По рассказу куприна куст сирени рассуждение 8 класс

Сочинение

https://otvet.mail.ru/question/55291841

Сочинение по рассказу Куприна «Куст Сирени» на тему «Счастлива ли Вера Алмазова?»

Сочинение по рассказу куприна куст сирени на тему <a href=счастлива ли вера алмазова 1" width="640" height="auto">

Ответить на вопрос: «Счастлива ли Вера Алмазова?», можно кратко прочитав произведение, а свое сочинение на тему: «Счастлива ли Вера Алмазова?» начну с описания ее жизни и это жизнь ради мужа и его счастья.

Вера Алмазова – это главная героиня произведения Куприна. Она была женой небогатого офицера, который решил поступить в Академию военного штаба.

Это уже третья попытка, которой могло и не быть, но, Вера, не смотря ни на что, всегда поддерживала мужа и наполняла его жизнь оптимизмом, поэтому Алмазов и не опускал руки. Верочка энергичная, полна оптимизма, любую проблему принимает как вызов.

Быстро находит решения даже из сложных ситуаций, как в случае с чертежом. Но при этом, она живет не ради себя, а ради любимого мужа.

Читая Куприна «Куст сирени» и счастлива ли Вера Алмазова в произведении, сразу и не скажешь. Мы видим, что женщина постоянно себе в чем-то отказывает, даже в самом необходимом, чтобы создать мужа комфортные условия проживания, чтобы ему было уютно и по-домашнему тепло.

Она для него «и переписчица, чертежница, и чтица, и репетиторша». Рассуждая на тему: «Счастлива ли Вера Алмазова?», хочется сказать, что нет, так как она забыла напрочь о себе, и живет чужой жизнью.

Но когда мы дочитываем произведение полностью, понимаем, что в сочинении на вопрос «Счастлива ли Вера Алмазова?» будет положительный ответ, ведь само счастье, оно многогранно и для каждого оно свое.

Кто-то бы жизнь Веры назвал несчастной, но сама Вера себя таковой не считает. Она счастлива, потому что счастлив ее муж. Она всегда встречает его со счастливым, веселым лицом и вряд ли, так было, если бы Вера не была довольна своей жизнью и была несчастлива в браке. Но ее лицо сияет.

А Вера для офицера очень важна, он ценит ее мнение, ее советы, поэтому и делится с ней своими проблемами и неудачами.

Счастлива ли Вера Алмазова? Однозначно, да. Хотелось бы ей менять что-то в своей жизни? Наверное, нет, ведь от жизни она получила все, ну, разве что для полного женского счастья ей не хватает ребеночка, но это лишь вопрос времени.

9 стр., 4162 слов

Что значит быть счастливым (по рассказу куприна «куст сирени»)?

... Источник: Сочинение на тему “что значит быть счастливым? ” По рассказам: Чехов “О любви”, Бунин “Кавказ”, Куприн “Куст сирени” данил соловьев Верочка была для него главной поддержкой и опорой. Но счастива ли Вера Алмазова? Задавая этот вопрос, ... подвиги и не жалеть ничего ради своей второй половины. А любовь – это тоже счастье.Вера обладает всем этим. У неё есть любящий муж, он ценит её и уважает. ...

В завершении сочинения по произведению «Куст сирени» на тему: «Счастлива ли Вера Алмазова?», хочется сказать куда больше, в этой семье счастливы оба, поэтому, когда они шли вместе, они радовались, смеялись и никого вокруг не замечали.

Источник: http://sochinyshka.ru/sochinenie-po-rasskazu-kuprina-kust-sireni-na-temu-schastliva-li-vera-almazova.html

Куприн куст сирени сочинение

Куприн куст сирени сочинение 1

Свой небольшой, но такой проникновенный рассказ “Куст сирени” А. И. Куприн написал в 1894 году в рамках реалистического направления, господствовавшего в то время в литературе.

Напечатан он был в октябре того же года в журнале “Жизнь и искусство”. Публика встретила произведение с умилением, критики писали только положительные отзывы.

Анализ рассказа предполагает описание сюжетной линии и его идейного содержания.

Сюжетная линия

Рассказ по объему очень небольшой, так что в нем присутствует только одна сюжетная линия.

Два главных действующих лица – молодой офицер, студент-выпускник Академии генерального штаба, Николай Евграфович Алмазов и его жена, Верочка. После очередной сдачи практической работы по инструментальной съемке местности в Академии Алмазов приходит домой расстроенный ине в духе.

Оказывается, накануне он сидел над этой работой допоздна, сделал на чертеже местности кляксу и, чтобы скрыть ее, нарисовал на месте пятна куст. Престарелый профессор, принимая работу, начал утверждать, что никакого куста на этой местности не произрастает. Алмазов начал спорить, и было решено наутро вместе ехать смотреть то место и несуществующий куст.

Алмазов у Куприна – несколько нервная личность, не отличающаяся интеллектуальными способностями. В Академию он поступил с трудом только на третий год и все курсы продержался только благодаря Верочке, которая помогала ему во всем.

Верочка, услышав такой рассказ, собирает все свои драгоценности (семья не богата деньгами), тотчас же закладывает их в ломбард и едет с мужем к садовнику.

