Исследование жизни и боевой деятельности Ивана Ильича Ушакова
Я, Бессмельцева Евгения Владимировна, ученица 8 класса МОУ «Лесноуколовская основная общеобразовательная школа» в селе Лесное Уколово Красненского района. Российская история, а также история русского народа, велики и содержат в себе множество дат, напоминающих о важных и значимых событиях. Но часто мы забываем о тех, кто безвинно погиб во время таких событий, о тех, кто стоял на страже нашей свободы и безопасности. В данной исследовательской работе я хочу посвятить свою память моему земляку Ушакову Ивану Ильичу, который погиб при землетрясении в Чечне в октябре 2008 года.
Сведения о жизни и героическом подвиге Ивана Ильича Ушакова содержатся в статьях газет «Белгородские известия» и «Житье». К сожалению, эта информация является неполной и краткой, не дающей полного представления о том, кто был наш земляк, каким был его путь и какой подвиг он совершил.
Совместно с учителем русского языка и литературы, Дыбовой Татьяной Ивановной, я провела блиц-опрос среди учащихся нашей школы, чтобы узнать, когда началась война в Чеченской Республике и как она отразилась на жизни тех, кто участвовал в ней. Также мы обсудили, что можем сделать мы, чтобы сохранить память о наших земляках. (Приложение 2)
Прежде чем приступить к исследовательской деятельности, я осознавала, что у меня не было выстроенной единой концепции. Информационное поле, связанное с чеченской тематикой, вызывало у меня негативные эмоции и чувства. Однако, мое огромное желание рассказать о моем земляке позволило мне восстановить череду событий, мыслей, чувств, переживаний и повседневных радостей Ивана Ильича Ушакова.
В данной работе я буду использовать воспоминания родных и близких людей Ивана Ильича, а также документы из семейного архива и материалы из интернета.
Цель исследования:
Целью моего исследования является изучение жизни и боевой деятельности нашего земляка Ивана Ильича Ушакова. Узнав больше о нем, я надеюсь передать это знание и сохранить память о нем для будущих поколений.
Задачи исследования:
- Изучить биографию Ивана Ильича Ушакова
- Рассмотреть его участие в боевых действиях в Чеченской Республике
- Описать героический подвиг Ивана Ильича
- Проанализировать влияние войны и трагической гибели на жизнь его родных и близких
- Рассмотреть возможности сохранения памяти о наших земляках
Продолжение следует…
Глава 1. История Чеченской войны
1. Чечня. 1994-1996 гг.
Величайшие истины — самые простые». Л. Н. Толстой. (По одному ...
... эссе по философии , Образец эссе ФИЛОСОФИЯ « Главное препятствие познания истины есть не ложь, а подобие истины» ((Л.Н.Толстой) Что такое истина? Как соотносятся истина, ложь и заблуждение? Прав ли Л.Н.Толстой, утверждая, что главным препятствием познания истины является не ложь, а подобие истины? ... истина — это полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования, знание, не опровергаемое, а ...
Чеченская война вошла в историю как одно из самых широкомасштабных военных действий. Эта война была серьезным испытанием для русских солдат. Она не оставила равнодушным ни одно сердце, ни для кого не осталась бесследной. Чеченская война пролилась не только слезами родственников погибших, но и сострадавших им. (Приложение 3)
Долгим и трудным был путь русских солдат. Прошло немало времени после тех трагических событий, но память живет в сердце каждого и боль от потерь отдается в сердце.
Чем дальше в историю уходят годы Чеченской войны, тем ярче и полнее проявляется величественность подвигов советских и русских солдат. Они доказали, что сплоченность и вера в победу побеждают несправедливость и безнаказанность. С того времени, когда прошли эти кровопролитные войны, еще зримее и отчетливее проявляется объективный и неоспоримый факт — Победа. Победа, которая достигнута большой ценой и которая не поддается измерению существующих метрических мер. Здесь измерение нетрадиционное — человеческие жизни. Миллионы погибших, умерших от ран, пропавших без вести и сгоревшие в огне войны. Погибли, умерли от ран и болезней, пропали без вести, сгинули в плену…- подобные понятия являются непременным спутником статистики военных потерь.
