Петербургские повести Гоголя

Сочинение

Русская классика наполнена актуальными во все времена темами, которые прослеживаются у многих авторов. Еще в школе рассматривается психологический силуэт «маленького человека», ученики пишут сочинение на тему «Петербургские повести Гоголя», а также анализируют работы многих других писателей.

«Маленький человек» у Пушкина и Гоголя

Первым, кто поднял эту тему, считается Пушкин. Именно он описал этот образ в работах «Медный всадник» и «Станционный смотритель». «Маленького человека» можно описать как далеко не знатного, а самого бедного и оскорбленного высокими чинами, дошедшего до глубокого отчаянья человека. Его можно характеризовать как тип социальный и психологический. Он понимает и ощущает отсутствие сил в течение жизни.

Несмотря на это, такой человек может инициировать протест, но только тогда, когда в его будни приходит что-то очень серьезное и катастрофичное. Итогом такого события является безумие и уход из жизни.

Гоголем же была продолжена эта тема, которую он раскрыл в своих петербургских повестях:

  • «Нос»;
  • «Невский проспект»;
  • «Записки сумасшедшего»;
  • «Портрет»;
  • «Шинель».

При написании сочинения о «Петербургских повестях» Гоголя «маленький человек» предстает перед читателем совсем другим. Автор опирался на свой личный опыт. Петербург стал тем городом, который удивил писателя наличием разногласий в обществе, а также множеством трагедий и социальных катастроф. Для него это было место, в котором искажается взаимодействие людей, орудует пошлость, а талантливые личности погибают. По его словам, Петербург — город обмана, в котором не лжет лишь фонарь.

В Северной столице описываются те события, которые случились с Поприщиным, здесь же не может спокойно жить и Акакий Акакиевич. Гоголевские герои несчастны и психически неблагополучны, они умирают в схватке с действительностью, которая полна бед и разочарований. Условия существования людей, сам человек и общественный быт — это основа, на которой построено повествование в «Петербургских повестях».

Самая трагичная повесть

где главную позицию занимает Аксентий Иванович

Аксентий Иванович невысок духовно, обладает убогим и мелким внутренним миром. Однако, у Гоголя совсем не было желания смеяться над ним. Герой начинает задумываться над тем, почему он титулярный советник. В связи с этим он лишается рассудка, начиная проест и борьбу против своего оскорбленного достоинства человека. Здесь же имеют место размышления о бесправности и о том, что все самое лучшее получают генералы. Вместе с нарастанием безумия Поприщин получает рост ощущения достоинства человека. По итогу, прозревши с нравственной точки зрения, он, не выдержав, полностью лишается сил.

3 стр., 1054 слов

Маленький человек в Петербургских повестях Гоголя

... В произведениях Гоголя "маленькие люди" не оказывают влияние на изменение жизни в обществе. Они "сгорают" мелкой на работе. Их ухода не замечает общество. Сочинение Маленький человек в Петербургских повестях ... тема мистического Петербурга и мир «униженных и оскорбленных» «бедных людей» впервые появляется в Петербургских повестях Николая Васильевича. Знаковым и наиболее известным рассказом из ...

Александром Блоком было отмечено, что крик Аксентия — это крик Гоголя. Его работа является протестным воплем, который направлен на несправедливость обычаев безумного мира, наполненного запутанными разумами и смещенной справедливостью.

Главный герой, по сути, есть то самое детище и жертва такого мира, а его крик собран из массы обид и страданий, которыми переполнен «маленький человек».

Очередная жертва Петербурга

Башмачкин — еще один нищий, который был «съеден» произволом общества. Это центральная роль в «Шинели» Гоголя. По словам автора, Акакий называется «вечным титулярным советником». Над ним шутили и острили сверх нормы многие писатели, которые имели привычку опереться на того, кто не способен ответить. Самим автором не скрывается факт усмешки с иронией в момент, когда он рассказывает про ограниченное мышление и убогость Башмачкина, в том числе делается акцент на его типичности, робости, подавленности, забитости, безропотности и бессмысленности как существа. Комедия абсурда, можно и так сказать.

Здесь и есть сама ирония автора:

После ограбления главного героя он на волне отчаяния обращается к представителю власти — «значительному лицу». Как раз события, происходящие у генерала, обнажают ту трагичность социального общества, когда Акакий был вынесен из генеральского помещения. Здесь акцентируется суть конфликта в обществе, когда всегда молчаливый и робкий главный герой начинает выдавать очень страшные речи, пораженный предсмертным бредом. Только погибший он в состоянии бунтовать и мстить, его чиновничье приведение срывает шинель абсолютно со всех, невзирая на чин или звание.

Невский проспект , В тексте соединились судьбы двух непохожих друг на друга персонажей:

  • художника Пискарева;
  • поручика Пирогова.

Их нельзя назвать друзьями из-за разницы в жизненных позициях. Первый полон трагизма. Второй — персонаж, нарисованный автором с нотками пародии, комедии. Он грустный и смешной в одно и то же время.

Карьерист Пирогов довольно нагл, самоуверен. Он всегда стремится выслужиться любой ценой, забывая о нравственной составляющей жизни. Главный герой решил предпочесть огромные деньги, а не искренние чувства. Он жаждет ухаживать исключительно за состоятельными дамами, готовыми обеспечить ему безбедное будущее. Этот герой не вызывает ничего, кроме осуждения, поскольку он готов стать мужем нелюбимой, сознательно отказавшись от самого ценного — дружной семьи. Смысл его существования — власть, карьера, деньги, всеобщее уважение.

Проблема «маленького человека» в «Невском проспекте» прослеживается еще на одном герое — художнике Пискареве. Вся его жизнь — это подлинная трагедия. Несмотря на «мудрые» поучения Пирогова, его сущность оказывается нравственно чистой. Герой ищет свою музу, стремится к творчеству, именно поэтому встреча на Невском проспекте с очаровательной брюнеткой оказывается для него подобной смерти.

11 стр., 5292 слов

Образ Петербурга в творчестве А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского

... Петербурга Пушкина, Гоголя и Достоевского; определить черты сходства и различия в изображении города у разных писателей; установить, какие приемы используют разные писатели в создании образа Петербурга. Было два Петербурга. ... затрагивала Пушкина. Петербург преломляется в его творчестве в различное время года, дня, в разнообразных своих частях: в центре и предместьях; у Пушкина можно найти образы ...

становится причиной сумасшествия Пискарева

Таким образом, при написании сочинения маленький принц">сочинения на тему «маленького человека» в «Невском проспекте» нужно отразить двойственную поэтику абсурда. Мысли насчет этого героя расходятся даже на сегодняшний день. Достоевским было увидено издевательство без какой-то жалости к человеку, а критиком Апполоном — любовь во всех ее проявлениях и критериях. Чернышевским главный герой назван идиотом во всем совершенстве.

В повестях Гоголя часто размываются рамки разумности и бездумности, жизни и смерти. В них прослеживается не только этот образ, здесь имеет место прототип человека как такового. В свое время цикл повестей о Петербурге Николая Васильевича Гоголя поднял немало шума. Критики сначала не принимали его работы. Однако, напечатать их все же удалось.