Именно ей принадлежит идея посадить на том месте, где у Алмазова получилась клякса на чертеже, настоящий куст. Она воплощает задуманное: за ночь рабочие вкопали на том месте куст сирени.

Счастливый Алмазов возвращается домой и с радостью и восторгом рассказывает жене о защите своей практической работы.

Идейное содержание

О чем этот рассказ? Тема однозначна – любовь в духе Куприна: жертвенная, отдающая всю себя без остатка любимому человеку. Верочка не знает других забот, как помогать мужу в службе, в учебе – скорее всего, во всем по жизни. Она искренне радуется его успехам и безгранично счастлива видеть его счастливым.

С другой стороны, Куприн тонко и ненавязчиво, как истинный мастер слова, поднимает проблему неравного брака: неравного в плане духовного и умственного богатства. Слабый, нервный, недалекий Алмазов смотрится жалко на фоне собственной жены.

14 стр., 6678 слов

Что значит быть счастливым? по рассказу Куст Сирени Куприна

... дурачками Сочинение на тему “Что значит быть счастливым по произведениям ” Куст сирени,Кавказ, О любви”(8класс) Что ты хочешь узнать? Ответ Проверено экспертом “Что значит быть счастливым”-на этот вопрос пытались ответить многие писатели,так как понятие счастья ...

Композиция рассказа двухчастная: провал работы и ее защита. Между частями проведена четкая грань, нейтральная по эмоциональному настрою, – ночь, когда был посажен куст сирени.

(Пока оценок нет)

Loading…

Куприн куст сирени сочинение

Источник: http://schoolessay.ru/kuprin-kust-sireni-sochinenie/

Тема верной любви и взаимопонимания в рассказе А. И. Куприна «Куст сирени»

Тема верной любви и взаимопонимания в рассказе а и куприна куст сирени  1

Тема верной любви и взаимопонимания. Александр Иванович Куприн — автор многочис­ленных рассказов, в которых отразил впечатления юности и армейской службы.

Герой рассказа «Куст сирени» Николай Евграфо­вич Алмазов, молодой небогатый офицер, является слушателем лекций в Академии генерального штаба. Однажды он возвращается домой с лекций в сильном расстройстве.

Долгое время он проводил сложную работу — инструментальную съемку местности — и наконец показал свой план профессору. Однако на­кануне случилась неприятность: заканчивая план, Алмазов случайно поставил пятно зеленой краской. Начав замазывать, сделал еще хуже и решил замас­кировать пятно под кусты.

Однако профессор не по­мерил, что на этом месте есть растительность, так как очень хорошо знает окружающую территорию. План забраковали.

Жена Вера пытается утешить его. Все то время, что он работал над планом, она была его верной по­мощницей.

Она вселяла в него уверенность, когда он два года подряд проваливался на экзаменах, радова­лась, когда наконец поступил, по мере необходимости была его переписчицей, чертежницей, чтицей, репе­титоршей и памятной книжкой. Отказывала себе во всем, чтобы создать для него дешевый, но необходи­мый для занятого человека комфорт.

И вот в очередной раз она не дает ему впасть в уны­ние. Хватает свои драгоценности и заставляет идти вместе с ней.

Из всех пород подходящей оказыва­ется только сирень. Ее и сажают под руководством суетливой Веры.

На следующий день она с нетерпением ждет му­жа. Когда он появляется, уже издалека становится понятно, что все получилось. Педантичный профес­сор-немец остался довольным, извинился за свою ошибку и принял план.

В конце рассказа Алмазов с Верой весело смеются и говорят, что сирень теперь навсегда будет их люби­мым цветком.

В этом, на первый взгляд незатейливом произве­дении скрывается глубокий смысл. Автору удалось показать сущность особых человеческих взаимоотно­шений, которые проявили себя в обычной житейской ситуации.

В момент заключения брака будущие супруги слышат о том, как необходимо поддерживать друг друга во всяческих коллизиях судьбы. Однако мно­гие впоследствии забывают об этом, начинают счи­тать не таким уж важным, или попросту не хватает времени, чтобы протянуть руку помощи своему суп­ругу.

Пример Веры показывает, как важна бывает та­кая поддержка. Умение найти нужные слова, а иног­да заставить действовать определенным образом по­могает спасти не только дело, на которое было затрачено немало времени, но и отношения между людьми. Можно быть уверенными, что дальнейшая совместная жизнь героев рассказа непременно будет счастливой.

Источник: https://prepodka.net/tema-vernoj-lyubvi-i-vzaimoponimaniya-v-rasskaze-a-i-kuprina-kust-sireni/

Сочинение на тему «Любовь в представлении Куприна в рассказе «Куст сирени»»

Сочинение на тему любовь в представлении куприна в рассказе куст сирени  1 Сочинение на тему «Любовь в представлении Куприна в рассказе «Куст сирени»»

Свое произведение под названием «Куст сирени» Куприн написал в конце 19 столетия, сюжет которого отличается реалистичностью, царившей в то время. Благодаря этой правдивости, а также жизненности публика встретила рассказ очень положительно, а критики о нем писали только положительные отзывы.