Чеченская война — широкомасштабные военные действия между федеральными войсками Российской Федерации и чеченскими вооруженными формированиями.
Попытки России урегулировать мирными средствами затяжной чеченский кризис, возникший после провозглашения Чечней в 1991 государственной независимости и выхода из состава России, оказались безуспешными.
Штурм Грозного антидудаевской оппозицией, поддержанный федеральным центром с целью свержения режима Д.М. Дудаева, закончился неудачей. 30 ноября 1994 президент Ельцин подписал указ «О мероприятиях по восстановлению конституционности и правопорядка на территории Чеченской Республики». Было принято решение об использовании регулярной армии. Генералы предполагали с легкостью захватить мятежную республику, однако, война затянулась на несколько лет.
Декабря 1994 российские войска пересекли границу Чечни, начались кровопролитные бои за Грозный. Лишь к марту 1995 российским войскам удалось вытеснить из него чеченских ополченцев. Российская армия, используя авиацию, артиллерию, бронетехнику, постепенно расширяла радиус своего контроля, положение чеченских формирований, перешедших к тактике партизанской войны, с каждым днем усугублялось.
3 Чечня, 2000-2004 годы. Фаза контртеррористической операции
После успешных военных действий русских войск в конце 1999 — начале 2000 годов процесс стабилизации в Чечне выглядел обещающим. Федеральные власти начали процедуру передачи всей цивильной администрации под контроль чеченского правительства и проведение выборов, основанных на демократических нормах и принципах.
Значительное перестроение политической ситуации в Чечне началось с продвижением А.Х. Кадырова на пост главы республики. С приходом Кадырова к власти чеченская «коллегия боевиков» была в значительной степени оттеснена, и начался процесс налаживания «человеческого контакта» между отдельными представителями чеченской оппозиции и русскими властями.
Гражданская война в произведениях русских писателей ХХ века
... процессе, связанном с темой революции и гражданской войны в России. Мы будем изучать значение исторической обусловленности данной тематики и проблематики в русской литературе. Для достижения поставленных ... проведенного исследования. Глава 1. Тема революции и гражданской войны в творчестве русских писателей. 1.1. А.А. Фадеев – «важнейший зачинатель советской литературы, певец юности нового мира ...
В 2002 году на центральных улицах столицы Чеченской Республики вновь стали проводиться демонстрации и массовые мероприятия. Для нищей после войны республики это стало обнадеживающим знаком стабилизации, однако меры властей были жестко критикованы правозащитниками и чеченской общественностью за несоответствие фактической ситуации в республике.
Травмы и недоверие
В бывшей зоне боевых действий сохранялось большое количество необезвреженных боеприпасов, мин и взрывчатых устройств, что представляло серьезную угрозу жизни и здоровью жителей Чечни. Должно быть замечено, что это ещё больше обострило недоверие населения к федеральной власти.
В Чечне было значительное количество военнопленных и заложников, судьба которых оставалась неизвестной. Предполагалось, что многие из пропавших без вести являются заложниками у боевиков. Также многие граждане Кавказа до сих пор продолжают искать своих родных, у которых не было возможности уйти из зоны конфликта.
В Чечне за все время конфликта погибло и пропало без вести около 6 тысяч российских военнослужащих, пограничников, милиционеров и сотрудников службы безопасности [1]. Никакими суммарными данными о безвозвратных потерях чеченской армии мы сегодня не располагаем. Можно только предположить, что из-за меньшей численности и более высокого уровня боевой подготовки, войска Чечни понесли значительно меньшие потери, чем федеральные войска. Общее число погибших жителей Чечни чаще всего оценивается в 70-80 тысяч человек, в подавляющем большинстве — гражданских лиц. Они стали жертвами обстрелов и бомбардировок со стороны федеральных войск, а также так называемых «зачисток» — осмотра российскими солдатами и сотрудниками МВД оставленных чеченскими формированиями городов и сел, когда нередко от пуль и гранат федералов погибали мирные жители. Самые кровавые «зачистки» проводились в селе Самашки недалеко от границы с Ингушетией [1].
