дворянке Александре Михайловне Голицыной. Но семейная жизнь оказалась недолгой. Георгия Михайловича опять арестовали и приговорили к расстрелу за монархические убеждения. Правда, смертную казнь заменили на десятилетнее заключение в концлагере. Из-за конфликта с начальником тюрьмы Осоргина вскоре отправили в Соловецкий лагерь особого назначения.
Осоргин был человеком с тяжёлым характером. Истинный дворянин, он во главу угла ставил достоинство и справедливость, поэтому в лагере у него проблем хватало. В конце концов, его в очередной раз приговорили к расстрелу. И буквально за день до казни к нему приехала жена. Начальник лагеря отпустил его на свидание в город (на двадцать часов) под честное офицерское слово, что он не попытается сбежать и не расскажет жене о скорой смерти. Георгий Михайлович выполнил условие. С женой он вёл себя естественно, легко и непринуждённо. А когда время свидания истекло, Осоргин вернулся в лагерь. И на следующий день его расстреляли. Голицына, которая эмигрировала в Англию, вспоминала, что муж ничем не выдал своей страшной тайны. Да, Осоргин мог сбежать, но он дал слово офицера. И оно было важней всего. Человек, воспитанный по всем правилам и традициям аристократического сословия, не мог переступить через себя.
Георгий Михайлович Осоргин
* * *
Однодневный труд крестьянина: тяжелый и напряженный
Ежедневная жизнь крестьянина сильно отличается от жизни городского жителя. Уже в четыре часа утра крестьянин начинает свой трудовой день, начиная с кормления скотины. Грызуны, которые утихомирились во время темной ночи, начинают пробуждаться, выпустивших на свободу их хозяев заинтересует состояние своих питомцев. Гуси, куры, утки, свиньи и индюки – эти милые создания оживают и домогаются внимания крестьянина. Важно напомнить, что многих типов скота, которые обитают в крестьянских дворах, нужно забирать со своих клеток или поводков на прогулке.
Кормление животных – это еще один обязательный этап в трудовой день крестьянина. Нужно приготовить достаточно корма, чтобы он хватил до следующего утра. Соблюдение последовательности ритуалов и тщательная забота – это не помеха для требований животных. Одно забытое зерно или крошка может подтолкнуть животные к вытаскиванию того, что можно взять.
После кормления животных, приходит время для завтрака крестьянина. Скромный обед – это каша с овощами или суп с жареным мясом. Добавка напитка сделает обед вкусным и крепким, а затем на него можно отправиться на поле для дальнейшей работы.
Работа на поле трудная и напряженная. Нужно пропалывать овощные культуры, поливать посаженные растения, ухаживать за крестьянским угодьем. Это утомительныая работа, но она важна, так как это связано с производством продуктов и состоянием местного экономического рынка.
Когда становится дневной тепло, крестьянин может отправиться домой, чтобы перекусить или пожарить в поле костер. На обед, модифицированный в поле это хлеб со свежим огурцом и холодной супчиком, который насыщает дотла.
После обеда опять наступает время для косы, которая служит важным ресурсом в дальнейшей производственной деятельности крестьянина. Косить траву тяжело и растянуто, поэтому нужна большая физическая сила и хорошее владение личной агрегатной машиной. Скошенная трава сушится, а затем крестьянские руководители будут использовать ее в своих хозяйствах:
- связывать в свежоскошенные гнезда;
- использовать для кормления скота;
- сушить на зиму в стогах;
- использовать материалом для изоляции жилища.
Вечернее время крестьянин проводит более спокойно – читая или общаясь с соседями, которые живут поблизости. Работа заканчивается завтрашней обеденным перерывом и заботой о животных и доме.
Вечером крестьянин занимается домашними делами. Предстоит уборка в доме, уход за домашними животными, стирка и готовка. Перед сном крестьяне собираются за столом, обсуждают план работ на следующий день, пьют узвар и готовятся к завтрашнему дню. Спать приходится ложиться достаточно рано, ведь вставать придется на рассвете, чтобы успеть сделать все дела.
6 класс, 7 класс
Питание купцов в 18 веке. Вперед в прошлое или особенности питания людей 18 века в любых условиях
Добрый день уважаемые читатели моего блога. В сегодняшней статье я расскажу вам о том, как питание 18 века отличалось от рациона современного человека, и какие изменения в организме может спровоцировать недостаток определенных питательных элементов в повседневном меню.