Само произведение «Куст сирени» достаточно небольшое, поэтому в нем отсутствует переплетение сюжетных линий. Главными героями этого рассказа является Алмазов, он студент и молодой офицер, который имеет жену Верочку. Николай недостаточно старательный студент, который к тому же еще и выпускник, но однажды, когда он сдает очередную практическую работу, то его ждет несчастье.

Перед этим Алмазов готовил к занятию чертежи и нечаянно сделал в одном месте кляксу, чтобы хоть как-то от нее избавиться он там нарисовал дерево, но когда после показал чертежи преподавателю, то тот заметил это дерево и сказал, что в той местности его нету. Более того, он предложил на следующий день поехать туда и проверить это. Молодой офицер был подавлен и расстроен, он с ужасом рассказывал об этом своей жене.

Следует заметить, что Куприн показывает Алмазова, как нервного человека, который не отличается высоким уровнем интеллекта. А в Академии он учится только благодаря тому, что ему постоянно помогает его Верочка, да и поступить ему туда удалось только с третьего раза.

В этот раз она снова решает ему помочь. Она собирает все свои драгоценности и относит их в ломбард.

После Верочка решается посадить именно в том месте, где Николай сделал кляксу, настоящее дерево. Это ей удается сделать за одну ночь и вскоре там появился куст сирени. На следующее утро профессор увидел этот куст, поэтому принял работу Алмазова и к тому же посчитал, что он был невнимательным и такую ошибку допустил сам из-за своего пожилого возраста.

Николай, конечно же, был счастлив и рад такому повороту событий.

Не трудно догадаться, чем в таком случае руководствовалась Верочка. Безусловно, любовью. Но Куприн в своем рассказе показал жертвенную любовь, в которой женщина отдает себя любимому мужчине всю, без остатка.

Она живет только для него и ради него и при этом успехи Николая делают ее только счастливой.

Однако вместе с этой идиллией мы можем заметить как бы между строк, что Куприн хочет показать своим читателям насколько может быть проблематичным неравный в духовном и умственном плане брак.

Ведь мы видим, как жалко выглядит слабый Алмазов по сравнению со своей сильной и мудрой женой.

Источник: https://formaslov.ru/portal/sochinenie-na-temu-lyubov-v-predstavlenii-kuprina-v-rasskaze-kust-sireni/

План-конспект урока по литературе (8 класс) на тему: урок в 8 классе «А.И. Куприн «Куст сирени»

План конспект урока по литературе класс на тему урок в классе а и куприн куст сирени  1

Урок литературы в 8 классе

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/otzyiv-po-rasskazu-kust-sireni/

А.И.Куприн «Куст сирени»

Урок разработан по технологии критического мышления через чтение и письмо

Тип урока: работа с художественным текстом

Цели:

1)знакомство с творчеством А.И.Куприна, текстом рассказа «Куст сирени»; на основе работы с литературным произведением научить анализу поступков героев, их характеров, а также видению и пониманию учащимися смысла прочитанного;

2)совершенствование навыков анализа художественного текста путём прогнозирования фрагментов сюжета и сопоставления с авторской версией, развитие творческих способностей, креативности; развитие коммуникативной компетенции;

3)обращение к нравственным семейным ценностям; воспитание чуткого отношения к любви, способности переживать, понимать другого человека.

Оборудование:

Портрет А.И.Куприна

Видеоклип: Рахманинов «Сирень»

I стадия «Вызов»

Необычность урока в том, что на нашем уроке присутствуют гости и вместе с ними мы прикоснёмся к творчеству писателя и попробуем вместе с ним сконструировать хотя бы в общих чертах рассказ, прогнозируя ход сюжета в соответствии с отдельными фрагментами текста рассказа .

При этом мы потренируем свои навыки анализа художественного текста, которые пригодятся на экзаменах. А ещё приобщимся к нравственным семейным ценностям. Используя приём «Верные и неверные утверждения», игру «Верите ли вы, что…» проверим, что вы узнали о жизни и творчестве писателя. Работа в парах на листочках.

Утверждение Верно или нет
1 Александр Иванович Куприн родился в небольшом городке Наровчате Пензенской губернии Да
2 Соседние городки, по русской охальной привычке, дразнили: «Наровчат, одни колышки торчат» Да
3 Куприна воспитывал отец Нет (Отец умер, когда Куприну было около года, детские годы его прошли в Москве в сиротском пансионе)
4 Армейская служба продолжалась долго. Ушел в отставку в 35 лет. Нет (Армейская служба продолжалась недолго, ушёл в отставку в 24 года)
5 Печатает свои произведения в московских газетах. Нет (Сотрудничает в киевских газетах)
6 Во время Гражданской войны оказывается за границей. Да
7 С 1920 года живёт в Финляндии. Нет (В Париже)
8 Юнкерская служба подсказала многие сюжеты, образы, характеры персонажей произведений Куприна. Да
9 «Поединок» — это моё завещание русской молодёжи», — говорил о романе писатель. Нет (Так сказано о романе «Юнкера»)
10 «Куст сирени» — раннее произведение Куприна. Да

Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с ранним произведением А.И.Куприна – рассказом «Куст сирени». Сейчас мы посмотрим видеоклип, а вы подумайте, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание «куст сирени».