3 Причина возникновения войны
С чего собственно началась эта война, перевернувшая жизни людей двух народов? Ее началу послужили несколько причин. Во-первых, Чечне не давали отделиться. Во-вторых, издревле шло угнетение кавказских народов, то есть корни этого конфликта уходят очень далеко. Сначала унижали чеченцев, а после они — русских. В Чечне, после начала конфликта, жизнь русских можно было сравнить с адом [1].
Повлияла ли эта война на судьбы тех парней, которые в ней участвовали? Однозначно повлияла, но по-разному: у кого-то она отняла жизнь, у других возможность полноценно жить, кто-то наоборот смог стать человеком с большой буквы. Выжившие парни, от увиденного и пережитого ими, иногда сходили с ума. Некоторые из них оканчивали жизнь самоубийством, возможно, потому что чувствовал вину перед теми, кого не стало. По-разному сложились их судьбы, одни счастливы и нашли себя в жизни, другие наоборот. Конечно, в большей степени война не может положительно повлиять на дальнейшую судьбу человека, она лишь может научить ценить жизнь и всё, что в ней есть [1].
Глава 2. Подвиг героя, .1 Детские и школьные годы Ивана Ушакова
Иван Ильич родился 17 апреля 1972 года в селе Лесное Уколово Красненского района Белгородской области. Родители Ивана, мать Зинаида Петровна и отчим Михаил Тихонович, были колхозниками. В семье Ушаковых Иван был единственным сыном [2].
По картине Репина Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г
... написании этой картины. Вариант №2 Школьное сочинение на тему: « Картина Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года». Илья Репин один из ... картина всегда будет напоминанием человеческой любви, ненависти и боли. Описание по картине Репина Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г. Данная картина ... Петр Великий, не стал вот скрывать личное участие в казни сына. В общем, противников картины ...
Примечания:
- Данные взяты из официальных источников.
- Информация предоставлена родственниками Ивана Ушакова.
Исследование об Иване Ильиче Бессмельцеве
Иван Ильич Бессмельцев учился в Лесноуколовской школе села Лесное Уколово и всегда старался доставить радость своим родителям своими успехами. Он был известен всем окружающим своей скромностью, молчаливостью и уравновешенностью, но за этими чертами характера скрывался сильный и волевой человек.
Первая учительница — Сухарева Зинаида Петровна
Сухарева Зинаида Петровна, первая учительница Ивана, вспоминает, что он был очень выдержанным и спокойным ребенком, всегда осознавал свою ответственность перед взрослыми.
Классный руководитель — Манаева Валентина Семеновна
Манаева Валентина Семеновна, классный руководитель Ивана в 5 классе, отмечает, что он отличался от своих одноклассников своей добротой, приветливостью, отзывчивостью и тактичностью. Он всегда улыбался и никогда не произнес ни одного плохого или грубого слова. Его душа была добрая, и он даже мух не обижал.
Классный руководитель — Ушакова Клавдия Петровна
Ушакова Клавдия Петровна, которая стала классным руководителем Ивана после Манаевой Валентины Семеновны, помнит его как очаровательного мальчишку. В 8 классе многие девочки влюбились в него, благодаря его черным длинным волосам и милому мальчишескому лицу. Несмотря на это, Иван никогда не менял свою прическу, которая являлась его особенностью. Он всегда улыбался и был очень обаятельным.
Учитель физической культуры — Захаров Николай Павлович
Захаров Николай Павлович, учитель физической культуры, с любовью вспоминает о походах и соревнованиях, в которых Иван активно участвовал. Он проявлял себя в спортивных соревнованиях, занимался в секциях и был незаменимым в трудовых делах. Захаров отмечает, что Иван был его «правой рукой» и активно участвовал в различных мероприятиях.
