Русский писатель 20 века (идеалы, творчество, судьба)

Сочинение

Русский писатель 20 века (идеалы, творчество, судьба) XX век подарил нам немало замечательных писателей. Им выпало жить в “минуты роковые” российской истории, в эпоху социальных потрясений. Это было время, когда на­дежды на обновление мира соединялись с тревогой и насто­роженным отношением к неизбежным переменам в жизни русских людей. Многим писателям судьба уготовила серь­езные испытания, но путь истинного художника никогда не бывает простым.

Одним из тех, кто никогда не боялся жизни и не переставал работать над собой, был А. Куприн.

Его произведения давно стали любимыми для русских лю­дей, его имя известно не только в нашей стране, но и за рубежом. Однако жизнь писателя не менее интересна, чем его книги.

С самого начала А. Куприну приходилось полагаться на собственные силы и мужество. Отец умер, когда сыну был год, поэтому с раннего детства мальчик был вынужден жить в “больших казенных домах”. Он прошел обычный по тем временам путь сироты “из благородных”: московс­кий пансион, Вторая московская военная академия, Алек­сандровское военное училище, четыре года службы в пе­хотном полку. Но трудностей писатель не боялся никогда.

А.

Куприн рвался увидеть и испытать все, что доступно че­ловеку. После отставки наступил период столь желаемой писателем воли, открылась, как он сам говорил, “большая, широкая, свободная жизнь”.

Сколькими профессиями гор­дился А. Куприн! Вся жизнь его была стихией, в которую он бросался очертя голову. Биография писателя напомина­ет авантюрный Роман. Он прыгал со второго этажа и отка­зывался от обещанного за это поцелуя взбалмошной да­мочки; верхом на лошади въезжал в ресторан, чтобы вы­пить рюмку коньяка; со знаменитым Уточкиным летал на воздушном шаре, а с борцом Заикиным – на аэроплане.

Все эти приключения, как и все Профессии, которые пере­пробовал А. Куприн, были необходимы ему для творчества. Он рыбачил, чтобы писать о рыбаках, пропадал в цирке, чтобы рассказать о циркачах, даже бывал судьей на бор­цовских состязаниях. Жизненные впечатления писатель ценил на вес золота.

Он жадно впитывал все, что видел и слышал, чтобы потом перенести на бумагу.

1 стр., 394 слов

Образ доктора Пирогова в рассказе Куприна «Чудесный доктор»

... Куприн в центр повествования поместил героя с большим и добрым сердцем, устами которого говорит сам писатель. Понравилось сочинение? ... Мерцалова Но не только внешность Пирогова заставляла героев довериться ему. И ... читателя А.И. Куприн. Доктор Пирогов высказывает главный тезис А.И. Куприна. Он призывает никогда не падать ... делом: выписывает рецепт, чтобы вылечить больную девочку, даёт деньги на еду отцу ...

Знакомясь с произведениями писателя, легко представить вехи его судь­бы, понять идеалы. В ранний период творчества А. Куприн испытал сильное влияние натурализма. В рассказах “Лун ной ночью”, “Капризы дивы” автор размышляет над ро­лью случая в человеческой жизни. Эти произведения обычно называют подражательными.

По-настоящему об А. Купри­не как о талантливом писателе заговорили после появле­ния повести “Молох”. В этом произведении автор высту­пил беспощадным обличителем современного ему капита­листического общества.

Языческий бог Молох стал символом буржуазной цивилизации, хищничества и наси­лия. Писатель показал, что в жестоком и фальшивом мире духовные ценности превратились в предмет купли-прода­жи. Безоговорочное отрицание устоев буржуазного обще­ства связано с образом интеллигента и гуманиста Боброва, которому вверены многие авторские мысли. Но, к сожале­нию, главный герой повести, наделенный обостренной со­вестливостью, оказался слишком слабым, чтобы протесто­вать.

Как и многие русские писатели, разочаровавшиеся в буржуазных ценностях, увидевшие их пагубное влияние на человеческую душу, А. Куприн искал свой нравственный идеал среди людей, не изуродованных денежными отноше­ниями. Его героями становились “естественные” люди: бро­дяги, нищие, артисты (“Белый пудель”, “В цирке”).

Ярче всего особенности мировоззрения писателя в этот период воплотила повесть “Олеся”. В основу произведения поло­жен конфликт между красотой, цельностью главной герои­ни и безобразием современного мира. В образе Олеси дан глубоко народный характер, сохранивший в неприкосно­венности свое величие и чистоту. Обаяние героини – в ее благородстве, яркой самобытности, способности безогляд­но отдаваться любви, не становясь пленницей своих чувств.

Однако идеал писателя неосуществим.

Как отмечал один литературовед, “природный” человек ‘чувствует себя сво­бодным “только на своей территории”. Для героини гибель­но соприкосновение не только с городской цивилизацией, но и с патриархальной деревней. А. Куприну пришлось “спрятать” свою полесскую колдунью от людей. Ее попыт­ка общения с ними заканчивается трагически.

С поражением России в русско-японской войне и нача­лом первой русской революции открылись новые пути для литературы. Под влиянием исторических событий и соб­ственного опыта А. Куприн пишет повесть “Поединок”. Художественный смысл сцен, картин, эпизодов произведе­ния составляет осуждение “мертвой пустоты жизни” (жиз­ни в целом, а не только армейского быта), всего, что уро­дует человеческую душу.

