ПОЧЕМУ БАЗАРОВ ОДИНОК? (по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”)

Сочинение

«Почему Базаров одинок в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»»

Переломные моменты в истории всегда сопровождаются противоречиями и столкновениями. Столкновениями разных политических и общественных сил, столкновениями убеждений, взглядов, мировоззрений, культур. Такие времена неизменно выдвигают новые требования к людям. Старые принципы уходят в прошлое, а новые еще четко не сформировались. Потому люди, которые стараются успевать за временем — или опережать его, — обречены на одиночество и жизнь, полную драматических крушений. Таков герой известного романа И. С. Тургенева Евгений Базаров. Базаров относится к поколению « новых людей ». Он — герой своего времени. Но этот герой не только оказался не понят обществом, не принят им, он был обречен на разочарование в своих принципах и в конечном итоге — на гибель. Виноват ли в этом он сам? Или виновато переломное, неустойчивое, полное противоречий время? Трудно дать однозначный ответ. Такие как он были нужны обществу. Нужны были и новые идеи. И Евгений стал выразителем этих идей. Проблема заключалась лишь в том, что идеи эти оказались неверными, идеалы потерпели крах. Базаров — центральный образ романа Тургенева. Вокруг него группируются все остальные персонажи, во взаимоотношениях с ним раскрывается сущность всех героев произведения, лишь подчеркивающих его силу, ум, глубину суждений, волю, характер. «Базаров все-таки подавляет все остальные лица романа», — писал автор «Отцов и детей». Перед нами раскрывается цельность и честность Базарова, его непримиримость к барству и рабству, его способность быть лидером и вести за собой, его чувство собственного достоинства, независимость. Но все же главная основа сюжета — постепенное нарастание одиночества молодого нигилиста в среде уездных аристократов.

В чем же причина этого трагического одиночества? Евгений сильная натура, он целеустремленный, умный, волевой молодой человек, свято верящий в свои идеалы. А идеалами его являются точные науки и логический подход ко всему происходящему на земле. Но в то же время он очень несчастлив. Возможно, это удел любого выдающегося, неординарного человека, незаурядной личности, не нашедшей достойного применения своим силам и знаниям. Конечно, у него есть приверженцы и поклонники. Но их роль сводится в основном к пародированию и подражанию манерам и поведению Базарова. А именно эти качества презирает в людях сам Евгений. Он стремится найти родственную душу, человека, который бы искренне разделял его взгляды, верил в его идеалы. Но таких людей вокруг него нет. Трагедия героя проявляется не только во взаимоотношениях с окружающими его людьми, не только в идейных спорах с аристократическими сословиями. Самый глубокий конфликт вызревает в душе Базарова. В глубине души он ищет любовь, но оказывается неспособным на настоящее серьезное чувство. Любовь, внезапно вспыхнувшая в его сердце, словно разделяет его душу на две части, которые находятся в постоянной борьбе. Теперь в нем начинают жить два противоположных человека: один — убежденный противник романтических чувств, отрицатель духовной составляющей любви; другой — страстная и одухотворенная натура, человек, столкнувшийся с таинством этого высокого чувства: «Он легко сладил бы с своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость».

12 стр., 5682 слов

Базаров: характеристика. Образ Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

... конфликта: внешний и внутренний. На внешнем уровне конфликт представлен спорами Павла Петровича Кирсанова с Евгением Базаровым. Споры с Павлом Петровичем Кирсановым касаются разных сторон человеческой жизни. Наиболее непримиримым Базаров ... чувств трактуется Базаровым как слабость. Герой отрицает любовь, музыку, искусство, наслаждение природой, заявляя, что «природа не храм, а мастерская, а человек в ...

Он мучается от отсутствия идеалов, но не может осознанно подойти к их поиску, добиться стабильности и гармонии в собственной жизни. Дорогие его уму «естественнонаучные» убеждения превращаются в принцип, которому он, отрицающий любые принципы, теперь преданно служит. Он постепенно начинает понимать, что жизнь намного сложнее того, что знают о ней «физиологи». А ведь он был уверен, что знает ответы на любые вопросы, что все в жизни может быть подчинено простому расчету и логике.