Питание европейцев в XVII-XVIII веках
Рацион людей, проживающих восточной части Европы, определялся тремя основными видами продуктов. Чаще всего на столах простых обывателей можно было увидеть хлеб, мясо и вино. Конечно, спиртные напитки у бедняков появлялись только на праздники, но не упомянуть о них нельзя.
Хлебобулочные изделия значительно отличались о современных продуктов. Не нужно думать, что горячий румяный каравай, изображенный на картинках детских книг о крестьянстве, действительно был очень вкусным. Для того чтобы получать хороший урожай, пшеницу приходилось чередовать с посадкой трав, идущих на корм скоту и дающих отдых земле.
В Европе бедняцкий хлеб готовился не только из муки. В него добавлялись отруби, сорняки и даже ядовитые растения. В книгах известных историков встречается описание изделий из муки грубого помола, которые, в прямом смысле слова, горели синеватым пламенем.
Отдельно нужно упомянуть о таких заменителях главного продукта, как рис, гречка, чечевица , бобы и даже каштаны. Эти пища крестьян помогала выжить в голодные годы или во время войн. Белый хлеб присутствовал в рационе только богатых знатных людей и стоил больших денег.
Изменения рациона европейцев 16-18 веков коснулись в первую очередь мяса. Изначально потребление этого высококалорийного продукта составляло около 100 кг на человека в год. Во второй половине XVII доля этого элемента питания в повседневном рационе значительно уменьшилась. По причине перенаселения в Германии или Франции количество мясных блюд снизилось до рекордного показателя в 20 килограмм.
Во второй половине 18 века широкое распространение получила солонина. Соль значительно продлевала срок хранения продуктов, и поэтому стала незаменимой приправой на столах бедняков. Использование белых кристаллов также сделало доступным морепродукты и рыбу.
Особенности рациона наших соотечественников
В России в 18 веке сложилась схожая ситуация с продуктами питания. Основой рациона стали ржаной, реже пшеничный хлеб, каша и различные овощи. Очень долго простой люд не знал о пряностях. Соль, перец, корица были невиданной диковинкой для крестьян.
С мясом дела обстояли намного лучше. В пищу употребляли не только домашний скот (куры, утки, свиньи, коровы), но и всякого рода дичь, которая в те времена изобиловала в лесах и на водоемах. Существовали и некоторые запреты. Например, духовенство не разрешало есть медвежатину, так как считало такой продукт нечистым.
Влияние ограниченного рациона на здоровье людей
Если говорить кратко, то хронический недостаток витаминов и белка не мог не отразиться на состоянии организма людей. В те времена болели много и, в большинстве случаев, причиной опасных патологий становился ослабленный иммунитет. Очень часто диагностировались рахиты, туберкулез, менингит, пневмония, ревматизм, артрит и сифилис. Такие недуги существуют и по сей день, но риск заболеть стал намного ниже во многом благодаря разнообразию повседневного меню.
Несколько интересных сочинений
- Сочинение-рассказ Горе-мечтатель 7 класс
Я закончила 6 класс на одни пятёрки. Теперь у нас в школе каникулы. Середина Июня. На улице жара. Меня привезли в деревню к бабушке, чтобы я и отдохнула на природе
- Герои рассказа Уроки французского (образы и характеристика) сочинение
Главный герой рассказа В. Распутина «Уроки французского» — одиннадцатилетний мальчик. Учится он в пятом классе. Мальчик скромен, одинок и даже диковат. Находясь далеко от своей семьи
- Как вы понимаете слова Конёнкова: «Мечта всегда крылата — она обгоняет время»? Сочинение
- Сочинение по трагедии Ромео и Джульетта Шекспира рассуждение
«Ромео и Джульетта» повесть, в которой рассказывается о трагической любви двух юных созданий. Действие происходит в Вероне. Самое страшное и обидное то, что молодые люди, страстно полюбившие друг друга
- Сочинение Пудель Арто образ и характеристика в рассказе Белый пудель Куприна
Один из героев рассказа А. И. Куприна Белый пудель отличается от остальных, хотя автор уделяет ему внимания не меньше, чем другим. Этот герой является собакой, порода которой вызывает умиление и нежность и у детей, и у взрослых.