О торжестве разумных, чистых, искренних отношений страстно мечтают наиболее близкие автору герои – Ромашов и Назанский. Последний пред­чувствует неотвратимость глубоких социальных потрясе­ний, в итоге которых жизнь человеческая “станет сладким трудом, свободной наукой, дивной музыкой, веселым, веч­ным и легким праздником”. Устами этого героя высказаны многие идеи, мысли и настроения писателя. Ромашов же – воплощение любимого авторского образа правдоискате­ля и гуманиста, в размышлениях и поступках которого отразилась проблема выбора человеком пути к истине и справедливости.

1 стр., 499 слов

Всегда ли любовь делает человека счастливым в рассказе Гранатовый ...

... любовь, которая жила в сердце Желткова, не сделала его счастливым. Хотя, возможно, он был по-своему счастлив. Счастлив ... восхищения. Это была восторженная, пламенная любовь человека, заранее знавшего о безысходности своих ... в газетах написали, что из жизни ушел некий чиновник, который ... Любовь окрыляет и позволяет подняться над будничностью. Вот как видели смысл этого чувства главный герой и сам писатель. ...

Изображая этого молодого героя, А. Куп­рин прослеживает процесс духовного “распрямления” лич­ности.

Но, увы, соприкоснувшись с жизнью и сделав пер­вый шаг на пути к самостоятельности, герой гибнет. Его смерть – приговор бесчеловечной, жестокой действитель­ности. В годы реакции писатель все чаще обращается к теме любви, которая изображается как “первоисточник мира и его властелин”. Авторское отношение к одному из прекрас­нейших человеческих чувств легко понять, прочитав “Оле­сю” и “Поединок”.

Но окончательно концепция любви оформляется к моменту написания повестей “Суламифь” и “Гранатовый браслет”. А. Куприн изображал ее как чув­ство, возносящее “в бесконечную высь ценность человечес­кой личности”.

Любящий человек должен быть способен на самопожертвование, нравственный подвиг. Требования писателя очень высоки, потому что любовь для него – это божественный дар, которым наделены только по-настоя­щему талантливые люди. В повестях А. Куприна один из двух героев приносит себя в жертву, чтобы пробудить душу другого. В бескорыстном служении своему избраннику пи­сатель видел подлинный смысл любви. “Девушка из ви­ноградника” Суламифь в одноименной повести подарила возлюбленному новый взгляд на мир.

К моменту первой встречи знаменитый царь Соломон подошел пресыщенным всеми благами, равнодушным к себе и печальным. Любовь к Суламифи открывает ему небывалое счастье и новое понимание бытия. С прекрасной девушкой уставший, разоча­рованный человек заново переживает свою молодость.

Так же естественно, как дарила любовь, Суламифь отдает жизнь, спасая Соломона. Если иудейский царь и его из­бранница – личности романтические, необыкновенные, то герой повести “Гранатовый браслет” – человек совершен­но, казалось бы, прозаический. Он всего лишь скромный телеграфист.

Но социальное положение ничего не значит, когда речь идет о способности любить.

Незаметный Желт­ков наделен великим даром платонической любви к жен­щине. Ценой своей жизни он пробудил душу Веры Никола­евны, которая вдруг поняла ненормальность своей разме­ренной, но фальшивой жизни. В большинстве произведений А. Куприна печальный фи­нал, хотя его самого считают самым жизнелюбивым среди русских писателей.

Гармонии с миром он достигал благо­даря творчеству, которое приносило радость и удовлетворе­ние. А, Куприн был счастливым человеком очень долго – до отъезда в эмиграцию.

Восемнадцать лет, проведенные за границей, писатель впоследствии назвал годами своего не­счастья. Вдали от родины ему жилось хуже, чем кому-либо. Сам он говорил: “Мне нельзя без России.

Я дошел до того, что не могу спокойно письма написать туда, ком в горле”. Русским, живущим во Франции, писатель посвятил роман “Жанета” В нем показана душевная драма человека, оди­нокого, всеми забытого в чужой стране. Эти переживания стали глубоко личными для А. Куприна: невыносимой была скитальческая жизнь изгоя.

В конце концов он принял ре­шение вернуться домой. Незадолго до смерти писатель ска­зал жене: “Мамочка, как жизнь хороша! Ведь мы на роди­не?

Скажи, скажи, кругом – русские! Как это хорошо! ” А. Куприн прожил нелегкую, но яркую жизнь и напи­сал прекрасные книги. Мы благодарны ему за глубокую че­ловечность, тончайший талант, любовь к своей стране, не­поколебимую веру в счастье.

21 стр., 10008 слов

Тема ‘идеальной любви’ в творчестве А.И. Куприна

... произведений А.И. Куприна. Следовательно, объект данной курсовой работы - творчество А. И. Куприна, а именно: повести «Олеся», «Суламифь», «Гранатовый браслет» и роман «Колесо времени». Предметом исследования является тема «идеальной любви» в творчестве ...

Произведения А. Куприна – это своеобразная энциклопедия нравственно безупречных человеческих желаний и чувств.

Русский писатель 20 века (идеалы, творчество, судьба) 1Русский писатель 20 века (идеалы, творчество, судьба) 2Русский писатель 20 века (идеалы, творчество, судьба) 3Русский писатель 20 века (идеалы, творчество, судьба) 4Русский писатель 20 века (идеалы, творчество, судьба) 5 1

votes, average:

5.00

out of 5)