(Просмотр видеоклипа. )

На доске запись: куст сирени.

  • О чём говорит вам это словосочетание? Какие ассоциации у вас возникают? (Запись ассоциаций на доске. Предположительно, что дети назовут ассоциации: весна, тепло, солнце, счастье, любовь)

— Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых. Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье. И тема нашего урока: «Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье.»

  • По названию предположите, о чём будет рассказ. (Запись предположений на доске).

Тема нашего урока: «Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье.»

II стадия «Осмысление» Приём «Чтение с остановками»

  • Итак, рассказ А.И.Куприна «Куст сирени»

(Первая часть – прослушивание аудиозаписи)

Николай Евграфович Алмазов едва дождался, пока жена отворила ему двери, и, не снимая пальто, в фуражке прошел в свой кабинет….

Во все время разговора он вытаскивал из стоявшей перед ним пепельницы

горелые спички и ломал их на мелкие кусочки, а когда замолчал, то с

озлоблением швырнул их на пол. Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать.

  • Как можно озаглавить эту часть рассказа? («Горе») Почему?
  • Сбылись ли ваши ожидания?
  • Что было неожиданным?
  • Что вы можете сказать о героях?
  • Какие события могут произойти в описанной обстановке далее?
  • Какое событие является завязкой рассказа?

(Николай Евграфович Алмазов возвращается домой в очень плохом настроении. Жена, увидев его, сразу поняла, что произошло большое несчастье)

  • Сразу ли мы узнаём, что случилось с Николаем Евграфовичем?

(Нет, вначале автор рассказывает о том, какие трудности преодолел герой при поступлении в академию.)

  • Кто же помог ему преодолеть все «препятствия»?

(Николаю Евграфовичу помогла его жена Верочка. Верочка не давала ему падать духом, отказывала себе во всём необходимом, бывала переписчицей, чертёжницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой.)

  • Как ведёт себя Вера, увидев насупившееся лицо Алмазова?

(Она в ту же минуту поняла, что случилось большое несчастье, молча пошла следом за мужем)

(Алмазов прошёл в свой кабинет, не снимая пальто и фуражки, выпустил из рук портфель, бросился в кресло…)

  • Сочувствует ли ему Верочка?

(Она любит мужа и по-настоящему тревожится за него. Она заговорила первая, обвила рукой шею Алмазова)

  • Что ей удалось добиться?

(Благодаря терпению и ласке Верочки, Алмазов немного успокоился и рассказал жене, что так расстроило его.)

  • Как выглядит герой в этой ситуации? Вызывает ли он наше сочувствие?

(Алмазова по-настоящему жаль. Он уже в третий раз сдаёт экзамены в академию, упорным трудом преодолевает препятствия, чертит и ночью, нечаянно посадил пятно.)

  • Удалось ли Николаю Евграфовичу сдать работу?

(Нет. Старый профессор, отлично знавший местность, сказал, что кустов, изображённых на карте, в природе не существует.)

  • Чем закончился спор героев?

(Профессор потребовал, чтобы Алмазов ехал с ним на местность и показал эти кусты.)

  • Сочувствует ли Николаю Евграфовичу автор?

(Да, автор показывает, что Алмазов очень взволнован, жалеет его: «Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать»)

(Вторая часть – чтение учителя)

  • Как можно озаглавить эту часть рассказа? («Надежда») Почему?
  • Как реагируют герои на происходящие события, какие принимают решения?
  • Какие ваши ожидания подтвердились?
  • Что было неожиданным?
  • Как вы думаете, чем закончится этот рассказ? Как бы вы закончили его?
  • Кто из героев прервал тяжкое молчание?

(Верочка, энергично вскочив с кресла, сказала мужу, что они немедленно должны ехать.)

  • Как отреагировал на это Николай Евграфович?

(Алмазов подумал, что она предлагает ему извиниться перед профессором. «Это значит над собой прямо приговор подписать. Не делай, пожалуйста, глупостей»)

  • Что же на самом деле придумала Верочка?

(Она решила посадить кусты на том месте, где Алмазов изобразил их на плане.)

  • Как вы относитесь к этому решению героини?

(Это очень остроумный выход из создавшейся ситуации. Вера здесь похожа на героинь русских сказок, которые выручали своих мужей в трудные минуты жизни, помогая выполнять им невыполнимые задания)

  • Как ведёт себя Верочка, приняв решение?

(Она становится деятельной и энергичной, топает ногой, командует мужем, ищет драгоценности)

  • Куда же отправляются герои?

(Они едут в ломбард – учреждение для выдачи ссуд под залог какого-нибудь имущества, чтобы, заложив свои драгоценности, получить хоть немного денег)

— В рассказе появляется ещё один, правда, эпизодический, но яркий герой. Кто он? Что говорит о нём автор? (Оценщик. Видно, что он привык к ежедневным зрелищам человеческих несчастий, методично и долго рассматривает привезённые вещи, отвечает с видом усталого равнодушия, закрыв глаза.)