Как проходил день русской помещицы
Этот отрывок из книги Н.Л. Пушкарёвой «Частная жизнь русской женщины» наполнен многочисленными подробностями из жизни дворянок XVIII — начала XIX вв. Интересно сравнить с жизнью современной домохозяйки!
Константин Маковский. Помещица
Жизненный путь российских барышень начинался, как правило, в пригородном имении — усадьбе. Число усадеб крупных, а также средних и мелких дворян в провинции начало быстро расти со второй половины XVIII в., вскоре после их освобождения от обязательной государственной службы (1762 г.).
Как до, так и после этого времени немалое число женщин дворянского сословия проводили в усадьбах буквально всю жизнь. Проживание в собственном доме в Москве, а тем более в Петербурге было доступно лишь состоятельным людям.
Зачастую молодая семья поначалу жила в имении вместе со старшими родственниками, в ней рождались и вырастали дети, и лишь тогда «старики» отделяли молодых и позволяли им (если имелись средства) в дальнейшем жить в городе. Квартиры же обычно снимали только на часть года. «Мы оставляли город в апреле месяце и возвращались туда только в ноябре», — вспоминала о повседневном быте своей семьи В.Н. Головина.
Вплоть до конца рассматриваемого периода, да и на протяжении всего XIX в., нередко лишь глава семейства жил в городе, а дети и жена оставались в усадьбе. Так, «Записки» дневникового характера, написанные в 1812 — 1815 гг. владелицей Новотроицкого имения Е.П. Квашниной-Самариной, заставляют сделать вывод о том, что российские дворянки «средней руки» вынуждены были находиться в начале XIX в. в своих имениях почти безвыездно. Для XVIII столетия это тем более было нормой. Даже в уездном городе российским помещицам удавалось бывать лишь изредка — за покупками или по другим делам. Поездка в столицу становилась событием. Например, в «Журнале» купеческого сына Ивана Толченова (вторая половина XVIII в.) единственная в их с женой жизни поездка в Петербург описана с точностью до часа пребывания. <…>
День провинциальной помещицы XVIII в. начинался с утреннего туалета «рано утром, и в зимнее время даже при свечах»).
«Каждое утро мне приносят пластинку льда толщиной со стекло стакана, и я, как настоящая русская, тру им щеки, от чего, как меня уверяют, бывает хороший цвет лица…» — делилась в письме к сестре поразившим ее косметическим обычаем русских женщин англичанка М. Вильмот, перечислив и другие хитрости натурального российского макияжа. Если день предполагался обычный, будний и в доме не было гостей, то и утренняя еда подавалась несложная. Мемуаристки называли среди подававшегося к завтраку горячее молоко, чай из смородинного листа, «кашу из сливок», «кофе, чай, яйца, хлеб с маслом и мед». Дети ели «прежде обеда старших за час или за два», за едой «присутствовала одна из няней».
Развертывание исследования
В дальнейшем дети садились за уроки, а для хозяйки дома все утренние и дневные часы проходили в нескончаемых хозяйственных хлопотах. Их бывало особенно много, когда хозяйка имения не имела помощника в лице мужа или сына и вынуждена была сама главенствовать, распределяя среди слуг и крестьян каждодневные обязанности.
«Народонаселение (дома) все состояло из женщин. Первую роль после хозяйки играла Матвеевна, factotum в доме. Она смотрела за хозяйством, выдавала муку… припасы… Кормила меня, крестила, оплевывала и вечерами рассказывала сказки. Бабушка всегда советовалась с нею по хозяйству. Сверх того, в доме было много женщин: кухарка-баба, девки-горничные… их мать, старуха Алена, и всегдашние гости в виде крестниц…» — вспоминал Н.С. Селивановский о доме своей матери и бабушки.
Семей, в которых с раннего утра «матушка была занята работою — хозяйством, делами имения… а отец — службою», — было в России XVIII — начала XIX в. предостаточно. О том же говорит и частная переписка родственников. В жене-хозяйке ощущали помощницу, которая должна была «управлять домом самовластно или, лучше, самовольно» (Г.С. Винский).