Воспоминания одноклассников
Одноклассники Ивана, такие как Бессмельцева Наталья, Манаев Юрий, Захарова Валентина, Проселкова Татьяна, Тягнеряднева Валентина, Манаева Галина, Семёнова Ольга, Шамрин Николай, Рожков Александр и Федосов Николай, остались с добрыми воспоминаниями о своем товарище. Они помнят Ивана как доброго друга и хорошего человека.
Иван Ильич Ушаков, родившийся в Новооскольске, Белгородской области, был одноклассником Федосова Николая, который служил в составе Воронежского ОМОНа в Чеченской Республике. Иван Ильич проявлял принципиальность, интеллект и чувство собственного достоинства, которые, по словам его одноклассника, он унаследовал от своей матери. Однако, его физическое совершенство и подготовка к будущему были результатом его собственных усилий.
Иван Ильич также был знаком с Юрием Прокопьевичем Стрелкиным, подполковником МВД, который встречался с ним в поселке Курчалой, где они обсуждали своих сослуживцев и делились новостями.
2.2 Юность
После окончания 8 класса в 1987 году, Иван поступил в Новооскольский совхоз-техникум и в 1991 году успешно закончил его, получив диплом по специальности «Механизация сельского хозяйства».
Презентация — Итоги и значение правления Ивана Грозного 1530 ...
... сын Иван, названный в честь Иоанна Предтечи. В честь его рождения в селе Коломенское заложили церковь Вознесения Господня. Позже у Ивана Грозного появился младший брат Юрий. По ... русским царем – Петром Первым. биография Ивана Грозного Биография Ивана Грозного Иван 4 Васильевич, прозванный Грозным, родился 25 августа ... из 7 человек. Им обязывалось оберегать Ивана до 15-летнего возраста. Помимо сына, ...
В 1991 году Иван Ильич начал служить в российской армии, где проходил службу в Актюбинске в авиационной части. Он остался служить по контракту еще 6 лет.
В 1993 году Иван Ильич вступил в брак. После возвращения домой он работал инженером в Красненской МТС, а затем стал главным инженером в ОАО «Рождественское». В 2004 году он начал работать в ГИБДД в должности инспектора дорожного надзора.
По словам матери Зинаиды Петровны, Иван всегда был ее первым помощником в домашних делах. Его соседка Клавдия Андреевна Копонева вспоминает, что Иван всегда приходил на помощь, зная о ее заботах, хотя она не знала, как он об этом узнавал.
2.3 Выполнение священного долга
В июне 2004 года Иван Ильич продолжил службу в органах внутренних дел. За время службы он показал себя добросовестным и ответственным сотрудником. В декабре 2007 года ему было присвоено звание государственного инспектора дорожного надзора отделения ГИБДД по Красненскому району. Он работал на сложных и ответственных участках, требующих особого внимания. Его сослуживцы вспоминают его с добрыми словами.
В 2008 году Иван Ильич был направлен в служебную командировку на полгода в Чеченскую Республику, в поселок Курчалой.
2.4 Землетрясение: как это было
В октябре в Чеченской Республике произошло самое страшное землетрясение. Подземные толчки, которые достигали 6 баллов, начались в субботу днем, а сила в эпицентре достигала 8 баллов. Наиболее пострадал Курчалоевский район. Погибло 12 человек, многие получили ранения.
Землетрясение произошло накануне выборов в парламент республики. В день трагедии Иван Ильич Ушаков дежурил на избирательном участке, где шла подготовка к выборам и находились члены избирательной комиссии. В начале второго начались подземные толчки, задрожали стены здания, по ним пошли трещины. Иван помогал членам избирательной комиссии эвакуироваться из помещения. По словам очевидцев, когда здание начало рушиться, он погиб сам под обломками. Ивану Ильичу было всего-навсего 36 лет. (Приложение 10)
Глава 3. Пример служения отечеству
1 «Мама, я вернусь!»