Основная трагедия героя Тургенева заключается в противоречивости его личности. Это деятельная натура, уверенный в себе образованный, целеустремленный человек. Но в то же время он очень эгоистичен, резок, порой даже груб, неудержим и самолюбив. Он не способен на жалость и сочувствие другим людям. «Мужчина должен быть свиреп», — заявляет Евгений. И всем своим поведением подтверждает эту мысль. Но так ли однозначен он в проявлении своих убеждений? Евгений Базаров отрицает романтизм и в то же время по своей сути является настоящим романтиком: «он с негодованием осознавал романтика в самом себе ». Он отрекается от прошлого, от родителей, от авторитетов, от «глупой жизни отцов», хотя сам признается, что на самом деле очень любит их. Он стремится принести пользу родине, но сомневается: «Нужен ли я России?» Он не понимает и не принимает трагедии в любви: «Нравится тебе женщина, старайся добиться толку; а нельзя — ну, не надо, отвернись — земля не клином сошлась», и сам оказывается безответно влюбленным в женщину. Он отрицает религию и в то же время говорит отцу: «Вы оба с матерью должны теперь воспользоваться тем, что в вас религия сильна». «Сделай милость, не говори красиво», — говорит он Аркадию в начале романа, а в конце восклицает: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет». Герой Тургенева — нигилист. Он отрицает все: религию, науку, семью, нравственность, искусство, любовь. Но жизнь устраивает ему проверку по всем перечисленным пунктам. И Базаров не выдерживает этой проверки. Его жизненные устои дают трещину. Базаров до конца не осознает этих противоречий, не хочет признаться самому себе в том, что ему присуще многое из, того, что он всю жизнь отрицал. И все же он все больше и больше чувствует, что чего-то не понял в этой жизни, где-то допустил ошибку.

3 стр., 1241 слов

«Что делает Евгения Базарова героем своего времени?»

... — и в «Герое нашего времени», и в «Отцах и детях» — присутствует тема дружбы и вражды, в которой первую скрипку играет главный герой. В одном случае, это -- Печорин и Грушницкий, во втором -- Базаров и ...

Разочарование в собственных теориях сопровождается у героя разочарованием во всей своей жизни. Неверие в свое назначение, раздражение, скука усугубляют и без того тревожное душевное состояние героя. И с каждым шагом он все ближе к собственной гибели. Он участвует в навязанной ему Павлом Петровичем дуэли, при этом ломая себя, идя на поводу у предрассудков общества, играя не свойственную ему вычурно-комическую роль. Прощание Базарова с Аркадием еще больше подчеркивает его одиночество и обреченность на «горькую, терпкую, бобыльную жизнь». Казалось бы, Базаров умирает от нелепой случайности — пореза во время операции. Но эта смерть на самом деле не случайна. «Весь смысл романа заключается в смерти Базарова, — говорил Д. И. Писарев. — Незачем ему жить, так надо посмотреть, как он будет умирать».

На смертном одре трагическое осознание героем собственных заблуждений достигает особого накала. «И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта — как бы умереть прилично…» Умирая, Евгений вдруг ясно осознает бесполезность, ненужность прожитой жизни. Смерть оказывается сильнее его, а значит, не все можно преодолеть с помощью силы. Природа — единственное, что вечно на земле, а он считал ее мастерской. Теперь же он чувствует себя перед ней маленькой песчинкой, которую никто не заметит, а если и заметят, то завтра же забудут: «Я умру, и из меня лопух расти будет». Он готов слиться с окружающим миром, который всю жизнь отвергал. Но теперь мир не принимает его — даже после смерти железная ограда отделяет его от людей. Даже теперь он остается таким же одиноким, каким был при жизни.

Почему Базаров одинок

Базаров, как человек, не нашедший сторонников в эпоху переменчивого мира, представлен в романе И. С. Тургенева. Главный герой отожествляет человека своего времени, непринятого и непонятого обществом, человека, который был обречен на полное разочарование в собственных принципах, конечным итогом чего стала его гибель.

Центральный образ Базарова пронесен через всю сюжетную линию романа. Именно вокруг него раскрываются и познаются остальные персонажи, подчеркивающие силу и ум, суждения и характер главного героя. Образ Евгения несет ощущение

наполненности, достоинства и независимости. Главной же сюжетной линией Тургенев представил постепенное нарастающее одиночество Базарова – молодого самодостаточного человека, чувствующим себя одиноко среди уездных аристократов.