«Каждый знал свое дело и исполнял его рачительно», если рачительной была хозяйка. Число дворовых, находящихся под управлением помещицы, обычно было весьма велико. «Теперь и самой-то не верится, куда такое множество народа держать, а тогда так было принято», — удивлялась, вспоминая свое детство, пришедшееся на рубеж XVIII — XIX вв., Е. П. Янькова.
По словам иностранцев, в богатой помещичьей усадьбе было от 400 до 800 человек слуг, посыльных, мастеровых, уборщиц-дворни.
Иногда всеми зависимыми людьми и вообще всеми делами в доме и в имении заправляли — в силу необходимости — незамужние дочери. Отцы могли передать им, единственным наследницам, все вотчины еще до замужества, а это налагало на девушек ответственность за сохранение и приумножение семейной собственности. К началу XIX в. отношение многих женщин к обладанию недвижимостью приобрело характер внутренне осознаваемого обязательства «учиться мудрости местного сельского хозяйства…», «заниматься агрономией, читать книги и испытывать разные системы хозяйства». По мнению англичанки К. Вильмот, «русские матроны» пользовались в то время «огромной независимостью в этом деспотическом государстве», независимостью и от сыновей, и от мужей. С изумлением писала она о том, как какая-то помещица уехала одна, без мужа, устраивать «свои дела в ее поместье на Украине» — ситуация, невозможная в туманном Альбионе.
П.Е. Заболотский. Портрет старой помещицы.
Жизнь дворянки в имении протекала монотонно и неторопливо. Утренние дела (летом — в «плодовитом саду», в поле, в другие времена года — по дому) вершил сравнительно ранний обед, его в свою очередь сменял дневной сон — распорядок дня, не всегда допустимый для горожанки! Летом в жаркие дни, «часу в пятом пополудни» (после сна) ходили купаться, а вечером, после ужина (который «был даже поплотнее, так как было не так жарко»), «прохлаждались» на крыльце, «отпустя детей на покой».
Исследование о гостевых посещениях в русском дворянском доме
Главное, что разнообразило подобную монотонность, — так это «торжества и увеселения» (А.Т. Болотов), случавшиеся во время частых наездов гостей. Поводом для гостеванья были и церковные праздники, и, часто, именины одного из членов семьи. Тогда за столом в честь именинницы зачитывали поздравления от тех, кто не смог прибыть лично. Иногда же в гости приезжали вовсе без повода — родные, знакомые, соседи; иные из них оставались в доме подолгу — «и всем было место». «Родители мои давали обеды по два раза в неделю, — писала в своих воспоминаниях гр. Эделинг. — Я принимала гостей». Е.П. Янькова вспоминала, что собирались за столом и обедали «человек по 30 и более», причем приезжали они «со своими людьми, тройками и четвернями», которых кормили в людской. Говоря об одной знакомой семье, часто гостевавшей в родительском доме, Г.С. Винский отметил, что в то время муж (Н. М. Булгаков), жена (П. М. Булгакова), «трое детей и до 60-ти обоего пола челядинцев составляли в настоящем виде русский дворянский дом….». Без этих самых «челядинцев» (хотя и не всех) никто и не ездил в гости. В целом же круг близких мог сильно варьироваться: от непосредственных соседей по имению до дальних родственников, от неожиданно приехавших из города знакомых до случайных людей.
Многие женщины (именно женщины!) отметили в своих мемуарах, что в кругу таких приехавших непременно была одна «провинциальная сплетница с претензиями, крайне смешными» и «дорогими, но нелепыми туалетами», которая, однако же, задавала «тон» всем прибывшим: «По ее уставам и одевались, и наряжались, и сватались, и пиры снаряжали».
Введение
В данной исследовательской работе мы будем рассматривать особенности провинциальной жизни в России в прошлом. Особый интерес представляет анализ общения и развлечений помещиц, которые проводили время между обильными обедами.
Разговоры и состояние души
Согласно мемуарам А. Я. Бутковской, женщины проводили время в разговорах, которыми «все питались» не менее чем сытными деревенскими яствами. Они обсуждали различные темы, включая хозяйственные дела. Это поразило иностранку, которая отметила, что русские дамы мало кокетничают и часто обсуждают дела. Она также удивилась стремлению русских барынь сплетничать и вникать в детали частной жизни друг друга.