Война — это воспоминания, которые калечат сердце, это слезы матерей от адской душевной боли, это люди, пожертвовавшие многим ради восстановления мира на Земле.
Что может сделать Мать для сына-солдата? Что? Только одно — ждать…
В трудных и скорбных обстоятельствах, в событиях поистине трагических, дождаться сына может лишь только мать.
«Мама, я вернусь!» — такие обещания давали, пожалуй, все наши ребята, которые уходили в Афганистан, в Чечню. Одному Богу было известно, какие чувства пришлось испытать им. С каждым скрипом почтового ящика, вздрагивали матери, ожидая получить хоть какую-то весточку. Многим повезло сразу. Многие дождались своих сыновей чуть позже. А некоторые до сих пор ждут и верят, когда откроется дверь, и родное с самого рождения лицо, сквозь боль произнесет: «Мама, я вернулся!»
Из воспоминаний Зинаиды Петровны Ушаковой: «…Как безжалостно летит время и меняет всё вокруг! Велико моё горе. Но пересилить его мне помогают люди. Гордость за сына я ношу в своём сердце. Немало друзей сына навещают наш дом и ныне. И в каждом из них, почему-то, я вижу своего Ваню, все они — мои сыновья!» (Приложение 11)
Образ и характеристика Василисы Ильиничны Тихий Дон Шолохова
... героиня, не дождавшись этого, умирает. Сочинение про Василису Ильиничну Мелехову В романе «Тихий Дон» Михаила Александровича Шолохова существует множество ... сыном, уходя из дома в степь: «Гришенька! Родименький мой! Кровинушка моя!». Таким горьким образом заканчивает свою жизнь Василиса Ильинична ... богатый о здоровье В 1852 году свет увидел сборник рассказов Ивана Тургенева «Записки охотника». ...
2 Воспитали не только своего сына
Ушаков Зинаида Петровна — женщина очень сильная, волевая, о таких писал в своих произведениях Н.А. Некрасов. (Приложение 12) У неё в доме всегда уютно, заходишь в дом, а там светло, тепло, пахнет всегда свежей выпечкой и парным молоком. Они с мужем работали в колхозе, но, несмотря на занятость, низкую заработную плату, старались баловать сына так часто, как это было возможно. Зинаида Петровна и Михаил Тихонович воспитали не только своего сына, но вырастили внука Сережу и внучку Любу — приемную дочь Ивана. (Приложение 13)
В семье Ивана Ильича был разлад с женой, поэтому бабушка помогала и до настоящего времени помогает в воспитании внуков. Дети взрослели и вскоре начали разъезжаться из родительского дома. Люба, окончив Алексеевское училище по специальности повар, работает. Повзрослел и младший сын Ивана Ильича. Сергей решил пойти по стопам отца. В настоящее время мальчик учится в Белгородском лицее милиции. После окончания лицея продолжит обучение в Белгородском юридическом институте. (Приложение 14)
3 Я переживаю те чувства, которые не могла осознать тогда
Через три дня тело старшего лейтенанта предали родной земле. На похоронах было многолюдно и суетно. Сначала его тело подвезли к дому, а затем в ДК. Сама я похороны почти не помню, потому что я тогда училась в третьем классе. Может показаться, что о похоронах я говорю скупо и бесчувственно. Но это не так, на самом деле, мне сложно говорить о смерти человека, тем более такой далекой и непонятной для меня в детском, еще бессознательном возрасте. По сути дела, сейчас я переживаю те чувства, которые не могла осознать тогда. Дети плохо понимают, в какой степени страшна смерть, они еще не могут понять, почему взрослые плачут в такие моменты. Остается только абстрактное, чувственное восприятие случившегося, которое после душит сознание своим горьким, непонятным и тяжелым присутствием. Тогда я смогла понять только одно, случилось горе, большое горе. Единственным утешением для родителей, в постигшем родных горе, стало предание тела родной земле. Ведь до сих пор остаются семьи, в которых погибшие сыновья, остаются без вести пропавшими.
3.4 За мужество
Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2009 года Ушаков Иван Ильич был посмертно награжден орденом Мужества. На церемонии вручения присутствовали родные и близкие (Приложение 16).
Неизбывная печаль томит и мучает родителей. Каждый день, уже год, в любую погоду Зинаида Петровна, мать Ивана, бредет на кладбище к мраморному памятнику, под которым покоится прах сына. Благо, что кладбище находится недалеко. Придя к могиле, она садится на скамейку и долго и безутешно плачет. Несправедливая, жестокая жизнь отняла у нее «кровиночку», «радость невысказанную», и ничто уже не может восполнить эту потерю.
Сколько слез, сколько разбитых судеб принесла нам Чеченская война. Чем заполнить сердце, еле живое от переживаний и бессонных ночей? Орденами Мужества? Но ни один орден не заменит живого сына, потому что во всем мире нет ничего равнозначного человеческой жизни. Ни одно из сокровищ мира не может стоить дороже живого, бьющегося сердца.
Петр I в русской литературе и искусстве
... "Петр I" и другие. 4 Петр I в скульптуре Памятников Петру I существует огромное количество. Мы рассмотрим некоторые из них. Самый известный памятник, посвященный Петру I, "Медный всадник" (Приложение 1). Эту ...
Заключение
Я благодарна родителям Ушакова Ивана Ильича, Зинаиде Петровне и Михаилу Тихоновичу, за предоставленные материалы: документы, письма и архивные фотографии.
В ходе исследовательской работы нам удалось воссоздать историю жизни нашего земляка и найти ответы на поставленные вопросы. Иван Ильич готовился к своему подвигу всю жизнь. Он шаг за шагом шел к своей цели — работе для настоящего мужчины, где могли бы реализоваться его лучшие черты характера: мужество, честность, порядочность. Для него было важно создать свою необходимость, свою причастность к истории.
Зинаида Петровна не может смириться с потерей сына. Боль живет в ее сердце. Может быть, ей станет чуть полегче, если ее Ваню будут помнить в селе, где он вырос и учился. Таким образом, мы нашли ответы на поставленные вопросы. Понятие о чести и порядочности вложила в него мать, которая была для него самым близким и уважаемым человеком. Для нас, обучающихся в школе села Лесное Уколово, Ушаков Иван Ильич будет примером служения Отечеству.
Библиография
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/po-chechenskoy-literature-klass/
1. Война в Чечне. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия,
2. Война в Чечне. Федеральные силы (Электронный ресурс)
Приложение 1
Газета «Белгородские известия»
Приложение 2, Блиц-опрос учащихся нашей школы
Вопросы
1. Когда началась война в Чечне?
2. Как она отразилась на жизни людей?
3.Что мы можем сделать, чтобы сохранить память о наших земляках?
Приложение 3, Географическая карта Чечни
Приложение 4, Единственный сын у родителей
Приложение 5, Первый раз в первый класс
Свидетельство об окончании 8 класса
Приложение 7
Диплом
Приложение 8, Служба в армии
Приложение 9, Командировка в Чечню
Приложение 10, Газета «Житье»
Приложение 11
«Мама, я вернусь!»
Приложение 12
1. Ушакова Зинаида Петровна
Приложение 13, Внуки Зинаиды Петровны
Военная лирика Николая Ивановича Рыленкова
... Рыленков обращается к прозе. Одна из книг, привлёкшая наибольшее внимание читателей, - повесть о событиях Отечественной войны 1812 года « На старой смоленской дороге». ... энциклопедию «Смоленск» (4) . Краткая биография, Николая Ивановича Рыленкова. Чтобы правильно понять и проанализировать творчество любого ... все силы направлять на борьбу с врагом, не дать претвориться в жизнь его ужасным планам: ...
Приложение 14, Сын пойдет по стопам отца
Приложение 15, Фотографии в доме
Приложение 16, Церемония вручения ордена