Евгений по натуре очень сильная и целеустремленная личность, свято верящая в свои принципы и идеалы, среди которых есть точные науки и логический взгляд на все происходящее на земле. Но несчастье его заключается в том, что своим знаниям он не может найти применения. На протяжении всего романа Базаров желает найти родственную человеческую душу, которая могла бы разделить с ним его взгляды.

Являясь личность противоречивой, Евгений отрицает романтику, хотя по сути является романтиком до глубины души, он отрекается от родни и прошлого, так как с маленького возраста жил один и был самостоятелен, однако очень любит своих родителей. Отрицая все вокруг: религию, отношения, искусство и любовь, Базаров не признается в том, что многое из этих пунктов присуще и ему.

Единственным человеком, которого Евгений мог бы пустить в свой мир, которому мог бы открыться, стала Одинцова. Именно ради этой женщины он готов был поступиться всеми своими убеждениями, если бы только она ответила ему взаимностью. Но этого не произошло. Анна Сергеевна ответила ему отказом. Наш герой вновь убедился в бесполезности чувств любви, однако отрицать их уже не стал. А может, ответит ему согласием, она бы дала шанс этому противоречивому человеку обрести надежду на то, что он не одинок в своих убеждениях, может быть именно тогда он бы смог почувствовать себя не одиноким.

2 стр., 581 слов

Духовная эволюция героя в романе «Евгений Онегин»

... любви, для счастья. И пусть Онегин и Татьяна не могут быть вместе — мы знаем, что к герою романа пришло, хоть и запоздало, духовное возрождение. ... вызывали мечтаний, не мешали сну... Теперь — иное дело. Евгений Онегин, как и всякий влюбленный, занят Татьяной непрерывно: Что с ... Досада? Суетность? Иль вновь Забота юности — любовь? И мы рады за героя, хотя эта любовь ни ему, ни Татьяне не принесет ...

Отвечая на вопрос, почему Базаров одинок, трудно прийти к единому выводу, ведь на строение личности и взглядов влияют многие факторы. Для нашего героя первостепенной причиной одиночества могла стать и среда, в которой воспитывался молодой человек, и то разочарование, которое он испытал от неразделенной любви.

Трагическое одиночество Базарова

Несмотря на чрезвычайную популярность демократического движения, тургеневский Базаров очень одинок. «Нас не так мало, как вы полагаете», — говорит он Павлу Петровичу. Но в романе мы не видим подлинных единомышленников Базарова. Писарев ищет причину одиночества в том, что он ещё не встречал человека, «который бы не спасовал перед ним. Базаров один, сам по себе, стоит на холодной высоте трезвой мысли, и ему не тяжело это одиночество, он весь поглощён собою и работою… »** Сборник статей. Д.И. Писарев. Базаров. с. 422.

В России в это время уже выросло целое поколение демократов- разночинцев, учеников Чернышевского, Добролюбова, Писарева. А кто же сподвижники Базарова? Он нередко говорит «мы», хотя писатель ни разу не упомянул о ком-либо из истинных соратников своего героя.

Зато в романе представлены его мнимые ученики и последователи. Это прежде всего Аркадий, который переходит из категории «детей» в категорию «отцов».Увлечение Аркадия Базаровым- не более чем дань молодости.

Их отношения нельзя назвать дружбой, которая основана на глубоком взаимопонимании. Евгений Базаров хотел перевоспитать Аркадия, сделать его «своим», но очень скоро убедился, что это неосуществимо. «Э-э! да ты, я вижу, точно намерен пойти по стопам дядюшки, — прозорливо замечает Базаров. — Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть!..» И всё же Базарову тяжело расставаться с Аркадием, к которому он был искренне привязан.

В романе Аркадий — лучший из «учеников» Базарова. Другие его последователи изображены сатирически. Подобно тому как Репетилов опошлял идеи декабристов, Ситников и Кукшина опошляют идеи шестидесятников. Они видят в нигилизме только отрицание всех старых нравственных норм и с восторгом следуют этой новой «моде».