Такие разговоры отличались от европейских манер. Русские женщины были открыты и делились своими тайнами с иностранкой, несмотря на то, что она не просила об этом. В свою очередь, они с непостижимой бесцеремонностью расспрашивали иностранку о ее личной жизни. Это создавало особую атмосферу взаимного доверия и открытости.
Игры и развлечения
Помимо разговоров, провинциальные помещицы проводили время в играх, в основном в карточных играх. Они любили играть в карты и наслаждались этим занятием. Как отмечают свидетели, чем больше было гостей, тем веселее и лучше чувствовалась хозяйка поместья.
Танцы также были популярным развлечением провинциальных помещиц. Вечера часто проводились в танцах, создавая атмосферу радости и веселья.
Отличия провинциальной жизни от городской
Провинциальная жизнь отличалась от городской во многих аспектах. То, что было недопустимо и предосудительно в городе, в деревне казалось возможным и приличным. Сельские помещицы могли проводить целые дни в халатах, не заботясь о модных прическах. Они также ужинали в 8 часов вечера, когда в городе многие горожане только полдничали.
Заключение
Исследование провинциальной жизни помещиц позволяет нам более глубоко понять особенности общения и развлечений в прошлом. Русские дамы отличались от европейских своей открытостью и способностью доверять друг другу. Их развлечения, такие как игры и танцы, создавали атмосферу радости и веселья. Отличия провинциальной жизни от городской позволяли помещицам наслаждаться своей жизнью в усадьбе.
Место женщины в усадебной жизни
Роскошная усадебная жизнь, расцветая в уединении, неопровержимо находила в мужчинах своих защитников и покровителей. Однако, многие мемуаристы подчеркивали важную роль женщин в создании атмосферы неги и домашнего уюта, которая так привлекала и умиротворяла глаза городских жителей.
Обладание определенным багажом знаний раньше было мало доступным женской половине. Их образование довольствовалось повторением отцовских слов, ведь материальные и финансовые возможности не всегда позволяли получить формальное образование.
В силу этого обстоятельства домашние обязанности покоились на женских плечах. Воспитание детей, обеспечение комфорта и уюта в доме и забота о здоровье близких находилась на них.
По словам авторов воспоминаний, сельские домохозяйки не только успешно управляли хозяйством, но и играли немаловажный социальный ролью. Они всегда могли дать совет, поддержать гостя и сурово поругать его за плохое поведение, дабы стереть грань между домашней жизнью и деловыми предпринятиями.
Несмотря на популяризацию феминизма, понимание роли женщин в обществе исключительная трудность для значительного числа мужчин. Лишь сейчас они становятся неотъемлемой частью жизни и признаются на равных.
Возможность обучения и образование
Проблема образования в дореволюционной России многие знают: эпоха образования была судьбоносной для многих общественных классов. Девочкам из бедных семей общественное образование, особенно в провинциальных городах и на селе, было не доступно. Радость школьных лет была вещью удалённой до сих пор, а проблем образования женщин в России немало было и в более весёлые времена.
Женщины из обеспеченных семей имели больше шансов на успешную профессиональную карьеру. Образцом может послужить Елизавета Петровна Безбородова, которая была послом России в Южной Америке. Кроме того, грамотный ум, исключительная эрудиция и умение объяснить свои взгляды буквально спасали нравственную оценку женщины в любых государственных чинов.
«Женственность» на фабриках
Противоположность усадьбе — фабрика, была чужда представителей женского пола наравне с другими видами работы, таких как шахта или мельница. Кольцом воспоминаний старости заключает мысль о деликатности и утонченности женщин и ни о каком трудовом подвиге их не упоминается.
Для женщин возможность работы на фабрике стала доступной только в XIX веке, не сразу и не всюду. Правоить барышни должны были обладать не только здоровьем и умом, но и умением стерпеть настоящую мужскую борьбу, не страдать мелкостью и равнодушием к любым человеческим недугам.
Выводы
Таким образом, можно отметить важную роль женщин в российской истории. Их вклад в традиционные бытовом укладе усадьб, ведение хозяйства и забота о детях оставались незаметными и недооцененными заслугами.