Мое мнение о романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?

Сочинение

Присылай нам свои работы, получай l itr `ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Чернышевский Н.Г. / Что делать? / Мое мнение о романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?

Мое мнение о романе Н. Г. Чернышевского «Что делать? 1

Роман Чернышевского “Что делать?” стал истинным манифестом российской революции. Написанный в тюрьме, он был (благодаря халатности цензоров) напечатан Некрасовым в “Современнике”. Что же привлекало и привлекает в романе прогрессивно мыслящих людей?

Чернышевский вывел в своем произведении как бы русского Оуэна в юбке. Его Вера Павловна пытается создать в условиях феодально-капиталистического общества социалистическую мастерскую, в которой сами работницы определяют условия труда и жизни. Впрочем, в подробнейших описаниях мастерской и особенно в четвертом сне Веры Павловны проявилась вся незрелость материализма Чернышевского, его склонность к идеалистическому социализму. Действительно, он пытается обрисовать абсолютно идеальный строй — не то что идеальные общественные отношения, но сам идеальный образ жизни. Ему кажется, что достаточно умозрительно построить некую утопию, и вся дальнейшая эволюция человечества сведется к достижению оной. Впрочем, к несомненным заслугам Чернышевского следует отнести оставленное им право для “чудаков” жить так, как им нравится. В той части, где Чернышевский не пытается точно описать детали будущего строя, ему удалось построить вполне цельное здание социализма, где сами работающие распоряжаются средствами производства.

Развертывание

Заметно, что в романе «Что делать?» Чернышевский желал передать не только социалистическую идею, хотя она занимает центральное место. Кроме того, автор представляет серьезный анализ современного общества (то есть современности Чернышевскому).

Интересно отметить замечание о людях, которые совершают зло лишь для выживания — такие люди будут делать добро, если зло перестанет быть выгодным. Читатель легко делает вывод о социальной природе зла благодаря этому.

Однако роман не ограничивается описанием настоящего и будущего. В нем также присутствуют образы людей будущего. Например, жизнью Лопухова овладевает готовность пожертвовать собой ради счастья близких. Хотя его самопожертвование не сопровождается героизмом, он является таким же эгоистом и материалистом, как Кирсанов и Вера Павловна. Тем не менее, Чернышевский рассматривает их как обычных представителей новой человеческой расы. Для подчеркивания обыденности их характера, автор вводит в роман образ Рахметова. Он является верным исполнителем идеи, строго следующим правилам. Своим ригоризмом он стремится доказать, что свобода достигается через убеждение, а не для удовлетворения страстей. Возможно, он заслуживает восхищения, хотя, по-видимому, самому Рахметову это было бы неприятно.

Таковы «новые люди», к которым, к сожалению, Чернышевский не принадлежит. Кто-то, будем называть его «проницательным фанатиком», утверждает, что это безнравственно. Автор, одобрительно отвечая ему, не обращает внимания на мораль и нравственность, созданные для подчинения личности. Он признает только одну мораль — мораль свободы и только одну нравственность — нравственность равенства.

Кстати, упомянув «проницательного читателя», следует обсудить художественные достоинства романа.

Читать роман очень легко, а простота восприятия является главной ценностью художественного произведения. Следует отметить интересный факт: в романе почти нет выражений, устаревших за последние сто двадцать пять лет.

Блестящее издевательство над “проницательным читателем” продолжается на протяжении всего повествования. Несчастному тычат в нос сюжетными штампами, забивают рот салфеткою, изгоняют вон. Мало того, его изнуряют глубиною безнравственности героев и автора, … а в результате сложная смесь психологического романа и революционной программы, каковой является “Что делать?”.

Вообще роман написан с большим талантом и редкой хитростью. Только дурак не сможет понять истинный смысл романа: однако же царские цензоры были как раз дураками. И Чернышевский знал это лучше многих других. Он оказался прав. “Что делать?” был пропущен цензурой и отлично понят читателями журнала “Современник”.

15064 человека просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Смотрите также по произведению «Что делать?»: