- определение проблемы;
- комментарий;
- аргументы;
- вывод.
Этой последовательности блоков необходимо придерживаться для того, чтобы текст было логичным. Ученик может сделать ошибку и неправильно оформить собственную позицию. Она должна быть представлена в виде тезиса, который подкрепляется аргументом из литературы или личного опыта.
Иногда школьник вместо сочинения начинает писать обычный пересказ романа или рассказа, то есть слишком увлекается кратким изложением сюжета. В тексте должна четко прослеживаться связь между тезисом и приведенными аргументами. Примеры должны подтверждать позицию ученика. Нельзя слишком отходить от темы. Если в сочинении поднимается проблема «Чем опасна жестокость и как с ней бороться», то не нужно рассуждать о сути человеческой натуры, плохих качествах людей и так далее.
Существуют готовые сборники сочинений, которые содержат образцы текстов по разным темам. Их можно использовать для анализа и лучшего представления того, из каких частей должна состоять работа.
Начало текста
Во вступлении ученик может рассмотреть определение жестокости. Для сочинения этот термин рассматривают с точки зрения философии и психологии. Школьник рассказывает, как менялись взгляды на эту проблему в течение веков.
Античные мыслители старались подробно и точно описывать насилие. В Средние века европейская христианская этика оправдывала события эпохи. Фома Аквинский считал жестокость необходимым явлением и оправдывал ее.
В Новое время предпринимаются попытки понять феномен жестокости, его причины и проявления. Русские философы и писатели тоже рассматривали эту проблему. Ф. Д. Достоевский считал, что это лежит в природе человека и является врожденным качеством. Особый интерес к теме появлялся после воин, крупных конфликтов.
как стремление причинять кому-то боль
В психологии термин «жестокость» рассматривается как черта личности, которая проявляется в бессердечие, безжалостности, грубости. Человек стремится самоутвердиться или получить удовольствие от происходящего. Он склонен к эгоизму, равнодушию. Даже близкие люди не всегда хотят с ним поддерживать отношения.
Психология искусства
... период деятельности Фрейда в психологии в целом доминировало негативное определение бессознательного. Причина особой при ... направления психологической науки одинаково близки к разработке проблем психологии искусства. Особое значение для эстетико-психологического ... — направление, разрабатывающее природу психики человека с позиций теории целостности. Выявление единства действия осознаваемых ...
У специалистов нет единого мнения о причинах появления жестокости. Считается, что в мирное время это следствие телесных и психических травм.
Основная часть
главный герой претерпел изменения под влиянием обстоятельств
В этом же романе есть эпизод с войной. Молодой казак уходит на фронт, где ему приходится убивать людей. За заслуги его награждает государство, но награды не радуют мужчину. Он видит, что политические силы относятся к простому народу несправедливо и безразлично. К нему приходит понимание, что его удел — быть простым крестьянином.
Фрагмент с войной подтверждает тезис «жестокостью нельзя добиться добра». Главный герой романа «Тихий Дон» понимает это слишком поздно.
В произведении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников наглядно демонстрирует как жестокость порождает жестокость. Он не мог спокойно наблюдать за муками нищих людей и убивает старуху-процентщицу. По его представлению, она существует зря: лучше избавить ее от мучений. Преступление приносит ему только страдания. Он может измениться только под влиянием Сони Мармеладовой, которая является воплощением добродетели и человеколюбия.
Хороший пример детской жестокости — произведение В. К. Железникова «Чучело». В повести показывается борьба между девочкой Леной Бессольцевой и классом. Ученицу презирают одноклассники из-за странноватого вида ее деда. После одного инцидента ее делают изгоем: Лена защищает Диму перед одноклассниками и признается в том, что она не совершала. Девочка надеется, что парень все же сознается, но он в итоге переходит на сторону большинства.
Повесть наглядно показывает, что жестокость бывает неоправданной. Главную героиню унижают, преследуют и оскорбляют. Только после того, как выяснилась правда, ученики поняли, что натворили. Но было уже поздно.
демонстрируется жестокость детей к родителям
В показаны разные персонажи. Петр Гринев совершил добрый поступок и дал свой тулуп незнакомцу. В споре за долг Зурину он становится жестоким, но позже смягчается и просит прощение. Емельян Пугачев показан как злой и бессердечный человек, который казнит обитателей крепости. Но даже ему свойственны добрые поступки. Он отпускает Гринева, по просьбе Петра освобождает Машу Миронову из плена.
Правильное окончание
В сочинении обязательно должно быть заключение. В нем ученик должен сделать вывод в виде небольшого абзаца. В тексте школьник снова описывает проблему и свое отношение к ней. Если во вступлении он высказывает только предположение, то в конце — уверенно подтверждает или опровергает его.
Часто встречающиеся ошибки:
- перечисление доказательств;
- пересказ аргументов;
- не сформулирована проблема;
- слишком большой объем (достаточно 3−5 предложений).
В заключительной части сочинения ученик может указать на неразрешимость проблемы. Жестокость до сих пор рассматривается как сложный феномен. Ученые не имеют единого мнения о том, как может человек становиться бессердечным. Некоторые считают, что люди могут приобрести такую черту характера при тяжелых жизненных обстоятельствах. Другие уверены, что это врожденное качество.
Что приводит человека к бесчестным поступкам. Какой поступок ...
... людей, но хотелось бы, чтобы честных людей все же было больше. Другие темы: ← Какие ошибки невозможно исправить?↑ 11 классЧеловек чести → ` Проверенное итоговое сочинение на тему «Если человек совершил бесчестный поступок, ... поступок, но почему он навсегда обрел бесчестие? В чем это проявляется? Таким образом, данный аргумент не подтверждает тезис. Аргумент 2: В доказательство можно привести ...
Под словом «жестокость» каждый понимает определенные поступки. В реальности человек определяет границы допустимого для себя. Для определенной категории лиц поедание мяса — недопустимое насилие. Другие не считают это чем-то плохим. Поэтому не во всех ситуациях можно однозначно назвать поступок жестоким.
Чтобы лучше понимать, как написать сочинение, нужно составить его план. Это поможет структурировать информацию, сформулировать проблему, подобрать аргументы.