Одинок Базаров не только в дружбе, но и в любви. В своём чувстве к Одинцовой он раскрывается как сильная, страстная и глубокая натура. Даже здесь проявляется его превосходство над окружающими людьми. Унизительной была любовь Павла Петровича к княгине Р. Лёгким увлечением было чувство Аркадия к Одинцовой, тогда как его любовь к Кате стала результатом подчинения слабой натуры более сильной.

Базаров любит по-другому. До встречи с Одинцовой он, очевидно, не знал настоящей любви. Его первые слова об этой женщине грубы. Но его грубость, вызванную отвращением к «красивым словам», не следует путать с цинизмом. Циничным было отношение к Одинцовой губернского «света», который оскорблял её грязными сплетнями. Базаров же сразу увидел в ней человека незаурядного и выделил из круга губернских дам: «На остальных баб не похожа ». Развязность Базарова в разговоре с новой знакомой были свидетельством его смущения и даже робости. Одинцова всё поняла «и это ей даже польстило. Одно пошлое её отталкивало, а в пошлости никто бы не упрекнул Базарова».

10 стр., 4701 слов

Базаров и родители в романе Тургенева Отцы и дети

... любовью родители Базарова относятся к сыну. Мать ласково называет его «Енюшкой»; от волнения она пошатнулась и, наверное, упала бы, если бы Базаров не поддержал ее. Тургенев пишет, что старик Базаров ... забывать его стариков: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать». Эти слова из его уст можно сравнить с признанием в любви к ...

Одинцова во многом достойна его. И это тоже возвышает Базарова. Если бы он полюбил пустую, ничтожную женщину, его чувство не вызывало бы уважения. Он охотно делится с Анной Сергеевной своими мыслями, видит в ней умную собеседницу.

Опровергая взгляды героя романа на любовь, писатель заставляет его переживать то, что сам Базаров отвергал: «В разговорах с Анной Сергеевной он ещё больше прежнего высказывал своё равнодушное презрение ко всему романтическому, а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе».

В сценах объяснения Базарова с Анной Сергеевной покоряют свойственные ему суровая прямота, честность. Евгений откровенно называет её аристократкой, осуждает в ней то, что ему чуждо. Из его слов Одинцова могла сделать вывод, что этот человек, как бы он ни любил, не пожертвует во имя любви своими убеждениями.

Но не это отпугнуло её. Некоторые критики утверждали, будто бы Тургенев развенчивает своего героя, показывая, что любовь сломила Базарова, выбила его из колеи, что в последних главах романа он уже не тот, каким знали его вначале. Да, действительно, несчастная любовь приводит Базарова к тяжёлому душевному кризису. Всё валится у него из рук, и само его заражение кажется не таким уж случайным: человек в подавленном душевном состоянии становится неосторожным.

Но Базаров не отказался от борьбы со свой болью, не раскис, не стал унижаться перед своей возлюбленной. Он всеми силами стремится побороть в себе отчаяние, он злится на свою боль. И если бы не смерть, он, может быть, и справился бы с этой болью.

Способность к истинной любви Тургенев всегда считал важной для оценки человека. Писатель показывает, что Базаров и в любви выше «уездных аристократов», в том числе умной и обаятельной, но душевно холодной и эгоистичной Одинцовой. Нигилист Базаров способен любить глубоко и сильно.

Трагическое одиночество Базарова проявляется не только в его общении с мнимым другом и любимой женщиной, но и во взаимоотношениях с народом, отзывы о которых также противоречивы. И своим происхождением, и родом занятий, и складом ума, и помыслами герой романа значительно ближе к крестьянам, чем Павел Петрович, хотя тот упрекает Базарова, что он «не знает русского народа».Недаром речь Базарова так близка к народу. «Вы порицаете моё направление, — говорит он Павлу Петровичу, — а кто вам сказал, что оно во мне случайно, что оно не вызвано тем самым народным духом, во имя которого вы так ратуете? »

Вспомним, как в спорах с Павлом Петровичем и Аркадием Базаров, казалось бы, пренебрежительно говорил о русских мужиках. Но он выступал не против народа, а против умиления перед его отсталостью, суеверием,невежеством. «Народ полагает, что когда гром гремит, это Илья- пророк в колеснице по небу разъезжает. Что же? Мне соглашаться с ним?» Базаров убеждён, что нигилизм обусловлен интересами простых мужиков, вызван «народным духом». Герой романа не склонен идеализировать народ, видя его долготерпение и рабство; свобода едва ли пойдёт ему впрок, «потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке».

