Пел он воплощение счастья народного

Сочинение

Поэма Некрасова “Кому на Руси жить хорошо?” была задумана поэтом как своеобразная народная книга, в которой бы как в зеркале отражалась бы жизнь русского народа, его проблемы и его несчастья, его горести и его радости. Свое бессмертное произведение Некрасов начал писать в 1863 году, а закончил ее лишь спустя одиннадцать лет, в 1877 году, будучи уже смертельно больным. Поэт мечтал, чтобы его поема бал как можно ближе к народу, как можно точнее отображала жизнь крестьян.

Спустя столетие мы с уверенностью можем сказать, что Некрасову удалось

воплотить в жизнь свою мечту и создать поистине великую народную поэму.

В основу поэмы “Кому на Руси жить хорошо?” Некрасов положил собирательный образ русского крестьянина, образ бережливого и заботливого хранителя земли русской. В строках поэмы отражаются крестьянские горести и радости, мужицкие надежды и сомнения, жажду народа к счастью и воле. В это произведение уместились все самые важные события крестьянской жизни. Сам сюжет поэмы очень близок к народным сказам о героях, посвятивших свою жизнь поискам правды и счастья.

А двинувшиеся в путь крестьяне – главные герои поэмы “Кому на Руси

жить хорошо?” вовсе не странники из народных былин, они – символ пробуждающейся от многовекового сна России.

Среди крестьян, которых изобразил в своей поэме Некрасов, наиболее ярко проявляются настойчивые искатели истины – семь мужиков, главной целью жизни которых является поиск “счастья мужицкого”. И до тех пор, пока они не найдут своего счастья, мужики решили:

“В домишки не ворочаться,

Не видеться ни с женами,

Ни с малыми ребятами…”.

Но и кроме этих семерых в поэме есть другие искатели счастья, один из которых изображен Некрасовым в главе “Пьяная ночь”. Это крестьянин Яким Нагой, во внешности которого просматривается большое внутреннее достоинство, которое не сломили ни бесправное положение, ни тяжелый труд. В этой главе Яким ведет спор с “умным барином Павлушей Веретенниковым”.

Яким защищает крестьян от обвинения Павлуши в том, что мужики “пьют до одурения”. Нагой умен, он отдает себе отчет в том, насколько тяжело живется простому русскому народу, и его мятежная душа не может мириться с такой жизнью и вот в устах Якима звучит грозное заявление:

1 стр., 478 слов

«Сердце народное» в поэме Некрасова «Кому на Руси ...

"Кому на Руси жить хорошо" — такая народная поэма, какой еще не было на Руси. Некрасов рассказывает о тысячелетних страданиях народа, но в то же время мы видим, сколько духовной красоты и величия в его героях, простых ...

“У каждого крестьянина

Душа, что туча черная,

Гневна, грозна – и надо бы

Громам греметь оттудова…”.

А вот в главе “Счастливые” Некрасов рассказывает еще об одном крестьянине по имени Ермила Гирин. Он был известен на всю округу необычайным умом и бескорыстной преданностью интересам своего народа. Рассказ об этом необычном мужике начинается с описанием судебной тяжбы Ермилы с купцом Алтынниковым, завязавшейся из-за сиротской мельницы. В этом споре Гирин обращается к крестьянам и надеется на их помощь:

“И чудо сотворилося

На всей базарной площади

У каждого крестьянина,

Как ветром, полу левую

Заворотило вдруг!”

Этот человек наделен удивительным чувством справедливости и лишь однажды он поступил наперекор своим убеждениям, когда спас “из рекрутчины меньшого брата Митрия”. Однако и этот один единственный на его взгляд неправедный поступок стоил ему немалых душевных мук.

Как видно из поэмы, все ее герои по-разному представляют себе, что такое счастье и по разному пытаются его обрести. Например, по мнению попа счастье – это “покой, богатство, честь”. Помещик считает, что счастье заключается в сытой, праздной веселой жизни и неограниченной властью над крестьянами. В поисках такого сомнительного счастья, как писал Некрасов, “громадная, к соблазну жадная идет толпа”.

А вот проблему народного счастья поэт раскрывает при помощи крестьянского заступника Гриши Добросклонова, тяжелая жизнь которого вызывает протест в его душе. Сын дьячка, который жил “беднее захудалого последнего крестьянина”, и “батрачки безответной”, он с детства решает посвятить собственную жизнь поискам народного счастья.

“..лет пятнадцати

Григорий твердо знал уже,

Что будет жить для счастия

Убогого и темного

Родного уголка”.

Этому герою поэмы не нужны личное благополучие и богатство, его счастье заключается в торжестве дела всего его жизни. Судьба ему готовила

“Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь”.

Не уступает он перед испытаниями и воодушевляется, видя, что многомиллионный народ России уже пробуждается и вскоре будет готов к борьбе за свою свободу и за свое счастье.

“Рать подымается Неисчислимая,

Сила в ней скажется Несокрушимая!”

На вопрос, поставленный в названии поэмы, Некрасов сам и отвечает. По настоящему счастливыми могут быть только те люди, которые борются за счастье других, за счастье своего народа:

“Быть бы нашим странникам под родною крышею,

Если б знать могли они, что творилось с Гришею.

Слышал он в груди своей силы необъятные,

Услаждали слух его звуки благодатные,

Звуки лучезарные гимна благородного –

Пел он воплощение счастия народного.”

Пел он воплощение счастья народного 1Пел он воплощение счастья народного 2Пел он воплощение счастья народного 3Пел он воплощение счастья народного 4Пел он воплощение счастья народного 5

3 стр., 1060 слов

Народные характеры в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Некрасов Н. А.)

... у Некрасова неизменно соединена с образом матери. «родиной — матерью», «матушкой Русью», называет поэт Россию. И образ Матрёны Тимофеевны Корчагиной, одни из ярчайших народных характеров в поэме, ... женскому счастью: Не дело — между бабами Счастливую искать! … Рядом с Савелием и Матреной Корчагиной встают в поэме привлекательные образы русских крестьян. Таков, например, Яким Нагой в главе ...

(No Ratings Yet)