  • Напряжённость нарастает, когда Алмазовы отправляются к садовнику. Как автор подчёркивает это? (Был очень изумлён и не доволен произошедшим, отказался посылать рабочих ночью в такую даль)
  • Как Верочка спасает положение? (Она рассказывает подробно всю историю с пятном)
  • Как автор показывает изменения в отношении садовника к заказчикам? (Он слушает Веру сначала недоверчиво, почти враждебно, но, узнав о желании посадить куст, делается внимательнее и несколько раз сочувственно улыбается)

(Третья часть – самостоятельное чтение учащимися. Учебник, стр. 73)

  • Как можно озаглавить данную часть рассказа? («Счастье») Почему?
  • Почему герои решили посадить именно куст сирени? («Из всех пород, какие были у садовника, ни одна не оказывалась подходящей: волей-неволей пришлось остановиться на кустах сирени»)
  • А как вы думаете, почему Верочка, договорившись с садовником, поехала не домой, а за город с мужем? (Преданная и любящая Верочка не может успокоиться, пока не доведёт дело до конца.)
  • Что произошло на другой день? (Верочка не могла усидеть дома и вышла встретить мужа на улицу. По походке мужа и его сияющему лицу она поняла, что история закончилась благополучно.)
  • Мы вновь встречаемся с профессором и вновь о нём рассказывает Алмазов. Как изменилось отношение Николая Евграфовича к своему экзаменатору? (Один из лучших профессоров он у нас. Жаль, что я его обманул)
  • Почему Вера вновь и вновь заставляет мужа повторять, как он разговаривал с профессором, интересуясь мельчайшими деталями? (Они по-настоящему любят друг друга, вместе пережили много трудностей)

— Почему Верочка сказала, что сирень будет теперь её любимым цветком? (События жизни, подобные тому, что пережили Алмазовы, обычно запоминаются надолго. Любовь помогла найти им выход из трудной ситуации, а сирень будет всегда напоминать об этом.)

  • Что будет с героями после событий рассказа?
  • Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? (Вера – верить.

Фамилия в рассказе только одна Алмазовы. Алмаз – неотшлифованный драгоценный камень.

Можно предположить, что, наделяя своих героев такой фамилией, Куприн подчёркивает, что, в сущности, они очень хорошие люди, обладающие редкостными душевными качествами, в том числе умением любить.

А преодоление жизненных трудностей «отшлифует» их характеры и отношения до «бриллиантового блеска»).

  • Что для поэта главное в алмазе? (Хранитель вечной чистоты, эта чистота есть и в отношениях Алмазовых.)
  • Давайте посмотрим на ваши записанные ассоциации и предположения. Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
  • Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых? (Умение проникать в душу любимого человека, стремление сделать другого счастливым.)
  • Что бы вы хотели перенести на свои будущие отношения с молодыми людьми, девушками?

III стадия «Рефлексия» Приём «Синквейн»

— В чём смысл названия рассказа? (Куст сирени стал для героев любимым цветком, т.к. будет постоянно напоминать им о произошедшем. События жизни, подобные тому, что пережили Алмазовы, обычно запоминаются надолго. Любовь помогла найти им выход из трудной ситуации, а сирень будет всегда напоминать об этом.)

  • На какие размышления навёл рассказ? В чём вы согласны, а в чём, может быть, не согласны с автором? Может быть, хотели бы поспорить?

— А теперь давайте проявим творчество – напишем синквейн по теме нашего урока. Какие слова можно взять для первой строки? (Вера, Алмазов, Куст сирени, Счастье).

Правила написания синквейна на слайде. Объявляю конкурс на лучший синквейн. Задание групповое. Для тех, кто имеет желание, может сделать это индивидуально.

(Прослушивание синквейнов)

Домашнее задание

На следующем уроке мы продолжим с вами разговор о счастье, поэтому прошу вас дома нарисовать, каким вы представляете счастье и написать сочинение-рассуждение «Счастлива ли Вера Алмазова?»

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/11/15/urok-v-8-klasse-a-i-kuprin-kust-sireni

Сравнительная характеристика героев в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени»

Сравнительная характеристика героев в рассказе а и куприна куст сирени  1

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00717071252411062400

«Куст сирени», анализ рассказа Куприна

Сравнительная характеристика героев в рассказе а и куприна куст сирени  2

Свой небольшой, но такой проникновенный рассказ «Куст сирени» А. И. Куприн написал в 1894 году в рамках реалистического направления, господствовавшего в то время в литературе.

Напечатан он был в октябре того же года в журнале «Жизнь и искусство». Публика встретила произведение с умилением, критики писали только положительные отзывы.

Анализ рассказа предполагает описание сюжетной линии и его идейного содержания.

Сюжетная линия

Рассказ по объёму очень небольшой, так что в нём присутствует только одна сюжетная линия.

Два главных действующих лица — молодой офицер, студент-выпускник Академии генерального штаба, Николай Евграфович Алмазов и его жена, Верочка. После очередной сдачи практической работы по инструментальной съёмке местности в Академии Алмазов приходит домой расстроенный и не в духе.

Оказывается, накануне он сидел над этой работой допоздна, сделал на чертеже местности кляксу и, чтобы скрыть её, нарисовал на месте пятна куст. Престарелый профессор, принимая работу, начал утверждать, что никакого куста на этой местности не произрастает. Алмазов начал спорить, и было решено наутро вместе ехать смотреть то место и несуществующий куст.

Всё это молодой офицер в расстроенных чувствах, готовый расплакаться, излагает жене.

Алмазов у Куприна — несколько нервная личность, не отличающаяся интеллектуальными способностями. В Академию он поступил с трудом только на третий год и все курсы продержался только благодаря Верочке, которая помогала ему во всём.

Верочка, услышав такой рассказ, собирает все свои драгоценности (семья не богата деньгами), тотчас же закладывает их в ломбард и едет с мужем к садовнику.

Именно ей принадлежит идея посадить на том месте, где у Алмазова получилась клякса на чертеже, настоящий куст. Она воплощает задуманное: за ночь рабочие вкопали на том месте куст сирени.

Счастливый Алмазов возвращается домой и с радостью и восторгом рассказывает жене о защите своей практической работы.

Идейное содержание

О чём этот рассказ? Тема однозначна — любовь в духе Куприна: жертвенная, отдающая всю себя без остатка любимому человеку. Верочка не знает других забот, как помогать мужу в службе, в учёбе — скорее всего, во всём по жизни. Она искренне радуется его успехам и безгранично счастлива видеть его счастливым.

С другой стороны, Куприн тонко и ненавязчиво, как истинный мастер слова, поднимает проблему неравного брака: неравного в плане духовного и умственного богатства. Слабый, нервный, недалёкий Алмазов смотрится жалко на фоне собственной жены.

Композиция рассказа двухчастная: провал работы и её защита. Между частями проведена чёткая грань, нейтральная по эмоциональному настрою, — ночь, когда был посажен куст сирени.

Рассказ «Куст сирени» А. И. Куприна читается на одном дыхании.

После анализа «Куста сирени» ознакомьтесь также с другими сочинениями:

  • «Гранатовый браслет», анализ рассказа
  • «Олеся», анализ повести Куприна
  • Александр Иванович Куприн, биография
  • «Поединок», анализ повести Куприна
  • «Чудесный доктор», анализ рассказа Куприна
  • «Белый пудель», анализ рассказа Куприна
  • «Тапёр», анализ рассказа Куприна
  • «Слон», анализ рассказа Куприна
  • «Суламифь», анализ повести Куприна
  • «Allez!», анализ рассказа Куприна
  • «Яма», анализ повести Куприна
  • «Молох», анализ повести Куприна
  • «Изумруд», анализ рассказа Куприна
  • Образ Ивана Тимофеевича в повести Куприна «Олеся»

По писателю: Куприн Александр Иванович

Источник: https://goldlit.ru/kuprin/177-kust-sireni

Урок по литературе Тема любви в произведениях А. П. Чехова «О любви», И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени»

Урок по литературе тема любви в произведениях а п <a href=чехова о любви 1" width="640" height="auto">

Источник: http://100-bal.ru/literatura/30950/index.html

Ссылка на основную публикацию Adblock

detector

Есть что добавить? Присылай нам свои работы, получай litr `ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Куприн А.И. / Куст сирени / Сравнительная характеристика героев в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени»

Тип: Характеристика героев

В центре рассказа Куприна «Куст сирени» находятся два героя – молодой офицер Алмазов и его жена Верочка. Мы узнаем, что Алмазов третий год пытается поступить в Академию генерального штаба.

Для героя это очень важно – Алмазов на пределе своих возможностей сдает экзамены, потому что не хочет возвращаться обратно в свой полк, да еще с полным поражением. Это очень самолюбивый человек, обладающий большими амбициями. Но, в то же время, Алмазов слаб, его опорой, «сильной рукой» является жена Верочка.

Эта женщина — более сильная, смелая и яркая, чем ее муж. Однако героиня не живет своей жизнью, вся она в заботах и делах мужа. Его поступление в Академию – это дело ее жизни. Именно поэтому Верочка решается на обман профессора, принимавшего у Алмазова последний экзамен – план местности.

Заложив в ломбарде последние драгоценности, ночью, героиня убеждает садовника послать своих людей за город, сама едет вместе с ними и мужем, контролирует весь процесс до конца. И лишь когда Алмазов получает долгожданную оценку, Верочка успокаивается. Доволен и герой – мечта его сбылась, он наконец-то поступит в Академию.

Никто из этих героев не думает о том, что совершили аморальный поступок. Для Алмазова этого неважно, главное – он добился своей цели, удовлетворил свои амбиции. Для Верочки это также неважно, потому что она сделала все, что могла, для горячо любимого мужа.

Таким образом, герои «Куста сирени» очень разные, но отлично дополняют друг друга. Алмазов — слабый и трусливый, но чрезмерно честолюбивый, и Верочка – сильная, решительная, яркая, но полностью поглощенная любовью к своему жалкому мужу.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Куприн А.И. / Куст сирени / Сравнительная характеристика героев в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени»

Смотрите также по произведению «Куст сирени»:

Заказать сочинение

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Моделирование

Урок по литературе

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/otzyiv-po-rasskazu-kust-sireni/

Тема любви в произведениях А.П.Чехова «О любви», И.А.Бунина «Кавказ», А.И.Куприна «Куст сирени».