5 стр., 2481 слов

П.П. Кирсанов и Е. Базаров как герои-антагонисты

... Базаров. Но он искренне верит, что народ по духу своему революционен, поэтому нигилизм -- проявление именно народного духа. 3. Взгляды героев на природу и искусство Имеются разногласия Базарова и Павла Петровича ... правительственной реакции. Отсюда -- идеализм, вера в Бога, культ чувства. Тургенев проводит героя через испытания любовью. Встреча на балу с княгиней Р. изменяет всю жизнь Кирсанова, ...

Такую точку зрения своего героя разделял и сам Тургенев. «Все истинные отрицатели, которых я знал, — без исключения (Белинский… Герцен, Добролюбов…), идут по своей дороге потому только, что более чутки к требованиям народной жизни», — писал он.

Многие демократы 60-х годов подчёркивали важность трезвого отношения к крестьянству, отказа от его идеализации. Поэтому не удивительно, что в устах Базарова не раз звучат резкие суждения о народе: «Русский мужик Бога слопает». Во второй половине произведения Базаров как будто даже презирает народ за его предрассудки, пассивность, заблуждения, знахарство, пьянство. В двадцать первой главе он весьма скептически говорит о будущем мужиков и своём собственном: «… я и возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет… да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет; ну, а дальше?»

Такие суждения о народе рождены авторским желанием снизить образ своего героя, наделить его антидемократическими репликами. Поэтому Базаров жестоко иронизирует над деревенским мужиком, подтрунивая над ним и славянофильским представлением о силе крестьянства: «… от вас начнётся новая эпоха в истории. Вы нам дадите и язык настоящий и законы». На непонятные ему слова мужик отвечает «… а против нашего, то есть миру, известно, господская воля; потому вы отцы наши. А чем строже барин взыщет, тем милее мужику». Базарову горько слышать эти рабские проявления покорности и угодливости. Поэтому он «презрительно пожал плечами и отвернулся». Характерно, что Базаров «… владел особым умением возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно». Слуги «чувствовали, что он всё-таки свой брат, не барин». И горничная Дуняша, и Пётр светлели при встрече с гостем, а дворовые мальчики «бегали за дохтуром» , как «собачонки», испытывая к нему особую, неподдельную симпатию.

Желая подчеркнуть его одиночество, преждевременное появление в России, его обречённость, Тургенев хочет показать глубину той пропасти, которая отделяет Базарова от народа.«Увы! — говорит Тургенев, — презрительно пожимавший плечом, умевший говорить с мужиками Базаров, этот самоуверенный Базаров и не подозревал, что он был в их глазах всё- таки чем-то вроде шута горохового…».