Класс – 8. Программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, — М.: Просвещение, 2010.

Учебник — Полухина В.П. Литература.: 6 кл.,Учебник, в 2-х частях, Под редакцией В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2009

Тип урока – комбинированный (усвоения навыков и умений анализировать произведение, сравнивать и сопоставлять; подготовить к написанию сочинения-рассуждения).

Форма урока – моделирование

Место урока в учебной программе

Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И.А.Бунина «Кавказ», А.И.Куприна «Куст сирени», А.П.Чехова «О любви».

Система уроков

Тематическое содержание урока Кол-во часов
А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история упущенного счастья. Психологизм рассказа. 1
И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство Бунина-прозаика. 1
А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». 1
Р/Р. Подготовка к сочинению — рассуждению»Любовь в произведениях русских писателей» (по рассказам И.Бунина «Кавказ», А.Куприна «Куст сирени», А.Чехова «О любви»)

Цели урока -познакомить с рассказом «Куст сирени», подготовиться к сочинению-рассуждению на тему: «Любовь в произведениях русских писателей» (по рассказам И.Бунина «Кавказ», А.Куприна «Куст сирени», А.Чехова «О любви»)

— развивать навыки грамотной речи; развивать умение анализировать, сравнивать и сопоставлять,- воспитывать стремление к взаимопониманию и согласию.

Оборудование: проектор, компьютер, у учащихся лист бумаги и карандаши для создания модели.

Технологии :

  • моделирование,
  • работа в малых группах,
  • технология критического мышления (на стадии рефлексии): составление кластера к слову «любовь».

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Эпиграф к уроку:

«Любовь — это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить,и все же она у тебя остаётся».Л.Н. Толстой

Слайд 1

I. Организационный этап.

Слайд 2

II. Проверка домашнего задания.

Сравнить рассказ И. А. Бунина «Кавказ» с рассказом А. П. Чехова «О любви». Прослушать ответы (2-3) учащихся, завершить ответы можно ознакомлением школьников с размышлением литературоведа В. И. Коровина об этом рассказе:

«Рассказ И. А. Бунина «Кавказ» раскрывает перед читателем иную по сравнению с рассказом А. П. Чехова «О любви» сторону сильного и горячего чувства. В рассказе Чехова счастье прошло мимо героев. В рассказе Бунина герои, казалось бы, испытали всю полноту страсти. И все-таки оба рассказа драматичны и даже трагичны.

В «Кавказе» герои словно «украли» свое счастье: они вынуждены скрываться, таиться, бежать, чтобы быть вместе. И даже когда им удалось остаться одним, в их любви было много радостного и много тревожного. Их чувство раскрывалось на фоне великолепной, прекрасной и экзотической природы, символизирующей вечность, неисчерпаемость жизни.

Но рядом с этим возвышающим душу чувством постоянно ощущалась тревога, тревога от того, что само их счастье было временным, непрочным, зыбким и хрупким перед лицом бессмертной и могучей природы. Радость была омрачена неизбежностью возвращения в нелюбимый московский дом.

Бунин размышляет о том, что счастье одного может привести к трагедии другого. Но он смягчает драматизм рассказа: офицер умирает слишком театрально, слишком искусственно. В его смерти нет суровой, пристойной случаю простоты, а есть какой-то неуместный вызов жизни.

И все это тоже происходит на фоне природы, сама естественность которой внутренне одухотворена. Так в рассказ Бунина входит мысль о величии бытия, об искусственности человеческих представлений, в которых даже трагедия любви смешана с фальшью».

Слайд 3

III. Определение цели урока, формулировка учебных задач .

Цель урока — подготовиться к сочинению-рассуждению на тему: «Любовь в произведениях русских писателей» (по рассказам И.Бунина «Кавказ», А.Куприна «Куст сирени», А.Чехова «О любви»)

Задачи:

  • познакомиться с рассказом «Куст сирени»
  • проследить истории семей (по рассказам «О любви», «Куст сирени», «Кавказ»);
  • сравнить и проанализировать особенности взаимоотношений героев;
  • собрать материал (создать модель) к написанию сочинения

Слайд 4

IV. Изучение нового материала.

  1. Знакомство с фактами биографии писателя.

Любовь Куприна к человечеству проступает ясным подтекстом почти во всех его повестях и рассказах, несмотря на разнообразие их тем и сюжетов. Прямо, в открытую, Куприн говорит о любви к человеку не так уж часто. Но каждым своим рассказом он призывает к человечности. Есть у Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней и нельзя прикасаться. Это – тема любви, вечного, чистого и светлого начала, способного облагородить душу любящего человека Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 г. в захолустном городке Наровчате Пензенской губернии. В 1894 году оставил службу, переехал в Киев и посвятил себя литературному труду (начал печататься в 1889 году).