В романе Отцы и дети образ нового человека Евгения Васильевича Базарова получился сложным, противоречивым, и, безусловно, очень интересным. Он не может оставить равнодушным читателя как прошлого века, так и нашего современника. С момента выхода романа в свет на автора и его главного героя обрушилось море критики, вокруг образа Базарова развернулась ожесточенная полемика. Консервативные круги дворянства, ужаснувшись его силе и мощи, чувствуя в нем угрозу своему укладу, возненавидели главного героя. Но в то же самое время Базарова не приняли и в революционно-демократическом лагере, к которому он сам и принадлежал. Его образ сочли карикатурой на молодое поколение. Во многом такая оценка главного героя заслуга самого автора. И. С. Тургенев сам не определился в отношении к Базарову. С одной стороны, он оправдывает и оценивает Базарова по достоинству, вполне искренне восхищаясь его умом, твердостью, умением отстаивать свои идеалы и добиваться желаемого; наделяет этот образ чертами, которыми не обладает сам. Но, с другой стороны, читатель чувствует (прямого указания на это нет в тексте, но это проскальзывает само собой, помимо воли автора), что Базаров чужд автору, непонятен Тургенев искренне хочет заставить себя полюбить своего героя, загореться его идеей, но безрезультатно. Именно это и наталкивает на мысль о чудовищном одиночестве Базарова. Он титаничен, недюжинно силен, но в то же время бесконечно несчастен и одинок. Вероятно, это удел любого выдающегося человека. Да и сам Базаров не стремится к тому, чтобы понравиться людям, скорее наоборот. По его собственному замечанию, настоящий человек тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть. Его единомышленники, признавая Базарова сильной личностью, способны лишь на поклонение и пародирование, не претендуя на большее. А это Базаров как раз и презирает в людях. Он постоянно ищет человека, равного себе по силе, и не находит его. Единственно, кто решается противостоять этому бурному натиску, это Павел Петрович Кирсанов, но вовсе не потому, что он такой же титан, а потому, что его принципы, в отличие от базаровских, которые висят в воздухе и питаются исключительно энергией их автора, врастают в века. Эти духовные ценности, исторические корни, уклад Павел Петрович воспринял еще в детстве. В своих спорах с Базаровым П. П. Кирсанов отстаивает свое прошлое, свою жизнь, которую он не мыслит другой, и это придает ему сил в схватке с титаном, который может противопоставить в этой схватке только себя, свою могучую личность. Но несмотря на очевидность того, что Базаров не прав, его бескомпромиссная борьба вызывает восхищение. Автор как бы все время напоминает читателю, что Базаров не чудовище, не злой гений, а прежде всего несчастный человек, одинокий и, несмотря на всю силу ума и энергию, беззащитный перед самыми простыми человеческими чувствами. В отношениях с Одинцовой проявляется его уязвимость. Подсознательно Базаров ищет любви, но настоящая, высокая любовь ему недоступна, потому что он бездуховен и безнравствен. Одинцова же ждет от него зрелых чувств, ей нужна серьезная любовь, а не мимолетная страсть. В ее жизни нет места потрясениям, без которых себя не мыслит Базаров. Он не понимает, что непременным условием достижения духовных и нравственных идеалов является стабильность. А эти идеалы для него недоступны (хотя он и мучается от их отсутствия, не отдавая себе в этом отчета), так как, будучи прагматиком, он должен все прощупать, потрогать. И тут получается какой-то замкнутый круг. Базаров мечется в этом круге одинокий, отчаявшийся. Он противоречив до абсурда. Базаров отрицает романтизм, но по своей сути является романтиком, он отрекается от родителей, от глупой жизни отцов, но сам, в порыве откровения, признается Аркадию в своей любви к ним, он делает все, по его мнению, для благополучия родины, но сам задается вопросом: Нужен ли я России? Нет, видно, не нужен. Страшно чувствовать себя в таком замкнутом круге противоречий, и это тяжело даже такой сильной и независимой личности, как Базаров. Как ужасно, умирая, осознавать бесполезность, бессмысленность, ненужность прожитой жизни. Ведь исправить уже ничего нельзя. А Базаров, на мой взгляд, достаточно умен, чтобы, пусть на смертном одре, осознать свои ошибки. Он признает свое бессилие перед смертью, значит, не все можно преодолеть с помощью силы. Базаров возвращается к природе, которую при жизни он воспринимал так материалистически (Я умру, и из меня лопух расти будет, природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник).

4 стр., 1726 слов

Анализ эпизода смерти Базарова в романе Тургенева Отцы и дети

... читаешь финальную сцену произведения Тургенева. Сочинение Базаров перед лицом смерти 10 класс Иван Сергеевич Тургенев – классик отечественной литературы ... Сочинение Смерть Базарова анализ эпизода Главным героем романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» является молодой и образованный Евгений Базаров. ... Трудом всей жизни Тургенева является роман «Отцы и дети», главный герой которого Базаров Евгений является ...

3 стр., 1117 слов

«Что такое мир?» — примеры рассуждений

... сохранить мир по-прежнему остается актуальной, несмотря на ряд достигнутых в этом направлении соглашений. Большим шагом на ... сочинение «Мир во всем мире». ... астрономия, физика, химия и математика человек стал вкладывать в понятие исключительно ... все сущее является следствием трансформации хаоса в упорядоченное (низкоэнтропийное) состояние. Полезно отметить, что философская трактовка слова мир, как тема ...

Перед лицом природы, перед лицом вселенной, даже такой титан, как Базаров, кажется жалкой песчинкой. В этом и есть его трагическое одиночество, он не ощущает себя частью этого мира, даже после смерти железная ограда, окружающая его могилу, отделяет его от мира. После смерти он остается по-прежнему одинок.