Художник правдивый и жизненно-конкретный, писавший только о том, что он сам видел, пережил и перечувствовал, Куприн обращался своим творчеством к широкой демократической аудитории; в центре его произведений обычно «средний» русский интеллигент — труженик, человек сердечный, совестливый, тяжко ранимый жизненными противоречиями; важное место в произведениях Куприна занимают колоритные образы простых людей из народа.В 1894 году Александр Иванович Куприн пишет рассказ «Куст сирени».

Слайд 5

Рассказ читает учитель (или аудио чтение), учащиеся следят по тексту

2. Вопросы на читательское восприятие, аналитическая беседа.

Учитель: Почему рассказ называется «Куст сирени»? Почему именно сирень выбирает автор?

Ученик: Рассказ называется так потому, что именно куст сирени приносит героям счастье. Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых.

Учитель: В чём особенность отношений героев?

Ученик: Алмазов говорит раздражённо, словно жена виновата в его неудаче, срывает злость на Вере. Но Верочка – добрая, отзывчивая, очень любит своего мужа. В любой ситуации сможет найти выход. Нравится её упорство, выносливость и огромная вера в свои силы. Она очень любит своего мужа и готова ему помочь.

Учитель: Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых?

Ученик: Умение проникать в душу любимого человека, стремление сделать другого счастливым.

Учитель: Проследите по тексту, как поведение Веры влияет на поведение его мужа?

Ученик: Как тонко подметил Куприн, Вера встретила мужа «со страданием на красивом, нервном лице». Жена старается разузнать причину такого резкого изменения в поведении мужа.

С самого начала рассказа супруги не проронили ни слова. Жена начинает разговор, но диалога не получается. Вера не отчаивается и вторично пытается «разговорить» мужа.

Алмазов рассказывает о своей неприятности, даже пытается обвинить Веру в своём несчастье.

Под воздействием жены он уже не сопротивляется, но всё равно ещё сидит «с обиженным выражением». Разряжает обстановку жена. Она становится очень энергичной. Теперь они меняются ролями. Алмазов хоть и не верит в успех дела, но покорно следует указаниям жены

Учитель: В каком еще эпизоде мы видим переживания героини?

Ученик: Вера не находит себе места, сильно переживает за мужа, с нетерпением ждёт его возвращения. Она даже не могла усидеть дома. Вера издали угадывает настроение мужа. Алмазов преображается: из мрачного неудачника он превращается в счастливого человека. Его лицо сияет «торжеством одержанной победы». Но и теперь Вера не успокаивается, пока не слышит из уст мужа, что всё прекрасно.

Учитель: Чем же заканчивается эта история?

Учитель: Как Вера отнеслась к успехам мужа? Почему она просит его вновь рассказать об этой истории?

Ученик: Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности.

3. Работа с эпиграфом.

Учитель: Давайте ещё раз прочитаем эпиграф к уроку. Согласны вы с высказыванием Л. Толстого? Как мысли Л. Толстого отражены в рассказе?

Ученик: Герои отдают любовь друг другу и получают её друг от друга. Они оба счастливы. Трудности только сблизили их.

Слайд 6

Учитель: Что значит любовь по Куприну? Благодаря чему его герои обрели счастье?

Ученик: Любовь – это «труд» : доброта, нежность, терпение, умение понять, простить, жертвовать. Такая любовь приносит наслаждение, она лишена примеси горечи, страхов, в ней нет обмана, поэтому делает людей счастливыми.

Слайд 7

V Составление кластера со словом ЛЮБОВЬ (Ассоциации со словом «Любовь»)

Слайд 8

VI Моделирование

Сравнение рассказа с произведениями Чехова «О любви», Бунина «Кавказ».

Пример полученной модели:

Какая бывает любовь?

Куприн «Куст сирени»

Любовь способна

облагородить душу любящего человека.

Герои жертвуют ради любви и находят в этом своё счастье.

Герои отдают

любовь друг другу и

получают её друг от друга.

Любовь — умение проникать в душу любимого человека,

стремление сделать другого счастливым.

Что такое любовь? Какая бывает любовь?

Бунин «Кавказ».

Любовь – это необыкновенная сила.

Любовь часто приносит страдание и боль.

Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена

«Украденная» любовь

Счастье одного может привести к трагедии другого.

Чехов «О любви»

Мечты о счастье вдребезги разбиваются о тусклую и неинтересную повседневность

VIIЗащита модели (Выступления учащихся)

VIIIРефлексия. Сегодня на уроке мы совершили с вами увлекательное путешествие в удивительный мир произведений А.П.Чехова, А.И.Куприна, И.А.Бунина. Нам интересно было познакомиться с героями рассказов, узнать их семейные драмы, радости, переживания. Любовная тема стала одной из центральных в творчестве Бунина, Чехова и Куприна, и каждый из них попытался разобраться в ее морально-этических и нравственных проблемах. Самое ценное в жизни человека любовь, семья, дружба. Это главные составляющие счастья человеческого. И дома вам нужно написать сочинение – рассуждение на тему: «Любовь в произведениях русских писателей» (по рассказам И.Бунина «Кавказ», А.Куприна «Куст сирени», А.Чехова «О любви»)

Домашнее задание – написать сочинение-рассуждение (см. памятку «Как писать сочинение-рассуждение»).